Описание опыта инновационной педагогической деятельности на тему: «Творческий подход к урокам русского языка и литературы посредством освоения и внедрения новых учебных технологий, развития познавательного интереса, творческой активности учащихся»
Описание опыта инновационной педагогической деятельности на тему: «Творческий подход к урокам русского языка и литературы посредством освоения и внедрения новых учебных технологий, развития познавательного интереса, творческой активности учащихся»
Описание опыта инновационной педагогической деятельности.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Корсаково1
Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Описание опыта инновационной педагогической деятельности на
тему:
«Творческий подход к урокам русского языка и
литературы посредством освоения и внедрения
новых учебных технологий, развития
познавательного интереса, творческой активности
учащихся»
Автор: Семенова Лариса Николаевна
учитель русского языка и литературы.
Email – [email protected]
Содержание представленных материалов:
Описание опыта инновационной педагогической деятельности.
2012г. 1. Цель опыта.
2. Направленность опыта.
3. Актуальность опыта.
4. Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность.
5. Научнотеоретическое обоснование.
6. Результативность опыта.
7.Распространение опыта.
8. Характеристика полученных тиражируемых продуктов.
9.План урока с использованием ЭОР.
10.Список Интернет ресурсов.
Приложения представлены материалами:
1. Творческие работы учащихся.
2. Конспекты уроков, с использованием ЭОР, ИКТ.
3. Презентации, проектные работы.
4. Конкурсные работы учителя и учащихся.
5. Скриншоты страниц Интернета.
6. Фрагменты календарнотематического планирования.
7. Тесты.
Сегодня много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне
оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы
дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно.
Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.
В связи с этим мне и хочется поделиться своим опытом с точки зрения способности ИКТ помогать
учителю в достижении этой цели.
Давайте сначала вспомним, что же подразумевают под собой ИКТ?
Вопервых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных
источников, в том числе и из Интернета.
Вовторых, это использование самого компьютера, самых разных программ.
1. Цель опыта
Повышение качества обучения;
выработка общеучебных навыков рациональной организации учебного труда;
радикальное изменение учебного процесса, переориентирование его в сторону развития
системного мышления;
эффективная организация познавательной деятельности учащихся и формирование высокого
уровня мотивации, интереса к учебной деятельности;
развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории в связи с появлением
неограниченных возможностей для индивидуализации и дифференциации учебного процесса; формирование
навыков (умений) самостоятельного поиска научных знаний и работы с различными источниками;
развитие самостоятельности учащихся;
развитие сложившейся методологии образования за счет явных преимуществ новых
информационных технологий.
Применение информационных технологий
необходимо и мотивировано тем, что они
на уроках
∙
позволяют эффективно организовать групповую и
самостоятельную работу на уроке;
∙
∙
∙
способствуют совершенствованию практических умений
позволяют индивидуализировать процесс обучения;
повышают интерес к урокам русского языка и литературы
(особенно у мальчиков);
активизируют познавательную деятельность учащихся;
развивают творческий потенциал учащихся;
∙
∙
осовременивают урок.
и навыков учащихся; 2. Направленность опыта
Содержание образования
Педагогические технологии обучения и воспитания
Организация учебновоспитательного процесса
3. Актуальности опыта
Появление новых средств обучения
Новые условия образовательной деятельности
Новые потребности и запросы учащихся, родителей, общества
4. Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность
Использование компьютера при подготовке к урокам,
на уроках и во внеурочной деятельности.
Компьютер может использоватьсяна всех этапах обучения:
∙ при объяснении нового материала;
∙ закреплении;
∙ повторении;
∙ контроле знаний, умений и навыков.
При этом для ребенка он выполняетразличные функции:учителя, рабочего инструмента, объекта обучения,
сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной
информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового
уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство;
тренажер; средство диагностики и контроля.
Основные направления использования
компьютерных
технологий на уроках
на уроках?
программы MS Power Point.Чего
1. Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)
2. Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)
3. Тренажёр
4. Контроль над умениями, навыками учащихся
5. Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся
В основном все эти направления основаны на использовании
она позволяет достигать
Стимулирование познавательной деятельности школьников, которое достигается путем участия ребенка в
создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению
дополнительного материала и составление презентаций — опорных конспектов, при закреплении материала на
уроке;
Способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование
основных учебных ситуаций;
Визуализация учебного материала;
Интеграция со смежными дисциплинами: историей, мировой художественной культурой, музыкой
Повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету;
Разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной
работы;
Стимулирование воображения школьников;
Способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.
Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами
искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение
учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретнонаглядная основа урока, делает его ярким,
зрелищным и поэтому запоминающимся.
В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и
фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала.
Эту проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные технологии, которые дают
возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов
иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. В рамках этой программы можно организовать на уроках литературы, МХК,
развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же
произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями,
но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать
на экскурсии в музее.
Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна
компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным,
увлекательным и запоминающимся.
Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного
произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником.
Тренажёр,контроль над умениями, навыками учащихся
Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность
быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ
организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.
Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе,
которых в настоящее время создано достаточно много.
(Обзор компьютерных образовательных программ).Приложение.
Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют решить ряд проблем:
1. повысить интерес учащихся к предмету;
2. повысить успеваемость и качество знаний учащихся;
3. сэкономить время на опрос учащихся;
4. дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках,
но и в домашних условиях;
5. помогают и учителю повысить уровень своих знаний.
Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся
Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала
школьников. Учитель может научить ребенка грамотно использовать
компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом наставничестве
педагога подросток учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту
информацию, что является наиболее важной задачей. Все мы уже сталкиваемся с тем, что наши ученики
приносят аккуратно переписанные с сайтов сочинения, бездумно и совершенно без усилий перепечатанные
доклады и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная: все же нашел, что искал, и сумел
выкрутиться из проблемы.
Что может сделать учитель, чтобы подобная работа все же приносила пользу?
Создать необходимость обработать найденную информацию, преобразовав ее, например, в виде
опорной схемы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.п.
Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих
творческих работ, своих стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков. Старшеклассники
оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать
тесты, пособия по литературе, дидактический материал.
Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда
приятное соединяется с полезным. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий
на наших уроках позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом
занятии навыки в практической деятельности.
Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и
помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом
материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих
учеников.
Сегодня информация играет решающую роль во многих проблемах, связанных не только с
познавательной, но и технологической, творческой, политической, социальной деятельностью человека. Резкое
возрастание роли и значения информации требует глубокой подготовленности всех членов современного
общества к использованию средств информационных технологий в своей профессиональной деятельности, а
значит, востребован выпускник школы, владеющий навыками работы с информацией. Нельзя забывать и о высоком потенциале информационных технологий в формировании и удовлетворении индивидуальных
духовных потребностей учащихся, развитии их творческих способностей.
На мой взгляд, применение информационных технологий в учебном процессе способствует:
1. повышению качества обучения;
2. выработке общеучебных навыков рациональной организации учебного труда;
3. радикальному изменению учебного процесса, переориентированию его в сторону развития системного
мышления;
4. эффективной организации познавательной деятельности учащихся и формированию высокого уровня
мотивации, интереса к учебной деятельности;
5. развитию у каждого школьника собственной образовательной траектории в связи с появлением
неограниченных возможностей для индивидуализации и дифференциации учебного процесса;
6. развитию самостоятельности учащихся;
7. развитию сложившейся методологии образования за счет явных преимуществ новых информационных
технологий, а именно:
а) возможности наглядного и динамичного представления информации с использованием изображений
и звука (текстовая, графическая, аудио и видеоинформация, анимация);
б) применения удаленного доступа к информационным ресурсам, обеспечивающим
привлечение научной и культурной информации;
8. непрерывности и преемственности компьютерного образования на всех уровнях обучения от
дошкольного до послевузовского; непрерывность может быть обеспечена компьютерной поддержкой всех
школьных дисциплин:
от общеобразовательных до профильных.
Microsoft
Вместе с тем уроки с использованием компьютера следует проводить наряду с обычными занятиями;
компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться только
там, где это целесообразно.
Я стараюсь использовать информационные технологии в своей педагогической деятельности для:
планирования учебного материала и учебных занятий,
подготовки печатных материалов к урокам (использовалось приложение
Word);
обработки результатов проверочных и контрольных работ
В последнее время использование мною информационных технологий при обучении русскому языку и
литературе значительно расширилось.
Кроме перечисленных выше вариантов, я в своей работе использую:
стандартные программные модули, входящие в состав программнометодического комплекса серии
«Школьный наставник. Русский язык. Средняя школа. Часть 1, 2», при проведении компьютерных уроков (511
класс);
программнометодический комплекс «Учебный тренажёр. Централизованное тестирование» (11 класс);
компьютер, мультимедийный проектор для подготовки фрагментов уроков и учебных презентаций по
русскому языку и литературе (5 – 11 класс);
электронные учебники по русскому языку, компьютерные программырепетиторы на CDдисках, например,
«Русский язык. Программатренажёр» из серии «Репетитор» (РФ) (911 класс);
справочные ресурсы Интернета: сайты российских библиотек, сайты энциклопедических изданий по
русскому языку, литературе, культуре, сайты филологических факультетов высших учебных заведений,
различные информационные сайты, посвящённые персоналиям (911 класс);
проектную деятельность учащихся, создание ими компьютерных презентаций, электронных докладов (11
класс).
Используя информационные технологий на своих уроках, я осознала, что таким образом решаю не только
задачу подготовки учащегося, умеющего применять информационные технологии в своей деятельности, задачи
развивающего обучения, но и специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и
литературе.
Попробую обосновать использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы.
При проведении таких уроков преследую следующие цели:
а) формирование умений работать с информацией, развитие
способностей;
коммуникативных б) формирование исследовательских умений;
в) закрепление материала, изученного на уроках (главная цель).
Использование презентационных и мультимедийных технологий, представляющих собой интерактивное
объединение на цифровой основе текста, графики, звука, видео и анимации. Презентации существенно
повышают наглядность и доступность учебного материала.
5. Краткое научнотеоретическое обоснование опыта
Опыт по использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы обеспечивает реализацию целей для
каждой ступени обучения, а также разработку в региональном аспекте
требований к подготовке выпускников.
Важнейшим направлением использования информационных
технологий в учебном и воспитательном процессе является проектная деятельность учащихся. Выполнение
детских работ в виде презентации, газет, докладов с помощью компьютерных программ; новая форма заданий,
которая позволяет формировать и развивать навыки самообразования школьников, соответствует методике
научного познания, обеспечивает усвоение знания не на репродуктивном, а на творческом уровне.
Непрерывность и преемственность компьютерного образования на всех уровнях обучения от дошкольного до
послевузовского. Непрерывность может быть обеспечена компьютерной поддержкой всех школьных дисциплин:
от общеобразовательных до профильных.
В современной жизни компьютеры стали занимать все больше место.
И будущее образования неразрывно связано с использованием компьютерных технологий.Использование
компьютерных технологий дает возможность индивидуализации образования, повышения мотивации и
эффективности обучения.
Наряду с оптимизацией образовательного процесса для конкретного ученика использование компьютеров
на уроках и во внеурочной деятельности может создать уникальную информационную среду. Здесь имеется
ввиду неисчерпаемый информационный потенциал Интернет.
Данная система работы является результатом опытноэкспериментальной деятельности по теме
«Творческий подход к урокам русского языка и литературы посредством освоения и внедрения новых учебных
технологий, развития познавательного интереса, творческой активности учащихся». Образец инструментария комплекса информационных ресурсов, позволяющего получить не
усреднённую, а индивидуальноличностную информацию.
Инструментарий даётся перед изучением раздела, темы.
Творчество Сергея Есенина Круг
понятий
Материалы для
дополнительного
самостоятельного
изучения
Творческие
задания
Информацион
ные ресурсы
Подбор
учебных
материалов
согласно
требованиям
общеобразоват
ельного
стандарта
1. В.Чалмае
Романс
в,
С.А.Зинин
«Русская
литература
XX 11
класс»,
стр. 352
373.
2. «Русская
литература
XX века» /
Журавлёва
, стр. 139
164.
Лирический
сюжет
Имажиниз
м
Фольклорны
е мотивы
Библейские
мотивы
Частушка
Звуковой
образ
Зримый
образ
Цветовой
эпитет
Цветовая
метафора
Образность
1. Базанов В.Г.
Сергей Есенин и
крестьянская
Россия. – Л, 1982
Создать проекты
с использованием
мультимедийной
презентации:
2. С. Есенин в
воспоминаниях
современников –
М, 1986.
§ Есенин
певец
русской
природы
3. В мире
Есенина. – М,
1986
§ Есенин и
Айседора
Дункан
4. Жизнь Есенина.
– М., 1988
5. Кошечкин С.П.
Весенней гулкой
ранью...: Этюды
раздумья о
С.Есенине.
Минск, 1989.
6. Мой край,
задумчивый и
нежный!.." М.,
1985.
§ Образ
Родины в
лирике
Есенина
§
Особенности
метафоричес
кой системы
Есенина
§
Путешествие
по биографии
Интернет
сайты. В
Интернете
присутствуют
материал
(графика,
музыка…),
которыми
можно
проиллюстрир
ов.
практически
любую тему,
которая
изучается в
гуманитарном
цикле. Их
невозможно
заранее
каталогизиров
ать, в
образовательн
ый ресурс их
превращает
фантазия и
творческий
порыв
педагога,
причем
особенно
плодотворным
он становится,
когда к этому
поиску
привлекаются
учащиеся.
6. Результативность опыта.
Участие в районных и краевых конкурсах.
Год
Конкурс
Уровень
Результат
Кол
во
участ
ников 2008
2009г.
Фотоработы,
посвящённые 70летию
Хабаровского
муниципального района
Районный
2009
2010г.
Лучший урок письма.
Номинация «Мой
родной край»
Районный
Лучший урок письма.
Номинация «Мой
родной край»
Краевой
Фестиваль «Салют
Победы»
Поселеночный
фестиваль
2010
2011г.
Фестиваль «Салют
Победы». Номинация
«Художественное
слово»
Поселеночный
фестиваль
2011
2012г.
Экологический конкурс
буклетов «Заповедники
Хабаровского края»
Краевая акция
«Поздравь своего
учителя». Конкурс
сочинений «Мой
любимый учитель»
Конкурс сочинений
«Наказ депутату»
Районный
Краевой
Районный
1
1
1
3
2
3
7
1
3 место. Диплом.
1 место. Грамота.
2 место. Грамота.
Магнитофон.
Дипломы за участие.
Дипломы за участие.
Грамоты за участие.
«Приз зрительских
симпатий». Дипломы,
ценные подарки.
1 место. Грамота.
Участие в Интернет конкурсах.
Год
2008 – 2009 гг.
2010 – 2011гг.
Тема работы
Районный конкурс «Мой лучший урок»
2009г. – 2 место.
Краевая акция «Поздравь своего учителя».
Конкурс сочинений «Мой любимый учитель»
Уровень
Районный
Краевой
2011 – 2012 гг.
мой лучший
Номинация:
Конкурс «PolyVisioneno:
интерактивный
урок».
гуманитарные науки – 2010 г.»
Конкурс «Лучший видеоурок и лучший
сценарий видеоурока по школьной
программе – 2011».
Общероссийский
Общероссийский
Публикации в Интернете.
:// wwwopenclass. ru (Открытый класс) – урок по творчеству
ХКИРО wiki. ippk. ru (ХАБА ВИКИ),
http
С. Есенина (планконспект урока, презентационные, тестовые материалы).
Proschool. ru (Про школу) – интерактивный урок «Петербург Достоевского» (с использованием интерактивной
доски).
Дневник. ru – «Лучший видеоурок и лучший сценарий видеоурока по школьной программе – 2011». «Взаимодействие педагогов в условиях современной открытой информационной образовательной
1. Регистрация на сайтах «Открытый класс» (openclass.ru), ProШколу.ru …
2. Обсуждение на форуме
среды» В процессе посещения разных образовательных сайтов сложилось приятное впечатление от общения с коллегами.
Действительно, здесь собрались единомышленники, с которыми можно обсудить любые вопросы: от проблем в образовании до
личных впечатлений от увиденного или услышанного. Мне нравится, что выставляемый материал можно использовать в своей
работе. Дидактического материала и у меня достаточно, стараюсь им делиться с коллегами. Общение с коллегами в сетевых
сообществах просто необходимо – приобретаешь новый опыт, делишься своим, экономишь время на подготовку уроков,
расширяешь кругозор учащихся, формируешь познавательный интерес.
«Условия осуществления профессиональной деятельности учителя в информационной
образовательной среде»
Программное обеспечение
(ПО), компоненты
информационно
методического обеспечения
учебного процесса (ИМО
УП)
программное обеспечение
общего назначения
(текстовые и графические
редакторы, электронные
таблицы и др. эти
программы входят в пакет
Microsoft Office);
нформационные ресурсы
школы (единая база
данных, учебно
методические банки
данных, мультимедийные
учебные разработки,
хранилище документов,
WEBсайт ОУ);
Для чего используется в
Вашей деятельности
Какую ИКТкомпетенцию
обеспечивает использование данного
ПО или компонентов ИМО УП
составление
презентаций,
материалов для урока,
курса лекций,
практических и
контрольных работ
постоянное
общение, обмен опытом,
новыми технологиями,
разработанными
учебными материалами,
методиками,
основанными на ИКТ.
внедрение новых технологий в
образовательный процесс
внедрение новых технологий в
образовательный процесс;
постоянное совершенствование и
развитие полученных новых знаний,
умений и навыков обсуждение
широкого круга
вопросов, относящихся
к сфере образования.
одна из форм дистанционной
деятельности и возможность
повышения профессиональной
квалификации
сетевые сообщества
педагогов
«Педсовет.org.
Всероссийский интернет
педсовет»
Проект «Открытый
класс»
«ProШколу.ru
Дневник.ru (dnevnik.ru)
www.unet.com
ХКИРО wiki.ippk.ru
4. Для выполнения государственного заказа на развитие образования важно понимание роли и места
сетевого взаимодействия педагогов в информационном образовательном пространстве.
5. Для этого необходимо обеспечить использование в учебном процессе разнообразных образовательных
ресурсов (как готовых, так и собственной разработки), а также их интегрирование в единую среду
(школьная, городская сеть, сеть Интернет).
«Единая информационная образовательная среда и информационная образовательная среда
образовательного учреждения»
1. Результаты анализа ИОС МКОУ СОШ с. Корсаково1 Хабаровского района
Хабаровского края:
Элемент ИОС(в
соответствии со
структурой ИОС ОУ
Локальная сеть
Автоматизированное
рабочее место (АРМ)
Как используется данный
элемент ИОС в Вашем
образовательном учреждении в
различных видах деятельности
обеспечивает удаленный доступ
как к компьютерам, так и к
периферийным устройствам;
организация хранения данных на
одном носителе и использование
их одновременно с различных
рабочих станций;
создание и тиражирование
пригодных для использования на
уроках дидактических средств;
проведение тестирования детей и в
целях проверки знаний и в целях
психологопедагогической
диагностики.
объединение программно
аппаратных средств,
обеспечивающих взаимодействие
человека с компьютером,
Как включен (не включен)
данный элемент ИОС в
Вашу профессиональную
деятельность?
активно включен в мою
профессиональную
деятельность; особенно
эффективно использование
ЛС при изменении расписания
активно включен в мою
профессиональную
деятельность; предоставление
возможности ввода информации
(через клавиатуру, компьютерную
мышь, сканер и пр.) и ее вывод на
экран монитора, принтер,
графопостроитель, звуковую карту
– динамики или иные устройства
вывода.
создает условия, позволяющие
каждому участнику
образовательного процесса
сформировать некое личное
образовательное пространство,
комфортное и
учитывающее личностные
особенности человека.
использование разработок и
проектов системы
федеральных образовательных
порталов при подготовке к
урокам; самостоятельная
подготовка учащихся при
выполнении домашнего
задания
Интернет
Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно
организующих подходов к развитию образовательной среды. На данном этапе образования просто
необходимо создание единой информационной среды. В МКОУ СОШ с. Корсаково1 это направление
является приоритетным. К сожалению, финансирование ограничивает возможности администрации для
создания полной автоматизации рабочих мест педагогов, 25% педагогов используют ИКТ на уроках, в
школе оборудован специализированный медиа кабинет, где установлен ММК, который активно
используется на уроках русского языка, литературы. Лимит в использовании Интернеттрафика
ограничивает возможности учителя и ученика. Целью создания ИОС нашей школы является перевод на
новый технологический уровень всех информационных процессов, для чего необходимо интегрировать
ИКТ в педагогическую деятельность школ в целом.
7. Распространение данного инновационного опыта
Уровень образовательного учреждения:
Академия «АйТи» – московский институт информационных технологий «Использование ЭОР в
процессе обучения в основной школе по русскому языку и литературе» 16 ноября 2011года.
Краевой уровень:
Хабаровский краевой институт развития образования «Современные образовательные технологии и актуальные
проблемы школьного филологического образования» – 10 июля 2010 года.
Муниципальный уровень:
1.Семинар МО учителей русского языка и литературы «Творческий подход к урокам русского языка и
литературы посредством освоения и внедрения новых учебных технологий, развития познавательного
интереса, творческой активности учащихся» 2008 год;
2.Докладпрезентация по теме «Подготовка к ЕГЭ – часть С» январь 2012 года.
3.Творческий отчёт «ИКТ на уроках русского языка и литературы» 15 декабря 2010 года.
4. Педагогический совет МКОУ СОШ с. Корсаково1 «Освоение и внедрение новых учебных технологий в
педагогический процесс» 2010 год.
4. Школьное методическое объединение «Использование ЭОР в процессе обучения по
русскому языку и литературе» декабрь 2011 года.
8. Характеристика полученных тиражируемых продуктов
1. Календарнотематическое планирование 511 классы с включением ИКТ, ЭОР с учётом требований
ФГОСТ.
2. Проекты, презентационные, тестовые материалы к урокам русского языка и литературы.
3. Электронная подборка детских презентационных материалов по литературе; конкурсных сочинений.
4. Разработки уроков с использованием ИКТ, ЭОР (электронные образовательные ресурсы).
5. Слайдовый презентационный материал «Подготовка к ЕГЭчасть С».
6. Программа по воспитательной работе в 1011 классах по теме «Культура и познание,
гражданственность и патриотизм». ПЛАНКОНСПЕКТ УРОКА
Урок с использованием электронных образовательных ресурсов (ИОР), размещенных в Единой
коллекции цифровых образовательных ресурсов.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
ФИО (полностью) Семенова Лариса Николаевна
Место работы
МКОУ СОШ c. Корсаково1
Должность
Учитель русского языка и литературы
Предмет
Литература
Класс
11
Тема и номер
урока в теме
Базовый учебник
в форме
Нетрадиционный урок по литературе
брейнринга. «Обобщающий урок по творчеству С.А.
Есенина» (5й, заключительный)
Литература 11 класс (в 2х частях)
Авторы: В.А.Чалмаев, С.А. Зинин
8. Цели урока:
проверка качества и прочности знаний учащихся
создать мотивацию для дальнейшего изучения творчества С.А. Есенина
организацией урока вызвать интерес присутствующих к жизни и творчеству
9. Задачи:
С.А. Есенина
обучающие
развивающие
воспитательные
обучение коллективной познавательной деятельности
выработка умений быстро ориентироваться в вопросе, безошибочно находить правильный ответ
выработка умений быстро ориентироваться в вопросе, безошибочно находить
подготовка к написанию сочинения «Мой Есенин», созданию проекта по теме
правильный ответ
привитие любви к классической русской литературе
воспитание чувства коллективизма и сопереживания успехам и неудачам своих товарищей
расширение кругозора, формирование познавательного интереса
10. Форма урока урок «Брейнринг»
11.
Тип урока
систематизация и обобщение изученного материала
12.
Формы работы учащихся
индивидуальная, групповая
13. Необходимое техническое оборудование:
портрет поэта, плакаты; стенд, отражающий жизнь и творчество поэта; компьютерные
презентации, интерактивная доска; рефераты, сообщения учащихся по теме урока; аудиозаписи романсов,
стихов С.А.Есенина в исполнении мастеров слова, автора; фрагменты художественного фильма «Есенин».
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Таблица 1. №
Этап урока
Название
используемых
ЭОР
1
2
3
Слайды с темой,
целями и задачами
на интерактивной
доске.
Первый урок.
Эмоциональный
настрой.
1.
Организационный
момент.
Формулирование
целей и задач
урока.
2. Актуализация
знаний.
Повторение раннее
изученного по
теме.
3.
Представление
команд.
4. Игра «Брейн
ринг» I раунд.
5. Музыкальная
пауза.
6.
II раунд игры.
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Врем
я
(в
мин)
4
Приветствие
учащихся.
Проверка готовности.
Сообщение ведущей
темы и целей урока,
знакомство с
командами, взаимное
приветствие,
объяснение правил
игры,
доброжелательный
настрой на игру.
5
Исполнение
романса на слова
С.А.Есенина
вокальной группой.
Участие учащихся
в формулировании
целей и задач
урока.
Слайд – портрет
С.А. Есенина.
Слово ведущего по
теме.
Делают выводы.
Запись вывода.
Представление жюри.
Вопросный ряд
командам по
биографии, творчеству
поэта, сопровождаемый
слайдовым материалом.
Чтение капитанами
стихотворений
Есенина.
Работа в группах –
ответ на
поставленный
вопрос.
Инсценировка
эпизода поэмы
«Анна Снегина»
учащимися.
Слайдовая презентация. Прослушивание
аудиозаписи,
просмотр
презентационных
материалов.
Вопросный ряд
командам по
биографии, творчеству
поэта, сопровождаемый
слайдовым материалом.
Работа в группах –
ответ на
поставленный
вопрос.
Аудиозапись
стихотворен.
Есенина в
исполнении
автора.
Аудиозапись
стихотворе
ния Есенина.
В исполнении
А.Бандера
звучит
аудиозапись
романса «Русь»
сл. № 2830.
Папка № 6(3).
Просмотр
фрагмента
фильма
«Есенин» (из
1серии).Музыка
льная пауза.
Песня «Клен ты
6
5
5
5
10
5
10 ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Таблица 2.
Назван
ие
ресурса
Тип, вид
ресурса
Электронная
таблица
№
1.
Правопи
сание..
Н/НН в
прилагат
ельных.
2. практич
еские
ЭОР
Форма
предъявления
информации
(иллюстрация,
презентация,
видеофрагмент
ы, тест, модель
и т.д.)
Презентация
Иллюстрация
Гиперссылка на ресурс,
обеспечивающий доступ к ЭОР
доске)
(слайд
на
http://files.school
collection.edu.ru/dlrstore/b08e
27cd814e4837a9c4
98029fb627d1/10.1.4_alldo
Практические ЭОР № 1, 2, 3
1 http://files.school
collection.edu.ru/dlrstore/68c60eab
1bdf462eaa9d26http://files.
:// school
2 http
. edu
. ru / dlrstore
collection
e bfd
2
a 495406
2300
3053/10.1.4_
var
3.
collection
5 a 4 b 4087
812562
d 0 f /10.1.4_
var
1. doc
http
. ru / dlrstore
:// files
/80942736
ab 8 f 89/10.1.4_
bf 64
/ c 7 a 8 e 627
2. docb
ae 965
3. doc
. edu
var
94439
. school
Таблица
Презентация
3.
.
Практич
еские
ЭОР
Практические ЭОР № 1, 2, 3
1 http://files.school
collection.edu.ru/dlrstore/68c60eab
1bdf462eaa9d26http://files.
:// school
2 http
. ru / dlrstore
. edu
collection
e bfd
2
a 495406
2300
3053/10.1.4_
var
3.
collection
5 a 4 b 4087
812562
d 0 f /10.1.4_
var
1. doc
http
. ru / dlrstore
:// files
/80942736
ab 8 f 89/10.1.4_
bf 64
/ c 7 a 8 e 627
2. docb
ae 965
3. doc
. edu
var
94439
. school
№ Название
1.
центр
Федеральный
информационно
образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru
Список Интернет ресурсов.
ФЦИОР обеспечивает
Аннотация
Сайт
каталогизацию
электронных образовательных ресурсов различного
типа за счет использования единой информационной
модели метаданных, основанной на стандарте LOM. В последнее время получили распространение открытые
образовательные модульные мультимедиа системы
(ОМС), объединяющие электронные учебные модули
трех типов: информационные, практические и
контрольные. Электронные учебные модули создаются
по тематическим элементам учебных предметов и
дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и
представляет собой законченный интерактивный
мультимедиа продукт, нацеленный на решение
определенной учебной задачи. Для воспроизведения
учебного модуля на компьютере требуется
предварительно
специальный
программный продукт – ОМСплеер. На данный
момент каталог сайта ФЦИОР объединяет более 12
000 электронных учебных модулей, созданных для
общего образования, и более 5 000 – ориентированных
на профессиональное образование.
установить
2.
Единая
коллекция
цифровых образовательных
ресурсов
http://school
collection.edu.ru/
3.
Информационная система
«Единое окно доступа к
образовательным ресурсам»
http://window.edu.ru/
(универсальную,
включающую цифровые
Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов (рис. 1) федерального уровня создана с
целью предоставления учителям и учащимся
информационных и методических материалов,
необходимых для организации учебного процесса.
Содержание Единой коллекции делится на две
основные составляющие:
учебную,
включающую цифровые ресурсы,
специально разработанные для использования в
образовательном процессе;
культурнопросветительскую
многопрофильную),
ресурсы, не имеющие учебной специфики
В Коллекции представлены наборы цифровых
ресурсов к большому количеству учебников,
рекомендованных
Минобрнауки РФ к
использованию в школах России, инновационные
учебнометодические разработки, разнообразные
тематические и предметные коллекции, а также
другие учебные, культурнопросветительские и
познавательные
прошедшие
экспертизу и апробацию в условиях реального
учебного процесса.
ИС "Единое окно" является уникальным
образовательным проектом в русскоязычном
Интернете и объединяет в единое информационное
пространство электронные ресурсы свободного
доступа для всех уровней образования в России. В
разделе Библиотека представлено более 27 000
учебнометодических материалов, разработанных и
накопленных в системе федеральных образовательных
порталов, а также изданных в университетах, ВУЗах и
школах России. Более половины учебнометодических
материалов разработаны и переданы в "Библиотеку"
материалы, ведущими университетами и ВУЗами России, а также
издательствами, отдельными преподавателями и
авторами. В Каталоге хранится более 54 000 описаний
образовательных
интернетресурсов,
систематизированных
по
дисциплинампрофессионального и предметам общего
образования, типам ресурсов, уровням образования и
целевой аудитории.
Региональные интернетресурсы
1.
Проект «Информатизация системы
образования» в Хабаровском
краеhttp://school
collection.edu.ru/about/
2.
Национальный
проект
«Образование» в Новосибирской
области http://www.edu.websib.ru/
В Коллекции размещено более 111 000
цифровых образовательных ресурсов
практически по всем предметам базисного
учебного плана. В Коллекции представлены
наборы цифровых ресурсов к большому
количеству учебников,
рекомендованных
Минобрнауки РФ к использованию в школах
России, инновационные учебнометодические
разработки, разнообразные тематические и
предметные коллекции, а также другие
учебные,
культурнопросветительские и
познавательные материалы.
Подраздел содержит описание и отражает
особенности выполнения работ, проводимых
в
рамках национального проекта
«Образование» и проекта «Информатизация
системы образования».
Региональные
интернетресурсы позволяют ознакомиться с
основными
проектов,
полученными и внедренными в региональной
системе образования. Ресурсы подраздела
предназначены
администрации,
методистов и учителей государственных
образовательных учреждений, представителей
организаций, участвующих или желающих
участвовать в национальных проектах в
области образования.
результатами
для
Электронные библиотеки, словари, энциклопедии
1.
Энциклопедический
Словарь
Русский
Биографический
http://www.rulex.ru/
Основу настоящего словаря составляют
статьи из Энциклопедич.
Словаря (ЭС)
издательства Брокгауз и Ефрон и Нового
Энциклопедического Словаря
(НЭС).
Он включает уникальные и актуальные до сих
пор статьибиографии российских деятелей,
а также материалы тома «Россия». Текст
передан в новой грамматике, что делает его
более
привычным для восприятия
и существенно облегчает поиск необходимых
сведений. Всего в словаре содержится почти
15 000 биографий деятелей российской
истории и культуры, а также статьи о русских
полумифических и фольклорных персонажах,
материалы тома «Россия», включающие 2.
Русские словари. Служба русского
языка.
http://www.slovari.ru/default.aspx?
p=3053
3. Педагогическая периодика: каталог
статей российской образовательной
прессы. http://periodika.websib.ru/
обзоры российской истории, российской
политической,
правовой и финансовой
систем, статьи по истории культуры и науки и
т.д., написанные выдающимися учеными
начала ХХ века
Проект «РУССКИЕ
СЛОВАРИ» предназначен для всех, кто
интересуется русским языком как родным
или как иностранным, для учащихся средней
и высшей школы, а также для специалистов,
профессионально
занимающихся
лингвистикой или преподаванием русского
языка.
Он содержит общедоступную
лингвистическую информацию разного типа.
Электронный
каталог
"Педагогическая Периодика", содержащий
точные ссылки на наиболее интересные
статьи, опубликованные в периодической
печати за последние десять лет и
посвященные педагогическим проблемам.
тематический
Ресурсы для дистанционных форм обучения
1.
Виртуальная
дополнительного
школьников
main=kurs
школа
образования
http://vsch.ru/?
Цели “Виртуальной школы” создание
системы дистанционного дополнительного
образования для школьников Красноярского
края и других регионов.
2.
Открытый колледж «Мир знаний»
http://college.ru/
3.
Интернетшкола «Просвещение.ру»
http://www.internetschool.ru/
прошедшая
все
экспертизы,
статус
College.ru – образовательный интернетпортал
онлайнподготовки к сдаче Единого
государственного экзамена (ЕГЭ).
Цель
проекта – качественная подготовка
выпускников к сдаче ЕГЭ и поступлению в
ВУЗ.
Интернетшкола «Просвещение» — первая
аккредитованная дистанционная школа
России,
ступени
имеющая
государственной
официальный
среднего
общеобразовательного учреждения и право
выдачи аттестата о среднем (полном) общем
образовании государственного образца. В
Интернетшколе «Просвещение» обучение
ведётся посредством сети Интернет по
программам 1—4, 5—9, 10—11 классов в
системе основного
и дополнительного
образования (базовый и профильный уровни).
Также
и
дистанционная
абитуриентам предлагается
подготовка к ЕГЭ. Содержание сетевых
образовательных ресурсов Интернетшколы
«Просвещение» отвечает
требованиям
государственного
Федерального
образовательного стандарта.
старшеклассникам
4.
iШкола (школа дистанционной Школа предлагает учащимся более 100 курсов поддержки образования детей
инвалидов) http://www.homeedu.ru/
технологическому.
по различным предметным направлениям:
естественно
гуманитарному,
математическому,
В
каждом направлении есть курсы, построенные
по программам общеобразовательной школы, а
также курсы творческие, проектные, для
абитуриентов и для желающих получить
предпрофессиональную подготовку.
По
окончании обучения учащимся выдаются
аттестаты государственного образца. Задачи
проекта: повышение мотивации учащихся, не
посещающих образовательные учреждения по
состоянию здоровья, за счет организации
творческих,
практико
ориентированных курсов, а также создание
среды
и
профессиональной ориентации школьников.
исследовательских,
социализации
общения,
Ресурсы по предметам образовательной программы
1. Система дистанционного обучения
Русский язык
«Веди»
http://vedi.aesc.msu.ru/russian/?
auth=cd0ea40281290b7a4dabd447bf4
f3545
между
культурными
Пособие рассчитано на тех, кто хотел бы
выяснить степень своей подготовленности, а
при необходимости быстро и эффективно
усовершенствовать свои знания грамотности
и умение ориентироваться в словарных
возможностях русского языка. Специальным
образом подобранная система упражнений
довольно обширна и охватывает все
возможные случаи написания в русском
языке.
Основная миссия Центра состоит в создании,
развитии и поддержании
в российском
условий для достижения
обществе
взаимопонимания
различными
профессиональными,
социальными,
возрастными,
группами,
составляющими население России. Достижение
данной цели возможно при формировании
в стране благоприятного психологического
климата, особенно в сфере общения различных
групп, при развитии отношений взаимодействия
и доверия между представителями различных
культурных,
профессиональных и других
сообществ.
В коллекции диктантов по русскому языку
реализована возможность прослушивания
диктанта целиком и отдельно по
предложениям.
На этом сайте помещен корпус современного
русского языка объемом более 300 млн слов.
Корпус русского языка — это информационно
справочная система, основанная на собрании
русских текстов в электронной форме. Корпус
предназначен для всех, кто интересуется
2. Центр развития русского языка
http://www.ruscenter.ru/
3. Коллекция «Диктанты – русский
Российского
портала
язык»
общеобразовательного
http://language.edu.ru/
4. Национальный корпус русского
языка http://www.ruscorpora.ru/ 5. Опорный
орфографический
компакт: пособие по орфографии
русского языка http://yamal.org/ook/
языком:
связанными
самыми разными вопросами,
с русским
профессиональных
лингвистов, преподавателей языка, школьников
и студентов, иностранцев, изучающих русский
язык.
Опорный орфографический компакт это
особым образом структурированная система
опорных сигналов по орфографии,
это
насыщенность, большой объём информации при
незначительном графическом объёме.
Весь орфографический материал, изучаемый в
школьном курсе, подан в 52 микроблоках.
Описание опыта инновационной педагогической деятельности на тему: «Творческий подход к урокам русского языка и литературы посредством освоения и внедрения новых учебных технологий, развития познавательного интереса, творческой активности учащихся»
Описание опыта инновационной педагогической деятельности на тему: «Творческий подход к урокам русского языка и литературы посредством освоения и внедрения новых учебных технологий, развития познавательного интереса, творческой активности учащихся»
Описание опыта инновационной педагогической деятельности на тему: «Творческий подход к урокам русского языка и литературы посредством освоения и внедрения новых учебных технологий, развития познавательного интереса, творческой активности учащихся»
Описание опыта инновационной педагогической деятельности на тему: «Творческий подход к урокам русского языка и литературы посредством освоения и внедрения новых учебных технологий, развития познавательного интереса, творческой активности учащихся»
Описание опыта инновационной педагогической деятельности на тему: «Творческий подход к урокам русского языка и литературы посредством освоения и внедрения новых учебных технологий, развития познавательного интереса, творческой активности учащихся»
Описание опыта инновационной педагогической деятельности на тему: «Творческий подход к урокам русского языка и литературы посредством освоения и внедрения новых учебных технологий, развития познавательного интереса, творческой активности учащихся»
Описание опыта инновационной педагогической деятельности на тему: «Творческий подход к урокам русского языка и литературы посредством освоения и внедрения новых учебных технологий, развития познавательного интереса, творческой активности учащихся»
Описание опыта инновационной педагогической деятельности на тему: «Творческий подход к урокам русского языка и литературы посредством освоения и внедрения новых учебных технологий, развития познавательного интереса, творческой активности учащихся»
Описание опыта инновационной педагогической деятельности на тему: «Творческий подход к урокам русского языка и литературы посредством освоения и внедрения новых учебных технологий, развития познавательного интереса, творческой активности учащихся»
Описание опыта инновационной педагогической деятельности на тему: «Творческий подход к урокам русского языка и литературы посредством освоения и внедрения новых учебных технологий, развития познавательного интереса, творческой активности учащихся»
Описание опыта инновационной педагогической деятельности на тему: «Творческий подход к урокам русского языка и литературы посредством освоения и внедрения новых учебных технологий, развития познавательного интереса, творческой активности учащихся»
Описание опыта инновационной педагогической деятельности на тему: «Творческий подход к урокам русского языка и литературы посредством освоения и внедрения новых учебных технологий, развития познавательного интереса, творческой активности учащихся»
Описание опыта инновационной педагогической деятельности на тему: «Творческий подход к урокам русского языка и литературы посредством освоения и внедрения новых учебных технологий, развития познавательного интереса, творческой активности учащихся»
Описание опыта инновационной педагогической деятельности на тему: «Творческий подход к урокам русского языка и литературы посредством освоения и внедрения новых учебных технологий, развития познавательного интереса, творческой активности учащихся»
Описание опыта инновационной педагогической деятельности на тему: «Творческий подход к урокам русского языка и литературы посредством освоения и внедрения новых учебных технологий, развития познавательного интереса, творческой активности учащихся»
Описание опыта инновационной педагогической деятельности на тему: «Творческий подход к урокам русского языка и литературы посредством освоения и внедрения новых учебных технологий, развития познавательного интереса, творческой активности учащихся»
Описание опыта инновационной педагогической деятельности на тему: «Творческий подход к урокам русского языка и литературы посредством освоения и внедрения новых учебных технологий, развития познавательного интереса, творческой активности учащихся»
Описание опыта инновационной педагогической деятельности на тему: «Творческий подход к урокам русского языка и литературы посредством освоения и внедрения новых учебных технологий, развития познавательного интереса, творческой активности учащихся»
Описание опыта инновационной педагогической деятельности на тему: «Творческий подход к урокам русского языка и литературы посредством освоения и внедрения новых учебных технологий, развития познавательного интереса, творческой активности учащихся»
Описание опыта инновационной педагогической деятельности на тему: «Творческий подход к урокам русского языка и литературы посредством освоения и внедрения новых учебных технологий, развития познавательного интереса, творческой активности учащихся»
Описание опыта инновационной педагогической деятельности на тему: «Творческий подход к урокам русского языка и литературы посредством освоения и внедрения новых учебных технологий, развития познавательного интереса, творческой активности учащихся»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.