2
«Твоя красота- это твой внутренний мир, и как ты над ним работаешь, как ты себя хранишь, какую ты имеешь внутри себя культуру, так ты и выглядишь.» (Рената Литвинова)
3
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
На сегодняшнем уроке нам предстоит проделать кропотливую работу – рассмотреть портреты и попытаться догадаться, каков характер каждого из изображенных и каково их внутреннее состояние в тот момент, – и, кроме того, сделать выводы о его характере и душевном состоянии, другими словами, назвать все существенные детали, опустив несущественные.
Проанализируйте следующие портреты.
5
Боровиковский В.Л. Портрет М.И.Лопухиной.
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд, и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать.
7
Работа с текстом, записанным на доске.
… была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх
(М. Пришвин «Кладовая солнца»).
- Кто эта «золотая курочка»? Как вы узнали?
- По портрету литературного героя.
- Что такое литературный портрет? (ученик сообщает).
- Можно ли по портрету судить, как автор относится к своим героям?
- Можно. Автор любит Настю, поэтому употребляет слова курочка, носик, монетки, носик чистенький. Это слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
8
Работа с текстом, записанным на доске.
Какие особенности языка в художественном описании?
Использованы эпитеты (тесно им было), сравнения (как золотая курочка, как золотые монетки),
метафоры (отливали золотом, лезли во все стороны).
- Этот текст – художественное описание. Мы видим, как автор относится к герою. Есть эпитеты, метафоры, сравнения.
9
Работа с учебником
Упражнение в учебнике 164
А) Прочитайте текст, найдите определения и обстоятельства, которые указывают на усиление проявления признака.
Б) Задайте к этим обстоятельствам вопрос.
В) Спишите, подчеркните второстепенные члены.
Г) Можно ли сказать , что этот текст- фрагмент характеристики?
11
Викторина.
Задание: Определить, о портретах каких литературных героев идет речь в данных отрывках, ответить на вопросы: какие элементы внешности использованы автором при описании героев? Что сразу бросается в глаза?
12
викторина
1.Он был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый, но сильный. «Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. Был он в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх .
14
викторина
3.Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был мужчина двенадцати вершков роста, глухонемой от рождения. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках… Славный он был мужик.
19
Слово учителя.
А теперь мы с вами побеседуем о послевоенном времени, когда наша страна восстанавливала разрушенное войной хозяйство. Многие писатели, поэты и художники писали об этом времени, о жизни и учебе детей. Одним из таких художников является Федор Павлович Решетников. Какие картины этого художника, посвященные детям, вы можете назвать?
- «Прибыл на каникулы», «Опять двойка».
20
- Мы сегодня побеседуем по картине «Прибыл на каникулы».
Что же выдвинуто на первый план?
Что вы подметили во внешности мальчика?
Какие у него глаза? Какова улыбка?
Что мы можем сказать о его взгляде?
Что мы можем сказать о его фигуре?
Как одет мальчик?
Во что одет мальчик?
Опишите дедушку. Как он относится к внуку?
21
Домашнее задание:
написать сочинение-миниатюру «Моя мама», «Мой друг, подруга».
-Как вы думаете, что мы будем изображать словесно в сочинении, когда будем описывать внешность?
-Да, необходимо изобразить лицо, фигуру, жесты, манеры, позу, одежду.
23
Источники информации
1. Русский язык: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений/М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2008.
2. Литература: большой справочник для школьников и поступающих в вузы/Э.Л. Безносов, Е. Л. Ерохина ,Н.Л. Карнаух и др./сост. В. Ф. Чертов.-2-е издание , стереотип.-М.: Дрофа,2007
3. http://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/text_0070.shtml
4. http://sssr.hut.ru/new_page_220.htm
5. http://lib.ru/PROZA/SHOLOHOW/sudbache.txt
6. http://www.timeforwoman.ru/vt/woman/renata_litvinova.html
7. http://www.litmir.net/bd/?b=36661
8. Слайды 4-6 данной презентации созданы Прокудиной О.Б.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.