Q Деятельность классного руководителя в рамках решения проблемы профессионального самоопределения обучающихся
Q Согласно ФГОС, одной из основных задач общеобразовательной организации является подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии.
К сожалению, сложившаяся система профориентационной работы не способствует успешной социально-профессиональной адаптации. В настоящее время мы все чаще сталкиваемся с тем, что выпускники общеобразовательных учреждений по окончании специальных средних или высших учебных заведений не могут реализовать себя в полученной профессии. По данным статистики, около 35% выпускников работают не по специальности, и еще 40% не смогли трудоустроиться в течение года после выпуска, так как выбранная профессия не востребована.
Таким образом, в настоящее время проблема профессионального самоопределения подростков приобретает все большую актуальность.
Передо мной, классным руководителем 10 класса, эта проблема стоит наиболее остро. Q Я считаю, что одной из основных целей работы классного руководителя является помощь ученикам в их профессиональном самоопределении. При этом задачи на всех этапах работы ставятся разные. Q Неизменными остаются принципы подхода к вопросу профориентации школьников:
Принцип индивидуального стиля деятельности: раннее выявление наклонностей и способностей каждого ребенка;
Принцип профпригодности – это соответствие возможностей, качеств и свойств человека требованиям, характеру и содержанию определенной деятельности.
Принцип непрерывности и системности работы по профориентации.
Q Как я уже сказала, процесс профессиональной ориентации школьников осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых решаются конкретные задачи.
Этапы |
Что делаю |
Q 5-7 классы - этап формирования профессиональной направленности. |
1. Анкетирование и тестирование – выявление способностей, наклонностей, профессиональных интересов. 2. Целенаправленное знакомство с профессиями на классных часах, встречах с представителями профессий, привлечение родителей 3. Формирование общественно значимых мотивов выбора профессии. 4. Развитие трудовых умений. |
Q Этап формирования профессионального самосознания (8-9 классы). |
1. Более глубокий анализ способностей и наклонностей каждого ребёнка (тестирование, биометрия) с привлечением специалистов центра занятости, психологов. 2. Знакомство со средне-специальными профессиональными учебными заведениями разного типа. (особенно актуально для тех, кто не пойдет в 10 класс) 3. Через внеурочную деятельность развитие индивидуальных качеств, необходимых для овладения избранной профессией и адекватной самооценки. (например, девочка видит себя актрисой, не имея при этом ни данных, ни таланта). Q 4.Ознакомление с основами правильного выбора профессии (хочу-могу-надо) на тематических классных часах и во время индивидуальной работы.
5. Создание условий для активной пробы сил в различных видах трудовой деятельности, максимально приближенной к профессиональной. Q Например, класс готовится к новогоднему вечеру. Будущие журналисты пишут сценарий; Инженеры занимаются техническим обеспечением; Учителя становятся ведущими; Выбравшие профессию актёра заняты в творческой части; Художники, дизайнеры занимаются оформлением; Модельеры мастерят костюмы и т. д. |
Q На Этапе уточнения социально-профессионального статуса в 10-11 классах |
- основной становится индивидуальная работа, хотя и на классных часах мы много говорим о профессиях. Например, когда дети узнают о содержании «модных» профессий с красивыми названиями, они относятся к ним уже не с таким пиететом. Q - Особое внимание к составляющей «надо»: изучение рынка труда и перспективы трудоустройства. Почему только на этом этапе? Потому что каждый год потребности общества в специалистах той или иной профессии меняется. Q - формирование знаний и умений по определенной профессии. - корректировка программы самоподготовки к избранной профессии. встречи с представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей; Дни открытых дверей – обязательное посещение! - Q экскурсии на предприятия, в вузы; |
Q При наличии системы школьной профориентации, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у обучающихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.
Q У меня было 3 выпуска 9 класса. Первый – в 2014году. Будучи тогда еще не очень опытным классным руководителем, работу по профориентации я вела бессистемно.
Q В результате все 27 человек моего класса поступили в разные учебные заведения, НО по специальности работают только 12. Еще 5 потом переучивались, получали другую профессию. Тогда пришло осознание необходимости системы непрерывной работы именно по ОСОЗНАННОМУ выбору профессии .
Выпуск 2014 года показывает гораздо лучшие результаты. Из 25 учеников 19 поступили в ССУЗ, успешно их закончили и все работают по выбранным специальностям. 7 человек окончили среднюю школу и учатся на 4 курсе разных ВУЗов.
О результатах выпуска 2019 года судить пока рано, из 26 человек 9б класса поступили в колледжи и техникумы города и области 14 человек куда и планировали, 12 человек пошли в 10 класс. Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию ни выбрали мои дети, им всегда пригодятся знания, полученные в школе.
Q Ведь мой опыт помощи ребятам в их профессиональной самоориентации становится глубже, а система работы – совершеннее.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.