Оптимизации здоровья и физиче¬ского развития детей в условиях дошкольного учреждения.
Оценка 4.6

Оптимизации здоровья и физиче¬ского развития детей в условиях дошкольного учреждения.

Оценка 4.6
doc
13.01.2020
Оптимизации здоровья и физиче¬ского развития детей в условиях дошкольного учреждения.
оптимизация.doc

 

Оптимизации здоровья и физиче­ского развития детей в условиях дошкольного учреждения.

 

Движение — это жизнь! Движение — это огромная радость,

 которая появля­ется от удовлетворения естественной потребности

 ребенка в двигательной активности, от познания им

 окружа­ющего мира, от сознания, что тело

 под­чинено разуму и воле.

 

Физическая культура — это составная часть общей культуры общества,

 одна из сфер социальной деятельности, нап­равленной на укрепление здоровья,

раз­витие физических и духовных способ­ностей человека.

И. И. Мечников

 

 

               Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, их психофизического развития является в настоящее время самой актуальной и приоритетной для  до­школьных образовательных учреждений., так как.

     Часто  к ребенку предъявля­ются завышенные требования со стороны педагогов и ро­дителей, что способствует его переутомлению, нервному перевозбуждению и формированию малоподвижного обра­за жизни. Особое беспокойство вызывает ограничение детей в сфе­ре движений в условиях детского сада и дома,  исчезают подвижные игры и спортивные упражнения самостоятельного характера.

        Как известно, при режиме малоподвижности возника­ют негативные проявления в состоянии здоровья и психофизическом развитии детей. Движение — это врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье. Хорошее здоровье — один из основных ис­точников счастья и радости человека, его неоценимое бо­гатство, которое медленно и с трудом накапливается и в то же время быстро и легко растрачивается. В современных социально-экономических условиях развития общества особенно остро на государственном уровне стоит проблема оптимизации здоровья и физиче­ского развития детей в условиях детских дошкольных учреждений. Этот интерес далеко не случаен, так как дошкольный период жизни — важнейший этап в форми­ровании здоровья ребенка, обеспечивающий единство фи­зического, духовного, психического и интеллектуального развития.

       Состояние здоровья ребенка относится к ведущим фак­торам, в значительной мере определяющим его способ­ность успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемыми к нему, условиями жизни и воспитания в детском учреждении и семье.

      Если 10 лет назад мы говорили о здоровом поколении, то сегодня мы можем только мечтать о целостно здоровом ребенке.

        Забота о здоровье детей складывается из созда­ния условий, способствующих благоприятному функцио­нированию и развитию различных органов и систем, а также мер, направленных на оптимизацию двигательной активности детей и совершенствование их функциональ­ных возможностей.

       Наиболее управляемым фактором внешней среды явля­ется физическая нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление и функциональное совершен­ствование организма ребенка. Но при этом важно давать детям физические нагрузки, адекватные их возрасту и уровню готовности организма. Нормирование физических нагрузок должно быть на­правлено на достижение оптимального состояния организ­ма ребенка в данный момент и в то же время иметь трени­рующее, «развивающее» воздействие. При этом валено учитывать не только достигнутый уровень развития ребен­ка, но и «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский).

      Известно, что благоприятное воздействие на организм ребенка оказывает двигательная активность, находящая­ся в пределах оптимальных величин. Как при гиподина­мии (низкой двигательной активности), так и при гиперкинезии (чрезмерно высокой, интенсивной двигательной активности) нарушается принцип оптимальной физиче­ской нагрузки, что может повлечь за собой целый ряд не­гативных проявлений в развитии различных систем и функций организма ребенка.

      Исследования последних лет показывают, что функци­ональные возможности детей 5—7 лет не реализуются на должном уровне в процессе разных видов занятий по фи­зической культуре. Кроме того, двигательная активность дошкольников за время пребывания их в детском саду составляет менее 50% периода бодрствования, что не поз­воляет полностью обеспечить биологическую потребность ребенка в движении.

     Основными причинами несовершенства режима двига­тельной активности детей во время занятий по физи­ческой культуре можно считать:

·  слабый тренирующий эффект занятий (частота сер­дечных сокращений, или ЧСС, у детей колеблется в пре­делах 110—130 уд./мин) и их низкая моторная плотность (не более 73%);

·  несоответствие физической нагрузки функциональным возможностям ребенка;

·  нерациональное сочетание разных способов организа­ции детей во время занятия (посменный и индивидуаль­ный способы составляют лишь 10%  от всех других);

·  недостаточное использование приемов регулирования двигательной активности детей;

·  бессистемный подход к коррекционной работе с деть­ми по развитию моторики;

·  низкий процент упражнений циклического характера;

·  отсутствие в физкультурно-игровой среде моментов но­визны, что снижает интерес детей к физической культу­ре и их активность.

 

      Кроме того, не в полной мере педагогом учитываются индивидуальные особенности детей, их состояние здо­ровья, настроение, уровень двигательной активности, на­личие двигательных навыков.

В связи с этим возникает необходимость совершенство­вания содержания и методики проведения занятий по фи­зической культуре.

В основу разработки этих занятий М.А.Руновой положен ряд основ­ных принципов. Перечислим их:

 

·  естественное стимулирование двигательной и интел­лектуальной активности детей с учетом преемственности и разнообразия педагогических воздействий;

·  оздоровительный характер (подбор упражнений на­правлен на всестороннее оздоровление и укрепление орга­низма ребенка, преобладание занятий на свежем воздухе, соблюдение санитарно-гигиенических условий);

·  адекватность физической нагрузки возрастным, инди­видуальным особенностям ребенка, его функциональным возможностям;

·  индивидуализация (учет характера поведения детей в двигательной деятельности, особенности состояния их здо­ровья и психофизического развития).

 

       Среди вышеперечисленных принципов важное место занимает индивидуально-дифференцированный подход к детям, который направлен на развитие двигательных функциональных возможностей ребенка, мобилизацию его активности, самостоятельности и креативности.

          Любая двигательная деятельность только тогда обре­тает характер внутренней жизненно необходимой потреб­ности, когда она становится «сознательной и произволь­ной», и параллельно с развитием моторики, обогащением двигательного опыта ребенка особое внимание обращается на различные стороны развития личности (компетент­ность, эмоциональность, креативность, инициативность и самостоятельность).

       Формируя сознательное управление движениями, педа­гог помогает становлению личности ребенка-творца, а не исполнителя чьих-то замыслов.

Одно из важнейших условий совершенствования режима двигательной активности детей на занятии по физической культуре — комплексное изучение ее возра­стных, индивидуальных особенностей и осуществление принципа индивидуально-дифференцированного подхода. В его основу легли концептуальные положения дошколь­ной педагогики и психологии о формировании личности в процессе деятельности (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, А.П. Усова).

        Важным компонентом любого вида деятельности ре­бенка (игровой, изобразительной, учебной и др.) являют­ся движения. Именно этим и объясняется необходимость изучения двигательной активности ребенка в единстве с его деятельностью и тесной взаимосвязи с различными сторонами его развития. Важным направлением физического воспитания детей в условиях современного детского сада является развитие моторной (двигательной) сферы дошкольников. У детей на пятом году жизни интенсивно развиваются разные виды движений и двигательные умения их выполнения раз­ными способами. В этом возрасте дети понимают и ре­шают двигательные задачи, осваивают простые способы действий и оценивают важность и целесообразность их использования в конкретной ситуации. Они способны воспринимать указания педагога, перестраивать свои действия, исправлять ошибки, выделять основные компо­ненты для достижения положительного результата, что свидетельствует об их готовности заниматься учебной деятельностью. Вышеперечисленные возможности до­школьников могут быть сформированы лишь на основе постоянного поддерживания интереса и положительного эмоционального настроя к учебным занятиям по физиче­ской культуре. Не случайно, исследуя развитие произ­вольных движений, А. В. Запорожец утверждал, что ра­зучивание движений должно осуществляться в учебной деятельности.

          В дошкольном возрасте появляется возможность целе­направленного освоения ребенком движений и способов действия путем систематического его обучения взрослым.

             Занятия по физической культуре являются организованной двигательной деятельностью детей, на­правленной педагогом на обучение детей разным видам движений, развитие физических качеств и двигательных способностей, обеспечение их оптимальным уровнем дви­гательной активности.

Двигательная активность ребенка определяется не толь­ко потребностью в движении, но и его познавательной, интеллектуально-сенсорной, а также эмоционально-игро­вой активностью. С этой целью во время занятий по физи­ческой культуре следует создавать вариативную физкультурно-игровую среду, насыщенную разными красочными мягкими модулями и пособиями.

       Воспитательно-развивающее значение учебных занятий по физической культуре заключается в том, что они слу­жат естественной формой передачи детям необходимого объема знаний из области физической культуры. В то лее время каждое занятие, состоящее из разных вариантов подвижных игр и упражнений, подобранных с учетом уровня двигательной активности детей, позволяет решать важные задачи, направленные на укрепление их физиче­ского и психического здоровья.

       Важно не только удовлетворить биологическую потреб­ность детей в двигательной активности, но и предусмо­треть ее рациональное насыщенное содержание, основан­ное на оптимальном соотношении разных видов игр и физических упражнений и отдыха. Двигательная актив­ность дошкольников должна быть целенаправленна и соответствовать их интересам, двигательным и функцио­нальным возможностям, что и составляет основу индиви­дуального подхода к каждому ребенку. Эффективность учебных занятий по физической культуре зависит от правильного распределения детей по подгруппам в зави­симости от их уровня двигательной активности, условий проведения, программного содержания и методики педа­гогической работы. ДА детей 4-5 лет характеризуют показатели ее продолжительности. A.M. Нерсесян констатирует, что у детей, проводящих в детском саду 8 ч, двигательная активность падает лишь 27,5% времени, тогда как состояние покоя продолжается 72,5%, или же соответственно 2 ч 15 мин против 5 ч 45 мин.

Не менее существенную роль в оценке двигательной активности детей играет показатель ее интенсивности. По данным В.Г. Фролова, дети 5 лет на занятиях по физкультуре выполняют 67 движений в минуту, 6 лет - 70,4, 7 лет - 73,2 движений. На воздухе интенсивность движений повышается. Г.П. Юрко установила, что интенсивность движений при свободной деятельности 7-летних детей на прогулке равняется 40 движениям в минуту.

В последние годы проведено значительное число экспериментальных работ, в которых изучалась суточная двигательная активность дошкольников, велись поиски наиболее рациональных двигательных режимов. В настоящее время имеются данные, характеризующие возрастные, половые и индивидуальные особенности двигательной активности детей дошкольного возраста. Многие научные исследователи, изучавшие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, констатируют, что показатель двигательной активности у мальчиков выше, чем у девочек. По данным Д.М. Шептицкого, среднесуточный километраж (ходьбы и бега) у детей 5-6 лет составляет у девочек 6,8 км, у мальчиков - 7,6 км, у детей 6-7-летнего возраста соответственно 8,1 и 10,1 км. Значительные колебания двигательной активности детей установлены по дням недели и сезонам года. Если принять двигательной активности летом мальчиков 5-6-летнего возраста за 100%, то осенью она составляет 90,8%, зимой только 86,8%. Весной происходит значительное увеличение двигательной активности детей - она составляет 94,7%. Р.А. Анхундов в своих исследованиях заметил особенно высокую двигательную активность детей 7-летнего возраста в летние каникулы. Причины этого он видит не только в том, что дети свободны от учебных занятий, не только в сезонных колебаниях биологических ритмов, но также в том, что в летние каникулы в какой-то мере компенсируется ограничение движений, имевшее место в течение учебного года.

          Родители хотят видеть своего ребенка здоровым, жизне­радостным, активным и физически крепким. Поэтому в дошкольном учреждении крайне необходимо создать благоприятные условия, способствующие своевременному развитию моторной сферы — движений, физических качеств, двигательных способностей, позаботиться об удовлетворении по­требности ребенка в движении, которое является важным условием формирования всех систем и функций организ­ма, одним из способов познания окружающего мира и ориентировки в нем, а также средством его всестороннего развития. В этом помогает создание модели двигательного режима в ДОУ. Она может включать следующие направления:

 

·  Физкультурно-оздоровительная деятельность.

·  Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре.

·  Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников.

·  Физкультурно-массовые мероприятия.

·  Дополнительные образовательные услуги по физической культуре.

·  Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи

 

        Двигательный режим в нашем дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. При разработке рационального двигательного режима в условиях  севера учитывалось не только обеспечение удовлетворения биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусматривалось рациональное содержание ДА, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

        Данная модель двигательного режима вариативна, содержание может корректироваться в зависимости от условий, направленности образовательного учреждения.

       Забота о здоровье детей складывается из созда­ния условий, способствующих благоприятному функцио­нированию и развитию различных органов и систем, а также мер, направленных на оптимизацию двигательной активности детей и совершенствование их функциональ­ных возможностей.

 

Оптимизации здоровья и физиче¬ского развития детей в условиях дошкольного учреждения.

Оптимизации здоровья и физиче¬ского развития детей в условиях дошкольного учреждения.

Оптимизации здоровья и физиче¬ского развития детей в условиях дошкольного учреждения.

Оптимизации здоровья и физиче¬ского развития детей в условиях дошкольного учреждения.

Оптимизации здоровья и физиче¬ского развития детей в условиях дошкольного учреждения.

Оптимизации здоровья и физиче¬ского развития детей в условиях дошкольного учреждения.

Оптимизации здоровья и физиче¬ского развития детей в условиях дошкольного учреждения.

Оптимизации здоровья и физиче¬ского развития детей в условиях дошкольного учреждения.

Оптимизации здоровья и физиче¬ского развития детей в условиях дошкольного учреждения.

Оптимизации здоровья и физиче¬ского развития детей в условиях дошкольного учреждения.

Оптимизации здоровья и физиче¬ского развития детей в условиях дошкольного учреждения.

Оптимизации здоровья и физиче¬ского развития детей в условиях дошкольного учреждения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2020