Организация коррекционной работы на индивидуальных занятиях с детьми, имеющими нарушение слуха.
Важное значение в коррекционной работе придается формированию произносительной стороны устной речи.
Содержание обучения включает развитие речевого дыхания, формирование голоса нормальной высоты, силы и тембра, работу над звуками, их сочетаниями, воспроизведением слов и фраз, формирование интонационной структуры речи. На индивидуальных занятиях одной из основных форм обучения устной речи глухих детей является работа над всеми сторонами произношения. Стараюсь эту работу проводить с учетом особенностей их формирования у каждого ребенка. Положительно влияют на интонационную выразительность, чистоту произношения звуков в речи, использование рифмованных текстов. Рифмованные тексты, используемые на уроке, сопровождаются движениями, которые моделируют звуковую и интонационную структуру речи, содействуют более быстрому и прочному усвоению детьми речевого материала. Такие тексты состоят из слогов, включающих отрабатываемый звук и повторяющихся в ритме, соответствующем последующей или предыдущей фразе.
Например:
ама-ома ама-ома?
Мама дома. Мама дома?
ома-ама ама-ома
Дома мама. Мама дома.
ама-ома
Мама дома!
Апа-ома Апа-ома? Папа дома!
Папа дома Папа дома? Папа дома!
Ома-апа апа-ома
Дома папа Папа дома.
Папа дома?
Да, дома.
Фразы, использованные в данных рифмованных текстах, включаются в диалоги типа:
- Мама дома?
- Мама дома. Как я рад
- Папа дома? Мама, папа дома.
- Папа дома.
Работа над диалогом или рифмованным текстом проводится на нескольких занятиях.
Сформированные на индивидуальных занятиях произносительные навыки закрепляются на фонетических зарядках, на общеобразовательных уроках и внеклассных занятиях. При этом целенаправленно стараюсь побуждать детей произносить речевой материал, реализуя свои возможности воспроизведения речевого звукового состава слова, словесного ударения, ритмико-мелодической структуры фраз.
Вслушивание обучающихся в речь учителя, воспитателя, контроль со стороны взрослых за устной речью глухих детей являются одним из важнейших факторов, содействующих закреплению произносительных навыков.
Остановлюсь на коррекционной работе, проводимой в классе на фонетических зарядках и общеобразовательных уроках.
На фонетических зарядках с помощью элементов фонетической ритмики отрабатываются звуки, слоги, фразы, слова, находящиеся под контролем в речи учащихся и необходимые в общении на уроке. Фонетическую зарядку дети выполняют стоя. При планировании фонетических и речевых зарядок включаю следующие типы упражнений:
а) работа над звуками речи
б) над голосом и дыханием
в) над словесным ударением
г) над орфоэпией
д) над слитностью речи и темпом речи
е) логическим ударением и интонацией
ж) внятностью специально отобранного материала
Систематическая работа по проведению фонетических зарядок позволяет закреплять приобретенные речевые навыки. Привожу пример фонетической зарядки, которую я использовала на уроках чтения при работе над сказкой «Снеговик».
С______
А__с__а
Расс-каз
Рассказ
Рассказ о снеговике
Мы будем читать рассказ о снеговике
На данной зарядке проводилась работа над коррекцией звука «с»; работа над внятностью речи, над словесным ударением и логическим, над орфоэпией; над слитностью и темпом речи (на примере фраз).
На следующем уроке к заданным типам упражнений добавились упражнения на интонационную выразительность.
Например: - Ты хочешь читать рассказ о снеговике?
- Я хочу читать рассказ о снеговике.(показать с движениями рук)
К элементам фоноритмики неоднократно возвращаюсь на уроке при работе над труднопроизносимыми словами (прямоугольник, экскаватор) или даю нужное слово на слух (мебель) Затем повторяем его с элементами фоноритмики.
Использование элементов фоноритмики позволяет лучше усвоить структуру слов, чище произносить звуки в речи.
Хочу остановиться на уроках техники речи, где наиболее ярко выражена коррекционная работа над звуками, слогами, словами и фразами. На данных занятиях использую упражнения, в процессе которых отрабатываются элементы интонации.
Отрабатываются навыки воспроизведения речевого материала
слитно-раздельно: оваоваова
Ова ова ова;
долго-кратно: а а___ а а_____;
навыки воспроизведения темпа речи (нормального, быстрого, медленного);
различных речевых ритмов: татата, тата, тата, татата;
динамических модуляций голоса (нормальная громкость, громко, тихо: па па па )
постепенное усиление и ослабление:
аааААааа папаПАпапа
Большое внимание уделяется работе над ритмической структурой слов и ритмико мелодической структурой фраз. Использую следующие виды упражнений:
1. Разучивание
слов с правильным ударением. Слова на табличке с проставленным ударением:
пальто, шуба.
2. Обозначение ритмической структуры слов со списком слов.
та_та та та__
школа река
парта весна
3. Потбор слов с разным ритмом
/__; /__; /__ __; __ / __; __ __ /.
Учащиеся подбирают таблички со словами к данным ритмам.
4. Подбор картинок к разным ритмам.
5. Придумывание слов на заданные ритмы.
Самостоятельная расстановка ударения в слове (Если ребенок затрудняется поставить ударение в слове, использую дирижирование).
Начинаю использовать прием расстановки ударений по сюжетной картинке. Дети придумывают предложения и расставляют ударения в словах).
Делаем первые попытки постановки логического ударения во фразах.
Например: красивая лента
Мальчик прыгает высоко.
Мальчик прыгает высоко.
Работа над формированием нормального темпа речи со временем дает результаты.
Организация коррекционной работы на индивидуальных занятиях с детьми, имеющими нарушение слуха.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.