МОУ «Бендерский детский сад №24»
Сообщение из опыта работы
Тема: «Организация эффективного взаимодействия с семьёй ребенка с особыми потребностями»
Намака Людмила Леонидовна
Заведующий МОУ
«Бендерский детский сад №24»
Важнейшая общечеловеческая ценность, на которой основывается сегодня все социальное развитие во всем мире - это доброжелательное отношение к людям, не похожим на остальных и восприятие детей с нарушениями развития должно отталкиваться от того, что они, прежде всего, ДЕТИ. Это требует соблюдения ряда условий: предоставление детям с особыми потребностями равных прав и особых условий для развития; обучение их навыкам независимости, самостоятельной жизни; умению отстаивать свои права.
Социальное окружение семьи может, как способствовать, так и противодействовать кризисам в жизни семьи. Родители попадают в сложную ситуацию: с одной стороны, они заботятся о своих детях; с другой стороны, они принадлежат к обществу, которое, возможно, рассматривает их ребенка как социально непригодного.
Ожидания родителей по поводу будущего развития и жизни ребенка могут оказаться нереализованными не только в связи с заболеванием, но и в силу препятствий социального характера.
Когда недостатки развития ребенка выражены негрубо, родители сталкиваются с дополнительной трудностью – неопределенностью ситуации, в которой ребенок может быть принят или отвергнут окружением. Неустойчивое положение ребенка, является сильным стрессогенным фактором для всей семьи. Окружение семьи представляет важный фактор, который может играть как позитивную, так и 2 негативную роль в развитии стресса, в зависимости от того, как строятся отношения и взаимопонимание участников в процессе их взаимодействия.
Вопросы взаимодействия с семьей хорошо прописаны в Государственном образовательном стандарте дошкольного образования: это и сотрудничество, и обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей, создание условий и вовлечение родителей
в образовательную деятельность.
Стандарт закрепляет принцип личностно развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных
работников Организации) и детей. Одним из основных
принципов дошкольного образования, закрепленных в Стандарте, является сотрудничество организации с семьей.
Дети с особыми потребностями испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых, их судьба в значительной степени зависит от позиции семьи и окружающих его взрослых.
Поэтому в нашем дошкольном учреждении в своей работе мы применяем следующие принципы:
-Личностно-ориентированный подход к детям и к родителям.
-Гуманно-личностный – всестороннее уважение к ребенку, к семье.
-Принцип комплексности.
-Принцип доступности.
Установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов, когда в коррекционном –образовательном
процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи.
Концепция взаимодействия детского сада и семьи ориентируется на то, что семья –это центр жизни ребенка, каждый родитель –это первый воспитатель и педагог, а педагоги –это помощники и доверенные лица родителей в деле воспитания и образования ребенка.
В интересах ребенка и семьи мы работаем в сотрудничестве с
Общеобразовательными организациями, реализующими
основные общеобразовательные программы, со школами города №11, с Центром детского творчества, ПМПК с детской поликлиникой, с органами опеки и попечительства.
Каждая семья индивидуальна по своему виду, составу, социальному положению; каждый родитель имеет свои ожидания от педагога ДОУ, имеет свои представления о содержании воспитания и обучения ребенка с особыми потребностями. Поэтому для эффективного построения работы специалистам детского сада нужно максимально глубоко изучать семью с тем, чтобы понять ее особенности, потребности, трудности и ожидания. Кроме доверительного контакта, это позволит выстроить систему дифференцированной работы с группами
семей, уделить внимание индивидуальным интересам и потребностям родителей. Однако важно помнить, что изучение семьи должно проводиться деликатно, ненавязчиво, с согласия родителей (законных представителей) ребенка.
На данной диаграмме вы видите категории семей, с которыми мы работаем и их процентное соотношение. Радует то, что полные семьи имеют преобладающее соотношение.
Из 47 семей
–¼ часть имеет ребенка с особыми образовательными потребностями;
1/5 часть –многодетные семьи.
Многолетние наблюдения показывают, что родители не всегда понимают проблемы ребенка и не хотят принять их. Типичные реакции родителей можно разделить на 4 группы:
•гнев
-возникает на почве ощущения беспомощности, безысходности и
разочарования, как в самом себе, так и в своем ребенке;
•отрицание
-наиболее типичная реакция на рекомендации ПМПК
неверие в существование проблемы у ребенка
•чувство вины
-переживания по поводу совершенных ошибок, которые по их
мнению, привели к данной проблеме
•эмоциональная адаптация
-принятия проблемы своего ребенка.
Когда родители входят в ситуацию, начинают строить жизнь с учетом того, что в семье «особый» ребенок.
Большинство родителей, приводя впервые ребенка в детский сад,
отказываются от понимания проблем у ребенка. Главную проблему видят в нарушении речи. Другие родители «сдают» ребенка в детский сад, чтобы отдохнуть от него, а еще было бы лучше, если бы детский сад работал без выходных и круглосуточно. Кто-то верит в чудо, что попав к нам в детский сад, ребенок сразу выправится.
Мы выделили ряд задач с тем, чтобы помочь родителям занять активную позицию и вызвать интерес к личностному развитию ребенка и вооружить их необходимыми знаниями и умениями в этом направлении.
В МОУ «Бендерский детский сад №24» родителям, воспитывающим детей с особыми потребностями оказывается психолого-педагогическое сопровождение.
Оказание ППС-помощи представляет собой целостную структуру деятельности специалистов, направленную на преодоление, или компенсирование имеющихся у детей и подростков трудностей в обучении, развитии и социальной адаптации.
Психолого-педагогическая деятельность специалистов, оказывающих ППС-помощь в образовательных организациях заключается в следующем:
1. В обязанности педагога-психолога входит оценка особенностей социально-эмоционального и когнитивного развития ребенка, оценка взаимодействия между ребенком и родителями. Работа психолога включает в себя также психологическую поддержку семьи, находящейся в ситуации кризиса, помощь в оптимизации отношений между родителями и ребенком, работу с детьми, имеющими серьезные социально-эмоциональные проблемы и нарушения в области психического здоровья. Психолог оказывает помощь семьям, имеющим детей с особыми потребностями.
2. В обязанности учителя- логопеда входят: оценка особенностей развития ребенка, работа с семьей, участие в первичном приеме или работе медико-психолого-педагогического консилиума, углубленная оценка функциональных возможностей ребенка, составление индивидуальной программы развития ребенка, проведение индивидуальных и групповых занятий для детей с нарушениями в развитии; работа с семьей (просветительская работа, консультирование, организация и проведение практических занятий с родителями); оценка уровня развития ребенка, участие в работе по созданию и реализации программы индивидуального сопровождения ребенка и семьи; планирование и проведение работы по направлению ребенка и семьи в другие структуры после окончания программы ранней помощи; взаимодействие и координация по реализации программы ранней помощи между сотрудниками службы; систематическое повышение своей профессиональной квалификации.
3. Музыкальный руководитель проводит коррекционные, индивидуальные занятия с детьми и занятия малыми группами, подготавливает и проводит праздники, консультирует родителей по вопросам использования музыкальных средств в воспитании ребенка.
4. Педагог по приоритетному направлению организует и проводит работу по досугу детей и родителей, ведет кружки или занятия по творческим видам деятельности.
Работа с ребенком с особыми образовательными потребностями должна быть основана на семейно-ориентированном подходе, так как ребенок является частью семейной системы, возможность и потенциал развития рассматриваются в контексте семейных отношений.
Для обеспечения эффективной работы с родителями , воспитывающих детей с особыми потребностями специалисты должны разобраться в эмоциональных отношениях в семье. Педагогам приходится иметь дело со взрослыми, находящимися на различных этапах адаптации к роли родителей проблемного ребенка. Специалистам важно знать, насколько члены «особой» семьи готовы говорить о своей семейной проблеме с другими взрослыми, как они относятся к коррекционно-развивающему процессу, каковы их ожидания, установки, готовы ли они вообще сотрудничать с медико-психолого-педагогическим персоналом образовательного учреждения.
Помогая ребенку преодолевать трудности в овладении внешним миром, родителям важно преодолеть нередко возникающее чувство своей неполноценности, понять, что семейная обстановка, в которой растет ребенок, должна быть естественной системой отношений – между родителями и детьми, между супругами, а также отношений и связей с окружающими семью людьми.
Цель работы с родителями – повышение родительской компетентности для решения проблем обучения, воспитания и развития ребенка с особыми образовательными потребностями, эффективного взаимодействия семьи и социума.
Основными задачами работы специалистов с родителями является:
· получение достоверной информации об особенностях и уровне развития ребенка;
· формирование адекватных детско-родительских отношений;
· формирование у родителей навыков работы с ребенком с целью их генерализации в условиях повседневной жизни;
· информационная поддержка по вопросам развития, обучения и воспитания ребенка;
· психологическая поддержка.
Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс (родитель-партнер) является важнейшим условием развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Учет эмоциональных, социальных, личностных и других особенностей семьи с «особым» ребенком увеличивает эффективность использования ее педагогического потенциала, что является одним из важнейших факторов эффективности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Модель организации помощи семье, воспитывающей проблемного ребенка, должна иметь три этапа своего развития:
Первый этап направлен на привлечение родных к учебно-образовательному процессу ребенка. Педагог должен убедить членов семьи в том, что именно в них очень нуждается их малыш, что, кроме них, этим процессом заняться некому, что ни одна, даже самая лучшая коррекционно-развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.
На втором этапе предполагается формирование увлечения родителей процессом развития ребенка. Главной задачей работы становится формирование у них активной позиции в воспитании малыша. Педагог показывает родителям возможность существования ежедневных маленьких, но очень важных для ребенка достижений. Члены семьи обучаются эталонным моделям работы с ребенком, включающим отработку заданий педагога.
Третий этап характеризуется раскрытием перед членами семьи возможности личного поиска творческих подходов к обучению малыша и личного участия в исследовании его возможностей. При этом значимым является обучение родителей разнообразным формам взаимодействия с ребенком наблюдению и оценке его реакций и поведения.
В рамказ взаимодействия с родителями, в ДОУ используются разнообразные формы работы :
«Школа для родителей»
Цель:Вовлечение родителей в единое образовательное пространство
целенаправленная профилактическая работа, направленная на установление позитивных контактов родителей с ребенком, улучшение форм общения и установление благоприятного психологического климата в семье. Правильно адаптировать родителей, научить общаться с ребенком с ограниченными возможностями.
Почтовый ящик
Цель: собрать банк данных о проблемах детского развития интересующих
родителей. Дать возможность задать вопросы на интересующие родителей темы
Служба правовых знаний
Цель: дать знания родителям по социальным вопросам (льготы, обучение, лечение детей) оказание помощи в конкретных, жизненных ситуациях.
Консультирование
Цель: обучение родителей конкретным приемам воспитания и обучения.
Совместное проведение досуга
Цель: установление эмоционального контакта между родителями, детьми и педагогами ДОУ, формирование у родителей практических навыков проведения праздничных мероприятий в домашних условиях.
Наглядные формы работы:
Стендовый материал групповых помещений оформляем разнообразной печатной информационной продукцией для родителей. Педагогами разработаны папки передвижки, буклеты, памятки, визитки.
Информационные формы работы:
К информационным формам работы относятся консультации и
беседы. По своему назначению беседы могут быть ознакомительные, информационные, рекомендательные, профилактические, консультирование.
Приглашая родителей на беседу, продумываем тематику и цель
встречи. Ознакомительные беседыорганизуются, как правило, по
инициативе ДОУ и позволяют педагогам познакомиться с семьей, выяснить статус семьи, отношения, проблемы данной конкретной семьи, обсудить организационные моменты,
направления работы.
Информационная беседа, представляет собой сообщение на определенную тему, по запросу родителей либо по желанию специалиста.
Рекомендации по организации воспитания и обучения, проведение досуга, безопасности ребенка в семье и т.д.
Профилактические беседы направлены на предупреждение различных проблемных ситуаций: заболеваний, семейных конфликтов, усугубления сопутствующего заболевания, нарушения прав и интересов ребенка.
Консультирование
(индивидуальное, коллективное). При проведении
определяющих консультаций обсуждаем с родителями цели, задачи коррекционно-педагогической деятельности, достигнутые результаты или их отсутствие, дальнейший прогноз,определение совместных действий.
Направляющие консультации, в отличие от определяющих позволяют педагогам выяснить и наметить индивидуальные пути преодоления имеющихся у ребенка трудностей.
Познавательные формы работы
обусловлены необходимостью закрепления и умения применить на практике полученную теоретическую информацию,
а также решить педагогические цели задачи по работе с семьей. Это проведение семинаров, семинаров-практикумов, мастер-классов, деловые игры, родительские собрания.
Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, посиделок и т.д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты НОД, конкурсных выступлений.
Досуговые мероприятия–это проекты, акции, детские праздники, развлечения, выставки творчества, организованные совместными усилиями педагогов и родителей наиболее предпочтительны родителями и педагогами. Здесь наиболее полно раскрылись возможности для сотрудничества.
Подобные мероприятия сплотили семьи, дали возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепили сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников выпускаются коллажи, листовки, альбомы с фотографиями.
Работа реализуется как для всех семей, так и по подгруппам и индивидуально. Для этого воспитатель должен иметь представления о психолого-педагогических основах функционирования современной семьи, особенностях воспитательной ситуации и детско-родительских отношений в зависимости от совокупности факторов.
Неосведомленность педагогов в таких вопросах создает основные проблемы во взаимодействии с семьей. Незнание специфики семейного воспитания ведет к тому, что воспитатель механически переносит содержание и методы воздействия на ребенка в детском саду на семейные условия.
Стремительное развитие информационного общества, появление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии в качестве средства общения, распространения педагогических знаний, консультативной поддержки семьи, а также открытости системы работы образовательного учреждения для родителей
Учитывая острую нехватку времени у родителей(СДВ)–
(синдром дефицита времени), их занятость мы решили использовать ИКТ технологии, которые позволяют родителям
в имеющееся свободное время получить помощь специалистов ДОУ.
В процессе работы повышается родительская компетенция, родители «особых» детей постепенно берут на себя не только поддерживающие и закрепляющие, но и самостоятельно развивающие функции развивающего взаимодействия с ребенком. Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс (родитель-партнѐр) является важнейшим условием развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Учет эмоциональных, социальных, личностных и других особенностей семьи с «особым» ребенком увеличивает эффективность использования ее педагогического потенциала, что является одним из важнейших факторов эффективности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Результатом работы является:
-включение родителей в жизнь детского сада, сотрудничество с педагогами в вопросах воспитания и коррекционной работы;
-родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка;
-использование современных и традиционных форм работы позволяет раскрыть родительский потенциал, овладеть инструментарием, необходимым для эффективной помощи собственным детям.
В заключении необходимо отметить, что выбранные формы и методы работы способствуют укреплению позиции семьи, имеющей ребенка с особыми потребностями, как партнёра и активного субъекта образовательной среды организации дошкольного образования.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.