Программа
«Оптимизация развития интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся».
Пояснительная записка
«Способности» - это начальное понятие познавательных потенциалов обучающихся, то есть индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Следует различать способности, талант (высокая степень одаренности), одаренность (возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности), гениальность (высшая степень развития таланта). Наша первая задача – выявить способности.
Выявление способностей может происходить с помощью психолого-педагогические диагностики, педагогического наблюдения и изучение результатов деятельности учащихся. Использование активных форм обучения современной формой активных методов являются интерактивные методы. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом, что способствует выявлению у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой деятельности.
Учитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей (законных представителей) и данные мониторинговых исследований, следует отметить, что уровень развития выявляемых интеллектуальных (интерес к окружающей действительности) и творческих способностей (активное использование воображения, фантазии и образного мышления), свободное взаимодействие в коллективе требует определенных методических нововведений и педагогических технологий для роста и развития.
Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурной компетенции, развитие интеллекта и творчества обучающихся. Программа по выявлению способностей призвана помочь преподавателям общеобразовательных учреждений обратить внимание на обучающихся, обладающих способностями в определенных областях учебных дисциплин.
Проблема выявления способностей и наклонностей актуальна в настоящее время, потому что наши ученики живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса. Мы, преподаватели, должны не только выявлять индивидуальные способности детей, но и развивать эти уникальные качества и навыки.
Основная работа по выявлению способностей лежит на педагогах. Организация процесса обучения сводится в основном к достижению успехов в обучении, заключенном в рамки учебной программы. Вопросы самопознания, индивидуализация и дифференциация обучения должны быть подняты на должный уровень.
Обучающиеся не должны зацикливаться на оценках, как единственном показателе успеха, потому что при этом снижается самооценка и образуется комплекс неполноценности. Создание данной программы было обусловлено усилением роли истории как дисциплины, обеспечивающей развитие способностей обучающихся и возможностью реализации творческого потенциала личности.
Цель: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через предмет «История», создание условий для самореализации способностей обучающихся.
Задачи: 1. Формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по истории.
2. Понимание важности изучения истории в современном мире
3. Развитие самостоятельности
4. Развитие общего кругозора, интеллекта и творческих наклонностей Методические принципы:
1. Интеграция основных речевых умений и навыков
2. Применение полученных умений и навыков в жизненных ситуациях
3. Соответствие выполняемых заданий возрасту и интересам обучающихся Педагогические методики:
Метод проектов Л.С.Выготский,
метод индивидуального подхода Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская, личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С.Якиманская
Показатели результативности: способность к рефлексии и самоанализу, развитие речевой активности и памяти, умение работать с информацией, развитие творческой активности, создание портфолио обучающимися и их участие в олимпиадных и творческих конкурсах. Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся: наблюдение, анализ, беседы, деловые и ролевые игра, тестирование, опрос, совместная деятельность, в том числе проектная, консультации специалистов. Диагностический инструментарий:
1. Уровень усвоения большого объема информации
2. Быстрое пополнение терминологического словаря
3. Склонность к прогнозированию и проактивности (умение просчитать ситуацию и принять меры для ее благополучного исхода)
5. Умение работать с информацией (классификация, упорядочение и систематизация)
6. Развитие элементов критического мышления
Диагностические этапы:
1. Педагогическая диагностика
2. Психологическая диагностика
3. Специальная углубленная диагностика
4. Диагностический мониторинг (анализ динамики развития)
Диагностики:
1. «Адаптация ребенка к обучению (методика Науменко)
2. Диагностика «Тип темперамента», «Тип мышления» (Л.А.Сиротюк)
3. Диагностика уровня развития познавательных способностей (методика Т.Е.Рыбакова)
4. Анкета «Уровень воспитанности учащихся (методика для изучения социолизированности личности ребенка М.И.Рожкова)
5. Методика обследования связной речи (В.П.Глухов)
Программа основана на коммуникативной методике, является вариативной: педагог может вносить изменения в диагностический инструментарий, выбирать формы работы и дополнять педагогическую деятельность по выявлению способностей обучающихся новыми технологиями, методами и приемами.
Результаты выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности
Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на учащихся, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Такие знания можно получить, если использовать определенные методы диагностики, которые позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.