«Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе».

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 22.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный проект представляет собой создание в группе условий для развития у детей познавательной активности, любознательности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. В процессе опытно - экспериментальной деятельности используются следующие виды деятельности: - игровая; - познавательно - исследовательская (опыты) и продуктивная; - коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы); учебная (речевое развитие, рисование, лепка).
Иконка файла материала Публикация - Познавательно-исследовательский проект.docx
«Опытно ­ экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, Познавательно­исследовательский проект: вода, песок) во второй младшей группе». Описание проекта: Опытно ­ экспериментальную деятельность по изучению неживой природы можно проводить в рамках нерегламентированной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы, организовывать во второй половине дня 2­3 раза в неделю в специально оборудованном уголке экспериментирования.  Данный проект представляет собой создание в группе условий для  развития у детей познавательной   активности,   любознательности   и   формирования   у   детей   интереса   к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. В процессе опытно ­ экспериментальной деятельности используются следующие виды деятельности:  ­ игровая; ­ познавательно ­ исследовательская (опыты) и продуктивная; ­ коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы); учебная (речевое развитие, рисование, лепка).   Все   беседы   и   опыты   необходимо   проводить   с   учетом   уровня   развития   и познавательных интересов детей. Для развития игровой ситуации можно включить участие любого   игрового   персонажа,   например   «Любознательного   Зайчика»   и   сопровождать совместную деятельность классической музыкой со звуками природы. После  совместной опытно   ­   экспериментальной   деятельности  рекомендуется   проводить   воспитательные моменты   ­ почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом. Актуальность проекта: Детское   экспериментирование   особенно   актуально   с   введением   Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Согласно ФГОС ДО программы дошкольных учреждений должны реализовываться, прежде всего,   в   форме   игры,   творческой   активности   и   познавательно   ­   исследовательской деятельности,   которая   включает   в   себя   исследования   объектов   окружающего   мира   и экспериментирования с ними. [1] Познавательное развитие предполагает в первую очередь развитие интересов детей, их любознательности и развивает у дошкольников воображение и творческую активность. Именно   детское   экспериментирование   заслуживает   особого   внимания   в   развитии исследовательской активности дошкольников. Развиваясь как деятельность, направленная на   познание,   детское   экспериментирование   способствует   расширению   кругозора, обогащению   опыта   самостоятельной   деятельности,   саморазвитию   ребенка   и   является хорошим   средством   интеллектуального   развития   детей   дошкольного   возраста,   так   как включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутых гипотез в действие и построение выводов. Экспериментальная деятельность всегда вызывает у детей: ­ особый интерес к исследованию природы; ­ развивает мыслительные операции; ­ стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка; 1­ активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными  явлениями и др.; ­ побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. [1] Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является   ведущим   видом   деятельности.   В   процессе   взаимодействия   с   предметами (экспериментирования)   происходит   развитие   всех   видов   восприятия,   мелкой   моторики пальцев   рук,   а   это,   прежде   всего,   стимулирует   активность   центров   головного   мозга, отвечающих за речь ребенка. В ходе экспериментирования взрослый создает проблемные ситуации,   которые   способствуют   активизации   наглядно­образного   и   логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения, а через объяснения и умозаключения у детей пополняется словарный запас. А постановка вопросов, которые заставляют ребенка вернуться к прошлому опыту (эксперименту), способствует развитию памяти. В   ходе   своей   педагогической   работы,   мы   обратили   внимание   на   то,   что познавательная активность у детей дошкольного возраста   слабо развита. Это особенно отражается на развитии речи, логического мышления, памяти и внимания. Дети не всегда проявляют   любознательность,   исследовательский   интерес   к   миру   живой   и   неживой природы, а больше предпочитают другие виды деятельности, а родители воспитанников, чаще всего даже и не знают, чем занять своего ребенка. Понимая, какое значение имеет детское   экспериментирование   в   развитии   интеллектуальных   способностей   детей,   нам педагогам необходимо стремиться создавать условия для  исследовательской активности детей, сотрудничать с родителями, ведь основными принципами дошкольного образования (согласно ФГОС ДО) являются: ­ поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; ­ сотрудничество Организации с семьей; ­ формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. [1] Зачастую   воспитатели   сталкиваемся   с   трудностями   моделирования   занятий познавательного   цикла   с   элементами   экспериментирования,   организации   и   оформлении уголков   экспериментирования   с   соответствующим   материалом,   из­за   отсутствия методической литературы по организации экспериментирования. Именно   поэтому   возникшее   противоречие,   с   одной   стороны   важность   и необходимость   формирования   у   детей   интереса   к   исследованию   природы, любознательности   и   познавательной   активности,   взаимодействие   с   родителями воспитанников по   вопросам повышения познавательной активности детей и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели нас к выбору данной темы проекта, тем самым подтверждая его актуальность. Цель проекта: Создать   в   группе   условия   для     развития   у   детей   познавательной   активности, любознательности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. Научить детей через игры ­ опыты определять физические свойства воды, воздуха и песка, делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.  Задачи проекта: 2Для педагога: познакомится   с   современной   методической   литературой   по   детскому экспериментированию; выстроить   систему   работы,   которая  обеспечит,   формирование   познавательной активности у детей в проектной деятельности; систематизировать   литературный   и   иллюстрированный   материал   по   детскому экспериментированию  во второй младшей группе   по теме «Неживая природа – вода, воздух и песок»; организовать   в   группе   развивающую   среду,   способствующую   развитию   навыков экспериментирования; привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни; разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по детскому экспериментированию в домашних условиях; подготовить совместно с родителями картотеку опытов по теме «Неживая природа­ воздух, вода, песок»; провести   заключительное   мероприятие:   представление   презентации   по   проекту, изготовление фото­коллажа с детьми и их родителями  "Мы и дома не скучаем – опыты мы вместе ставим!".           Для детей: привить   навыки   исследовательской   деятельности,   познавательной   активности, самостоятельности; сформировать   у   детей   знания   о   физических   свойствах   неживой   природы   (вода, воздух, песок); учить   детей   сопоставлять   факты   и   выводы   из   рассуждений,   повысить   уровень речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь;  формировать   опыт   выполнения   правил   техники   безопасности   при   проведении экспериментов; изготовить фото­коллажи: ­ «Наши опыты с водой!», ­ «Наши опыты с воздухом!», ­ «Наши опыты с песком!». стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.   Участники проекта и их роль в реализации проекта: Участники Функции Воспитатели  Воспитанники Родители Разрабатывают и реализуют проект Осуществляют взаимодействие «родители +  дети + воспитатели» Ведут наблюдения за детьми Проводят мониторинг Творчески развиваются Проводят опытно­исследовательские работы с воспитателями, родителями Активно участвуют в проекте Получают информацию Взаимодействуют с педагогами 3Участвуют совместно с детьми в проекте Необходимые   материалы:   методическая   литература   по   детскому экспериментированию   для   детей   дошкольного   возраста   и   методический   материал   по технике безопасности, художественная литература, картотека опытов по теме «Неживая природа   ­   воздух,   материалы   для   запланированной   опытно­ экспериментальной деятельности.   песок»,   вода, Содержание проекта:    Подготовительный этап: постановка цели; определение актуальности и значимости проекта; подбор методической литературы по теме детское экспериментирование в детском саду и дома, для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты); создание и обустройство уголка экспериментирования для   успешной реализации проекта.  Основной этап:  Практическая часть: ­ проведение опытов с водой и изготовление фото­коллажа; ­ проведение опытов с воздухом и изготовление фото­коллажа; ­ проведение опытов с песком и изготовление фото­коллажа;  Работа с родителями: ­ разработка консультации ­ детское экспериментирование в детском саду; ­   разработка   рекомендаций   по   организации   детского   экспериментирования   в домашних условиях; ­ подготовка картотеки опытов по теме «Неживая природа ­ воздух, вода, песок»; ­   совместное   изготовление   фото­коллажа  "Мы   и   дома   не   скучаем   –   опыты   мы вместе ставим!"  Создание продукта  Заключительный этап:  Презентация проекта.  Анализ Реализация представленного проекта поможет педагогам: Предполагаемые результаты проекта: ­   организовать   в   группе   развивающую   среду,   способствующую   развитию   навыков экспериментирования; ­ привить своим воспитанникам первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности; ­ у детей сформируются знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок); ­ дети научатся сопоставлять факты и выводы из рассуждений; ­ повыситься уровень речевой активности; ­ обогатиться активный словарь, разовьется связная речь; ­   сформируется   опыт   выполнения   правил   техники   безопасности   при   проведении экспериментов. 4­   привлечь   родителей   к   образовательному   процессу   и   экспериментированию   в повседневной жизни.  Предполагаемый продукт проекта: 1. Презентация проекта, составленного совместными усилиями детей и их родителями;  2. Выставка фото­коллажей:   «Наши опыты с воздухом!»;  «Наши опыты с водой»;  «Наши опыты с песком!»; «Мы и дома не скучаем – опыты мы вместе ставим!». Список литературы и интернет источников: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273­ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. ­ «Неизведанное рядом» ­ Творческий Центр Сфера ­ Москва 2002г. 4. http://www.razumniki.ru/letnie_igry_s_vetrom.html 5. http://festival.1september.ru/articles/631864 5