Талантливыми не рождаются, талантливыми
становятся. Как я работала над операми-
постановками в начальной школе
с обучающимися своего класса.
Важнейшей задачей современной педагогики является
умножение духовного потенциала ребенка. Музыка, опера,
ка ла подрастающего поколения, формирование его
интеллектуальной, нравственной, эстетической культуры
через глубокий интерес к прогрессивному прошлому своего
народа, к духовным ценностям национальной, отечественной
и мировой культуры, в которой объединено национальное,
интернациональное и общечеловеческое.
Многовековой опыт человечества и специальные
исследования показывают, что музыка, опера как составная
часть искусства в целом влияют на физиологию, психику,
мировоззрение человека. Поэтому приобщение школьников к
музыкальной культуре башкирского народа рассматривается
как средство общего гармонического развития личности,
формирования его нравственно – эстетических чувств,
идеалов, музыкального вкуса, творческих способностей и
потребностей.
Педагогическая деятельность в начальной школе все чаще
заставляет задумываться над вопросом: почему наши дети
так закомплексованы, неэмоциональны, не воспитаны, речь и
движения их порой просто некрасивы. Как помочь им стать
добрее, общительнее, научить их красиво двигаться,
правильно говорить, помочь им реализовать заложенные в
них царицей – природой способности?
Что должен делать педагог, чтобы помочь ребенку
осознать значимость самого себя, как личности с
неисчерпаемым источником энергии. Личности, не похожей
на других, уверенной в себе. То есть цель педагога помочь
ребенку построить свою индивидуальную траекторию
развития, учитывающую интересы и желания окружающих,
неравнодушную ко всему происходящему вокруг.
Выход нашелся – это игра в театр. Искусство театра,
оперы воплощает в себе и пластику движений, и культуру речи, способствует развитию межличностного общения,
развивает эстетический вкус. В то же время психологи
отмечают, что способность создания образов воображения
является одним из способов совершенствования
мыслительных процессов. Кроме того, занятия сценической
деятельностью развивают и общие способности ребенка,
умение анализировать, сравнивать и обобщать свои
наблюдения, развивать ,волевые качества, воображение,
память, фантазию, изобретательность, эмоциональность…
Мы поставили и показали музыкальную сказку - -оперу
«Ильдар – Батыр» Ф.Гершовой.
Целью постановки и показа оперы было создание условий
для развития творческой активности детей в театральной
деятельности через пение, движение, театрализацию,
актерство, музыкальное восприятие, сопереживание героям
сказки.
Опера «Ильдар – Батыр» создана по мотивам башкирского
народного эпического сказания «Урал – Батыр». Работа над
оперой побуждает учащихся импровизировать через
средства мимики, пантомимики, выразительных
танцевальных движений и интонаций, учит различать
настроение, эмоциональное состояние персонажей оперы,
способствует формированию системы ценностных отношений
к окружающему миру, любви к башкирскому народу.
Непосредственная работа над оперой началась с того, что
я познакомила детей со сказкой. Мы её проанализировали,
определили положительных и отрицательных героев,
распределили роли с учетом желания детей и начали
индивидуальную и совместную скрупулёзную работу над
постановкой оперы. Выучили слова на русском языке, затем
каждую музыкальную партию разучивали и оттачивали
индивидуально. Одновременно шла работа и над передачей
движений во время исполнения какой-либо партии: Ильдара,
Душмана, Ташбулата, наложницы, отца, матери. С
остальными детьми разучивались групповые выступления:
танец пленниц, выход и танец стражников, выступление
войска Душмана, танец джигитов, заключительная песня –
танец всех артистов. Сложность заключалась в том, что дети
должны были одновременно петь и танцевать, что бывает не под силу даже профессиональному артисту. Вторая
сложность заключалась в том, что не все дети имели
одинаковые музыкальные способности и слух не все могли
пластично и выразительно двигаться под музыку, синхронно,
ритмично. Когда, после долгих репетиций с этой задачей мы
справились, перешли к следующей идее: исполнить
основные партии не только на русском, но и на башкирском
языке. Основная сложность заключалась только в
правильном произношении башкирской речи, с чем дети так
же справились после усиленной работы над дикцией,
неоднократных упражнений и повторений.
В этой работе принимали участия все дети моего класса
без исключения, независимо от уровня способностей и
возможностей. Каждому ребенку нашлась роль и место в
опере. Я с удивлением наблюдала, как наряду с одаренными
детьми на моих глазах все чаще в процесс коллективного
творчества включаются дети, ранее ничем себя не
проявившие. Все дети талантливы!
Начиная обучать детей оперному творчеству, я опиралась
и на педагогический принцип «разведения уровней», всегда
сохраняя возможность скачка для ребёнка в его творческом
развитии, предлагая обильные разноплановые действия; даю
возможность каждому творить на данной ступени своего
развития, поощряя его в перспективе постепенного
продвижения к вершинам творчества, совершенства.
Начиная с индивидуальной, работа переходит в
групповую, а затем и коллективную. Итогом и заключением
всей работы явилась общая заключительная пляска-песня,
над которой дети трудились всем классом. Здесь невозможно
обойтись без мнения каждого, и это самое ценное в создании
и сплочении коллектива, что может быть привито путем
трудной систематической творческой и одновременно
воспитательной работы. Чувство коллективизма, единства,
сопереживания за героев, волнение за передачу образа
каждым участником, сознание причастности к общему делу,
наконец, чувство удовлетворенности от совместной работы,
от яркого выступления и от общих апплодисментов – вот тот
апогей большой кропотливой работы, тот крик души, ради
которого стоило потратить столько усилий. Процесс коллективного творчества сплотил ребят, помог
им лучше узнать себя, друг друга. Превыше всего на свете
добро, добрый поступок. Только люди с горячими и
пламенными сердцами способны совершать подвиги во имя
добра и любви. Эти нравственные уроки извлекли для себя
мои ученики, принимая участие в опер-постановке «Ильдар –
Батыр»
Опера вызвала большой интерес у зрителей: обучающихся
1-4 классов, учителей и гостей школы. Вдохновленные
первыми успехами, мы решились работать над следующей
оперой «Халима» Ф.Гершовой. Мы извлекли уроки и опыт
работы при постановке предыдущей оперы и использовали
их при постановке оперы «Халима» . Эта опера была
отработана более тщательно. Использовался широкий
арсенал методов и приёмов, неоднократно переснимала
репетицию оперы на видео и просматривала с ребятами,
разбирая ошибки и недочеты в предыдущем исполнении.
Таким образом, дети видели себя со стороны.
Эту постановку оперы «Халима» я представила со своим 4
«В» классом на городской конкурс театральных коллективов
«Золотая маска», который проходил среди
профессиональных коллективов учреждений образования.
Боязно было конкурировать с профессионалами! Мы заняли 2
место, получили номинации «Лучшая женская роль» -
солистка Гатауллина Азалия и «Лучший музыкальный
спектакль» - руководитель Кириллова Надежда Степановна -
среди участников средней группы (10-14 лет).
В дальнейшем я планирую продолжить работу над
следующей оперой -сказкой , но уже с новым поколением
детей.
Кириллова Н.С. - учитель
начальных классов,
город Уфа,
МБОУ «Школа 117 с углубленным изучением
иностранного языка»
Опыт работы над операми-постановками в начальной школе с обучающимися своего класса.
Опыт работы над операми-постановками в начальной школе с обучающимися своего класса.
Опыт работы над операми-постановками в начальной школе с обучающимися своего класса.
Опыт работы над операми-постановками в начальной школе с обучающимися своего класса.
Опыт работы над операми-постановками в начальной школе с обучающимися своего класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.