Олимпиада по русскому языку позволит определить уровень освоения знаний по русскому языку у учащихся 4 класса и выявить лингвистически одарённых детей. Разработка содержит сами олимпиадные задания и подробные инструкции по проверке олимпиадной работы по русскому языку для учителя начальных классов.
Олимпиада по русскому языку
Цель: определение уровня освоения знаний по русскому языку у учащихся и
выявление лингвистически одарённых детей.
Задачи:
проверить знания учащихся по русскому языку в объёме программы
и оценить уровень сформированности мыслительных действий
учащихся в процессе решения предметных задач в нестандартных
условиях;
развивать логическое мышление, творческую инициативу, языковое
чутьё и расширять кругозор учащихся;
воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.
Олимпиадные задания
4 класс
1. Поставь в словах знак ударения.
Алфавит, красивее, звонит, каталог, туфлями, торты.2. Сколько общих звуков в словах серп и перс? ________________________
3. Путём перестановки букв в каждой паре слов, составь третье слово – имя
существительное. Должны быть использованы все буквы.
охра + под =_____________________
кит + рана=______________________
ров + поза =_____________________________
4. Отгадай шараду.
В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс – в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдёте,
В целом ко мне на уроки пойдёте.______________________________
5. Замени в словосочетаниях прилагательные синонимами с приставками без и
бес.
Смелый человек ________________________________.
Жестокий враг __________________________________.
Тихие шаги ____________________________________.
6. Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево?
______________
7. В каких сказочных словах нужно по правилам русской орфографии поставить
мягкий знак после шипящего? Поставь мягкий знак, где это необходимо.
Докажи.
Пяшлая куж…, бурявый пуполош…, мяувая дуч… .
8. Запиши, что обозначают данные фразеологизмы.
Витать в облаках ______________________.
Плясать под чужую дудку ____________________________________.
Играть в бирюльки ____________________________________.
9. Подчеркни неуместное употребление слов в предложениях.
2У собаки встал дыбом мех.
Мальчик увидел чтото вкусное и облизался до ушей.
В дупло утром проник солнечный луч и огрел кукушонка как следует.
10.Ответь на вопрос пословицей или поговоркой.
Кем будет казак, если будет терпеть?
_________________________________________________________
Когда считают цыплят?
_________________________________________________________
Чего не утаишь в мешке?
_________________________________________________________
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
Задания
Колво
баллов
Всего баллов:
Инструкция по проверке олимпиадной работы
1. Цель: определить уровень развития культуры речи учащихся, проверить умение
обозначать ударение в словах.
Поставь в словах знак ударения.
Алфавит, красивее, звонит, каталог, туфлями, торты.
2. Цель: выявить уровень овладения учащимися звукобуквенным анализом слова и
развития логического мышления.
Сколько общих звуков в словах серп и перс?
2 звука: [э], [р].
3. Цель:
выявить уровень развития логического мышления, внимания,
активизировать словарный запас учащихся.
Путём перестановки букв в каждой паре слов, составь третье слово – имя
существительное. Должны быть использованы все буквы.
3охра + под =пароход
кит + рана=картина
ров + поза =паровоз
4. Цель:
выявить уровень овладения учащимися словообразовательной
терминологией и морфемным анализом слова.
Отгадай шараду.
В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс – в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдёте,
В целом ко мне на уроки пойдёте.
расписание
5. Цель: выявить уровень развития активного словарного запаса учащихся,
орфографической зоркости.
Замени в словосочетаниях прилагательные синонимами с приставками без и
бес.
Смелый человек бесстрашный.
Жестокий враг безжалостный.
Тихие шаги – бесшумные.
6. Цель: проверить знание частей речи, развивать лингвистическую смекалку.
Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево?
он
7. Цель: выявить умение учащихся определять части речи на основе их
грамматических значений, развивать языковое чутьё, орфографическую
зоркость.
В каких сказочных словах нужно по правилам русской орфографии поставить
мягкий знак после шипящего? Поставь мягкий знак, где это необходимо.
Докажи.
4Пяшлая кужь (ж.р.), бурявый пуполош (м.р.), мяувая дучь(ж.р.) .
8. Цель: проверить правильное использование фразеологизмов в речи, выявить
уровень развития логического мышления
Запиши, что обозначают данные фразеологизмы
Витать в облака – фантазировать.
Плясать по чужую дудку – подчиняться комунибудь.
Играть в бирюльки – заниматься ерундой, пустяками.
9. Цель: выявить уровень развития культуры речи и навыков контроля.
Подчеркни неуместное употребление слов в предложениях.
У собаки встал дыбом мех.
Мальчик увидел чтото вкусное и облизался до ушей.
В дупло утром проник солнечный луч и огрел кукушонка как следует.
10.Цель: активизировать словарный запас.
Ответь на вопрос пословицей или поговоркой.
Кем будет казак, если будет терпеть?
Терпи казак – атаманом будешь.
Когда считают цыплят?
Цыплят по осени считают.
Чего не утаишь в мешке?
Шила в мешке не утаишь.
51
3
Задания
Колво
баллов
Всего баллов: 28
2
2
3
3
4
3
5
3
6
2
7
3
8
3
9
3
10
3
Литература
1. Бурлака Е.Г. Занимательная грамматика. – Ростов н/Д: Феникс; Донецк:
Издательский центр «Кредо», 2006. – 507 с.
2. Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336 с.
3. Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов. Ростов н/Д:
Феникс, 2011. – 186 с.
4. Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим русский с увлечением:
Формирование орфографической грамотности: 14 классы. – М.: 5 за знания, 1005.
– 240с.
5. Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В., Яровая Л.Н. Учим русский с
увлечением: Части речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 14 классы. – М.: 5 за
знания, 2005. – 240с.
6. Пупышева О.Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу
«Окружающий мир»: 14 классы. М.: ВАКО, 2006. – 144С.
7. Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 24
классы. – М.: Айриспресс, 2011. – 224 с.
6