Предлагаемый дидактический материал предназначен для проведения олимпиады по географии, может быть использован в любом УМК. Олимпиады позволяют школьникам правильно решать вопрос о выборе географии как дисциплины для более глубокого изучения, что поможет им в дальнейшем определить свою будущую профессию.
Школьные олимпиады по географии – это не только массовый вид соревнований обучающихся, но и пропаганда географических знаний в занимательной игровой обстановке, возможность проявить свою эрудицию и творческие силы буквально всем обучающимся.
Природа России.rtf
ПРИРОДА РОССИИ
Базовый уровень сложности
1. Летом 1890 года А. П. Чехов побывал здесь, тогда – крупнейшей
каторжной колонии России, мир увидел одно из самых интересных и
насыщенных произведений Чехова. Сегодня эта территория остаётся
единственным островным регионом Российской Федерации. 59 островов
представляют собой зооботанический сад, где соседствуют рядом
древние реликтовые растения и травыгиганты, краснокнижные виды
животных и ценные промысловые звери. Природа щедро наделила эту
территорию естественными «здравницами»: горячие озёра и источники,
песчаные пляжи Анивского взморья, минеральные воды, реки и озёра.
Славятся необыкновенной красотой вулканы и горные водопады.
Назовите этот регион РФ.
О т в е т : _________________________________________________
2. Как называется раздел географии, наука, которая изучает
образование камов и озов, бараньих лбов, курчавых скал, фирновых
снежников, ледниковые борозды и пещеры, различные формы морен,
подземные и плавучие льды?
О т в е т :
_____________________________________________________________
_______________________________________________
3. Определите названия этих географических объектов:
1) Это водохранилище образовалось на реке Дон, ниже канала,
–
соединившего
________________________________________
Волгой
его
с
2) Самая длинная и многоводная река Европы – __________________
3) Высочайший вулкан России – ______________________________
4) Болотистая низменность в междуречье Оки и Клязьмы –
_____________________________________________________________
______ 5) Самый крупный остров на Байкале – _________________________
4. Что такое Джугджур и где он расположен?
О т в е т :
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_______________________________________
5. Соотнесите названия территорий и гор, которые на них
расположены.
Территория
1) Приморский край
2) Полуостров Камчатка
3) Республика Алтай
4) Полуостров Таймыр
Горы
а) Бырранга
б) Срединный хребет
в) СихотэАлинь
г) Алтай
О т в е т : _________________________________________________
6. По фрагментам описания природы определите, о каких
территориях идет речь:
1) Территория богата разнообразными природными ресурсами. В
горах залегают полиметаллические, редкоземельные и марганцевые
руды. Минеральные источники послужили основой для развития
курортного хозяйства. Высокие горы – чудесное место отдыха для
горнолыжников.
О т в е т : _________________________________________________
2) Более 80 % территории равнины относится к области избыточного
и достаточного увлажнения. По количеству болот эта территория
является мировым рекордсменом. Болота хранят огромные, пока не
используемые торфяные богатства.
О т в е т : _________________________________________________
3) В 1920 году на Южном Урале был создан первый в мире минералогический заповедник. Главная его достопримечательность –
огромная коллекция минералов.
О т в е т : _________________________________________________
4) Территории этого региона различны по рельефу и геологическому
строению. Их объединяет очень суровый, резко континентальный
климат, а также повсеместное распространение многолетней мерзлоты,
господство лиственничных лесов и таёжномерзлотных почв.
О т в е т : _________________________________________________
5) Это край контрастов. Северная часть этой удивительной земли
находится за полярным кругом. Здесь почти круглый год лежит снег.
Омывающие побережье моря даже летом не полностью освобождаются
ото льда. На многие сотни километров тянется тундра. Южная часть
края лежит на широте Италии. Здесь лианы и бархатное дерево растут
по соседству с северными елями и лиственницами.
О т в е т : _________________________________________________
7. Попробуйте определить по описанию исток реки. Каково её
название?
1) Свое начало она берет в районе озера Селигер. ________________
2) Берет начало в северной части Среднерусской возвышенности.
_____________________________________________________________
_
3) Начинается от слияния Бии и Катуни в районе Алтая.
_____________________________________________________________
_________
4) Река образуется слиянием двух рукавов: Большого и Малого …
_____________________________________________________________
_
5) Шилка и Аргунь – два истока этой реки. ______________________
6) Берет начало в озере Байкал. _______________________________
Повышенный уровень сложности
1. В Северном Ледовитом океане, у побережья Чукотки, на одном из островов проживает самая большая в мире колония белых медведей, в
прибрежных водах обитают тюлени и моржи и даже киты. На остров
завезены домашний северный олень и овцебык. Птичьи базары
насчитывают около 40 видов птиц.
С 1976 года для охраны уникальной природы основан заповедник.
Как называется этот остров? К какой природной зоне относится эта
территория?
О т в е т :
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_______________________________________
2. Эта гряда островов протянулась цепью на 1 200 км и является
одним из немногих не тронутых цивилизацией уголков первозданной
природы России. В водах обитают котики, самые крупные ластоногие –
сивучи, нерпы, киты. У берегов облюбовал себе место калан, мех
которого считается эталоном прочности и красоты. Разница во времени
с московским составляет 7 часов. Какое название у этого жемчужного
ожерелья островов?
О т в е т : _________________________________________________
3. В этих водах, среди высоких гор, обитает уникальная прозрачная
живородящая рыба без чешуи. На четверть она состоит из жира, а
выброшенная на солнечный берег – быстро тает. Назовите водоём и
название этой рыбы.
О т в е т : _________________________________________________
4. Найдите «лишний» объект в каждой цепочке и объясните своё
решение.
1) Кубачи – Лаба – Казбек – Егорлык – Скалистый – Кунгур – Маныч
– Гудило.
О т в е т : _________________________________________________ 2) Пенжина – Оймякон – Джугджур – Ямал – Бурея – Терпения –
Певек.
О т в е т :
_____________________________________________________________
_______________________________________________
3) Селигер – Эльтон – Кижи – Вилюй – Жигули – Вятка – Хибины.
О т в е т :
_____________________________________________________________
_______________________________________________
5. Ещё при Петре I в урочище Белогорье, на Дону, был открыт этот
минерал. Пётр I оценил значение этого открытия:
«Сей минерал если не нам, то нашим потомкам зело полезен
будет».
О чём идёт речь?
О т в е т : _________________________________________________
6. Самое высокое атмосферное давление в РФ наблюдается:
1) зимой на юге Восточной Сибири;
2) зимой в Центральной Якутии;
3) летом на Кольском полуострове;
4) летом на Прикаспийской низменности;
5) летом на Камчатке.
7. Выберите из приведенного ниже списка территорию Сибири с
наименьшей величиной речного стока (не считая стока транзитных рек),
объясните, почему здесь формируется сравнительно небольшой сток.
Имеет ли здесь место недостаток водных ресурсов и почему?
В а р и а н т ы : Алтай, плато Путорана, Центральная Якутия,
Северное Прибайкалье, верховья Колымы.
О т в е т :
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________ _______________________________________
Вам предложены
следующих
8.
названия
вершин России:
г. Победа,
г. Казбек,
г. Белуха,
Манарага,
ЯкоЯни,
г. Народная,
г. Бештау,
МункуСардык.
Назовите горы и хребты, в которых они находятся.
О т в е т :
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________
9. Дайте определение следующим понятиям:
Выветривание
–
_____________________________________________________________
__________________________________________
Траппы
–
_____________________________________________________________
_______________________________________________
_____________________________________________________________________
Делювий
–
_____________________________________________________________
______________________________________________
Климат
–
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
___________________________________________ Высотная
–
_____________________________________________________________
____________________________________
поясность
Сила
–
_____________________________________________________________
________________________________________
Кориолиса
Эстуарий
–
_____________________________________________________________
_____________________________________________
Высокий уровень сложности
1. Не думайте, что ядовитые животные встречаются только на суше,
их немало и в водах океанов и морей.
Так, например, вблизи тихоокеанского
побережья Австралии обитает
рыба
СКОРПЕНА (или морской скорпион). Подобно
хамелеону, она бывает то зеленой, то
коричневой окраски, в зависимости от цветовой
гаммы окружающей среды. Поэтому увидеть ее
нелегко. Живет скорпена у самого берега, на
небольшой глубине. Во время отлива она
зарывается в ил или гальку до наступления
прилива.
Спина рыбы покрыта крепкими и острыми шипами, возле основания
которых под кожей находятся мешочки с сильным ядом. Достаточно
наступить на рыбу, как шипы впиваются в ногу, и яд, попадая в рану по
их желобкам, вызывает такую острую боль, что человек иногда теряет
сознание. Нога распухает, и, если потерпевшему сразу же не оказать
врачебную помощь, он может умереть. Местное население ловит
скорпен и, удалив ядовитые железы, употребляет в пищу. А знаете ли
вы ядовитых обитателей российских морей и океанов? Назовите
некоторых из них.
О т в е т :
_____________________________________________________________ _______________________________________________
2. Что общего у лакколита и вулкана? Приведите их примеры на
Кавказе.
О т в е т :
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
___________________________________________
3. Напишите, как называются такие группы организмов, то есть
подберите словаопределения:
1) Однолетние травы с коротким жизненным циклом (от 1,5
месяцев), который завершается образованием семян. Это некоторые
виды бурачника, крупка весенняя.
О т в е т : _________________________________________________
2) Животные, приспособленные к жизни в сухих условиях. Это
верблюды, черепахи, сайгаки, суслики.
О т в е т : _________________________________________________
3) Виды, роды и семейства растений или животных, ареал которых
охватывает почти весь мир, например: крапива, злаки, ласточки, клопы,
сельдь.
О т в е т : _________________________________________________
4) Растения, приспособленные к обитанию в условиях избыточного
увлажнения. Это тростник, осока, папоротник, кислица и другие.
О т в е т : _________________________________________________
5) Растения, приспособленные к жизни на засоленных почвах. Они
распространены в пустынях, полупустынях, в сухих степях на
солончаках, а также по берегам солёных озер и морей. Основные
представители: полыни, солянки, солерос.
О т в е т : _________________________________________________
4. Какие вы знаете различия среди заливов по происхождению,
размерам, конфигурации, связи с основным водоёмом? О т в е т :
_____________________________________________________________
_______________________________________________
5*. Как правило, в нижних слоях атмосферы (тропосфере) воздух
около поверхности Земли теплее, чем воздух, расположенный выше,
поскольку атмосфера в основном нагревается от солнечного излучения
через земную поверхность. С изменением высоты температура воздуха
понижается, средняя скорость уменьшения составляет 1 °C на каждые
160 м. Но в горах Восточной Сибири зимой эта закономерность
нарушается. В межгорных котловинах температура воздуха значительно
ниже, чем на вершинах горных хребтов. Что это за явление? Объясните
его.
Олимпиада "Природа России"
Олимпиада "Природа России"
Олимпиада "Природа России"
Олимпиада "Природа России"
Олимпиада "Природа России"
Олимпиада "Природа России"
Олимпиада "Природа России"
Олимпиада "Природа России"
Олимпиада "Природа России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.