Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

  • Работа в классе
  • pdf
  • 22.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности». И. Лийметс
Иконка файла материала Опыт работы Донсковой И.А. Духовно-нравственное воспитание..pdf



«Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности».

И. Лийметс

Что такое духовное воспитание?

       Часто под этими словами подразумевается несколько совершенно разных подходов к воспитанию:

       Воспитание души ребёнка через культуру, литературу, историю, музыку, живопись.

       Воспитание в ребёнке сильной духом личности, умеющей найти своё место в современном мире.

Что же такое нравственность?

В словаре С.И. Ожегова мы можем прочитать, что “нравственность – это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках”.


Но разве в жизни возможно отделить

нравственное воспитание от духовного?

Актуальность проблемы духовнонравственного воспитания

             Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко - нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

             Во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера.

             В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно- нравственной воспитанности.

             В-четвертых, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Законом «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего  общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся»

Цель духовно-нравственного развития и воспитания:

воспитание, социально-педагогическая

поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, принимающего и осознающего духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации.

В наше время актуальными вопросами являются сохранение нравственности в обществе, восстановление и развитие исторического и культурного наследия.

Правила:

1.         Нравственное воспитание должно быть ориентировано на духовное развитие ребёнка.

2.       В воспитании нравственности ребёнка не должно быть мелочей.

3.       Нравственное воспитание должно строиться не на порицании, а на поддержке.

Основные направления 

духовно-нравственного развития   и

воспитания обучающихся.

         Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

         Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

         Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

         Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

         Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание).

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Каждое направление представлено в виде модуля, который содержит задачи, соответствующую систему базовых ценностей, виды деятельности и формы занятий с обучающимися. Также, в каждом модуле определен вид работы с семьями обучающихся, с общественными учреждениями, планируемые результаты.

Реализация целей и  задач происходит  с учетом следующих принципов:

         Личностно-ориентированная система влияний на школьника: учет особенностей развития личности каждого учащегося, уровня его интересов.

         Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям.

         Нравственная ценность отбора содержания.

Так, тематика занятий внеурочной деятельности касается проблем культурного поведения, нравственного выбора, оценки положительных и отрицательных поступков.

         Модуль «Я – гражданин

Модули:     великой страны» в сочетании с модулем «Я

законопослушный гражданин»

         Модуль «Я – настоящий

трудолюбивый человек»

         Модуль «Я человек здоровый» в сочетании с модулем «Я сохраняю природу»



Внеурочная деятельность. Программа «Волшебная страна».

         5 класс «Народное декоративно – прикладное искусство».

         6 класс «Сказочный мир».

         7 класс «Чудеса России».
























5 класс «Народное декоративно – прикладное искусство».

ИГРУШКИ

        Дымковская игрушка.

        Городец.

        Филимоновская игрушка.

        Каргопольская игрушка .

        Русская кукла (Кукла из дерева.

Тряпичная кукла. Соломенная кукла.)

Виды городецких птиц.


Куклы-обереги




Народные промыслы

       Золотая Хохлома.

       Сказочная Гжель.

       Жостово.

       Неповторимый Палех.

       Федоскинская лаковая миниатюра.

       Северная графика Мезени.

       Чернь и финифть.





Формы жостовских подносов.

6 класс «Сказочный

мир».

     «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить…» Л.Д.Короткова





     "Русалки суть женские существа - очень красивые девушки с длинными косами и крыльями". Они живут на краю света, а к нам приходят лишь однажды в году весною и в нужное время орошают дождем хлебородные нивы. Они выливают росу из рога, и хлеб начинает колоситься. От русалок зависит плодородие нив. Все это происходит в июне, который и называется "русальским месяцем".

"Русалки суть женские существа - очень красивые девушки с длинными косами и крыльями".

Коловрат или Солнцеворот.

Коло – это круг, КОЛьцо, КОЛесо, КОЛОдец, КОЛОбок.

Коловрат во все века и у всех народов был символом Солнца, есть основания даже полагать, что Солнце в древности называлось именно «Коло».

        Крест Тоже солярный символ. Многие считают его «чисто христианским» знаком, однако это далеко не так.

        Например, католические миссионеры, проповедовавшие в Китае, видели кресты, изображенные на статуях Будды, учение которого возникло примерно на шесть веков раньше христианства, а испанские конкистадоры были свидетелями почитания креста североамериканскими индейцамиязычниками как слияния Небесного огня и огня Земного.










7 класс «Чудеса России»

2 части.










Оценка результатов духовно-нравственного воспитания

Оценка результатов


Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:

Оценка результатов

üэкспертные суждения (родителей, партнеров школы); ü анонимные анкеты; ü различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста;

ü самооценочные суждения детей.

Формы работы, методики

ü   Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах

ü   Методика «Закончи историю»

ü   Методика «Сюжетные картинки»

ü   Методика «Что мы ценим в людях»

(предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).

ü   Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).

ü   Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.

Оценка результатов

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений учащихся, относятся:

Оценка результатов

üценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.); ü характеристика социальных чувств

(патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); ü индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Воспитать ЧЕЛОВЕКА…