Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №2 «Сказка» Муниципальный район «Нижнеколымский район»
Согласовано:
Утверждаю:
Педагогическим
советом
Заведующий МКДОУ №2 «Сказка»
МКДОУ д/с №2
«Сказка»
МР «Нижнеколымский район»
МР «Нижнеколымский
район»
_____________Винокурова Ю.Н.
Протокол №3 от 22.02.2018г.
Приказ № 36 от 23.02.2018г.
ПЕРЕДОВОЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ОПЫТ РАБОТЫ
На
тему:
«Формы взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах
нравственно – патриотического воспитания детей
старшего дошкольного возраста
Автор опыты: воспитатель
первой категории
Бандерова Анна Николаевна
п. Черский 2018г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение
………………………………………………………………... 3 – 4
II. Описание опыта
…………………………………………………………4 – 6
III. Актуальность
опыта…………………………………………………... .6 – 11
IV. Результативность опыта
……………………………………………...11 - 12
V Заключение
……………………………………….....................................12
VI. Библиографический
список………………………………………………13
I. ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях, когда происходит
глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является
патриотическое воспитания подрастающего поколения. Быть патриотом – значит
ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в
дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к
окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к
близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас в период
нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям
нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство,
Родина.
В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников
обращались педагоги и ученые: К.Д. Ушинский , Л.Н.Толстой, Я.А.Коменский, Г.Н.
Волков, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в
исследование данной проблеме внесли Л.А. Кодрыкинская, Н.Г. Комратова, Е.Ю.
Александрова, Ю.М. Новицкая и другие. Современные исследователи в
патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на
воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Изучив методическую литературу и опыт выдающихся педагогов по данной
проблеме, я определилась в выборе темы: «Формы взаимодействия ДОУ и семьи в
вопросах нравственного – патриотического воспитания детей старшего возраста»
Над данной проблемой я работаю в течении двух лет. Патриотическое
воспитание дошкольников прослеживается во всех видах деятельности через
различные мероприятия, акции, конкурсы, выставки, проведения НОД.
Целью работы стало: Создание системы работы по нравственно –
патриотическому воспитанию детей дошкольного возрвста.
Для достижения данной цели решались следующие задачи:
ü Создание предметно – развивающей среды в группе (подбор дидактических игр по данной проблеме, уголок «Край наш северный»
ü Разработка и реализация модели патриотического воспитания детей старшего возраста.
ü Проведение мониторинга с целью определения уровня развития в вопросах нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
ü Повышение
педагогической компетентности родителе и педагогов через проведение
консультаций, разработку памяток и буклетов, проведение деловой игры, «круглых
столов»
«Новизна опыта» заключается в использовании разнообразных
методов по воспитанию нравственно – патриотических чувств детей в условиях
дошкольного образовательного учреждения.
На этапе завершения дошкольного образования определяются следующие
целевые ориентиры:
ü Ребенок овладевает основными културными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ü Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувства веры в себя;
ü Ребенок может выражать свои мысли и желания, может использовать речи для выражения своих мыслей, чувств;
ü Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать , экспериментировать ;
ü Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
ü Обладает элементарными представлениями из области живой природы
ü Ребенок способен принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в разных видах деятельности.
II. ОПИСАНИЕ ОПЫТА.
Реализация опыта работы осуществлялась в три этапа:
Работа с детьми: проведена диогностика группы, в результате которой воспитанники показали хорошие результаты по уровню развития нравственного – патриотического воспитанния;
ü Разработаны конспекты в области «Познание»(ознокомление дошкольников с родным поселком (улицами , достопримечательностями, социальными объектами), гербом поселка, растительным и животным миром;
ü Разработан
цикл экскурсий, которые помогают систематизировать работу по формированию у
детей дошкольного возраста положительного отношения к родному краю;
Работа с родителями: была продумана и подготовлена
предметно – развивающая среда, осуществлено педагогическое просвещение
родителей группы по данной проблеме (анкетирование).
Работа с педагогами: проведение анкетирования;
ü Консультации и рекомендации к проведению дидактических игр и тематических занятий;
ü Проведение
деловой игры «Педагогический экспресс»
Были проведены следующие педагогические задачи:
ü Организовать деятельность детей, способствующую формированию духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье , детскому саду, поселку, к природе родного края.;
ü Приобщить дошкольников к культуре и истории малой Родины:
ü Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей развития детей
На данном этапе был составлен перспективный план работы по формированию
нравственно – патриотического воспитания с дошкольниками.
Свою систему работы по нравственно – патриотическому воспитанию детей
дошкольного возраста я организовала по принципу от простого к сложному он
состоит из следующих тематических блоков.:
![]() |
В тематический блок
«Моя семья. Мой дом» можно включить темы; «Семья», «Выходной день с семьей»,
«Традиции семьи».
В блок «Детский сад»: «Мой любимый детский сад», «Вместе дружная семья
детский сад, родители и я», «Неделя игры и игрушки».
В блок «Моя малая Родина» входят такие темы как «С чего начинается
Родина», «Моя малая Родина – п.Черский».
Блок «Мой родной край» включает тему: «Любимый край»
Блок «Родная страна»: темы – «Любимая Россия», «Якутия – столица нашей
Родины»
«Москва – столица России»
Блок «Наша Армия»: темы – «Защитники Отечества», «Будем Родине служить»,
«День Победы».
Тематический блок «Космос» вводится со старшей дошкольного возраста, и
использовались следующие темы: «Веселая Астрономия», «Я и открытый космос» .
В соответствии с календарными праздничными датами в ДОУ с детьми,
педагогами, общественными организациями и родителями проводятся мероприятия,
относящиеся к государственно – гражданским и международным праздникам: «Новый
год», «Елочные украшения», «Широкая масленница», «Мамы всякие нужны, мамы
всякие важны».
В группе создали предметно – развивающую среду патриотической
направленности:
ü Оборудовали стенд «Моя Родина – Россия»;
ü Подобрали дидактические игры : «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос» и др.;
ü Оформили папки для рассматривания: «Моя семья», «Русская матрешка», «Мой любимый город, «Черский и его достопримечательности», «Якутск и Москва и их достопримечательности» Государственные символики Якутии и России», «Природа нашего края»;
ü Оформили сюжетно – ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «Моряки» и др.
ü
Подобрали
методическую, художественную литературу, через которую дети усовершенствуют
знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о России, о Российской армии, о любимом
поселке, о природе крайнего Севера – Востока и др.
Для воспитателей подготовлены консультации «Нравственно – патриотическое
воспитание детей дошкольного возраста», «Растим патриотов», «Особенности патриотического
воспитания» на современном этапе».
Для родителей подготовила и провела собрание по теме: «Воспитание любви к
родному краю в детском саду и дома», наглядно – информационные консультации
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», разработала
папку для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников.
В ходе работы были использованы следующие формы , методические приемы:
ü Непосредственно образовательная деятельность;
ü Игровая деятельность;
ü Самостоятельная деятельность детей;
ü Рассматривание;
ü Чтение художественной литературы.
На заключительном этапе проведена итоговая диагностика по результатам внедрения передового педагогического опыта, которая показала положительные результаты работы. Опыт показывает, что дидактические игры в ДОУ и семье дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепит и расширить знания об окружающем мире, у детей возрастает самоконтроль и самостоятельность в их деятельности. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное и эмоционально – личностное развитие .
Преимуществом данного
исследования является то, что предлагаемый материал легок и доступен для
восприятия ребенка , поскольку осуществляется через игровую деятелность и
ориентирована на данный возраст.
Эффективность опыта. Эффективность опыта представлена данными
итоговой диагоностики.
Данные диагностики: высокий показатель -60%, средний -40%, низкий
-0%. Опыт может быть использован воспитателем детских садов, а также
родителями.
Перспективность опыта
заключается в том, что он является актуальным для современного детского сада не
только сегодня, но и в будущем, поскольку суть патриотического воспитания
состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе смена любви к родной
природе, к своей малой Родине, а закладка «фундамента» происходит в дошкольном
возрасте. Это и есть самый естественный, а потому и верный способ
патриотического воспитания, воспитания любви к Отечеству.
Разработана мной:
собственная модель нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию;
Содержание педагогической работы по блокам (См. приложение).
IV. АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА
К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной», - говорил А. С. Макаренко.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа, к русскому наследию.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность ей, уверенность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.
Невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее налги предки, наши деды и отцы.
Нет сомнения, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
С опытом такой работы в детском саду я и предлагаю вам познакомиться.
Одной из задач, наряду с сохранения и укрепления здоровья детей считаю воспитание нравственных качеств маленького человека.
Патриотическое воспитание – неотъемлемая часть нравственного воспитания.
Настоящий патриот должен быть и физически, и нравственно развит. Вот почему воспитание здорового образа жизни теснейшим образом связано с патриотическим воспитанием активной гражданской позиции.
Не случайно ведь народная мудрость гласит: «В здоровым теле – здоровый дух».
В процессе формирования чувства патриотизма в дошкольном возрасте важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, на мой взгляд, необходимо понимать, что истоки патриотизма зарождаются в человеческом сердце. Именно поэтому период дошкольного детства, в силу присущих ему непосредственных душевных и эмоциональных реакции, в силу еще неутраченной открытости души наиболее важен для формирования чувства патриотизма.
Ребенок
начинает познавать Родину – через свою семью, ближайшее окружение. Что следует
иметь в виду, развивая у ребенка дошкольного возраста первые чувства
гражданственности? Какие задачи стоять перед педагогом и родителями в этом
направлении?
В своей работе я уделяю внимание следующим вопросом:
ü истории города (целевые прогулки, экскурсии, обобщающиеся занятия с
ü показом фотографий, рассказы об истории года, края);
ü трудовые будни наших земляков (экскурсии, беседы, края);
ü природа и фауна нашего края (знакомство с Красной книгой);
ü
«Никто
не забыт, ничего не забыто (экскурсия к памятникам, посещение музея).
Тематическое планирование нравственно – патриотического воспитания
по блокам (подготовительная группа)
Блок 1. Тема: «Моя
семья»
Цели:
Укрепление связи поколений в семье, воспитывать уважение к представителям
старшего поколения.
Задачи: Развивать интерес к своим близким, друзьям.
ü Формировать познавательный интерес познавательный интерес к представителям старшего поколения.
ü Воспитывать уважения и почитания людей старшего поколения.
ü Воспитывать уважения и почитания людей старшего поколения.
Чувство
Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям мамам,
папе, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим
окружением.
Чувство Родины связано с восхищением тем, что видит перед собой малыш,
чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления
еще не осознаны им глубоко, но они играют огромную роль в становлении личности
ребенка.
Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных
моментов:
Корни каждого
– в истории и традициях семьи.
Семья – ячейка общества, хранительница национальных традиции.
Счастья семьи – счастья и благополучия народа.
Необходимо помочь детям осознать свой статус в семье, оценить значимость
семьи в своей жизни.
Приятно считать, что воспитание любви к Отечеству, выстраиваться в такой
логике «от близкого к далекому»: от любви к дому, детскому саду, улице, городу,
любви к родной стране. Поэтому воспитывать любовь и уважения к родному дому
нужно с дошкольного детства.
Это понимают все, но как это делать знает не каждый.
Я стараюсь прийти родителям на помощь, вовлекать их в совместные мероприятия,
результаты которых радуют детей, вызывают у них чувство гордости.
Приятно услышать из уст ребенка: «Это мои мама и папа сделали!», «Это мы вместе
смастерили!».
Занимаясь воспитанием любви детей к своим родным и семье, я решила привлечь
к родителей к составлению родословной, в которой они подробно рассказали о
семейных традиуиях.
Дети с гордостью рассказывали о своей семье.
Вывод, к которому я пришла: важно, чтобы в своем родном поселке ребенок рос не
гостем, а хозяином, чтобы он и мел какие – то обязанности, - это способствует
укреплению чувства семьи.
Блок 2. Тема: «Я люблю свой детский сад»
Цель: Знакомство с трудовой деятельностью
сотрудников детского сада, с многообразием профессиональных навыков, которыми
они владеют.
Задачи:
ü Развивать любознательность, умения вести диалог.
ü
Воспитывать
нравственные качества по отношению к окружающим.
Все взрослые работают. Чтобы дети не оставались дома их приводят в детский
сад, где много разных людей: детей и взрослых.
Всем им хорошо, когда они заботятся друг друге, приветливо здороваются,
прощаются, благодарят за оказанную услугу.
В детском саду есть, добрые, умные, заботливые люди – воспитатели. Они
много интересного, могут научить лепить, рисовать, они читают детям книги,
играют с ними.
Есть младший воспитатель – она поддерживает чистоту в группе, помогает
воспитателю, кормит детей.
Есть повар – он готовит для детей вкусную еду, заботится о том, чтобы они
быстрее выросли.
В детский сад дети ходят не только потому, что им нельзя оставаться дома,
но еще и потому, что здесь с ними проводят много интересных занятий, здесь
многому можно научится.
Блок 3. Тема: «Моя столица - Якутия»
Цель: Закрепление и расширение знаний о родном
городе.
Задачи: познакомить с историей возникновения города, с
историей возникновения его Герба и флага, город – результат труда людей разных
поколений.
Темы блока: «Мой родная столица»
Местоположение города, его экономическое значение. История возникновения
города. Люди, населяющие город. Герб и Флаг города. Место, где человек родился
называется родным. Все любят родной город, тоскуют по нему, когда уезжают,
много делают для того, чтобы он стал лучше. У каждого города, как у человека,
есть имя , рождения.
Транспорт города.
Виды транспорта. История создания транспорта.
Природа родного поселка, города, края.
Флора и фауна. Беседы о сохранении природы. Красная книга.
Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть
честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего
детства полюбить свою Родину.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с
историческим, национальным, культурным, географическим, природным –
экологическим своеобразием родного города, потому что любовь к нашему Отечеству
начинаются с любви к своему городу, краю.
Самый эффективный способ формирования патриотических чувств дошкольников
к своему родному городу – проведение таких игр, как «Знатоки города»,
«Пройдемся по улицам города»
Воспитание любви к окружающей природе, родному краю, городу – составная
часть воспитания глубоких патриотических чувств.
Поставив перед собой эту задачу, я решила выбрать для её решения более
действенные формы: беседы, экскурсии, игры.
Беседы дают возможность детям учится выражать свои чувства и переживания,
а экскурсии позволяют воспринимать окружающие объекты, расширяют кругозор
детей, уточняют их представления об окружающей жизни, а также помогают
конкретно и образно видеть красоту родного края.
Работу по воспитанию любви к родному городу я начала с бесед в ходе
которых выявила имеющиеся знания детей о родном крае. Оказалось, что знания на
начальном этапе были недостаточно на высоком уровне: дети имели представления
лишь об улице, на котором проживают, и о своем детском саде, да и то не очень
ясные.
В ходе тематических бесед с использованием фотографии и иллюстраций я
побуждала детей делать выводы, давать оценки услышанному и увиденному.
На экскурсиях я знакомила детей с улицами нашего поселка и города, в каком
году был построен наш поселок и город Якутск, какие общеобразовательные,
культурные учреждения находятся в нашем поселке. Наш поселок и город населяют
люди самых различных профессий.
Я дала задание ребятам узнать, где трудятся их мамы и папы, а родителей
попросила в беседе с детьми больше рассказывать о своей работе.
На одной из НОД я предложила детям составить рассказ о красивом и
любимомуголке нашего города.
Совместная деятельность стала основной для дальнейшего формирования
нравственно – патриотических чувств у детей. Дети стали следить за чистотой
игровой площадки, с удовольствием убирают мусор, приносят семена для посадки
«Огорода на окне». Так у них появилось новое отношение к окружающему, что
любишь – надо беречь.
В результате проведенной работы знания наших воспитанников о городе стали
глубже, шире, их рассказы стали содержательными, образными, эмоциональными.
В этих рассказах было ярко выраженно отношение детей к своему родному
городу, они уже резко отличились от прежних. Богатство впечатлений детей
отражались в их игровой деятельности. В рисунках по замыслу у ребят появились
темы, связанные с нашим поселком, городом: «Наша улица», «Мой детский сад»,
«Мой двор»
В группе был оформлен книжный уголок. В уголке представлены книги о
родном крае, о Якутии.
Впечатления о родном крае дети отображали в рисунках. Безусловно,
впечатления и эмоции, полученные в ходе различных мероприятий, приобщили детей
к истории родного края и своего народа, воспитали любовь к своему Отчеству.
Таким образом, в детском саду созданы оптимальные условия для формирования
у детей основ гражданственности, воспитания патриотизма, а также
формированияинтереса к своей малой Родине.
Блок 4. Тема: «Наше государство – Российская Федерация»
Цель. Привитие чувства гордости, глубокого уважения и
почитания символов Российской Федерации – герба, гимна, флага.
Задачи: Развивать представления детей о государственной
символике российского государства, их историческом происхождении.
Обобщить знаний детей о Государственном флаге.
Воспитывать уважение к могуществу Российской державы, любви к Родине,
чувство гордости за свою страну.
Дети узнали историю возникновения государственного герба Российской
Федерации, который представляет собой четырехугольный, с заостренными нижними
углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым
двуглавым орлом, поднявший вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми
коронами и над ними – одной большой короной, соединенными лентой, в правом лапе
орла –скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный
всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного
опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. В НОД в области «Музыка» был
прослушан государственный гимн Российской Федерации. Гимн – официально принятая
торжественная песнь в честь государства.
Государственный флаг – один из важнейших атрибутов государства, символ
государственного и национального суверенитета, отличительный знак государства;
представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных
полос: верхней – белого, средней – синего, и нижней – красного цвета.
В закрепление у детей правильного представления о символе помогли беседы на
следующие темы: «О чем рассказывает наш герб»; «Цвета нашего флага»; «Как
слушают и поют гимн».
Блок 6. Тема: «День защитника Отечества»
Цель: Образ защитника Родины через образы реально существовавших
личностей, былинных, сказочных богатырей.
Задачи: Познакомить детей с понятием «Защитники Отечества», с
особенностями службы солдат разных войск.
Обобщить: наша армия – армия – освободительница, миролюбивая и гуманная.
Вместе с детьми была проведена беседа «Наша Армия сильна». Была
организована выставка рисунков на тему «Много в армии профессий». Было
проведено развлечение. Дети подготовительной группы приняли активное участие в
интеллектуальной олимпиаде дошкольников на тему «День Победы!».
Блок 7. Тема: «Моя любимая мамочка»
Цель: Расширение знаний детей о профессиях. Привитие любви и
уважения к старшему поколению.
Задачи: воспитывать доброе, внимательное,
уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.
Была организована выставка рисунков «Портрет моей маочки».
Блок 8. Тема. «Наши косманавты»
Цель: Знакомство с глобусом и физической картой Земли.
Рассказ о влиянии Солнца и Луны на планету Земли.
Задачи: Обобщить и расширить интерес о внутреннем
строении Земли.
Развивать поисково – познавательные способности, логическое мышление.
У детей появился интерес к космосу, к созвездиям, планетам. Уверенно
рассказывали о первом космонавте, кто первый полетел в космос, почему космонавт
надевает скафандр, чего нет в космосе.
Совместно с детьми была организована выставка рисунков «День косманавтики»
Блок 9. Тема: «Этот день Победы»
Цель. Закрепление знаний детей о том, как защищали русские
люди свою Родину в годы войны, как живущие помнят о них.
Задачи:
Обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны.
Рассказать о героях войны, о том, как народ чтит их память: в честь героев
слагают стихи и песни, им воздвигают памятники.
Темы блока:
1. Что такое героизм?
Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально –
положительное отношение к воинам.
2. Музей клуба «
Подвести детей к пониманию того, что во все времена народ защищал свою
Родину, что люди помнят о защитниках Отечества, воздвигают им памятники.
Запланирована экскурсия к памятнику погибшим воинам. Прежде чем отправится
к памятнику, мы с детьми рассматривали иллюстрации о героических подвигах наших
советских людей в годы Великой Отечественной войны.
После прочтения рассказов, я беседовала с детьми и выяснила, что знают
наши воспитанники о героях войны, кого в наши дни можно назвать героем.
Вывод. На мой взгляд, важное и необходимое условие успеха в педагогической
деятельности – любовь к своей профессии, детям.
Любить детей нужно за то, что они есть, дети с благодарностью отзовутся на
любовь и веру в них.
По моему
мнению, организовывать жизнь детей в детском саду следует так, чтобы каждый
день и час открывал им что – то новое, развивал их ум, формировал основы
личности, приносил успех, и тогда работа педагога будет успешной и
плодотворной.
V. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
ОПЫТА
По
итогам диагностики дети овладели, знаниями, усвоенными как в НОД, так и в
повседневной жизни по нравственно – патриотическому воспитанию.
Воспитанники проявляют активный интерес к прошлому и настоящему своего
народа, своей семьи, родного города, края. Знают некоторые сведения об истории,
достопримечательностях, знаменитых людей.
Имеют представления о природных богатствах края.
Проявляют
интерес к стране, в которой живут.
Выражают положительное отношение к миру, своему городу, дружбе, ко всему
живому.
Стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие,
активно выражают готовность помочь.
Для определения уровня развития нравственно – патриотического воспитания
дошкольников, я руководствовалась методикой обследования патриотического
воспитания в детском саду М.И. Новицкой, С.Ю. Афанасьевой, Н.А. Виноградовой,
Н.В. Микляевой.
Сравнительная
диаграмма уровня нравственно – патриотического
воспитания дошкольников.
Мониторинг
показал, что качество проводимой работы по нравственно – патриотическому
воспитанию дошкольников повысился с 2018 по 2020учебного года повысился на 40 %
.
В результате проведенной работы дети узнают и называют символику страны,
города; могут дать ответы на вопросы о богатстве и достопримечательностях
нашего края, о жизни и бытности народностей крайнего севера.
Использование разнообразных форм в дошкольном образовании помогает
повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение
детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем
предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов
действительности.
Для определения уровня развития нравственно – патриотического воспитания
дошкольников, я руководствовалась методикой обследования С.Ю. Афанасьевой, Н.А.
Виноградовой, Н.В. Микляевой.
VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ü
Разработанные
мной методы, формы и приемы по обучению нравственно – патриотического
воспитания дошкольников, основывается на интересах детей, что предполагает
самостоятельную, активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети
учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или
явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
Такое понимание способствует формированию самостоятельности, глубоко
мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного
возраста.
Использование различных методов в системе нравственно-патриотического
воспитания считаю наиболее приемлемыми, так как они позволяют сочетать интересы
всех участников педагогического процесса:
ü Педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
ü Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе нравственно – патриотического воспитания детей;
ü
Дети
организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование
различных методов и приемов в целях формирования нравственно – патриотических
качеств у дошкольников является действенным и эффективным.
В дальнейшем я планирую продолжать работу по данной теме.
Планирую разработать программу по нравственно – патриотическому воспитанию
дошкольников; Пополнить предметно – развивающую среду в группе.
VII. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. А.М. « Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников»
2. Дошкольное образование. Обучение дошкольников №6. 2011г.
3. Доможкова Т.И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного
возраста». Управление ДОУ 2006№8,
4. Жариков А.Д. «Растите детей патриотами».
5. Закон РФ «Об образовании»
6. Илющенко Р. «Что значит быть патриотом?»
7. Колпачук О.С. , Добршкая И.Г. «О патриотическом воспитании детей
дошкольного возраста».
8. Комратов Н.Г., Грибова Л.Ф. «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет»
9. Мохнаева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.