Опыт работы по поликультурной деятельности образовательного учреждения.

  • Мероприятия
  • docx
  • 30.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В докладе представлен опыт работы малокомплектной сельской школы по воспитанию поликультурной среды в социуме во взаимосвязи с общественными благотворительными организациями, межрегионального проекта "Школа миротворчества" в детских межнациональных коллективах, с презентацией опыта по созданию школьного музея национальных культур в образовательном учреждении.
Иконка файла материала Рянзина Н.Ю. Национальная политика.Реализация поликультурной деятельности..docx
Национальная политика. Реализация поликультурной деятельности образовательным учреждением. Рянзина Н.Ю., Почётный работник образования и науки РФ, директор МОУ «ООШ п.ц.у. совхоза «15 лет Октября» Саратовского Вопрос   о   национальной   политике   –   это   вопрос   скорее района Саратовской области» государственной   власти,   чем   образовательного   учреждения.   Но   если посмотреть на задачи, поставленные перед школой государством, то в этом вопросе у нас много общего. «Национальная   политика   Российской   Федерации   –   это целенаправленная   деятельность   по   урегулированию   взаимоотношений между   нациями,   этническими   группами.   Это   способ   управления национальными отношениями.»[1] Может   ли   школа   брать   на   себя   функции   такого   направления,  как национальный вопрос? Как образовательное учреждение может влиять на социальную обстановку в определённом поликультурном социуме? Сельская   малокомплектная   школа   посёлка   Центральная   усадьба совхоза  «15 лет   Октября» Саратовского   района  уже  более 15  лет  ищет пути решения проблемы по созданию бесконфликтной среды и   созданию своей модели  «Школы диалога культур».  На протяжении ряда в МОУ «ООШ п.ц.у. совхоза «15 лет Октября» реализуется   задача,   выделенная   в   Концепции   национальной   политики   «укрепление   исторического   наследия Российского   Государства   как   культуры   русского   народа   и   других   народов,   проживающих   в   России, создание в обществе атмосферы уважения к их достижениям,  сохранение и традиций   культурного дальнейшее   многовековых     развитие взаимодействия». [2] Школа реализует миротворческую деятельность, что также является одной из задач национальной политики Российской Федерации. Чего не хватает подросткам от власти? Внимания! Не на словах, а на деле! Молодёжи нужны долгосрочные целевые проекты, нужны площадки для объединения и коллективного творчества!Детям,   и   в   особенности   подросткам,     хочется   реализовывать   своё   Такой стремление   к   позитивной   конструктивной   деятельности. деятельностью является участие нашей школы в межрегиональном проекте «Школа   миротворчества»   под   руководством   и   патронажем благотворительной общественной организации «Каритас на Юге России». «Основною целью программы «Школа миротворчества» является развитие и   использование   трансферабельной   модели   продвижения   толерантного сосуществования   и   мирного   урегулирования   конфликтов   в многонациональных детских коллективах».  [3] Для  обобщения и систематизации работы в проекте мы создали музей национальных   культур.   На   этой   площадке     не   на   словах,   а   на   деле раскрываем   для   детей   понятия:   «толерантность»,   «милосердие»,   Здесь   мы   строим   поликультурную   модель «миротворчество». взаимодействия   с   окружающим   миром.   Здесь   изучаем   разнообразие культуры, традиций нашего многонационального народа. Учим друг друга уважать и ценить то лучшее, что сохранили для нас наши предки. За   3   года   существования   музея   на   его   материалах   мы   провели   3 районных методических объединения: для учителей ОРКСЭ; для учителей начальных классов; для   социальных   педагогов   с   заместителями   по   воспитательной работе. 1­ый   фестиваль   национальных   культур   в     Саратовском   районе   по инициативе  общественного Совета  Саратовского района и общественного Совета при МО МВД России «Саратовский» был проведён именно в нашем образовательном учреждении ещё в 2014 г., на котором дети и взрослые обменивались опытом по межконфессиональному взаимодействию. А   уже   в   мае   2016   г.     мы   с   педагогами   нашего   учреждения подготовили и провели региональный семинар «Воспитание толерантного сознания в образовательном  учреждении. Культурологический аспект». 20 мая 2016 г. наша школа стала национальной деревней для 6 народностей:русских,   украинцев,   казахов,   немцев   Поволжья,   молдаван   и   Гребенских (чеченских) татар. Приехавшие к нам педагоги и методисты из разных уголков нашей области с большим интересом работали в творческих мастерских, выполняя задания, которые подбирали и подготавливали сами ребята с родителями и педагогами. В результате был создан дидактический и наглядный материал для дальнейшей работы в музее по изучению традиций местного населения. Во   второй   части   семинара   был   проведён   очередной   фестиваль национальных   культур,   который   собрал   немало   гостей   и   участников   из Саратовского района и других уголков нашей Губернии. В   музее есть стенд и материалы о деятельности в проекте «Школа миротворчества» 6­ти  регионов  Юга России. К  юбилею   международного Дня   толерантности   в   2015   г.   по   инициативе   прокуратуры   Саратовского района проходил конкурс на лучшее оформление стендов по гармонизации,   Актив межличностных   отношений   и   воспитанию   толерантности. миротворческого объединения «Открытая ладонь» подготовил презентацию стенда на конкурс. Работа была отмечена дипломом I степени. В     рамках   работы   проекта   «Школа   миротворчества»     «Каритас» организует   различные   межрегиональные   мероприятия:   мастерские   и семинары для специалистов проекта и партнёров, форумы и встречи для представителей от регионов с детьми. В 2015г. такая встреча проходила в Ростове­на­Дону.   Этот   форум   объединил   2   проекта:   «Школа миротворчества»   и   «Подростковые   клубы   Каритас».   Такие   встречи проходят в рамках 3 дней. Здесь организуются для подростков тренинги, ролевые     игры.   Дети   включаются     в   нестандартные   формы   общения   в постоянно   меняющихся   новых   группах.   Проходят   мастер­классы   по спортивному   туризму   и   спортивные   эстафеты,   творческие   мастерские, патриотические акции. К себе в музей мы привезли банданы, сделанные нашими ребятами и друзьями из Владикавказа. На форум мы брали макеты для изготовления матрёшек от каждой команды с символами городов и своих команд. В музееребята их раскрашивали уже сами. Особо ценным   подарком в честь 80­ летнего   юбилея Саратовской области, конечно, является наша матрёшка Саратовской губернии. Ещё одним творческим проектом музея к юбилею области является выставка   «Гербы городов и посёлков Саратовской области», сделанная на деревянных лопаточках. Так для учащихся музей – это своего рода  мастерская по изучению культур народов, толерантному поведению и развитию творчества. Для педагогов ­ это долгосрочный проект, живой методический центр поликультурного воспитания школы, посёлка,   нашего района, региона и пример поликультурного образования для других регионов Юга России. В   2015г.   с   материалами   проекта   музея   и   с   методическими разработками   занятий   «Школа   миротворчества»   педагоги   принимали участие в различных региональных конкурсах: Всероссийский   конкурс   «За   нравственный   подвиг   учителя» (региональный этап) – диплом 3 степени; Региональный конкурс муниципальных методических служб – диплом 2 степени; Региональный   конкурс   инновационных   педагогических   проектов   – диплом 1 степени. На   международном   форуме   «Педагогика   толерантности»     29­30 апреля 2016г. в Саратове   школа выступила с   докладом по обобщению своего   опыта,   за   что   была   отмечена   благодарственным   письмом   от Саратовского отделения Педагогического общества России.  На заседании межведомственного круглого стола, прошедшем в ГАУ ДПО   «СОИРО»  в   октябре   2016г.     по   теме   «Технологии   профилактики ксенофобии   и   немедицинского   потребления   наркотических   средств   в образовательной   среде»   школа   представила   доклад   «Реализация социокультурного воспитания общеобразовательным учреждением».  Работая на разных площадках в нашем регионе, организатор проекта «Школа   миротворчества»   благотворительная   организация   «Каритас   ЮгаРоссии»     именно     в   нашем   лице     имеет   преданного   партнёра,   готового продолжать расширять полученный опыт по межкультурному диалогу. В марте 2016 г. в Волгограде мы принимали участие в мастерской для специалистов и партнёров проекта «Школа миротворчества» «Каритас Юга России»   по   стратегическому   планированию   для   систематизации   лучших практик   и   разработки   концептуального   направления   для   дальнейшей жизнедеятельности   проекта.   Полученный   опыт   постоянно   внедряется образовательным   учреждением   в   рамках   реализации   проекта   «Школа миротворчества»     на   площадке   школьного   музея   национальных   культур, взаимодействуя   с   различными   институтами   государственной   и общественной власти через педагогические сообщества. Так  школа  выполняет очень важный заказ государства, воспитывая у молодого поколения национальную культуру!  1. 2. http://grachev62.narod.ru/krasnov/ch_08.htm http://base.garant.ru/70284810/#ixzz4zIZ97Jku  ­Указ   Президента РФ   от   19   декабря   2012 г.   N 1666   "О   Стратегии   государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" 3. http://caritas.dscs.ru