«Опыт работы воспитателя ДОУ по организации единого образовательного пространства с семьями воспитанников раннего возраста»
Оценка 4.8

«Опыт работы воспитателя ДОУ по организации единого образовательного пространства с семьями воспитанников раннего возраста»

Оценка 4.8
Домашнее обучение +1
docx
воспитательная работа
25.02.2023
«Опыт  работы воспитателя ДОУ  по организации единого  образовательного пространства  с семьями воспитанников раннего возраста»
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при наличии системы взаимодействия ДОУ и семьи.
разработка СТРЕЛЯЕВА Е.В..docx

«Опыт  работы воспитателя ДОУ  по организации единого  образовательного пространства  с семьями воспитанников раннего возраста»

 

 

 

Стреляева  Евгения Владимировна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад № 125»

г. Новокузнецк, Кемеровская область

 

 

     Взаимодействие детского сада и семьи является одним из приоритетных направлений в работе в свете внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательный процесс ДОУ, используя интеграцию образовательных областей, которая красной нитью проходит через работу с родителями (законными представителями). Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Достичь высокого качества образования  воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при наличии системы взаимодействия ДОУ и семьи.

Основные приоритеты и направления работы:

1. Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию и образованию детей.

2. Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка.

3.Установление правильных взаимоотношений на основе доброжелательной критики и самокритики.

4. Привлечение актива родителей, общественности к деятельности ДОУ, к работе с семьями.

5. Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.

Родители могут значительно разнообразить жизнь детей в ДОУ, внести свой вклад в образовательную работу. Участие в работе утреннего приема детей. Родители имеют возможность предложить свои идеи по темам и содержанию проектов, принести материалы или книги, поделиться с детьми своими знаниями, научить их тому, что умеют и любят сами.

Участие в планировании работы группы. Дети с удовольствием задают вопросы, предлагают интересующие их темы проектов, поэтому помощь родителей (лиц, их заменяющих) может оказаться не просто полезной, но неоценимой.

Сопровождение детей на прогулках (экскурсиях) за пределами детского сада. Транспортировка детей на дальние расстояния. Так, одни родители с удовольствием организуют экскурсию, поход в ближайший парк, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи – расскажут интересное детям, чему-то научат их. От участия родителей в работе ДОУ выигрывают все участники образовательных отношений. И прежде всего дети.

На современном этапе в работе с родителями появляется понятие «включение родителей» в деятельность ДОУ, т.е активное участие в работе ДОУ.

            Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями, а возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя  интересов друг  друга, и объединить усилия для достижения эффективных результатов.

           Младший дошкольный возраст — самый важный период для ребёнка, ведь именно в этот период формируются и развиваются все основные функции, необходимые человеку. Воспитание детей от 2-х месяцев до 7 лет, педагогическая преемственность в работе с группами раннего и дошкольного возраста приобретает все большую актуальность.

    Маленький ребенок развивается в активной деятельности, приобретает способности действовать. Педагогическое воздействие на формирование у детей той или иной деятельности - один из основных принципов  ООП  ДОУ осуществляется педагогическое воздействие на занятиях через методы и приемы.

Метод - способ воздействия или способ передачи знаний.

Прием - варианты применения данного метода.

Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические. Рассмотрим их в отдельности.

1. Игровые методы и приемы в обучении детей:

-дидактические игры,

-подвижные игры,

-игры-забавы, инсценировки.

Приемы:

а) Внесение игрушек,

б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками)

в) Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения «Уронили Мишку на пол», дидактическая игра «Скажи, что звучит»)

г) Сюрпризность , эмоциональность (показ «Птичка и собачка» - воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться «Кто это поет, поищите». Прилетает птичка, кружится  над детьми, садится на руки, чирикает.)

д) Внезапность появления, исчезновение игрушки.

е) Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом).

ж) Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает).

з) Интригующие обстановки.

2. Словесные методы и приемы:

1) Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок.

2) Разговор, беседа.

3) Рассматривание картинки, инсценировки.

Приемы:

-Показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Маша идет, идет, бах - упала, упала. Маша, ой-ой, плачет.

-Просьба произнести, сказать слово (это платье).

-Перекличка до 1,5 лет («скажи-повтори»).

-Подсказывание нужного слова.

-Объяснение назначения предмета (посуда - это из чего мы едим и пьем).

-Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята).

-Вопросы.

-Договаривание  слова в конце фразы («Котята пьют (молоко) », «Катя, ешь суп (с хлебом)

-Повторение слова за воспитателем.

-Пояснение.

-Напоминание.

-Использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки).

3. Практические методы:

1) Упражнения (оказание помощи).

2) Совместные действия воспитателя и ребенка.

3) Выполнение поручений.

4. Наглядные методы и приемы:

1) Показ предметов, игрушек.

2) Наблюдение явлений природы, труда взрослых.

3) Рассматривание живых объектов.

4) Показ образца.

5) Использование кукольного театра, теневого, настольного, фланелеграфа.

6) Диафильмы.

Приемы:

-Непосредственное восприятие предмета, игрушки.

-Показ с называнием (это кролик).

-Пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала).

-Просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку).

-Многократное повторение слова.

-Активное действие детей.

-Приближение объекта к детям.

-Задание детям (иди, Вася, покорми кролика).

-Вопросы (простые для детей до 1,5 лет, с 2-3 лет сложные).

-Художественное слово.

-Включение предметов в деятельность детей («Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка»).

-Выполнение игровых действий.

       Психологи убеждены, что для ребенка важен не характер игры, а участие в ней близких людей. Малыш лишь учится быть самостоятельным, он по-прежнему чувствует себя комфортнее рядом с мамой и папой.

      Любой ребенок особенный, его развитие проходит индивидуально. Поэтому нельзя сопоставлять уровень умений карапуза и его сверстников. Один ребенок преуспевает в двигательной активности, другой успешно демонстрирует творческие задатки. Однако примерный перечень навыков, которыми владеет ребенок в двухлетнем возрасте, все же существует.

Опорно-двигательный аппарат. Кроха уже умеет ходить, бегать, прыгать, ходить спиной вперед, балансировать на узком участке дороги, двигаться вверх-вниз по лестнице, пинать мяч.

 Моторика рук. Ребенок строит пирамидки, умеет обращаться с ножницами, рисует «каляки».

Мышление, восприятие, память, речь. Малыш танцует в такт мелодии, способен совершить алгоритм до 3 действий, выполняет просьбы, рассказывает стихи и сказки. Словарный запас карапуза невелик: 150-300 слов. Он говорит короткими предложениями.

 Социализация. Ребенок активно взаимодействует с внешним миром: он моет руки, почти сам одевается, ест ложкой, пьет из кружки, сидит на горшке, помогает родителям,

Мы  оказываем консультативную помощь нашим родителям, обсуждаем, как организовать развивающие занятия в домашних условиях, как обеспечить себя необходимым для их проведения материалом

Выбираем рабочее место

Безусловно, для дошколят нет такой строгой привязки к рабочему столу, как у школьников. Заниматься с карапузом и можно, и нужно в местах самых разнообразных:

-         дома на кухне, в ванной и в каждой из имеющихся комнат;

-         в парке или на детской площадке во время прогулки;

-         в своей машине или в общественном транспорте…

Но всё же некий «маячок» вам потребуется. Рабочее место, пусть даже относительно условное, дисциплинирует маленького ученика, помогает ему собраться с мыслями и сосредоточиться на занятии. Не забудьте продумать, где и как вы будете хранить необходимые для развивающих занятий материалы: удобно, когда система хранения располагается рядом с выделенным для занятий уголком.

Планируем

Конечно, даже простые беседы с ребёнком, совместный просмотр развивающих мультфильмов или чтение качественной детской литературы благотворно сказывается на уровне интеллектуальных способностей малыша. Но всё же под ранним развитием понимается систематизированный комплекс развивающих занятий, в процессе которых планомерно и вдумчиво вы будете воздействовать на все важные психические функции ребёнка:

-         внимание;

-         память;

-         мышление;

-         речь;

-         воображение;

-         воля.

В системе всестороннего развития нельзя забывать про физическое воспитание, коммуникативные навыки и эмоциональный интеллект.

Чтобы ничего не упустить, но не перегружать ребёнка, необходимо заблаговременно планировать свои занятия, учитывая возраст, темперамент и распорядок дня малыша. Кстати, возможность максимально точно адаптировать занятия к индивидуальным особенностям карапуза — значительное преимущество раннего развития в домашних условиях.

Обеспечиваем необходимый инвентарь

Чтобы домашние занятия были интересными, насыщенными, разнообразными и действительно полезными, вам понадобится многое:

-         канцтовары;

-         пластилин и другие пластические материалы для лепки;

-         цветная бумага и картон;

-         материалы для развития сенсорного опыта и мелкой моторики;

-         наборы карточек по различным лексическим темам;

-         несколько вариантов азбуки (разрезные картинки, магнитная азбука, интерактивные плакаты);

-         материалы для изучения математики: геометрические конструкторы, счётные палочки, карточки для обучения счёту;

-         музыкальные инструменты;

-         спортивный инвентарь (мячи разного размера, скакалка, обруч, кочки-балансиры).

Вам также могут быть полезны различные популярные нынче развивающие игрушки и игры: сенсорный коврик,  фланелеграф,  лэпбуки,  книжки-малышки.

Внимание на ребёнка

Приучить ребёнка к занятиям вам помогут простые советы:

-         малыш должен испытывать интерес к предлагаемому занятию, задания должны быть понятны для него;

-         заканчивать развивающие игры следует чуть раньше, чем они наскучат карапузу;

-         не забывайте о разумном и уместном поощрении своего маленького ученика. Если похвалить за хорошую работу не получается, похвалите за прилежание, усердие.

Привыкнув к систематическим занятиям, ребёнок станет более восприимчивым к вашим стараниям. Постепенно вы даже сможете составлять расписание занятий наподобие тех, что вывешивают на информационном стенде воспитатели детских садов.

Мышление двухлеток и трехлеток носит наглядно действенный характер. Умение мыслить логически предполагает способность к анализу, сравнению и обобщению. Развить логику и обучить кроху элементарным математическим навыкам можно с помощью следующих упражнений.

Сравнение

Возьмите горсть пуговиц или других мелких предметов, разложите их на две неравные кучки. Ребенок должен определить, в какой кучке много пуговиц, а в какой – мало. Если он не видит разницы между понятиями «много - мало», объясните ему, в чем она заключается. Второй вариант этого упражнения – сравнение величины. Возьмите несколько предметов или игрушек разного размера. Попросите малыша показать, где маленькие предметы, а где большие.

Счет

Дети в два-три годика еще не знакомы с цифрами. Навык счета лучше осваивать на окружающих предметах или на пальцах. Научите ребенка показывать свой возраст на пальчиках, расскажите, сколько ему исполнится через год, два, три.Для счета удобно использовать счетные палочки или любые другие предметы. Поднимаясь с ребенком по лестнице, считайте ступеньки, проходя мимо домов – окна, гуляя по аллее – деревья или фонарные столбы.

Поиск предметов

Спрячьте игрушку в комнате и попросите малыша найти ее. Помогайте ему, подсказывая места поиска – под диваном, за креслом, в шкафу и т. д. Потом можете поменяться ролями – ребенок прячет игрушку, а вы ищете.

В возрасте от двух до трех лет у детей происходит существенный скачок в развитии речи. Их словарный запас пополняется очень быстро. Познакомившись с новым словом, дети вносят его в свой лексикон и начинают активно применять. Развить речевые навыки помогут простые упражнения.

Чтение

Самый лучший метод развития речи – чтение. Приобретите книги для детей 2–3 лет с картинками. Выбирайте стихи, сказки, потешки. Малышу полезно слушать как прозу, так и стихотворные произведения. Читая сказку, задавайте ребенку вопросы, касающиеся сюжета. Если он затрудняется с ответом, помогите ему. Поясняйте значение каждого непонятного слова. Рассматривайте иллюстрации в книге и обсуждайте с малышом.

Пение

Это веселое занятие способствует развитию речи и тренирует голос. Пойте с малышом детские песенки с музыкальным сопровождением и без него. Дети быстро запоминают рифмованные строчки и мотив, и с удовольствием подпевают взрослым.

Составление предложений

Придумайте начало предложения и попросите малыша продолжить его. Например, «Мама сегодня купила в магазине…» или «По улице бегает черная…».

Обсуждение событий дня

Каждый день обсуждайте с ребенком произошедшие события. Например, «Мы с тобой сегодня ходили в парк и кормили уточек в пруду. А вечером в гости пришла бабушка и принесла вкусный пирог» и т. д. Если малыш ходит в детский сад, просите его рассказать, как прошел день, чем он занимался, что интересного случилось.

Описание предметов

Возьмите какой-нибудь предмет и попросите ребенка описать его, задавая наводящие вопросы  : (Какого он цвета? Он большой или маленький? На что похож? Для чего нужен? и т. д.). 

В 2–3 года дети еще плохо выговаривают слова, многие из них сокращают и коверкают. Обязательно поправляйте ребенка, когда он говорит неправильно. Конечно, он еще не умеет выговаривать все звуки, поэтому чистого произношения не получится. Но все равно, старайтесь приучать кроху говорить как можно правильнее.

В столь раннем возрасте внимание  имеет непроизвольный характер. Это значит, что ребенок еще не умеет концентрировать его усилием воли. Его внимание привлекает то, что вызывает интерес (яркая игрушка, звуки музыки, окружающие люди). Внимание, как и другие психические процессы, можно и нужно развивать.

Поиск предмета

Возьмите картинку с каким-нибудь сюжетом и попросите ребенка найти на ней определенный предмет или персонажа. Это же упражнение можно выполнять на улице. Попросите кроху показать цветок, красную машину, кошку, девочку в зеленой куртке и пр.

Обнаружение сходства

Возьмите какой-нибудь предмет, например книгу, и попросите кроху поискать в комнате вещи, похожие на нее по форме. Это может быть телефон, планшет, картина на стене. Можно искать предметы, похожие не по форме, а по цвету, размеру и другим признакам.   

Поиск недостающего

Возьмите несколько игрушек, расставьте их на столе и попросите малыша внимательно посмотреть на них и запомнить. Затем он должен отвернуться или выйти из комнаты, а вы в это время уберите одну игрушку. Задача ребенка – определить, какая игрушка исчезла.

Занятия на развитие крупной и мелкой моторики

Моторика пальцев рук напрямую связана с познавательными процессами – речью, памятью, мышлением. Поэтому ее нужно развивать. Для этого существует много упражнений.

Игры с мелкими предметами

Предложите малышу рассортировать по размеру пуговицы, нанизать на шнурок крупные бусины, покатать в руках шарики. Внимательно следите, чтобы ребенок не засунул мелкий предмет в рот, нос или ухо.

Конструктор и мозаика

Купите ребенку набор конструктора или мозаику для малышей и собирайте вместе с ним. Это увлекательное занятие укрепляет мелкие мышцы руки, делает пальчики более ловкими, тренирует внимание и воображение.

Лепка

Лепите с ребенком различные фигурки из глины, пластилина или соленого теста. Чтобы сделать занятие более интересным и увлекательным, прочитайте сказку или посмотрите мультфильм, а затем попробуйте слепить понравившегося персонажа.

Пальчиковые игры

Играть в пальчиковые игры любят не только груднички. Малышам в два-три годика они тоже нравятся. Научите кроху складывать пальчики в разные фигуры:

-         сложите большой и указательный палец в кольцо и поднесите к глазам – получатся очки, а если задействовать все пальцы – бинокль;

-         сожмите кисть в кулак и оттопырьте указательный палец и мизинец – это рожки козы;

-         «пошагайте» указательным и средним пальцем по столу, изображая ножки.

Предложите малышу проявить фантазию, придумывая и складывая из пальчиков необычные фигуры.

Крупную моторику развивают игры с мячом, катание на велосипеде, прыжки, лазанье по шведской стенке и любая физическая активность. Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, липучки, крючки на одежде, самостоятельно надевать и снимать вещи.   

Играя вместе с ребёнком, следить, пожалуйста, за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть. Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимопонимания, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

 

Список литературы:

1. Психология развития. Избранные работы, Выготский Л.С., М.: Юрайт , 2017

2. Развитие личности ребенка от года до трех, Монина Г.Б., Аверин В.А, Лютова-Робертс Е.К., Смирнова Е.О., М.: Генезис 2014

3. Ребенок учится общаться. От рождения до 5 лет, Филиппова Ю.В., 2005

4. Психология ребенка от 0 до 2. Как общение стимулирует развитие, Линн Мюррей, Альпина нон-фикшн , 2016

5. В каждом ребенке-солнце. Психология ребенка от 0 до 11, Хухлаева О.В., М.: Академический проект , 2016

6. Развитие мышления в раннем возрасте, Новоселова С.Л., М.: Педагогика , 1978. – 160 с.

7. Детская психология: От рождения до школы. 4-е изд., Волков Б.С. Волкова Н.В., Спб.: Питер 1-е издание, 2009 год, 240 с.

8. Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога, Смирнова Е.О., Авдеева Н.Н., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю., Ермолова Т.В., Дробинская А.О., М.: АРКТИ М.: АРКТИ, 2004. — 160 с. (Развитие и воспитание).

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Опыт работы воспитателя ДОУ по организации единого образовательного пространства с семьями воспитанников раннего возраста»

Опыт работы воспитателя ДОУ по организации единого образовательного пространства с семьями воспитанников раннего возраста»

На современном этапе в работе с родителями появляется понятие «включение родителей» в деятельность

На современном этапе в работе с родителями появляется понятие «включение родителей» в деятельность

Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята)

Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята)

Моторика рук. Ребенок строит пирамидки, умеет обращаться с ножницами, рисует «каляки»

Моторика рук. Ребенок строит пирамидки, умеет обращаться с ножницами, рисует «каляки»

Вам также могут быть полезны различные популярные нынче развивающие игрушки и игры: сенсорный коврик, фланелеграф, лэпбуки, книжки-малышки

Вам также могут быть полезны различные популярные нынче развивающие игрушки и игры: сенсорный коврик, фланелеграф, лэпбуки, книжки-малышки

Развить речевые навыки помогут простые упражнения

Развить речевые навыки помогут простые упражнения

Моторика пальцев рук напрямую связана с познавательными процессами – речью, памятью, мышлением

Моторика пальцев рук напрямую связана с познавательными процессами – речью, памятью, мышлением

В каждом ребенке-солнце. Психология ребенка от 0 до 11,

В каждом ребенке-солнце. Психология ребенка от 0 до 11,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2023