«Воспитание
– это целенаправленное управление процессом развития личности».
И. Лийметс
Что такое духовное
воспитание?
• Часто под этими словами подразумевается несколько совершенно разных подходов к воспитанию:
• Воспитание души ребёнка через культуру, литературу, историю, музыку, живопись.
• Воспитание в ребёнке сильной духом личности, умеющей найти своё место в современном мире.
Что же такое
нравственность?
В словаре С.И. Ожегова мы можем прочитать, что “нравственность – это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках”.
нравственное воспитание от духовного?
Актуальность
проблемы духовнонравственного воспитания
• Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко - нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
• Во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера.
• В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно- нравственной воспитанности.
• В-четвертых, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Законом
«Об образовании в Российской Федерации» установлено, что «основные
общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего
общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного
образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения,
образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в
себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин
(модулей) и другие материалы, обеспечивающие
духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки
обучающихся»
Цель
духовно-нравственного развития и воспитания:
воспитание, социально-педагогическая
поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, принимающего и осознающего духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации.
В наше время актуальными вопросами являются сохранение нравственности в обществе, восстановление и развитие исторического и культурного наследия.
Правила:
1. Нравственное воспитание должно быть ориентировано на духовное развитие ребёнка.
2. В воспитании нравственности ребёнка не должно быть мелочей.
3. Нравственное воспитание должно строиться не на порицании, а на поддержке.
Основные направления
духовно-нравственного
развития и
воспитания обучающихся.
• Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
• Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
• Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
• Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
• Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание).
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Каждое
направление представлено в виде модуля, который содержит задачи,
соответствующую систему базовых ценностей, виды деятельности и формы занятий с
обучающимися. Также, в каждом модуле определен вид работы с семьями
обучающихся, с общественными учреждениями, планируемые результаты.
Реализация
целей и задач происходит с учетом следующих принципов:
• Личностно-ориентированная система влияний на школьника: учет особенностей развития личности каждого учащегося, уровня его интересов.
• Принцип соответствия требованиям современного общества и общественно значимым ценностям.
• Нравственная ценность отбора содержания.
Так, тематика занятий внеурочной деятельности касается проблем культурного поведения, нравственного выбора, оценки положительных и отрицательных поступков.
• Модуль «Я – гражданин
Модули: великой страны» в сочетании с модулем «Я
законопослушный гражданин»
• Модуль «Я – настоящий
трудолюбивый человек»
•
Модуль
«Я
человек здоровый» в сочетании с модулем «Я сохраняю природу»
![]() |
Внеурочная
деятельность. Программа «Волшебная страна».
• 5 класс «Народное декоративно – прикладное искусство».
• 6 класс «Сказочный мир».
• 7 класс «Чудеса России».
![]() |
![]() |
![]() |
5 класс «Народное декоративно – прикладное искусство».
ИГРУШКИ
• Дымковская игрушка.
• Городец.
• Филимоновская игрушка.
• Каргопольская игрушка .
• Русская кукла (Кукла из дерева.
Тряпичная кукла. Соломенная кукла.)
Виды городецких птиц.
![]() |
• Золотая Хохлома.
• Сказочная Гжель.
• Жостово.
• Неповторимый Палех.
• Федоскинская лаковая миниатюра.
• Северная графика Мезени.
• Чернь и финифть.
![]() |
мир».
• «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить…» Л.Д.Короткова
![]() |
• "Русалки
суть женские существа - очень красивые девушки с длинными косами и
крыльями". Они живут на краю света, а к нам приходят лишь однажды в году
весною и в нужное время орошают дождем хлебородные нивы. Они выливают росу из
рога, и хлеб начинает колоситься. От русалок зависит плодородие нив. Все это
происходит в июне, который и называется "русальским месяцем".
"Русалки суть женские существа - очень красивые девушки с длинными косами и крыльями".
Коловрат или Солнцеворот.
Коло
– это круг, КОЛьцо, КОЛесо, КОЛОдец, КОЛОбок.
Коловрат во все века и у всех народов был символом Солнца, есть основания даже полагать, что Солнце в древности называлось именно «Коло».
• Крест Тоже солярный символ. Многие считают его «чисто христианским» знаком, однако это далеко не так.
• Например, католические миссионеры, проповедовавшие в Китае, видели кресты, изображенные на статуях Будды, учение которого возникло примерно на шесть веков раньше христианства, а испанские конкистадоры были свидетелями почитания креста североамериканскими индейцамиязычниками как слияния Небесного огня и огня Земного.
7 класс «Чудеса России»
2 части.
Оценка
результатов духовно-нравственного воспитания
![]() |
üэкспертные
суждения (родителей, партнеров школы); ü анонимные анкеты; ü различные
тестовые инструменты, созданные с учетом возраста;
ü самооценочные суждения детей.
ü Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах
ü Методика «Закончи историю»
ü Методика «Сюжетные картинки»
ü Методика «Что мы ценим в людях»
(предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).
ü Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).
ü Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.
К результатам, не подлежащим итоговой оценке
индивидуальных достижений учащихся, относятся:
üценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.); ü характеристика социальных чувств
(патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); ü индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.