Опыт решения проблемы "Деятельность классного руководителя в рамках решения проблемы профессионального самоопределения обучающихся"
Оценка 4.7

Опыт решения проблемы "Деятельность классного руководителя в рамках решения проблемы профессионального самоопределения обучающихся"

Оценка 4.7
Педсоветы +4
docx
воспитательная работа +2
5 кл—11 кл
27.02.2020
Опыт решения проблемы "Деятельность классного руководителя в рамках решения проблемы профессионального самоопределения обучающихся"
Деятельность классного руководителя в рамках решения проблемы профессионального самоопределения обучающихся
Защита опыта.docx

Q Деятельность классного руководителя в рамках решения проблемы профессионального самоопределения обучающихся

Q Согласно ФГОС, одной из основных задач общеобразовательной организации является подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии.

К сожалению, сложившаяся система профориентационной работы не способствует успешной социально-профессиональной адаптации. В настоящее время мы все чаще сталкиваемся с тем, что выпускники общеобразовательных учреждений по окончании специальных средних или высших учебных заведений не могут реализовать себя в полученной профессии. По данным статистики, около 35% выпускников работают не по специальности, и еще 40% не смогли трудоустроиться в течение года после выпуска, так как выбранная профессия не востребована.

Таким образом, в настоящее время проблема профессионального самоопределения подростков приобретает все большую актуальность.

Передо мной, классным руководителем 10 класса, эта проблема стоит наиболее остро. Q Я считаю, что одной из основных целей работы классного руководителя является помощь ученикам в их профессиональном самоопределении. При этом задачи на всех этапах работы ставятся разные. Q Неизменными остаются принципы подхода к вопросу профориентации школьников:

Принцип индивидуального стиля деятельности: раннее выявление наклонностей и способностей каждого ребенка;

Принцип  профпригодности – это соответствие возможностей, качеств и свойств человека требованиям, характеру и содержанию определенной деятельности.

Принцип непрерывности и системности работы по профориентации.

Q Как я уже сказала, процесс профессиональной ориентации школьников осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых решаются конкретные задачи.

Этапы

Что делаю

Q 5-7 классы - этап формирования профессиональной направленности.

1. Анкетирование и тестирование – выявление способностей, наклонностей, профессиональных интересов.

2. Целенаправленное знакомство с профессиями на классных часах, встречах с представителями профессий, привлечение родителей

3. Формирование общественно значимых мотивов выбора профессии.

4. Развитие трудовых умений.

Q Этап формирования

профессионального самосоз­нания

(8-9 классы).

 

1. Более глубокий анализ способностей и наклонностей каждого ребёнка (тестирование, биометрия) с привлечением специалистов центра занятости, психологов.

2. Знакомство со средне-специальными профессиональными учебными заведениями разного типа.  (особенно актуально для тех, кто не пойдет в 10 класс)

3. Через внеурочную деятельность развитие индивидуальных качеств, необходимых для овла­дения избранной профессией и адекватной самооценки. (например, девочка видит себя актрисой, не имея при этом ни данных, ни таланта).

Q 4.Ознакомление с основами правильного выбора профессии (хочу-могу-надо) на  тематических классных часах и во время индивидуальной работы.

 

5. Создание условий для активной пробы сил в различных видах трудовой деятельности, максимально приближенной к профессиональной.

Q Например, класс готовится к новогоднему вечеру.

Будущие журналисты пишут сценарий;

Инженеры занимаются техническим обеспечением;

Учителя становятся ведущими;

Выбравшие профессию актёра заняты в творческой части;

Художники, дизайнеры занимаются оформлением;

Модельеры мастерят костюмы и т. д.

Q На Этапе уточнения социально-профессионального статуса в

10-11 классах

- основной становится индивидуальная работа, хотя и на классных часах мы много говорим о профессиях. Например, когда дети узнают о содержании «модных» профессий с красивыми названиями, они относятся к ним уже не с таким пиететом.

Q - Особое внимание к составляющей «надо»: изучение рынка труда и перспективы трудоустройства. Почему только на этом этапе? Потому что каждый год потребности общества в специалистах той или иной профессии меняется.

Q - формирование знаний и умений по определенной профессии.

- корректировка программы самоподготовки к избранной профессии.

встречи с представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей; Дни открытых дверей – обязательное посещение!

- Q экскурсии на предприятия, в вузы;

Q При наличии системы школьной профориентации, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у обучающихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.

Q У меня было 3 выпуска 9 класса. Первый – в 2014году. Будучи тогда еще не очень опытным классным руководителем, работу по профориентации я вела бессистемно.

Q В результате все 27 человек моего класса поступили в разные учебные заведения, НО по специальности работают только 12. Еще 5 потом переучивались, получали другую профессию. Тогда пришло осознание необходимости системы непрерывной работы именно по ОСОЗНАННОМУ выбору профессии .

 

 

 

 

 

 

 

Выпуск 2014 года показывает гораздо лучшие результаты. Из 25 учеников 19 поступили в ССУЗ, успешно их закончили и все работают по выбранным специальностям. 7 человек окончили среднюю школу и учатся на 4 курсе разных ВУЗов.

О результатах выпуска 2019 года судить пока рано, из 26 человек 9б класса поступили в колледжи и техникумы города и области 14 человек куда и планировали, 12 человек пошли в 10 класс. Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию ни выбрали мои дети, им всегда пригодятся знания, полученные в школе.

Q Ведь мой опыт помощи ребятам в их профессиональной самоориентации становится глубже, а система работы – совершеннее.


 

Q Деятельность классного руководителя в рамках решения проблемы профессионального самоопределения обучающихся

Q Деятельность классного руководителя в рамках решения проблемы профессионального самоопределения обучающихся

Q Этап формирования профессионального самосоз­нания (8-9 классы)

Q Этап формирования профессионального самосоз­нания (8-9 классы)

Выпуск 2014 года показывает гораздо лучшие результаты

Выпуск 2014 года показывает гораздо лучшие результаты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2020