Олимпиада "Природа России"
Оценка 4.7

Олимпиада "Природа России"

Оценка 4.7
Конкурсы
rtf
география +1
Взрослым
01.04.2018
Олимпиада "Природа России"
Предлагаемый дидактический материал предназначен для проведения олимпиады по географии, может быть использован в любом УМК. Олимпиады позволяют школьникам правильно решать вопрос о выборе географии как дисциплины для более глубокого изучения, что поможет им в дальнейшем определить свою будущую профессию. Школьные олимпиады по географии – это не только массовый вид соревнований обучающихся, но и пропаганда географических знаний в занимательной игровой обстановке, возможность проявить свою эрудицию и творческие силы буквально всем обучающимся.
Природа России.rtf
ПРИРОДА РОССИИ Базовый уровень сложности 1. Летом 1890 года А. П. Чехов побывал здесь, тогда – крупнейшей каторжной колонии России, мир увидел одно из самых интересных и насыщенных   произведений   Чехова.   Сегодня   эта   территория   остаётся единственным островным регионом Российской Федерации. 59 островов представляют   собой   зооботанический   сад,   где   соседствуют   рядом древние   реликтовые   растения   и   травы­гиганты,   краснокнижные   виды животных и ценные промысловые звери. Природа щедро наделила эту территорию естественными «здравницами»: горячие озёра и источники, песчаные пляжи Анивского взморья, минеральные воды, реки и озёра. Славятся   необыкновенной   красотой   вулканы   и   горные   водопады. Назовите этот регион РФ. О т в е т :   _________________________________________________ 2.  Как   называется   раздел   географии,   наука,   которая   изучает образование   камов   и   озов,   бараньих   лбов,   курчавых   скал,   фирновых снежников,   ледниковые   борозды   и  пещеры,  различные   формы   морен, подземные и плавучие льды? О т в е т : _____________________________________________________________ _______________________________________________ 3. Определите названия этих географических объектов: 1)   Это   водохранилище   образовалось   на   реке   Дон,   ниже   канала, –   соединившего ________________________________________ Волгой   его   с   2) Самая длинная и многоводная река Европы – __________________ 3) Высочайший вулкан России – ______________________________ 4)  Болотистая   низменность   в   междуречье   Оки   и   Клязьмы   – _____________________________________________________________ ______ 5) Самый крупный остров на Байкале – _________________________ 4. Что такое Джугджур и где он расположен? О т в е т : _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _______________________________________ 5.  Соотнесите   названия   территорий   и   гор,   которые   на   них расположены. Территория  1) Приморский край  2) Полуостров Камчатка 3) Республика Алтай  4) Полуостров Таймыр        Горы а) Бырранга б) Срединный хребет в) Сихотэ­Алинь г) Алтай О т в е т :   _________________________________________________ 6.  По   фрагментам   описания   природы   определите,   о   каких территориях идет речь: 1)   Территория   богата   разнообразными   природными   ресурсами.   В горах   залегают   полиметаллические,   редкоземельные   и   марганцевые руды.   Минеральные   источники   послужили   основой   для   развития курортного   хозяйства.   Высокие   горы   –   чудесное   место   отдыха   для горнолыжников. О т в е т :   _________________________________________________ 2) Более 80 % территории равнины относится к области избыточного и   достаточного   увлажнения.   По   количеству   болот   эта   территория является   мировым   рекордсменом.   Болота   хранят   огромные,   пока   не используемые торфяные богатства. О т в е т :   _________________________________________________ 3)  В   1920   году   на   Южном   Урале   был   создан   первый   в   мире минералогический   заповедник.  Главная   его   достопримечательность   – огромная коллекция минералов. О т в е т :   _________________________________________________ 4) Территории этого региона различны по рельефу и геологическому строению.   Их   объединяет   очень   суровый,   резко   континентальный климат, а также повсеместное распространение многолетней мерзлоты, господство лиственничных лесов и таёжно­мерзлотных почв. О т в е т :   _________________________________________________ 5) Это край контрастов. Северная часть этой удивительной земли находится за полярным кругом. Здесь почти круглый год лежит снег. Омывающие побережье моря даже летом не полностью освобождаются ото льда. На многие сотни километров тянется тундра. Южная часть края лежит на широте Италии. Здесь лианы и бархатное дерево растут по соседству с северными елями и лиственницами. О т в е т :   _________________________________________________ 7.  Попробуйте   определить   по   описанию   исток   реки.   Каково   её название? 1) Свое начало она берет в районе озера Селигер. ________________ 2)   Берет   начало   в   северной   части   Среднерусской   возвышенности. _____________________________________________________________ _ 3)   Начинается   от   слияния   Бии   и   Катуни   в   районе   Алтая. _____________________________________________________________ _________ 4) Река образуется слиянием двух рукавов: Большого и Малого … _____________________________________________________________ _ 5) Шилка и Аргунь – два истока этой реки. ______________________ 6) Берет начало в озере Байкал. _______________________________ Повышенный уровень сложности 1. В Северном Ледовитом океане, у побережья Чукотки, на одном из островов проживает самая большая в мире колония белых медведей, в прибрежных водах обитают тюлени и моржи и даже киты. На остров завезены   домашний   северный   олень   и   овцебык.   Птичьи   базары насчитывают около 40 видов птиц. С 1976 года для охраны уникальной природы основан заповедник. Как называется этот остров? К какой природной зоне относится эта территория? О т в е т : _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _______________________________________ 2.  Эта гряда островов протянулась цепью на 1 200 км и является одним   из   немногих   не   тронутых   цивилизацией   уголков   первозданной природы России. В водах обитают котики, самые крупные ластоногие – сивучи,   нерпы,   киты.   У   берегов   облюбовал   себе   место   калан,   мех которого считается эталоном прочности и красоты. Разница во времени с московским составляет 7 часов. Какое название у этого жемчужного ожерелья островов? О т в е т :   _________________________________________________ 3. В этих водах, среди высоких гор, обитает уникальная прозрачная живородящая   рыба   без   чешуи.   На   четверть   она   состоит   из   жира,   а выброшенная   на  солнечный   берег  –  быстро   тает.  Назовите   водоём   и название этой рыбы. О т в е т :   _________________________________________________ 4.  Найдите  «лишний» объект  в  каждой  цепочке   и объясните  своё решение. 1) Кубачи – Лаба – Казбек – Егорлык – Скалистый – Кунгур – Маныч – Гудило. О т в е т :   _________________________________________________ 2) Пенжина – Оймякон – Джугджур – Ямал – Бурея – Терпения – Певек. О т в е т : _____________________________________________________________ _______________________________________________ 3) Селигер – Эльтон – Кижи – Вилюй – Жигули – Вятка – Хибины. О т в е т : _____________________________________________________________ _______________________________________________ 5. Ещё при Петре I в урочище Белогорье, на Дону, был открыт этот минерал. Пётр I оценил значение этого открытия: «Сей   минерал   если   не   нам,   то   нашим   потомкам   зело   полезен будет». О чём идёт речь? О т в е т :   _________________________________________________ 6. Самое высокое атмосферное давление в РФ наблюдается: 1) зимой на юге Восточной Сибири; 2) зимой в Центральной Якутии; 3) летом на Кольском полуострове; 4) летом на Прикаспийской низменности; 5) летом на Камчатке. 7.  Выберите   из   приведенного   ниже   списка   территорию   Сибири   с наименьшей величиной речного стока (не считая стока транзитных рек), объясните, почему здесь формируется сравнительно небольшой  сток. Имеет ли здесь место недостаток водных ресурсов и почему? В а р и а н т ы :  Алтай,   плато   Путорана,   Центральная   Якутия, Северное Прибайкалье, верховья Колымы. О т в е т : _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _______________________________________ Вам   предложены следующих   8.  названия вершин России: г. Победа, г. Казбек, г. Белуха, Манарага, Яко­Яни, г. Народная, г. Бештау, Мунку­Сардык. Назовите горы и хребты, в которых они находятся. О т в е т : _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________ 9. Дайте определение следующим понятиям: Выветривание – _____________________________________________________________ __________________________________________   Траппы – _____________________________________________________________ _______________________________________________ _____________________________________________________________________   Делювий – _____________________________________________________________ ______________________________________________   Климат – _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ ___________________________________________ Высотная – _____________________________________________________________ ____________________________________ поясность     Сила – _____________________________________________________________ ________________________________________ Кориолиса     Эстуарий – _____________________________________________________________ _____________________________________________   Высокий уровень сложности 1. Не думайте, что ядовитые животные встречаются только на суше, их немало и в водах океанов и морей. Так,   например,   вблизи   тихоокеанского побережья   Австралии   обитает   рыба СКОРПЕНА (или морской скорпион). Подобно хамелеону,   она   бывает   то   зеленой,   то коричневой окраски, в  зависимости от цветовой гаммы окружающей среды. Поэтому увидеть ее нелегко. Живет   скорпена у самого берега, на небольшой   глубине.   Во   время   отлива   она зарывается   в   ил   или   гальку   до   наступления прилива.  Спина   рыбы   покрыта   крепкими   и   острыми   шипами,  возле   основания которых под кожей находятся мешочки с сильным ядом. Достаточно наступить на рыбу, как шипы впиваются в ногу, и яд, попадая в рану по их желобкам, вызывает такую острую боль, что человек иногда теряет сознание. Нога распухает, и, если потерпевшему сразу же не оказать врачебную   помощь,   он   может   умереть.   Местное   население   ловит скорпен и, удалив ядовитые железы, употребляет в пищу. А знаете ли вы   ядовитых   обитателей   российских   морей   и   океанов?   Назовите некоторых из них. О т в е т : _____________________________________________________________ _______________________________________________ 2.  Что общего у лакколита и вулкана? Приведите их примеры на Кавказе. О т в е т : _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ _____________________________________________________________ ___________________________________________ 3.  Напишите,   как   называются   такие   группы   организмов,   то   есть подберите слова­определения: 1)   Однолетние   травы   с   коротким   жизненным   циклом   (от   1,5 месяцев),   который   завершается   образованием   семян.   Это   некоторые виды бурачника, крупка весенняя. О т в е т :   _________________________________________________ 2)   Животные,   приспособленные   к   жизни   в   сухих   условиях.   Это верблюды, черепахи, сайгаки, суслики. О т в е т :   _________________________________________________ 3) Виды, роды и семейства растений или животных, ареал которых охватывает почти весь мир, например: крапива, злаки, ласточки, клопы, сельдь. О т в е т :   _________________________________________________ 4) Растения, приспособленные к обитанию в условиях избыточного увлажнения. Это тростник, осока, папоротник, кислица и другие. О т в е т :   _________________________________________________ 5) Растения, приспособленные к жизни на засоленных почвах. Они распространены   в   пустынях,   полупустынях,   в   сухих   степях   на солончаках,   а   также   по   берегам   солёных   озер   и   морей.   Основные представители: полыни, солянки, солерос. О т в е т :   _________________________________________________ 4.  Какие   вы   знаете   различия   среди   заливов   по   происхождению, размерам, конфигурации, связи с основным водоёмом? О т в е т : _____________________________________________________________ _______________________________________________ 5*.  Как  правило, в нижних  слоях  атмосферы  (тропосфере)  воздух около   поверхности   Земли   теплее,   чем   воздух,   расположенный   выше, поскольку атмосфера в основном нагревается от солнечного излучения через земную поверхность. С изменением высоты температура воздуха понижается,  средняя  скорость  уменьшения составляет 1 °C на каждые 160   м.   Но   в   горах   Восточной   Сибири   зимой   эта   закономерность нарушается. В межгорных котловинах температура воздуха значительно ниже, чем на вершинах горных хребтов. Что это за явление? Объясните его.

Олимпиада "Природа России"

Олимпиада "Природа России"

Олимпиада "Природа России"

Олимпиада "Природа России"

Олимпиада "Природа России"

Олимпиада "Природа России"

Олимпиада "Природа России"

Олимпиада "Природа России"

Олимпиада "Природа России"

Олимпиада "Природа России"

Олимпиада "Природа России"

Олимпиада "Природа России"

Олимпиада "Природа России"

Олимпиада "Природа России"

Олимпиада "Природа России"

Олимпиада "Природа России"

Олимпиада "Природа России"

Олимпиада "Природа России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018