Организация коррекционной работы на индивидуальных занятиях с детьми, имеющими нарушение слуха

  • doc
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Организация коррекционной работы на индивидуальных занятиях с детьми.doc

Организация коррекционной работы на индивидуальных занятиях с детьми, имеющими нарушение слуха.

Важное значение в коррекционной работе придается формированию произносительной стороны устной речи.

Содержание обучения включает развитие речевого дыхания, формирование голоса нормальной высоты, силы и тембра, работу над звуками, их сочетаниями, воспроизведением слов и фраз, формирование интонационной структуры речи. На индивидуальных занятиях одной из основных форм обучения устной речи глухих детей является работа над всеми сторонами произношения. Стараюсь эту работу проводить с учетом особенностей их формирования у каждого ребенка. Положительно влияют на интонационную выразительность, чистоту произношения звуков в речи, использование рифмованных текстов. Рифмованные тексты, используемые на уроке, сопровождаются движениями, которые моделируют звуковую и интонационную структуру речи, содействуют более быстрому и прочному усвоению детьми речевого материала. Такие тексты состоят из слогов, включающих отрабатываемый звук и повторяющихся  в ритме, соответствующем последующей или предыдущей фразе.

Например:

ама-ома                                                     ама-ома?

Мама дома.                                               Мама дома?  

ома-ама                                                     ама-ома

Дома мама.                                                Мама дома.  

                                                                    ама-ома

                                                                    Мама дома! 

Апа-ома                                       Апа-ома?                                         Папа дома!

 Папа дома                                   Папа дома?                                     Папа дома!

Ома-апа                                       апа-ома

Дома папа                                    Папа дома.

                                                      Папа дома?

                                                      Да, дома.

Фразы, использованные в данных рифмованных текстах, включаются в диалоги типа:

-          Мама дома?                                    

-          Мама дома.                           Как я рад

-          Папа дома?                            Мама, папа дома.

-          Папа дома.

Работа над диалогом или рифмованным текстом проводится на нескольких занятиях.

Сформированные на индивидуальных занятиях произносительные навыки закрепляются на фонетических зарядках, на общеобразовательных уроках и внеклассных занятиях. При этом целенаправленно стараюсь побуждать детей произносить речевой материал, реализуя свои возможности воспроизведения речевого звукового состава слова, словесного ударения, ритмико-мелодической структуры фраз.

Вслушивание обучающихся в речь учителя, воспитателя, контроль со стороны взрослых за устной речью глухих детей являются одним из важнейших факторов, содействующих закреплению произносительных навыков.

Остановлюсь на коррекционной работе, проводимой в классе на фонетических зарядках и общеобразовательных  уроках.

На фонетических  зарядках  с помощью элементов фонетической ритмики отрабатываются звуки, слоги, фразы, слова, находящиеся под контролем в речи учащихся и необходимые в общении на уроке. Фонетическую зарядку дети выполняют стоя. При планировании фонетических и речевых зарядок включаю следующие типы упражнений:

а) работа над звуками речи

б) над голосом и дыханием

в) над словесным ударением

г) над орфоэпией

д) над слитностью речи и темпом речи

е) логическим ударением и интонацией

ж) внятностью специально отобранного материала   

            Систематическая работа по проведению фонетических зарядок позволяет закреплять приобретенные речевые навыки. Привожу пример фонетической зарядки, которую я использовала на уроках чтения при работе над сказкой «Снеговик».

С______

А__с__а

 

Расс-каз

Рассказ

Рассказ о снеговике

Мы будем читать рассказ о снеговике

На данной зарядке проводилась работа над коррекцией звука «с»; работа над внятностью речи, над словесным ударением и логическим, над орфоэпией; над слитностью и темпом речи (на примере фраз).

На следующем уроке к заданным типам упражнений добавились упражнения на интонационную выразительность.

Например: - Ты хочешь читать рассказ о снеговике?

-          Я хочу читать рассказ о снеговике.(показать с движениями рук)

К элементам фоноритмики неоднократно возвращаюсь на уроке при работе над труднопроизносимыми словами (прямоугольник, экскаватор) или даю нужное слово на слух (мебель)  Затем повторяем его с элементами фоноритмики.

Использование элементов фоноритмики позволяет лучше усвоить структуру слов, чище произносить звуки в речи.

Хочу остановиться на уроках техники речи, где наиболее ярко выражена коррекционная работа над звуками, слогами, словами и фразами. На данных занятиях использую упражнения, в процессе которых отрабатываются элементы интонации.

Отрабатываются навыки воспроизведения речевого материала

слитно-раздельно:    оваоваова

                                    Ова ова ова;

долго-кратно:            а       а___  а    а_____;

навыки воспроизведения темпа речи (нормального, быстрого, медленного);

различных речевых ритмов:                   татата, тата, тата, татата;

динамических модуляций голоса (нормальная громкость, громко, тихо: па    па   па )  

постепенное усиление и ослабление:

  аааААааа                      папаПАпапа

Большое внимание уделяется работе над ритмической структурой слов и ритмико мелодической структурой фраз. Использую следующие виды упражнений:

1.    Разучивание слов с правильным ударением. Слова на табличке с проставленным ударением: пальто, шуба.

2.    Обозначение ритмической структуры слов со списком слов.

*                 та_та                        та та__

              школа                      река

              парта                        весна

3.    Потбор слов с разным ритмом

/__; /__; /__ __; __ / __; __ __ /.

 

*                 Учащиеся подбирают таблички со словами к данным ритмам.

4.    Подбор картинок к разным ритмам.

5.    Придумывание слов на заданные ритмы.

Самостоятельная расстановка ударения в слове (Если ребенок затрудняется поставить ударение в слове, использую дирижирование).

Начинаю использовать прием расстановки ударений по сюжетной картинке. Дети придумывают предложения и расставляют ударения в словах).

Делаем первые попытки постановки логического ударения во фразах.

Например:   красивая лента

Мальчик прыгает высоко.

Мальчик прыгает высоко.

Работа над формированием нормального темпа речи со временем дает результаты.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация коррекционной работы на индивидуальных занятиях с детьми, имеющими нарушение слуха.