Подготовка к написанию декабрьского сочинения по направлению "Человек и общество". Занятие №4.
Оценка 5
Памятки +1
docx
русская литература +1
11 кл
19.02.2018
Подготовка к написанию декабрьского сочинения по направлению "Человек и общество" включает следующие материалы: рекомендации ФИПИ, примерные темы, которые могут быть на итоговом сочинении (в 11 классе) по направлению "Человек и общество", определение понятий,
список основной литературы, которая идеально подходит под направление "Человек и общество", которое входит в список направлений итогового сочинения в 2017/2018 учебного года.
ЗАНЯТИЕ 5 ЕГЭ.docx
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
Занятие № 5
1. Проверка Д/з.Сочинение «Смелость и трусость» : комментарии.
2. Рекомендации ФИПИ. Презентация.
3. Примерные темы, которые могут быть на итоговом сочинении (в 11 классе) по
направлению "Человек и общество".
В чем проявляется конфликт между человеком и обществом?
Согласны ли вы с утверждением Плавта: «человек человеку — волк»?
Что, по вашем мнению, значит мысль А. Де СентЭкзюпери: «Все дороги ведут к
людям»?
Может ли человек существовать вне общества?
Может ли человек изменить общество?
Как общество влияет на человека?
Несет ли общество ответственность за каждого человека?
Как общество влияет на мнение личности?
Согласны ли Вы с утверждением Г. К. Лихтенберга: «В каждом человеке есть чтото
от всех людей.
Можно ли жить в обществе и быть от него свободным?
Что такое толерантность?
Почему важно сохранять индивидуальность?
Подтвердите или опровергните высказывание А. де Сталь: «Нельзя быть уверенным
ни в своем поведении, ни в своем благополучии, когда мы ставим это в зависимость
от людского мнения»
Согласны ли Вы с утверждением: «Неравенство унижает людей и поселяет между
ними несогласие и ненависть»?
Кажется ли Вам справедливым мнение о том, что сильные люди часто бывают
одинокими?
Справедливо ли мнение Тютчева о том, что «всякое ослабление умственной жизни в
обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно
эгоистических инстинктов»?
Нужны ли общественные нормы поведения?
Какого человека можно назвать опасным для общества?
Согласны ли Вы с высказыванием В. Розанова: «Общество, окружающие убавляют
душу, а не прибавляют. “Прибавляет” только теснейшая и редкая симпатия, “душа в
душу” и “один ум”»?
Можно ли назвать любого человека личностью?
Что происходит с человеком, оторванным от общества?
Почему общество должно помогать обездоленным?
Как вы понимаете высказывание И. Бехера: «Человек становится человеком только
среди людей»?
Согласны ли Вы с утверждением Х. Келлер: «Самая прекрасная жизнь – это жизнь,
прожитая для других людей»
В каких ситуациях человек чувствует себя одиноко в обществе?
Какова роль личности в истории?
Как социум влияет на решения человека?
1 Подтвердите или опровергните утверждение И .Гёте: «Лишь в людях себя познать
способен человек».
Как Вы понимаете высказывание Ф. Бэкона: «Всякий, кто любит одиночество, –
либо дикий зверь, либо Господь Бог»?
Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки?
Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом?
Как вы понимаете слова С.Е. Леца: «Ноль – это ничто, но два ноля уже коечто
значат»?
Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства?
Один в поле не воин?
Что важнее: личные интересы или интересы общества?
К чему ведет равнодушие общества к человеку?
Согласны ли вы с мнением А. Моруа: «Не стоит ориентироваться на общественное
мнение. Это не маяк, а блуждающие огни»?
Как Вы понимаете выражение «маленький человек»?
Почему человек стремится быть оригинальным?
Нужны ли обществу лидеры?
Согласны ли Вы со словами К. Маркса: «Если ты хочешь оказать влияние на других
людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим
вперед других людей»?
Может ли человек посвятить свою жизнь интересам общества?
Кто такой мизантроп?
Как вы понимаете высказывание А.С. Пушкина: «Легкомысленный свет беспощадно
гонит на самом деле то, что дозволяет в теории»?
К чему приводит неравенство в обществе?
Меняются ли общественные нормы?
Согласны ли Вы со словами К. Л. Бёрне: «Без многого человек может обойтись,
только не без человека»?
Человек ответственен перед обществом?
Может ли личность одержать победу в борьбе с обществом?
Как человек может изменить историю?
Как вы думаете, важно ли иметь свое мнение?
Может ли человек стать личностью в отрыве от общества?
Как Вы понимаете высказывание Г. Фрейтага: «В душе каждого человека находится
миниатюрный портрет его народа»?
Можно ли нарушать общественные нормы?
Каково место человека в тоталитарном государстве?
Как Вы понимаете фразу: «одна голова –хорошо, а двелучше»?
Существуют ли люди, чей труд незаметен для общества?
Сложно ли сохранить индивидуальность в коллективе?
Согласны ли Вы с высказыванием У. Блэкстоуна: «Человек создан для общества. Он
не способен и не имеет
мужества жить один»?
Подтвердите или опровергните высказывание Д. М. Кэйджа: «Мы нуждаемся в
общении более, чем в чемлибо другом»
Что такое равноправие в обществе?
Для чего нужны общественные организации?
Можно ли утверждать, что счастье человека зависит исключительно от
особенностей его общественной жизни?
2 Согласны ли вы с тем, что человека формирует общество?
Как общество относится к людям, сильно отличающимся от него?
Как вы понимаете утверждением У. Джеймса: «Общество деградирует, если не
получает импульсов от отдельных личностей»?
Как вы понимаете словосочетание «общественное сознание»?
Чего не хватает современному обществу?
Согласны ли Вы с утверждением И. Гёте: «Человек не может жить в уединении, ему
нужно общество»?
Как вы понимаете высказывание Т. Драйзера: «Люди думают о нас то, что мы хотим
им внушить»?
Согласны ли Вы что «нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера»?
4. Определения понятий:
Человек – живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи и мысли и
способностью создавать и использовать орудия в процессе общественного труда,
обладатель лучших моральных и интеллектуальных свойств.
Общество – совокупность определенных производственных отношений, образующая
особую ступень развития в истории человечества. Организация, объединение людей,
ставящих себе какиенибудь общие задачи.
Синонимы для слова "Человек":
Личность, индивидуум, существо.
Синонимы для слова "Общество":
Союз, сообщество, община, товарищество, круг, среда.
3 5. Список основной литературы, которая идеально подходит под направление
"Человек и общество", которое входит в список направлений итогового
сочинения в 2017/2018 учебного года.
1. Е. Замятин «Мы»
2. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
3. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
4. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
5. Л.Н Толстой «Война и мир»
6. М.А. Шолохов «Судьба человека»
7. Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
8. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
9. А. Островский «Гроза»
10. И. А. Гончаров «Обломов»
11. М. Шолохов «Тихий Дон»
4 6. Список афоризмов и цитат, которые можно использовать при написании
итогового сочинения по направлению "Человек и общество".
«Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один»
У. Блэкстоун
«Мы рождены затем, чтобы объединиться с нашими братьями – людьми и со всем
родом человеческим» Цицерон
«Создает человека природа, но развивает и образует его общество»
В. Г. Белинский
«Общество – это капризное существо, расположенное к тем, кто потакает его
прихотям, а вовсе не к тем, кто способствует его развитию» В. Г. Кротов
«Чтобы совершать великие дела, не нужно быть величайшим гением; не нужно быть
выше людей, нужно быть вместе с ними» Ш. Монтескье
«Человек без людей – что тело без души. С народом никогда не погибнешь. ...Самая
прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей» Х. Келлер
«Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем» Л. Н. Толстой
«Можно без преувеличения сказать, что счастье человека зависит исключительно от
особенностей его общественной жизни» Д. И. Писарев
«Нет более горькой и унизительной зависимости, чем зависимость от воли
человеческой, от произвола равных себе» Н.А. Бердяев
«Мысли лучших умов всегда становятся в конечном счете мнением общества»
Ф. Честерфильд
«Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие
огни» А. Моруа
«Каждый человек — центр мира, но именно каждый, и мир только тем и ценен, что
полон таких центров» Э. Канетти
«Быть человеком — значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих
поколений то, что предшествовавшие делали для нас» Г. Лихтенберг
«Все дороги ведут к людям» А. де СентЭкзюпери
Люди думают о нас то, что мы хотим им внушить. Т. Драйзер
Легкомысленный свет беспощадно гонит на самом деле то, что дозволяет в теории.
(А.С. Пушкин)
Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один.
(У. Блэкстоун)
Мы рождены затем, чтобы объединиться с нашими братьями – людьми и со всем
родом человеческим (Цицерон)
Мы нуждаемся в общении более, чем в чемлибо другом. (Д. М. Кэйдж)
5 Человек становится человеком только среди людей. (И. Бехер)
Отдельные люди соединяются в одно целое – в общество; и поэтому самая высшая
сфера прекрасного – человеческое общество. (Н. Г. Чернышевский)
Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком,
действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей. (К. Маркс)
Человек не начинает жить прежде чем он не поднимется над узкими рамками своих
личных мнений и убеждений и не приобщится к убеждениям всего человечества.
(М. Л. Кинг)
Характеры людей определяются и формируются их взаимоотношениями.
(А. Моруа)
Создает человека природа, но развивает и образует его общество. (В. Г. Белинский)
Общество – это капризное существо, расположенное к тем, кто потакает его
прихотям, а вовсе не к тем, кто способствует его развитию. (В. Г. Кротов)
Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей;
импульс деградирует, если не получает сочувствия от всего общества. (У. Джеймс)
Общество состоит из двух классов людей: тех, у которых есть обед, но нет
аппетита; и тех, у которых отличный аппетит, но нет обеда. (Н. Шамфор)
Истинно честный человек должен предпочитать себе – семейство, семейству –
отечество, отечеству – человечество. (Ж. Д’Аламбер)
Чтобы совершать великие дела, не нужно быть величайшим гением; не нужно быть
выше людей, нужно быть вместе с ними. (Ш. Монтескье)
Оторваться от народа – все равно что разум потерять. (Карак)
Человек без людей – что тело без души.
С народом никогда не погибнешь.
Есть люди, которые, как мостик, существуют для того, чтобы по нему перебегали
...Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей. (Х. Келлер)
другие. И бегут, бегут; никто не оглянется, не взглянет под ноги. А мостик служит и
этому, и другому, и третьему поколению. (В. В. Розанов)
Уничтожь общество, и ты разрушишь единство человеческого рода – единство,
которым поддерживается жизнь... (Сенека Младший)
Человек не может жить в уединении, ему нужно общество. (И. Гёте)
Лишь в людях себя познать способен человек. (И. Гёте)
Всякий, кто любит одиночество, – либо дикий зверь, либо Господь Бог. (Ф. Бэкон)
В одиночестве человек – либо святой, либо дьявол. (Р. Бёртон)
Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. (Л. Н. Толстой)
Без многого человек может обойтись, только не без человека. (К. Л. Бёрне)
Человек существует лишь в обществе, и общество формирует его только для себя.
(Л. Бональд
В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа. (Г. Фрейтаг)
Человеческое общество... похоже на волнующееся море, в котором отдельные люди,
подобно волнам,
окруженные себе подобными, постоянно сталкиваются друг с другом, возникают,
растут и исчезают, а море – общество – вечно бурлит, волнуется и не умолкает... (П.
А. Сорокин)
Живой человек носит в своем духе, в своем сердце, в своей крови жизнь общества:
он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветет его здоровьем,
блаженствует его счастьем... (В. Г. Белинский)
Можно без преувеличения сказать, что счастье человека зависит исключительно от
особенностей его общественной жизни. (Д. И. Писарев)
6 В каждом человеке есть чтото от всех людей. (К. Лихтенберг)
Объединяйтесь, люди! Смотрите: ноль – это ничто, но два ноля уже коечто значат.
(С. Е. Лец)
Сообща искать – все отыскать.
У плывущих в лодке судьба одна.
Человек – это существо столь гибкое и в общественном быту столь восприимчивое
к мнениям других людей… (Ш. Монтескье)
Бежавший от народа без погребения остается.
Среди людей и лиса с голода не сдохнет.
Человек – опора человеку.
Кто не любит своего народа, тот не любит и чужого.
Работать для народа – вот самая неотложная задача. (В. Гюго)
Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и
единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом
листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам
и образует мощь ствола и единство всего дерева. (М. М. Пришвин)
Как бы ни была богата и роскошна внутренняя жизнь человека, каким бы горячим
ключом ни била она во
вне и какими бы волнами ни лилась через край, она не полна, если не усвоит в свое
содержание интересов внешнего ей мира, общества и человечества. (В. Г.
Белинский)
Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его —
мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в
его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди
пустыря. (Д. Дидро)
Быть человеком — значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих
поколений то, что предшествовавшие делали для нас. (Г. Лихтенберг)
Каждый человек — отдельная определенная личность, которой вторично не будет.
Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее. Чем
больше становится кто сам собою, тем глубже начинает понимать себя, — яснее
проступают его самобытные черты. (В.Я. Брюсов)
Люди рождены друг для друга. (М. Аврелий)
Лучший среди людей тот, кто больше приносит пользы другим. (Джами)
Человек человеку — волк. (Плавт)
В природе человеческой два противоположных начала: самолюбие, влекущее нас к
себе самим, и добродетель, толкающая нас к другим. Если бы одна из этих пружин
сломалась, человек был бы злым до бешенства или великодушным до безумия. (Д.
Дидро)
Принести спасение человечеству мы можем только собственным хорошим
поведением; иначе мы промчимся, подобно роковой комете, оставляя повсюду за
собой опустошение и смерть. (Э. Роттердамский)
Земное назначение человека — быть разумным и храбрым, свободным, имущим и
счастливым...
Гуманистам надо быть непримиримыми и поднимать оружие всякий раз, когда
враждебные силы хотят воспрепятствовать назначению человека. (Г. Манн)
Где бы ты ни очутился, люди всегда окажутся не глупее тебя. (Д. Дидро)
Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все.
(Ф. М. Достоевский)
7 Человек любит общество, будь это даже общество одиноко горящей свечки. (Г.
Лихтенберг)
Ни одно общество не может быть хуже, чем люди, из которых оно состоит. (В.
Швебель)
Общество как воздух: оно необходимо для дыхания, но недостаточно для жизни.
(Д. Сантаяна)
Все общества похожи друг на друга как коровы в стаде, только у некоторых рога
позолочены. (В. Швебель)
Общество свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал
другого. (Л. А. Сенека)
Террор не придумал для уравнения общества никаких других средств, как только
рубить головы, поднимающиеся над уровнем посредственности. (П. Буаст)
Общество всегда находится в заговоре против человека. Конформизм считается
добродетелью; уверенность в себе грехом. Общество любит не человека и жизнь, а
имена и обычаи. (Р. Эмерсон)
Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. (В.И. Ленин)
Каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир. (А.
Камю)
Общество не может освободить себя, не освободив каждого отдельного человека.
(Ф. Энгельс)
Общество виновато во всем том, что совершается в его пределах; всякая дрянная
личность самим фактом своего существования указывает на какойнибудь
недостаток в общественной организации. (Д.И. Писарев)
Нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера. (Ж. Д'Аламбер)
Двоетрое это уже Общество. Один станет Богом, другой дьяволом, один будет
вещать с кафедры, другой
болтаться под перекладиной. (Т. Карлейль)
Общественное мнение не может не быть банальным. (К. Кушнер)
Неравенство унижает людей и поселяет между ними несогласие и ненависть. (Г.
Мабли)
Наказание есть не что иное, как средство самозащиты общества против нарушений
условий его
существования. (К. Маркс)
Общество, окружающие убавляют душу, а не прибавляют. “Прибавляет” только
теснейшая и редкая
симпатия, “душа в душу” и “один ум”. Таковых находишь одну две за всю жизнь. В
них душа расцветает. И ищи ее. А толпы бегай или осторожно обходи ее. (В.В.
Розанов)
В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя. (Л.Н.
Толстой)
Изза обособленного образа жизни, который мы ведем, мало кто из нас хорошо
знаком с природой человека. (А. Адлер)
Одиночество убежище сильных. Слабые всегда жмутся в толпе....
Нет более горькой и унизительной зависимости, чем зависимость от воли
человеческой, от произвола равных себе. (Н.А. Бердяев)
Мысли лучших умов всегда становятся в конечном счете мнением общества. (Ф.
Честерфильд)
Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие
огни. (А. Моруа)
8 Каждый человек центр мира, но именно каждый, и мир только тем и ценен, что
полон таких центров. (Э. Канетти)
Всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой
усиление материальных наклонностей и гнусноэгоистических инстинктов. (Ф.И.
Тютчев)
Публика это безвольный и беспомощный потребитель того, чем ее снабжают. (Дж.
Голсуорси)
Каждый рассуждает об общественном мнении и действует от имени общественного
мнения, то есть от имени мнения всех минус его собственное. (Г. Честертон)
Всякий, кто пытается выйти из общего стада, становиться общественным врагом.
Почему, скажите на милость? (Ф. Петрарка)
Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены
определённые законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать
их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за
исключением удовольствия видеть это счастье. (А. Смит)
Пoдaвляющее бoльшинствo людей… не спoсoбнo сaмoстoятельнo думaть, a тoлькo
верoвaть, и… не спoсoбнo пoдчиняться рaзуму, a тoлькo влaсти. (А. Шопенгауэр)
Человек вне общества — или бог, или зверь. (Аристотель)
Все дороги ведут к людям. (А. де СентЭкзюпери)
Понастоящему нация велика не тогда, когда она состоит из большого числа
думающих, свободных и энергичных людей, а когда мысль, свобода и энергия
подчинены идеалу более высокому, чем у среднего члена общества. (М. Арнольд)
Нельзя быть уверенным ни в своем поведении, ни в своем благополучии, когда мы
ставим это в зависимость от людского мнения. (А. де Сталь)
Не имеет значения, кто перед вами: толпа академиков или толпа водовозов. И то и
другое толпа. (Г. Лебон)
Я никогда не говорила: «Я хочу быть одна». Я только сказала: «Я хочу, чтобы меня
оставили в покое», а это не то же самое. (Г. Гарбо)
7. Собираем аргументы для сочинений по направлению "Человек и общество"
для итогового сочинения в 11 классе (по литературе).
Возникновение человека и возникновение общества — это единый процесс. Нет человека
— нет общества. Нет общества — нет и человека.
В социальном смысле человек — существо, возникшее в коллективе, воспроизводящееся и
развивающееся в коллективе. Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта,
правила мышления и языка, эстетические вкусы формируют личность, делают из
отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии.
Что же мы называем обществом?
В узком смысле общество представляет собой совокупность людей, осознающих, что у них
есть постоянные общие интересы, которые могут быть удовлетворены лучше всего только
собственными их действиями. В широком смысле, общество – это часть мира. В него
входят не только все ныне живущие люди. Для общества характерно непрерывное развитие,
значит, оно имеет настоящее, прошлое и будущее. Поколения людей, которые жили в
далеком и совсем недавнем прошлом, не ушли бесследно. От них живущие сейчас люди
получили язык, науку, искусство, практические умения. Если бы было не так, то каждое
поколение вынуждено было бы начинать с изобретения каменного топора.
Итак, общество — это все человечество в его истории, современности и перспективе.
Объединение людей в общество не зависит от чьегото желания. Вступление в человеческое
9 общество происходит не по заявлению: каждый родившийся человек естественно
включается в жизнь общества.
Как общество влияет на человека? Способен ли один человек изменить общество? Может
ли человек оставаться цивилизованным вне общества? На эти вопросы и отвечает
литература, предметом которой является человек и личность в единстве их мироощущения
и миропонимания.
8. Пример написания сочинения по направлению «Человек и общество»
Какими могут быть темы.
o
Тема,
сформулированная на основе данного направления.
Пример:«Взаимоотношения человека и общества – одна из проблем
художественной литературы»
Может быть дана цитата по теме.
o
« Будь верен сам себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует
за этим верность другим людям».(У.Шекспир)
1.Внимательно вдумайтесь в тему, поймите смысл каждого слова в ней.
Давайте вдумаемся в эти темы.
o
В первой речь идёт об одной из проблем в литературе. Поэтому во вступлении
это обязательно надо будет отметить.
Во второй — слова «литература» нет вообще. Это более общая тема. Поэтому
o
аргументы будут лишь средством раскрытия проблемы, отражающейся в теме.
o
o
Обязательно сузьте тему ВОПРОСАМИ, на которые вы будете отвечать в
сочинении
Запомните принцип написания вступления, который никогда вас не подведёт: «От
общего к частному». Это значит, что начать рассуждать необходимо с общих
мыслей, постепенно переходя к теме.
Примеры
10
2.Вступление. Основные требования:
o
проблема, основная мысль
Во вступлении необходимо показать , как вы поняли тему сочинения, какова её Вступление к теме №1.
Художественная литература не случайно называется «учебником жизни». Много
различных актуальных тем и проблем поднимают в ней авторы (это общее) .Одна
из них взаимоотношения человека и общества ( переход к частному). Человек
может находиться по самым различным причинам в конфликте с окружающими
либо быть частью общества, единым с ним, совместно с другими перенося и
радости, и горести. От того, как складываются эти отношения, какое место
человек занимает в обществе, во многом зависит его душевное состояние.
Рассмотрим на примерах, как авторы освещают эту проблему, какое место
определяют для себя в обществе их герои(ставим вопросы, которые
определят круг ваших рассуждений)
o
o
o
o
Вступление к теме № 2
Человек живёт в обществе. Именно в нём он становится личностью. Здесь
формируется его характер, определяются те нравственные ценности, которые
будут важны на протяжении всей жизни( общее). Проблема взаимоотношения
человека и общества всегда интересовала писателей, они отражали её в своих
произведениях. (переход к частному). Каково место человека среди людей?
Живёт ли он с ними, совместно перенося все радости и тяготы, либо же
отгораживается от людей, обособляясь , уединяясь или , наоборот, возвышаясь над
ними? (вопросами ограничиваем ход наших рассуждений)?Герои литературы
находят свои пути. Какие и почему? Рассмотрим это на примерах .
2. Основная часть. Рекомендации
В основной части должно быть не менее одного аргумента. Напишите два. Это
позволит глубже раскрыть тему, поможет привести противоположные примеры.
Больше тоже лучше не писать, так как вы можете допустить больше ошибок.
Все пять направлений тем предполагают два похода к проблеме. Поэтому
приводите два разных примера. В нашем случае один о конфликте человека с
обществом, другой о единстве с ним.
Ни в коем случае не переходите на пересказ содержания. Лишь очень кратко
напишите, в чём суть того или иного поведения человека, а дальше анализируйте
его поступки.
Важным является ещё одно. Помните, ваша задача это не анализ
произведения ( вы не литературоведы, да и до вас многие учёные уже давно это
сделали).Вы должны показать своё видение проблемы, подтверждая это
примерами из произведений. Чётко должна прослеживаться ваша позиция. Просто
стороннее комментирование текста, где нет вашей оценки — это тоже самый
худший вариант аргументирования проблемы. В таких случаях я всегда
спрашиваю своих учеников: «А где же здесь вы?»
Приведу примеры аргументов оп каждой из двух разбираемых тем. Кстати, аргументы
могут быть одинаковыми по обеим предложенным темам.
11 Аргумент № 1 по теме 1.
В пьесе А.Н.Островского «Гроза» автор поднимает много проблем —
философских, социальных, нравственных. Одна из них – взаимоотношения людей
в семье, да и в обществе в целом .Он показывает, что старшее и младшее
поколение находятся в непонимании друг друга. Кабаниха и Дикой стремятся
подчинить своей воле окружающих, так как имеют богатство, а значит, как они
считают, власть над окружающими. Грубо, жестко относится к людям Дикой,
внешне благочестиво ведёт себя на людях Кабаниха, хотя это всего длишь маска,
не случайно один из героев называет её «ханжой». А как же молодёжь ведёт себя
по отношению к ним? Поразному. Одни стремятся угодить во всём, чтобы
получить заветное наследство ( Борис), другие учатся обманывать,
изворачиваться (Варвара), третьи попадают в зависимость , живя по
установленным для них законам( Тихон). Катерина же, главная героиня пьесы,
пытается жить по законам справедливости, взаимопонимания, любви, но в данном
обществе просто не существует данных понятий, поэтому так трагичен её конец.
Принесли ли счастье героям такие их взаимоотношения? Конечно, нет. Погибает
Катерина, теряет навсегда любовь Борис, неизвестно, как сложится судьба
Варвары; Тихон, хоть и обвиняет мать в гибели жены, вряд ли в дальнейшем
будет противоречить; да и Кабаниха с Диким постоянно живут в тревоге за
будущее, видя, как меняется жизнь. Конфликтные отношения среди людей – это
не тот путь, по которому они должны идти в жизни . Именно к такому выходу
приходят читатели пьесы.
Аргумент №1 по теме 2.
Как трудно бывает порой оставаться верным себе, своим идеалам и принципам,
если все вокруг живут совершенно по другим законам. Что делать человеку в
такой ситуации? В пьесе А.Н.Островского«Гроза» героиня у Кабановых
пытается жить так, как это было в её родительском доме, где царили любовь,
взаимопонимание, уважение. Однако все попытки Катерины приводили лишь к
разочарованию. Нет этого в данном доме: Кабаниха диктует всем свои законы,
Варвара обманывает и изворачивается, Тихон, любя свою жену, не может
защитить её, находясь в полном подчинении матери. Катерина пытается жить по
их законам, тайно встречается с Борисом, однако обман противен её натуре, она
не может так жить, поэтому так трагичен конец героини. Она осталась верной
своим принципам.
Да, следование нравственным законам не всегда вызывает подобную ответную
реакцию в обществе, что может привести к тяжёлым последствиям. Но оставаться
сам собой необходимо. Для порядочного человека это очень важно. Такие люди
просто не могут подчиняться несправедливым законам общества, даже если это
приводит к их гибели.
Аргумент № 2 по теме 1.
12 Тема взаимоотношения человека и общества — центральная в военной литературе.
Авторы показывают, что от того, как поведёт себя в трудные годы испытаний
каждый конкретный человек, зависит исход страшной войны. В романе «Они
сражались за Родину» М.Шолохов подчёркивает мысль о единстве советского
народа, совместно победившего врага. Да, каждый солдат — это отдельная судьба,
целая жизнь, прожитая до войны. Читатель переживает вместе с солдатом
Николаем Стрельцовым, что от него до войны ушла жена , оставив ему двух
детишек; сложно складывались отношения с женой и у Ивана Звягинцева, так как
та, «начитавшись романов», требовала от него «высоких чувств». Сколько судеб
показал автор! Всех этих людей, бывших агрономов, шахтёров, рабочих ,
объединила война. В данный монет, когда враг угрожает стране, народу, близким,
все они имеют одну цель — победить врага. Многие погибли, но было сохранено
полковое знамя, а значит, полк будет пополняться новыми бойцами и продолжать
сражаться за Родину. Только единство народа спасло нашу страну от фашистов,
привело к долгожданной победе! Исторические уроки нужно хорошо усваивать,
чтобы понять, как важно быть неотъемлемой частью страны, житье её заботами,
проблемами, делать всё для процветания Родины
Аргумент № 2 по теме 2
Война – это всегда серьёзное испытание и для страны, и для каждого отдельного
человека. Как остаться самим собой в трудные годы, как не перейти черту , за
которой – предательство? Верность нравственным идеалам объединяет героев
романа М.Шолохова «Они сражались за Родину». Перед читателями проходят
нелёгкие довоенные судьбы этих героев: у Николая Стрельцова ушла жена, оставив
его с двумя детишками; сложно складывались отношения с женой и у Ивана
Звягинцева, так как та, «начитавшись романов», требовала от него «высоких
чувств», а домашние дела часто были в запустении. Все герои очень разные: одни в
перерывах между боями скромно сидят в стороне, думая о своём , другие, как
весельчак Пётр Лопахин, любят пошутить, посмеяться. Но всех их объединяет
верность Родине, желание защитить её от врага, даже если это будет сделано ценой
жизни. Верные себе, они верны и людям, окружающим их. Многие из героев
погибли, но было сохранено полковое знамя, а значит, полк будет пополняться
новыми бойцами и продолжать сражаться за Родину. Только единство народа
спасло нашу страну от фашистов, привело к долгожданной победе! Исторические
уроки нужно хорошо усваивать, чтобы понять, как важно быть неотъемлемой
частью страны, житье её заботами, проблемами, делать всё для процветания родин
3. Заключение. Рекомендации
o
o
o
В заключении необходимо подвести итоги всему тому, что было сказано во
вступлении: ответить на поставленные вопросы, подытожить мысли по
проблеме.
Здесь тоже важен принцип, но уже другой: « От частного к общему».
Здесь обязательно «должны быть вы», то есть чётко должна звучать именно
ваша позиция.
Заключение № 1
13 Таким образом, проблема взаимоотношений человек и общества достаточно
широко освещена в художественной литературе. Авторы пытаются показать, как
важно жить в гармонии с людьми, будь то семья, близкие, или окружение в
обществе, уметь находить верные решения при создании конфликтных ситуаций,
а в годы испытаний для страны быть с народом, вместе преодолевая
трудности( это частное) . Каждый человек должен учиться жить в обществе по
законам морали, тогда и конфликтов будет значительно меньше( это общее). Я
уверена,
нужно только стремиться к
самосовершенствованию и любить людей и свою страну (а это – «я»)
что такое
возможно,
Заключение № 2
Таким образом, человек должен сам сделать свой выбор: быть верным себе, своим
идеалам и принципам или не соблюдать их, плыть по течению, что, в сущности,
может привести к негативным последствиям. Авторы литературных произведений
показывают, как важно не отступать от принципов, основанных на законах
морали. Тогда и отношения человека с обществом будет менее конфликтным и
принесёт положительные результаты всем ( это частное). От правильно
построенных отношений с людьми, от верности себе, которая приведёт к
верности другим, зависит то, какой будет жизнь человека( это общее).Я уверен,
что только самосовершенствование, стремление работать над собой,
размышления и анализ слов и поступков приведёт к гармоничным отношениям с
людьми( это «я»).
Рекомендации по учёту критериев
1.Соответстиве теме
Сочинение должно соответствовать теме. Это аксиома. Если этого нет, неверно тема
понята, искажена, то ставится «незачёт»
2.Аргументация. Привлечение литературного материала
Необходимо привести как минимум один пример из художественной литературы
(отечественной или зарубежной). Приводите те произведения, которые вы читали, иначе
можете исказить смысл. Нельзя лишь пересказывать текст. Ошибкой будет и вторая
14 позиция, когда ученик лишь упоминает произведения, но совершенно не комментирует их,
не подтверждает ими свои мысли.
3. Композиция
Композиция — это структура, построение сочинения. Части сочинения должны чётко
следовать одна за другой, необходимо красиво соединять их. Никаких «перескакиваний» с
одной мысли на другую. Всё должно быть чётко, продуманно.
4. Качество речи
Качество речи это отсутствие речевых ошибок, правильно построенные предложений,
точность мыслей, богатство лексики, отсутствие речевых штампов. Избегайте разговорных
слов и выражений.
5. Грамотность.
Чтобы получить «незачёт» по данному критерию, надо очень «постараться». Ведь
допустить 5 ошибок на каждые 100 слов, согласитесь, это ужасно. Проверяйте,
вспоминайте правила,
На экзамене будет дана возможность
пользоваться орфографическим словарём — пользуйтесь! В общем, проверяйте работу,
что я ещё могу сказать.
не спешите.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ
Передать всеми известными способами слова:
Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы
полные воды свои.( Н.В.Гоголь)
Примените частичное цитирование, разными способами сжимая информацию:
Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и
единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом
листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам
и образует мощь ствола и единство всего дерева. (М. М. Пришвин)
15
Подготовка к написанию декабрьского сочинения по направлению "Человек и общество". Занятие №4.
Подготовка к написанию декабрьского сочинения по направлению "Человек и общество". Занятие №4.
Подготовка к написанию декабрьского сочинения по направлению "Человек и общество". Занятие №4.
Подготовка к написанию декабрьского сочинения по направлению "Человек и общество". Занятие №4.
Подготовка к написанию декабрьского сочинения по направлению "Человек и общество". Занятие №4.
Подготовка к написанию декабрьского сочинения по направлению "Человек и общество". Занятие №4.
Подготовка к написанию декабрьского сочинения по направлению "Человек и общество". Занятие №4.
Подготовка к написанию декабрьского сочинения по направлению "Человек и общество". Занятие №4.
Подготовка к написанию декабрьского сочинения по направлению "Человек и общество". Занятие №4.
Подготовка к написанию декабрьского сочинения по направлению "Человек и общество". Занятие №4.
Подготовка к написанию декабрьского сочинения по направлению "Человек и общество". Занятие №4.
Подготовка к написанию декабрьского сочинения по направлению "Человек и общество". Занятие №4.
Подготовка к написанию декабрьского сочинения по направлению "Человек и общество". Занятие №4.
Подготовка к написанию декабрьского сочинения по направлению "Человек и общество". Занятие №4.
Подготовка к написанию декабрьского сочинения по направлению "Человек и общество". Занятие №4.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.