Предлагаемый дидактический материал предназначен для проведения олимпиады по географии, может быть использован в любом УМК. Олимпиады позволяют школьникам правильно решать вопрос о выборе географии как дисциплины для более глубокого изучения, что поможет им в дальнейшем определить свою будущую профессию.
Школьные олимпиады по географии – это не только массовый вид соревнований обучающихся, но и пропаганда географических знаний в занимательной игровой обстановке, возможность проявить свою эрудицию и творческие силы буквально всем обучающимся.
ПЛАН МЕСТНОСТИ
Базовый уровень сложности
1. Каков масштаб плана, если на нём расстояние от озера до дороги в
1 км соответствует 20 см?
О т в е т : _________________________________________________
2. Установите соответствие между сторонами горизонта и их
азимутом.
Сторона горизонта
1) Юг
2) Запад – северозапад
3) Юговосток
4) Запад
Азимут
а) 135°
б) 180°
в) 270°
г) 290°
О т в е т : _________________________________________________
3. Как называют условные линии на карте, соединяющие точки
земной поверхности с одинаковой высотой?
О т в е т : _________________________________________________
4. При помощи чего нельзя ориентироваться на местности?
(Выберите ответ.)
Муравейника, пня, болота, полярной звезды, по лишайникам,
деревьям.
О т в е т : _________________________________________________
5.Подпишите названия этих условных знаков.
Повышенный уровень сложности
1. Если расстояние между городами Москва и Дели составляет 4 500
км, что соответствует 6 см на карте, то каково реальное расстояние
между городами София и Баку, если известно, что расстояние между
ними на этой же карте равно 2 см 8 мм?
О т в е т : _________________________________________________
2. Каждый из вас, конечно, читал сказку В. М. Гаршина «Лягушка
путешественница» и помнит, чем окончилось ее небольшое
путешествие.
«…Но так как утки летели очень быстро, то и она упала не
прямо на то место, над которым закричала и где была твердая
дорога, а гораздо дальше, что было для неё большим счастьем,
потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни».
Определите, в каком направлении по отношению к деревне
находился пруд.
О т в е т :
_____________________________________________________________
_______________________________________________
3Высокий уровень сложности
1. Сможете ли вы определить стороны горизонта без компаса,
пользуясь наручными часами?
О т в е т : _________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
2. Решите задачу.
Старые дубы в лесу под напором ветра склонили свои ветви к
заходящему солнцу. Возвращаясь в лагерь, по лесу шёл турист.
Встречный ветер грозил снести ему шляпу, и он придерживал её рукой.
Пройдя некоторое расстояние, турист повернул налево и продолжал
свой путь перпендикулярно пройденной дороге. Стемнело. Небо
заволокло тучами. Через некоторое время турист заметил, что
заблудился. Он остановился и стал определять направление своего
пути. Компаса у путника не было. После некоторого раздумья турист
сказал: «Зачем я иду на юг? Ведь лагерь должен быть, помоему, к
западу отсюда». И он сделал крутой поворот вправо на 90°, так как
решил, что западное направление именно это. Правильно ли направление
пути туриста?
О т в е т : _________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
3. Какой способ измерения высоты предметов и зданий подсказала
Фалесу из Милета обыкновенная палка?О т в е т : _________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________