Данный проект представляет собой создание в группе условий для развития у детей познавательной активности, любознательности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. В процессе опытно - экспериментальной деятельности используются следующие виды деятельности:
- игровая;
- познавательно - исследовательская (опыты) и продуктивная;
- коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы);
учебная (речевое развитие, рисование, лепка).
«Опытно экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух,
Познавательноисследовательский проект:
вода, песок) во второй младшей группе».
Описание проекта:
Опытно экспериментальную деятельность по изучению неживой природы можно
проводить в рамках нерегламентированной образовательной деятельности с детьми второй
младшей группы, организовывать во второй половине дня 23 раза в неделю в специально
оборудованном уголке экспериментирования.
Данный проект представляет собой создание в группе условий для развития у детей
познавательной активности, любознательности и формирования у детей интереса к
исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. В процессе
опытно экспериментальной деятельности используются следующие виды деятельности:
игровая;
познавательно исследовательская (опыты) и продуктивная;
коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы);
учебная (речевое развитие, рисование, лепка).
Все беседы и опыты необходимо проводить с учетом уровня развития и
познавательных интересов детей. Для развития игровой ситуации можно включить участие
любого игрового персонажа, например «Любознательного Зайчика» и сопровождать
совместную деятельность классической музыкой со звуками природы. После совместной
опытно экспериментальной деятельности рекомендуется проводить воспитательные
моменты почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть
руки с мылом.
Актуальность проекта:
Детское экспериментирование особенно актуально с введением Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Согласно ФГОС ДО программы дошкольных учреждений должны реализовываться, прежде
всего, в форме игры, творческой активности и познавательно исследовательской
деятельности, которая включает в себя исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними. [1]
Познавательное развитие предполагает в первую очередь развитие интересов детей,
их любознательности и развивает у дошкольников воображение и творческую активность.
Именно детское экспериментирование заслуживает особого внимания в развитии
исследовательской активности дошкольников. Развиваясь как деятельность, направленная
на познание, детское экспериментирование способствует расширению кругозора,
обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка и является
хорошим средством интеллектуального развития детей дошкольного возраста, так как
включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию
выдвинутых гипотез в действие и построение выводов. Экспериментальная деятельность
всегда вызывает у детей:
особый интерес к исследованию природы;
развивает мыслительные операции;
стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка;
1 активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями
и др.;
побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению
творчества. [1]
Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой
является ведущим видом деятельности. В процессе взаимодействия с предметами
(экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, мелкой моторики
пальцев рук, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга,
отвечающих за речь ребенка. В ходе экспериментирования взрослый создает проблемные
ситуации, которые способствуют активизации нагляднообразного и логического
мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения, а через объяснения и
умозаключения у детей пополняется словарный запас. А постановка вопросов, которые
заставляют ребенка вернуться к прошлому опыту (эксперименту), способствует развитию
памяти.
В ходе своей педагогической работы, мы обратили внимание на то, что
познавательная активность у детей дошкольного возраста слабо развита. Это особенно
отражается на развитии речи, логического мышления, памяти и внимания. Дети не всегда
проявляют любознательность, исследовательский интерес к миру живой и неживой
природы, а больше предпочитают другие виды деятельности, а родители воспитанников,
чаще всего даже и не знают, чем занять своего ребенка. Понимая, какое значение имеет
детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей детей, нам
педагогам необходимо стремиться создавать условия для исследовательской активности
детей, сотрудничать с родителями, ведь основными принципами дошкольного образования
(согласно ФГОС ДО) являются:
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество Организации с семьей;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных
видах деятельности. [1]
Зачастую воспитатели сталкиваемся с трудностями моделирования занятий
познавательного цикла с элементами экспериментирования, организации и оформлении
уголков экспериментирования с соответствующим материалом, изза отсутствия
методической литературы по организации экспериментирования.
Именно поэтому возникшее противоречие, с одной стороны важность и
необходимость формирования у детей интереса к исследованию природы,
любознательности и познавательной активности, взаимодействие с родителями
воспитанников по вопросам повышения познавательной активности детей и с другой –
отсутствие целенаправленной, систематической работы привели нас к выбору данной темы
проекта, тем самым подтверждая его актуальность.
Цель проекта:
Создать в группе условия для развития у детей познавательной активности,
любознательности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с
помощью детского экспериментирования. Научить детей через игры опыты определять
физические свойства воды, воздуха и песка, делать самостоятельные умозаключения по
результатам обследования.
Задачи проекта:
2Для педагога:
познакомится с современной методической литературой по детскому
экспериментированию;
выстроить систему работы, которая обеспечит, формирование познавательной
активности у детей в проектной деятельности;
систематизировать литературный и иллюстрированный материал по детскому
экспериментированию во второй младшей группе по теме «Неживая природа –
вода, воздух и песок»;
организовать в группе развивающую среду, способствующую развитию навыков
экспериментирования;
привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни;
разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по детскому
экспериментированию в домашних условиях;
подготовить совместно с родителями картотеку опытов по теме «Неживая природа
воздух, вода, песок»;
провести заключительное мероприятие: представление презентации по проекту,
изготовление фотоколлажа с детьми и их родителями "Мы и дома не скучаем –
опыты мы вместе ставим!".
Для детей:
привить навыки исследовательской деятельности, познавательной активности,
самостоятельности;
сформировать у детей знания о физических свойствах неживой природы (вода,
воздух, песок);
учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, повысить уровень
речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь;
формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении
экспериментов;
изготовить фотоколлажи:
«Наши опыты с водой!»,
«Наши опыты с воздухом!»,
«Наши опыты с песком!».
стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
Участники проекта и их роль в реализации проекта:
Участники
Функции
Воспитатели
Воспитанники
Родители
Разрабатывают и реализуют проект
Осуществляют взаимодействие «родители +
дети + воспитатели»
Ведут наблюдения за детьми
Проводят мониторинг
Творчески развиваются
Проводят опытноисследовательские работы
с воспитателями, родителями
Активно участвуют в проекте
Получают информацию
Взаимодействуют с педагогами
3Участвуют совместно с детьми в проекте
Необходимые материалы:
методическая литература по детскому
экспериментированию для детей дошкольного возраста и методический материал по
технике безопасности, художественная литература, картотека опытов по теме «Неживая
природа воздух,
материалы для запланированной опытно
экспериментальной деятельности.
песок»,
вода,
Содержание проекта:
Подготовительный этап:
постановка цели;
определение актуальности и значимости проекта;
подбор методической литературы по теме детское экспериментирование в детском
саду и дома, для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты);
создание и обустройство уголка экспериментирования для успешной реализации
проекта.
Основной этап:
Практическая часть:
проведение опытов с водой и изготовление фотоколлажа;
проведение опытов с воздухом и изготовление фотоколлажа;
проведение опытов с песком и изготовление фотоколлажа;
Работа с родителями:
разработка консультации детское экспериментирование в детском саду;
разработка рекомендаций по организации детского экспериментирования в
домашних условиях;
подготовка картотеки опытов по теме «Неживая природа воздух, вода, песок»;
совместное изготовление фотоколлажа "Мы и дома не скучаем – опыты мы
вместе ставим!"
Создание продукта
Заключительный этап:
Презентация проекта.
Анализ
Реализация представленного проекта поможет педагогам:
Предполагаемые результаты проекта:
организовать в группе развивающую среду, способствующую развитию навыков
экспериментирования;
привить своим воспитанникам первоначальные навыки исследовательской деятельности,
познавательной активности, самостоятельности;
у детей сформируются знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух,
песок);
дети научатся сопоставлять факты и выводы из рассуждений;
повыситься уровень речевой активности;
обогатиться активный словарь, разовьется связная речь;
сформируется опыт выполнения правил техники безопасности при проведении
экспериментов.
4 привлечь родителей к образовательному процессу и экспериментированию в
повседневной жизни.
Предполагаемый продукт проекта:
1. Презентация проекта, составленного совместными усилиями детей и их родителями;
2. Выставка фотоколлажей:
«Наши опыты с воздухом!»;
«Наши опыты с водой»;
«Наши опыты с песком!»;
«Мы и дома не скучаем – опыты мы вместе ставим!».
Список литературы и интернет источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации"
3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» Творческий
Центр Сфера Москва 2002г.
4. http://www.razumniki.ru/letnie_igry_s_vetrom.html
5. http://festival.1september.ru/articles/631864
5