Опыт введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Оценка 4.6

Опыт введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
физическая культура
6 кл—9 кл
01.04.2017
Опыт введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Внеурочная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ( ОВЗ). Из опыта работы с обучающимися с интеллектуальными нарушениями по физической культуре : внеурочная деятельность обучающихся. Какие формы внеурочной деятельности по физической культуре используются. в работе с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью.Из опыта работы
Внеурочная деятельность как средство формирования универсальных учебных.docx
Внеурочная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ОВЗ                                                                      О.Н.Якимова,                                                           учитель физической культуры                                                                               БОУ «Чебоксарская общеобразовательная                                                            возможностями здоровья №1»  школа для обучающихся  с ограниченными                                                      Минобразования Чувашии На современном этапе происходящие изменения в обществе влияют на ситуацию в образовательной системе. Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама ещё не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими   универсальными   способами   действий,   которые   помогут   ему   развиваться   и самосовершенствоваться   в   непрерывно   меняющемся   обществе.   Это   положение фиксируется   в  Федеральном   государственном   образовательном     стандарте   образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Специальные Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными   возможностями   здоровья   ­   неотъемлемая   часть   Федеральных государственных   стандартов   общего   образования.   Предлагаемая   Концепция   ФГОС   для детей с ОВЗ направлена на обеспечение права таких детей на образование. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирует всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Программа   внеурочной   деятельности  обучающихся   с   умственной   отсталостью является основой для разработки и реализации образовательной организацией собственной программы внеурочной деятельности. Программа разрабатывается с учетом этнических, социально­экономических   и   иных   особенностей   региона,   запросов   семей   и   других субъектов образовательного процесса на основе системно ­ деятельностного и культурно­ исторического   подходов.   Под   внеурочной   деятельностью   понимается   образовательная деятельность,   направленная   на   достижение   результатов   освоения   основной образовательной программы и осуществляемая в формах, отличных от классно­урочной. Внеурочная   деятельность   объединяет   все,   кроме   учебной,   виды   деятельности обучающихся,   в   которых   возможно   и   целесообразно   решение   задач   их   воспитания   и социализации.  Внеурочная деятельность физкультурно­оздоровительной направленности является средством формирования базовых учебных действий у обучающихся с  интеллектуальной недостаточностью. Программа   формирования   базовых   учебных   действий   (БУД)   обучающихся   с умственной   отсталостью   реализуется   в   начальных   (1­4)   и   старших   (5­9)   классах.   Она конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин. Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника   с   умственной   отсталостью   как   субъекта   учебной   деятельности,   которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда. 1 Современные   подходы   к   повышению   эффективности   обучения   предполагают формирование   у   школьника   положительной   мотивации   к   учению,   умению   учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой   особое   внимание   уделяется   развитию   и   коррекции   мотивационного   и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника. Функции базовых учебных действий: ­обеспечение   успешности   (эффективности)   изучения   содержания   любой   предметной области; ­реализация преемственности обучения на всех ступенях образования; ­формирование   готовности   школьника   с   умственной   отсталостью   к   дальнейшему профессиональному образованию; ­обеспечение целостности развития личности обучающегося. При формировании базовых учебных действий обучающихся  с интеллектуальной недостаточностью   следует   учитывать   их   характерные   особенности:   у   всех   детей наблюдаются недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания и   распространяются   на   запоминание   как   наглядного,   так   и   словесного   материала. Значительное   отставание   и   своеобразие   обнаруживается   в   развитии   их   мыслительной деятельности, дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением. Детям с интеллектуальной недостаточностью присущи дефекты произношения, что приводит к затруднениям в процессе общения. У многих детей не наблюдается положительного отношения к школе, учебная мотивация слабо выражена. Л.С.   Выготский   неоднократно   подчеркивал,   что   эти   дети   не   могут   самостоятельно организовывать свою деятельность.  Базовые учебные действия:  личностные   учебные   действия  обеспечивают   готовность   ребенка   к   принятию   новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации;   коммуникативные   учебные   действия  обеспечивают   способность   вступать   в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения;   регулятивные   учебные   действия  обеспечивают   успешную   работу   на   любом   уроке   и любом этапе обучения (создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций);   познавательные   учебные   действия  представлены   комплексом   начальных   логических операций,   которые   необходимы   для   усвоения   и   использования   знаний   и   умений   в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.  Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы: 1.коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет  позиции собеседника или партнера по деятельности); 2.коммуникация как кооперация (содержательное ядро ­ согласование усилий по  достижению общей цели); 3.коммуникативно­ речевые действия, служащие средством передачи информации другим  людям и становления рефлексии. Потребность   в   общении   –   одна   из   самых   главных   в   жизни   человека.   Вступая   в отношения   с   окружающим   миром,   мы   сообщаем   информацию   о   себе,   взамен   получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе   этого   анализа.   Эффективность   этой   деятельности   зависит   от   качества   обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного 2 коммуникативного опыта, сформированных коммуникативных компетенций. Чем раньше осваивается   этот   опыт,   тем   успешнее   реализуется   взаимодействие.   Следовательно, самореализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной культуры. Задача развития и формирования коммуникативных навыков актуальна не только для воспитания детей, имеющих нормальное психическое развитие, но в большей мере ­ для детей с нарушениями в развитии. Обучающиеся с нарушением интеллекта держатся однажды сложившегося мнения. Если оно отрицательно по отношению к тому или иному однокласснику, они не могут без посторонней   помощи   переменить   к   нему   отношение,   увидеть   в   своем   товарище положительные проявления характера (Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф­тов пед.ин­тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа­Пресс, 1994).   Известно, что дети с нарушением интеллекта отстают по уровню сформированности социально­коммуникативных   навыков   от   своих   сверстников   с   нормальным   темпом психического развития. На   современном   этапе   развития   системы   специального   образования   осознана необходимость   целенаправленного   развития   коммуникативных   навыков,   обеспечения условий для взаимодействия с окружающими как важного фактора успешной коррекции нарушений общения у школьника.  Общение ­ важнейший фактор психического развития ребенка, важнейшее условие развития   нормальной   речи,   адекватных   реакций.   Дети   с нарушениями интеллекта   чаще всего  нелюбознательны, недружелюбны, у них отсутствует устойчивый интерес к игровой деятельности, к отношениям со сверстниками.       Согласно   М.И.   Лисиной   «общение –   взаимодействие   двух   (или   более)   людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения   общего   результата».   Общение   есть   не   просто   действие,   но   именно взаимодействие:   оно   осуществляется   между   участниками,   из   которых   каждый   равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах (К. Обуховский, 1972; А. А. Леонтьев, 1979а; К. А. Абульханова–Славская // Проблема общения…, 1981). Однако ребенок с нарушениями интеллекта не ставит перед собой цели как таковые и для него не свойственно проявлять так необходимую в общении активность.  В   системе   внеурочной   работы   большое   значение   имеет   оперативное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах физической культуры   и   спорта.   Эта   задача   решается   с   помощью   организации   проведения физкультурно­массовых   мероприятий,   дней   здоровья,   работы   секций   по   спортивным   и подвижным играм и т.д. Эта работа проводится преподавателями физической культуры, совместно   с   учителями   и   воспитателями,     по   плану   физкультурно­оздоровительной   и спортивной  работы школы.  В нашей школе существуют физкультурно­спортивные объединения «Спортивные игры» и   «Подвижные игры», в котором занимаются дети среднего и старшего возраста. Занятия в этих объединениях ведутся во внеурочное время по специально разработанным программам и учебным планам. Программы обучения рассчитаны на девять месяцев с нагрузкой по 2 ч в неделю на каждую группу. В работе  учителями учитываются  индивидуальные возможности  детей, желающих посещать дополнительные занятия физкультурно­спортивной направленности. В рамках этих занятий учащиеся соревнуются в эстафетах и подвижных играх, знакомятся с адаптированными для них командными играми, готовятся к спортивным соревнованиям по мини­футболу,   пионерболу,   настольному   теннису   и   шашкам.   Здесь   же   формируются команды, представляющие школу на выездных соревнованиях по различным видам спорта ­ 3 в них входят самые упорные и выносливые дети, у которых есть спортивный дух и желание побеждать. Главной целью работы объединений физкультурно­спортивной направленности является укрепление  и поддержание оптимального уровня здоровья учащихся,  а также расширение   знаний,   умений   и   навыков,   которые   были   приобретены   ими   на уроках физической культуры. В процессе совместных занятий обучающиеся учатся общаться: игры помогают увидеть в своем товарище положительные проявления характера, учатся слушать и слышать товарища, общаться на равных, учатся прислушиваться мнения товарища или капитана команды.  Обучающиеся  нашей школы традиционно участвуют в соревнованиях и спортивных праздниках   различного   уровня.   Правда   в   последние   годы   это   направление   спортивно­ оздоровительной   работы   существенно   изменилось.   Раньше   у   нас   учились   дети   с   более легкой степенью нарушений, которые довольно успешно участвовали в соревнованиях по мини­футболу, баскетболу, легкой атлетике районного, городского уровней, участвовали во всесоюзных и международных турнирах по мини­футболу, привлекались к участию в соревнованиях,   проводимых   по   линии   Специальной   Олимпиады   России   (   движение «SpecialOlympic»). Как правило, основу спортивных команд составляют ученики 12–14 лет,   поскольку   в   этом   возрасте   физические   способности   детей   развиваются   наиболее динамично.   Наши   обучающиеся   принимают   участие   в   спортивных   праздниках   и мероприятиях, проводимых для категории спортсменов с ограниченными возможностями здоровья: городской фестиваль спорта «Мы можем!», республиканские спартакиады для детей с ОВЗ, турниры для лиц с интеллектуальными нарушениями. Часто ученикам нашей школы предполагается участвовать в соревнованиях лишь в качестве   зрителей,   но   им   интересно   наблюдать   за   происходящим   на   стадионе   или спортивной   площадке   со   стороны.   В   этих   мероприятиях   у   наших   детей   появится возможность   не   только   пообщаться   с   нормально   развивающимися   сверстниками,   но   и «дозированно» поучаствовать в соревнованиях.  Массовые спортивные мероприятия проводятся и на уровне школы. Их структура примерно   одинакова.   Начинаются   они   с   общего   построения,   приветственного   слова администрации школы, исполнения гимна школы, объявления тематики и направленности соревнований   и   разминки.   После   этого   начинаются   соревнования,   которые   проходят преимущественно в виде эстафет, веселых стартов, командных игр и простых спортивных заданий. При этом каждый ребенок проходит все этапы мероприятия, при необходимости ему   помогают   родители,   педагоги   или   ученики   старших   классов.   В   этих   совместных стартах   формируется    доброжелательное   отношение,   сопереживание,   взаимодействие   с членами   команды,   со   сверстниками   и   людьми,   старше   тебя   по   возрасту.  Содержание заданий,   как   правило,   определяется   темой   мероприятия.   Например,   на   спортивном празднике, приуроченном ко Дню защитника Отечества, дети участвуют в усложненных эстафетах: ребенку нужно не просто пробежать вокруг препятствий,   а пролезть через туннель,   запустить   ракету,   попасть   в   цель   и   т.   д.   Сделать   соревнования   и   конкурсы привлекательными   помогают   игровое   оборудование,   оформление   спортивного   зала баннерами,   флажками,   плакатами,   соответствующими   заданной   тематике,   а   также музыкальное сопровождение (музыка создает праздничное настроение, благотворно влияет на детей). Если мероприятие проходит в несколько этапов, в перерывах между ними можно организовать   выступления   творческих   коллективов,   показ   отдельных   праздничных номеров.   Это   позволит   создать   особое   настроение   и   даст   возможность   участникам отдохнуть. Важно и нужно подключать к соревнованиям и другим массовым спортивным мероприятиям родителей учащихся. Практика показывает, что ребенок получает особенно много положительных эмоций, когда участвует  в таких мероприятиях вместе со своей семьей.   У   многих   обучающихся   нашей   школы   есть   трудности   с   волевой   сферой.   Как правило, у них отсутствуют здоровые амбиции, желание конкурировать, демонстрировать 4 свои способности и умения. Во время спортивных состязаний эти качества развиваются как нельзя сильнее. В результате дети начинают лучше осознавать себя, свою роль в команде, классе, ученическом коллективе. Эффективность   внеурочной     физкультурно­оздоровительной   работы   в   школе   во  При   проведении  внеурочной   работы   по многом   зависит   от   организации   системы. физической культуре учитывается национально ­ региональный компонент. Во внеурочной работе   с   обучающимися   разучиваются       чувашские   народные   игры.   Народные   игры являются неотъемлемой частью патриотического, физического воспитания обучающихся. Радость   движения   сочетается   с   духовным   обогащением   детей,   у   них   формируется устойчивое,   заинтересованное,   уважительное   отношение   к   культуре   родного   края, создается   эмоционально   положительная   основа   для   развития   патриотических   чувств: любви   и   преданности   Малой   Родине.   В   практике   внеурочной   работы   по   физическому воспитанию нашли свое место такие подвижные игры как: «Хищник в море», «Луна или солнце» , «Рыбки», «Иголка, нитка, узелок» и другие.  Большое воспитательное значение заложено   в   правилах   игры.   Они   определяют   весь   ход   игры,   регулируют   действия   и поведение   детей,   их   взаимоотношения,   содействуют   формированию   воли,   игра   требует внимания,   выдержки,   сообразительности   и   ловкости,   умения   ориентироваться   в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один – за всех и все – за одного»), ответственности, смелости, находчивости. Традиционными в школе стали проведение классных часов, в рамках проведения месячника     физкультурно­оздоровительной,   спортивной   и   патриотической   работы, посвященные   олимпийцам   Чувашии­   «Олимпийская   гордость   Чувашии».   Обучающиеся знакомятся с историей Олимпийского движения в Чувашии,  с участниками  и Чемпионами Олимпийских   игр.   Проведение   этих   классных   часов   и   бесед   способствует   духовно­ нравственному   (нравственному   )   развитию   обучающегося   с   интеллектуальной недостаточностью. Разработка,   организация   и   проведение   физкультурно­массовых   мероприятий способствуют проявлению организационных и коммуникативных качеств личности ребенка с ОВЗ. Овладение обучащимися базовыми учебными  действиями имеет особую значимость и в образовательном процессе и вне школы. Во­первых, коммуникативная компетентность влияет   на   учебную   успешность   обучающихся:   если   ученик   при   ответе   испытывает дискомфорт, тревогу, то его ответ будет хуже имеющихся знаний, при этом его оценка, соответственно,  ниже.   Полученный   негативный   ответ   может   сказаться   на  последующей учебной деятельности. Во­вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит благополучие в классном  коллективе.  Если  ребёнок  легко  находит  общий  язык  с  одноклассниками,  то испытывает   психологический   комфорт   и   удовлетворенность   ситуацией.   И   напротив, неумение   контактировать   с   ровесниками   сужает   круг   друзей,   вызывает   ощущения неприятности, одиночества в классе, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Овладение   учащимися   коммуникативными   действиями   способствует   не   только формированию   и   развитию   умения   взаимодействовать   с   другими   людьми,   с   объектами окружающего   мира   и   его   информационными   потоками,   отыскивать,   преобразовывать   и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни. 5 6

Опыт введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Опыт введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Опыт введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Опыт введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Опыт введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Опыт введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Опыт введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Опыт введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Опыт введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Опыт введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Опыт введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Опыт введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017