ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ
С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
Подготовила:
Сулейманова Г.А.
педагог -воспитатель
МКОУ «Прогимназия №10«Сказка» г.Хасавюрт
Одной из форм работы с одарёнными детьми является организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.. С целью организации работы с одарёнными детьми мною разработана авторская программа для учащихся 3-4 классов «Ищу, нахожу, сравниваю»
Цель авторской программы: формирование исследовательской культуры школьников, развитие знаний и навыков, необходимых для самостоятельной исследовательской работы.
В нашей школе обучаются дети разных национальностей. Одним из средств формирования этнотолерантности является изучение и сравнительный анализ истории, культуры, искусства, литературы, языка, традиций родного народа (к примеру, русского, аварского, кумыкского, даргинского) с этими же аспектами другого народа . Такую сравнительную работу позволяет организовать внеурочная исследовательская и проектная деятельность.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
1. Развивать у обучающихся способности аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
2. Знакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.
3. Обучить умениям работать индивидуально и в группе, а также основам оформления работ.
4. Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
5. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Решение этих задач позволяет сформировать у учащихся универсальные учебные действия, предусмотренные ФГОС НОО.
Полный курс программы рассчитан на 1 год обучения – 35 часов.
Особенность изучаемого курса состоит в том, что работа по данной программе может быть организована на групповых занятиях во внеурочное время, по индивидуальной программе, а также через нерегламентированные виды деятельности: в дистанционном режиме через виртуальные факультативы. В программе заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей.
Опираясь на такие дисциплины образовательной программы школы, как татарский язык, русский язык, литературное чтение на русском языке,, окружающий мир, технология, история, география, математика и др., курс дополняет базовую учебную программу, расширяет и углубляет знания, полученные на уроке. Таким образом, работу учащего ведут два научных руководителя: учитель русского языка и другой предметник (библиотекарь, руководитель школьного музея).
На организационном занятии учитель знакомит с теоретическими основами проектно-исследовательской деятельности – постановкой проблемы, выдвижением гипотезы, сбором и обработкой информации, проведением экспериментов, анализом полученных результатов, способами фиксации результатов. Обучающимся предлагаются темы исследовательских работ. Выбор темы предусматривает планирование поэтапной работы: подбор теоретического материала и основную практическую часть по конкретным методикам.
Результаты оцениваются через участие в конкурсах, соревнованиях, конференциях, выставках, олимпиадах и других формах свободного общения и сравнительной оценки уровня развития, и мастерства детей в интересующей их отрасли практической деятельности.
Таким образом, предлагаемая мною авторская программа организации исследовательской и проектной деятельности для учащихся 3-4 классов «Ищу, нахожу, сравниваю» направлена на организацию внеурочной работы с одарёнными детьми. Такая работа способствует повышению качества образования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.