ОЛИМПИАДА по русскому языку

  • Контроль знаний
  • docx
  • 22.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Олимпиада по русскому языку позволит определить уровень освоения знаний по русскому языку у учащихся 4 класса и выявить лингвистически одарённых детей. Разработка содержит сами олимпиадные задания и подробные инструкции по проверке олимпиадной работы по русскому языку для учителя начальных классов.
Иконка файла материала ОЛИМПИАДА по русскому языку 4 класс.docx
Олимпиада по русскому языку  Цель: определение уровня освоения знаний по русскому языку у учащихся  и выявление лингвистически одарённых детей. Задачи:  проверить знания учащихся по русскому языку в объёме программы и   оценить   уровень   сформированности   мыслительных   действий учащихся   в   процессе   решения   предметных   задач   в   нестандартных условиях;  развивать   логическое   мышление,   творческую   инициативу,   языковое чутьё и расширять кругозор  учащихся;  воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка. Олимпиадные задания  4 класс 1. Поставь в словах знак ударения. Алфавит, красивее, звонит, каталог, туфлями, торты.2. Сколько общих звуков в словах серп и перс? ________________________ 3. Путём перестановки букв в каждой паре слов, составь третье слово – имя  существительное. Должны быть использованы все буквы. охра + под =_____________________ кит + рана=______________________ ров + поза =_____________________________ 4. Отгадай шараду. В списке вы мой обнаружите корень, Суффикс – в собрании встретите вскоре, В слове рассказ вы приставку найдёте, В целом  ­ ко мне на уроки пойдёте.______________________________ 5. Замени в словосочетаниях прилагательные синонимами с приставками без­ и  бес­. Смелый человек ­ ________________________________. Жестокий враг ­ __________________________________. Тихие шаги ­ ____________________________________. 6. Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево? ______________ 7. В каких сказочных словах нужно по правилам русской орфографии поставить  мягкий знак после шипящего? Поставь мягкий знак, где это необходимо.  Докажи.  Пяшлая куж…, бурявый пуполош…, мяувая дуч… . 8. Запиши, что обозначают данные фразеологизмы. Витать в облаках ­ ______________________. Плясать под чужую дудку ­ ____________________________________. Играть в бирюльки ­ ____________________________________. 9. Подчеркни  неуместное употребление слов в предложениях. 2У собаки встал дыбом мех. Мальчик увидел что­то вкусное и облизался до ушей. В дупло утром проник солнечный луч и огрел кукушонка как следует. 10.Ответь на вопрос пословицей или поговоркой. Кем будет казак, если будет терпеть? _________________________________________________________ Когда считают цыплят? _________________________________________________________ Чего не утаишь в мешке? _________________________________________________________ 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 Задания Кол­во баллов Всего баллов: Инструкция по проверке олимпиадной работы 1. Цель: определить уровень развития культуры речи учащихся, проверить умение обозначать ударение в словах. Поставь в словах знак ударения. Алфавит, красивее, звонит, каталог, туфлями, торты. 2. Цель: выявить уровень овладения учащимися звуко­буквенным анализом слова и развития логического мышления. Сколько общих звуков в словах серп и перс?  2 звука: [э], [р].     3. Цель:  выявить   уровень   развития    логического   мышления,   внимания, активизировать словарный запас учащихся. Путём перестановки букв в каждой паре слов, составь третье слово – имя  существительное. Должны быть использованы все буквы. 3охра + под =пароход кит + рана=картина ров + поза =паровоз 4. Цель:  выявить   уровень   овладения   учащимися   словообразовательной терминологией и морфемным анализом слова. Отгадай шараду. В списке вы мой обнаружите корень, Суффикс – в собрании встретите вскоре, В слове рассказ вы приставку найдёте, В целом  ­ ко мне на уроки пойдёте.        расписание 5. Цель:  выявить   уровень   развития   активного   словарного   запаса   учащихся, орфографической зоркости. Замени в словосочетаниях прилагательные синонимами с приставками без­ и  бес­. Смелый человек ­ бесстрашный. Жестокий враг ­ безжалостный. Тихие шаги – бесшумные. 6. Цель: проверить знание  частей  речи, развивать лингвистическую смекалку.        Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево?         он 7. Цель:  выявить   умение   учащихся   определять   части   речи   на   основе   их грамматических   значений,   развивать   языковое   чутьё,   орфографическую зоркость.        В каких сказочных словах нужно по правилам русской орфографии поставить           мягкий знак после шипящего? Поставь мягкий знак, где это необходимо.          Докажи.  4Пяшлая кужь (ж.р.), бурявый пуполош (м.р.), мяувая дучь(ж.р.) . 8. Цель: проверить правильное использование фразеологизмов в речи, выявить  уровень развития логического мышления Запиши, что обозначают данные фразеологизмы Витать в облака – фантазировать. Плясать по чужую дудку – подчиняться кому­нибудь. Играть в бирюльки – заниматься ерундой, пустяками. 9. Цель: выявить уровень развития культуры речи и навыков контроля. Подчеркни неуместное употребление слов в предложениях.        У собаки встал дыбом мех.        Мальчик увидел что­то вкусное и облизался до ушей.        В дупло утром проник солнечный луч и огрел кукушонка как следует. 10.Цель: активизировать словарный запас. Ответь на вопрос пословицей или поговоркой. Кем будет казак, если будет терпеть? Терпи казак – атаманом будешь. Когда считают цыплят? Цыплят по осени считают.           Чего не утаишь в мешке? Шила в мешке не утаишь. 51 3 Задания Кол­во баллов Всего баллов: 28 2 2 3 3 4 3 5 3 6 2 7 3 8 3 9 3 10 3 Литература 1. Бурлака   Е.Г.   Занимательная   грамматика.   –   Ростов   н/Д:   Феникс;   Донецк: Издательский центр «Кредо», 2006. – 507 с. 2. Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 336 с. 3. Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов. ­ Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 186 с. 4. Жиренко   О.Е.,   Гайдина   Л.И.,   Кочергина   А.В.   Учим   русский   с   увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1­4 классы. – М.: 5 за знания, 1005. – 240с. 5. Жиренко   О.Е.,   Гайдина   Л.И.,   Кочергина   А.В.,   Яровая   Л.Н.   Учим   русский   с увлечением: Части речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 1­4 классы. – М.: 5 за знания, 2005. – 240с. 6. Пупышева О.Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «Окружающий мир»: 1­4 классы. М.: ВАКО, 2006. – 144С. 7. Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 2­4 классы. – М.: Айрис­пресс, 2011. – 224 с. 6