В докладе представлен опыт работы малокомплектной сельской школы по воспитанию поликультурной среды в социуме во взаимосвязи с общественными благотворительными организациями, межрегионального проекта "Школа миротворчества" в детских межнациональных коллективах, с презентацией опыта по созданию школьного музея национальных культур в образовательном учреждении.
Национальная политика. Реализация поликультурной
деятельности образовательным учреждением.
Рянзина Н.Ю., Почётный работник образования и науки РФ,
директор МОУ «ООШ п.ц.у. совхоза «15 лет Октября» Саратовского
Вопрос о национальной политике – это вопрос скорее
района Саратовской области»
государственной власти, чем образовательного учреждения. Но если
посмотреть на задачи, поставленные перед школой государством, то в этом
вопросе у нас много общего.
«Национальная политика Российской Федерации – это
целенаправленная деятельность по урегулированию взаимоотношений
между нациями, этническими группами. Это способ управления
национальными отношениями.»[1]
Может ли школа брать на себя функции такого направления, как
национальный вопрос? Как образовательное учреждение может влиять на
социальную обстановку в определённом поликультурном социуме?
Сельская малокомплектная школа посёлка Центральная усадьба
совхоза «15 лет Октября» Саратовского района уже более 15 лет ищет
пути решения проблемы по созданию бесконфликтной среды и созданию
своей модели «Школы диалога культур».
На протяжении ряда в МОУ «ООШ п.ц.у. совхоза «15 лет Октября»
реализуется задача, выделенная в Концепции национальной политики
«укрепление исторического наследия
Российского Государства как
культуры русского народа и других народов, проживающих в России,
создание в обществе атмосферы уважения к их достижениям, сохранение и
традиций культурного
дальнейшее
многовековых
развитие
взаимодействия». [2]
Школа реализует миротворческую деятельность, что также является
одной из задач национальной политики Российской Федерации.
Чего не хватает подросткам от власти? Внимания! Не на словах, а на
деле! Молодёжи нужны долгосрочные целевые проекты, нужны площадки
для объединения и коллективного творчества!Детям, и в особенности подросткам, хочется реализовывать своё
Такой
стремление к позитивной конструктивной деятельности.
деятельностью является участие нашей школы в межрегиональном проекте
«Школа миротворчества» под руководством и патронажем
благотворительной общественной организации «Каритас на Юге России».
«Основною целью программы «Школа миротворчества» является развитие
и использование трансферабельной модели продвижения толерантного
сосуществования и мирного урегулирования конфликтов в
многонациональных детских коллективах». [3]
Для обобщения и систематизации работы в проекте мы создали музей
национальных культур. На этой площадке не на словах, а на деле
раскрываем для детей понятия: «толерантность», «милосердие»,
Здесь мы строим поликультурную модель
«миротворчество».
взаимодействия с окружающим миром. Здесь изучаем разнообразие
культуры, традиций нашего многонационального народа. Учим друг друга
уважать и ценить то лучшее, что сохранили для нас наши предки.
За 3 года существования музея на его материалах мы провели 3
районных методических объединения:
для учителей ОРКСЭ;
для учителей начальных классов;
для социальных педагогов с заместителями по воспитательной
работе.
1ый фестиваль национальных культур в Саратовском районе по
инициативе общественного Совета Саратовского района и общественного
Совета при МО МВД России «Саратовский» был проведён именно в нашем
образовательном учреждении ещё в 2014 г., на котором дети и взрослые
обменивались опытом по межконфессиональному взаимодействию.
А уже в мае 2016 г.
мы с педагогами нашего учреждения
подготовили и провели региональный семинар «Воспитание толерантного
сознания в образовательном учреждении. Культурологический аспект». 20
мая 2016 г. наша школа стала национальной деревней для 6 народностей:русских, украинцев, казахов, немцев Поволжья, молдаван и Гребенских
(чеченских) татар.
Приехавшие к нам педагоги и методисты из разных уголков нашей
области с большим интересом работали в творческих мастерских, выполняя
задания, которые подбирали и подготавливали сами ребята с родителями и
педагогами. В результате был создан дидактический и наглядный материал
для дальнейшей работы в музее по изучению традиций местного населения.
Во второй части семинара был проведён очередной фестиваль
национальных культур, который собрал немало гостей и участников из
Саратовского района и других уголков нашей Губернии.
В музее есть стенд и материалы о деятельности в проекте «Школа
миротворчества» 6ти регионов Юга России. К юбилею международного
Дня толерантности в 2015 г. по инициативе прокуратуры Саратовского
района проходил конкурс на лучшее оформление стендов по гармонизации,
Актив
межличностных отношений и воспитанию толерантности.
миротворческого объединения «Открытая ладонь» подготовил презентацию
стенда на конкурс. Работа была отмечена дипломом I степени.
В рамках работы проекта «Школа миротворчества» «Каритас»
организует различные межрегиональные мероприятия: мастерские и
семинары для специалистов проекта и партнёров, форумы и встречи для
представителей от регионов с детьми. В 2015г. такая встреча проходила в
РостовенаДону.
Этот форум объединил 2 проекта: «Школа
миротворчества» и «Подростковые клубы Каритас». Такие встречи
проходят в рамках 3 дней. Здесь организуются для подростков тренинги,
ролевые игры. Дети включаются в нестандартные формы общения в
постоянно меняющихся новых группах. Проходят мастерклассы по
спортивному туризму и спортивные эстафеты, творческие мастерские,
патриотические акции.
К себе в музей мы привезли банданы, сделанные нашими ребятами и
друзьями из Владикавказа. На форум мы брали макеты для изготовления
матрёшек от каждой команды с символами городов и своих команд. В музееребята их раскрашивали уже сами. Особо ценным подарком в честь 80
летнего юбилея Саратовской области, конечно, является наша матрёшка
Саратовской губернии.
Ещё одним творческим проектом музея к юбилею области является
выставка «Гербы городов и посёлков Саратовской области», сделанная на
деревянных лопаточках.
Так для учащихся музей – это своего рода мастерская по изучению
культур народов, толерантному поведению и развитию творчества.
Для педагогов это долгосрочный проект, живой методический центр
поликультурного воспитания школы, посёлка, нашего района, региона и
пример поликультурного образования для других регионов Юга России.
В 2015г. с материалами проекта музея и с методическими
разработками занятий «Школа миротворчества» педагоги принимали
участие в различных региональных конкурсах:
Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя»
(региональный этап) – диплом 3 степени;
Региональный конкурс муниципальных методических служб – диплом
2 степени;
Региональный конкурс инновационных педагогических проектов –
диплом 1 степени.
На международном форуме «Педагогика толерантности» 2930
апреля 2016г. в Саратове школа выступила с докладом по обобщению
своего опыта, за что была отмечена благодарственным письмом от
Саратовского отделения Педагогического общества России.
На заседании межведомственного круглого стола, прошедшем в ГАУ
ДПО «СОИРО» в октябре 2016г. по теме «Технологии профилактики
ксенофобии и немедицинского потребления наркотических средств в
образовательной среде» школа представила доклад «Реализация
социокультурного воспитания общеобразовательным учреждением».
Работая на разных площадках в нашем регионе, организатор проекта
«Школа миротворчества» благотворительная организация «Каритас ЮгаРоссии» именно в нашем лице имеет преданного партнёра, готового
продолжать расширять полученный опыт по межкультурному диалогу.
В марте 2016 г. в Волгограде мы принимали участие в мастерской для
специалистов и партнёров проекта «Школа миротворчества» «Каритас Юга
России» по стратегическому планированию для систематизации лучших
практик и разработки концептуального направления для дальнейшей
жизнедеятельности проекта. Полученный опыт постоянно внедряется
образовательным учреждением в рамках реализации проекта «Школа
миротворчества» на площадке школьного музея национальных культур,
взаимодействуя с различными институтами государственной и
общественной власти через педагогические сообщества.
Так школа выполняет очень важный заказ государства, воспитывая у
молодого поколения национальную культуру!
1.
2.
http://grachev62.narod.ru/krasnov/ch_08.htm
http://base.garant.ru/70284810/#ixzz4zIZ97Jku Указ Президента
РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной
национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года"
3.
http://caritas.dscs.ru