УДК 159.9229
Т. В. Комаровская
Учреждение образования «Барановичский государственный университет», Барановичи
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ НА ВЫБОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ.
Введение. Задача эмпирического исследования была: выявить типы профессиональной направленности в юношеском возрасте. С этой целью были обработаны данные по методике Дж. Голланда (Дж. Холланда) в модификации Г. В. Резапкиной, для определения профессионального типа личности в юношеском возрасте. Далее мы рассмотрим какой из типов профессиональной направленности личности доминирует в группах юношей и девушек. Методика рассматривает 6 типов профессиональной направленности:
1. Реалистический тип;
2. Интеллектуальный;
3. Социальный тип;
4. Офисный тип;
5. Предпринимательский тип;
6. Артистический тип.
Рассмотрим подробнее каждый из них:
1. Реалистическому типу личности свойственна эмоциональная стабильность, ориентация на настоящее. Представители данного типа занимаются конкретными объектами и их практическим использованием: вещами, инструментами, машинами. Отдают предпочтение занятиям, требующим моторных навыков, ловкости, конкретности. Профессии – механик, электрик, инженер, моряк, шофер и т. п.
Близкие типы: интеллектуальный и офисный.
Противоположный тип: социальный.
2. Интеллектуальный тип ориентирован на умственный труд. Он аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические и в некоторой степени, эстетические ценности. Размышления о проблеме он предпочитает занятиям по реализации связанных с ней решений. Ему нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления. Профессии в первую очередь научные – математик, физик, астроном и т. д.
Близкие типы: реалистический и артистический.
Противоположный тип: предпринимательский.
3. Социальный тип ставит перед собой такие цели и задачи, которые позволяют им установить тесный контакт с окружающей социальной средой. Обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. Стремятся поучать, воспитывать. Гуманны. Способны приспособиться практически к любым условиям. Стараются держаться в стороне от интеллектуальных проблем. Они активны и решают проблемы, опираясь главным образом на эмоции, чувства и умение общаться. Профессии – врач, учитель, психолог, социальный работник и т. п.
Близкие типы: артистический и предпринимательский.
Противоположный тип: реалистический.
4. Офисный (Конвенциональный) тип отдает предпочтение четко структурированной деятельности. Из окружающей его среды он выбирает цели, задачи и ценности, проистекающие из обычаев и обусловленные состоянием общества. Ему характерны серьезность настойчивость, консерватизм, исполнительность. В соответствии с этим его подход к проблемам носит стереотипичный, практический и конкретный характер. Профессии – машинопись, бухгалтерия, программирование и пр.
Близкие типы: реалистический, предпринимательский.
Противоположный тип: артистический.
5. Предпринимательский (Предприимчивый) тип избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, реализовать любовь к приключенчеству. Ему не по душе занятия, связанные с ручным трудом, а также требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Предпочитает руководящие роли, в которых может удовлетворять свои потребности в доминантности и признании. Активен, предприимчив. Профессии – директор, журналист, администратор, предприниматель и др.
Близкие типы: офисный и социальный.
Противоположный тип: Интеллектуальный.
6. Артистичный тип отстраняется от отчетливо структурированных проблем и видов деятельности, предполагающих большую физическую силу. В общении с окружающими опираются на свои непосредственные ощущения, эмоции, интуицию и воображение. Ему присущ сложный взгляд на жизнь, гибкость, независимость суждений. Свойственна несоциальность, оригинальность. Профессии – музицирование, занятие живописью, литературное творчество, фотография, театр и пр.
Близкие типы: интеллектуальный и социальный.
Противоположный тип: офисный.
Результаты изучения профессионального типа направленности юношей представлены на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 – Результаты изучения типа профессиональной направленности юношей
Анализируя полученные результаты можно сделать вывод о том, что в группе юношей: 1) преобладает интеллектуальный тип (8,6 %) профессиональной направленности личности. Людей, относящихся к этому типу, отличают аналитические способности, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формулировать и излагать свои мысли, решать логические задачи, генерировать новые идеи. Они часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте; 2) реалистический тип (8,5 %) – для него характерно выполнение работы, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движений, навыков практической работы; 3) офисный тип (8,5 %)– подростки этого типа отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу; 4) предпринимательский тип (8,3 %) – люди этого типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социально активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения; 5) социальный тип (7,6 %) – ребята предпочитают профессиональную деятельность, связанную с обучением, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием; 6) артистический тип (6,9 %) – люди этого типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью мышления, эмоциональной чувствительностью.
Результаты изучения профессионального типа направленности девушек представлены на рисунке 1.2
Рисунок 1.2 – Результаты изучения профессиональной направленности девушек
Анализируя полученные результаты можно сделать вывод о том, что у девушек: 1) преобладает офисный тип (8,9 %) профессиональной направленности личности. Люди этого типа обычно проявляют склонность к работе, связанной с обработкой и систематизацией информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений между числами и условными знаками). Они отличаются аккуратностью, пунктуальностью, практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко регламентированную работу. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других типов. Люди такого типа склонны к работе, не связанной с широкими контактами и принятием ответственных решений; 2) артистический тип (8,6 %) – отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Они не выносят жесткой регламентации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с литературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством; 3) социальный тип (8,5 %) – люди этого типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способны понять эмоциональное состояние другого человека. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте; 4) предпринимательский тип (8,3 %)– девушки этого типа любят и умеют общаться. Имеют высокий уровень притязаний. Избегают занятий, требующих усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Для них значимо материальное благополучие. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, связанную с руководством, управлением и влиянием на людей; 5) интеллектуальный тип(8,3 %) – подростки этого типа часто выбирают научную и исследовательскую работу. Им нужна свобода для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабочим временем и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Материальное благополучие для них обычно не на первом месте; 6) реалистический тип (6,5 %) – люди реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в работе предпочитают четкие и конкретные указания. Придерживаются традиционных ценностей, поэтому критически относятся к новым идеям.
Заключение. Ученики с реалистическим типом профессиональной направленности не склонны к самоутверждению и уравновешенности, для таких людей характерно: мягкость, уступчивость, тактичность, кроткость, любезность, зависимость, безропотность, услужливость, почтительность, застенчивость, готовность брать вину на себя, скромность, экспрессивность, склонность легко выходить из равновесия. Тенденция испытывать затруднения в связи с проявляющейся во всем эмоциональностью. Эти люди могут относиться к типу недовольных и фрустрированных. Однако присутствует чувствительность к нюансам жизни. Вероятно, имеются артистические наклонности и мягкость. Если у такого человека возникает проблема, то на ее разрешение требуется много размышлений до начала действий. Так же ученики с реалистическим типом профессиональной направленности склонны к расслабленности, для них характерно: характерно: собранность, энергичность, напряженность, фрустрированность, повышенная мотивация, беспокойство, взвинченность, раздражительность.
2. Ученики с интеллектуальным типом профессиональной направленности не склонны к высокому самоконтролю и уравновешенности, для них характерно:низкая дисциплинированность, следует своим желаниям, зависимость от настроений, неумение контролировать свои эмоции и поведение; тенденция испытывать затруднения в связи с проявляющейся во всем эмоциональностью. Эти люди могут относиться к типу недовольных и фрустрированных. Однако присутствует чувствительность к нюансам жизни. Вероятно, имеются артистические наклонности и мягкость. Если у такого человека возникает проблема, то на ее разрешение требуется много размышлений до начала действий. Так же ученики с интеллектуальным типом профессиональной направленности склонны к высокому интеллектуальному развитию, для них характерно: развитое абстрактное мышление, оперативность, сообразительность, быстрая обучаемость. Достаточно высокий уровень общей культуры, особенно вербальной.
3. Ученики с социальным типом профессиональной направленности склонны к подчиняемости, для них характерно: мягкость, уступчивость, тактичность, кроткость, любезность, зависимость, безропотность, услужливость, почтительность, застенчивость, готовность брать вину на себя, скромность, экспрессивность, склонность легко выходить из равновесия.
4. Ученики с офисным типом профессиональной направленности не склонны к высокому интеллектуальному развитию, для них характерно: конкретность и некоторая ригидность мышления, затруднения в решении абстрактных задач, сниженная оперативность мышления, недостаточный уровень общей вербальной культуры. Так же ученики с офисным типом профессиональной направленности склонны к самоутверждению - для них характерно: самостоятельность, независимость, настойчивость, упрямство, напористость, своенравие, иногда конфликтность, агрессивность, отказ от признания внешней власти, склонность к авторитарному поведению, жажда восхищения, бунтарь; независимости - агрессивная, независимая, отважная, резкая личность. Старается выбрать такие ситуации, где подобное поведение, по крайней мере, терпят. Проявляет значительную инициативу; уравновешенности - предприимчивая, решительная и гибкая личность. Этот человек склонен не замечать жизненных нюансов, направляя свое поведение на слишком явное и очевидное. Если возникают трудности, то они вызывают быстрое действие без достаточного размышления; нонконформизм - независимость, ориентация на собственные решения, самостоятельность, находчивость, стремление иметь собственное мнение. При крайних высоких оценках склонность к противопоставлению себя группе и желание в ней доминировать.
5. Ученики с предпринимательским типом профессиональной направленности не склонны к мечтательности - для них характерно: высокая скорость решения практических задач, прозаичность, ориентация на внешнюю реальность, развитое конкретное воображение, практичность, реалистичность; подозрительности – для них характерно: открытость, уживчивость, терпимость, покладистость; свобода от зависти, уступчивость.Может быть чувство собственной незначительности; дипломатичности – для них характерно: откровенность, простота, наивность, прямолинейность, бестактность, естественность, непосредственность, эмоциональность, недисциплинированность, неумение анализировать мотивы партнера, отсутствие проницательности, простота вкусов, довольствие имеющимся. Так же ученики с предпринимательским типом профессиональной направленности склонны к напряженности – для них характерно: собранность, энергичность, напряженность, фрустрированность, повышенная мотивация, беспокойство, взвинченность, раздражительность; высокому самоконтролю – для них характерно: целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение.
6. Ученики с артистическим типом профессиональной направленности склонны к чувствительности – для них характерно: чувствительность, впечатлительность, богатство эмоциональных переживаний, склонность к романтизму, художественное восприятие мира, развитые эстетические интересы, артистичность, женственность, склонность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей, утонченная эмоциональность; радикальности – для них характерно: свободомыслие, экспериментаторство, наличие интеллектуальных интересов, развитое аналитическое мышление, восприимчивость к переменам, к новым идеям, недоверие к авторитетам, отказ принимать что-либо на веру, направленность на аналитическую, теоретическую деятельность. Так же ученики с артистическим типом профессиональной направленности не склонны к дипломатичности – для них характерно: откровенность, простота, наивность, прямолинейность, бестактность, естественность, непосредственность, эмоциональность, недисциплинированность, неумение анализировать мотивы партнера, отсутствие проницательности, простота вкусов, довольствие имеющимся; уравновешенности – для них характерно: тенденция испытывать затруднения в связи с проявляющейся во всем эмоциональностью. Эти люди могут относиться к типу недовольных и фрустрированных. Однако присутствует чувствительность к нюансам жизни. Вероятно, имеются артистические наклонности и мягкость. Если у такого человека возникает проблема, то на ее разрешение требуется много размышлений до начала действий; подозрительности – для них характерно: открытость, уживчивость, терпимость, покладистость; свобода от зависти, уступчивость. Может быть чувство собственной незначительности.
Итак, результаты исследования и их статистический анализ послужили основанием для доказательства выдвинутой гипотезы: имеется взаимосвязь между профессиональной направленностью и личностными свойствами в юношеском возрасте (p= >0,05).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.