"Организация образовательного пространства ОУ с использованием рабочих листов на уроках в начальной школе»
Оценка 4.7

"Организация образовательного пространства ОУ с использованием рабочих листов на уроках в начальной школе»

Оценка 4.7
docx
14.05.2023
"Организация образовательного пространства ОУ с использованием рабочих листов на уроках в начальной школе»
Организация образовательного пространства ОУ с использованием рабочих листов на уроках..docx

"Организация образовательного пространства ОУ с использованием рабочих листов на уроках в начальной школе»

.

                       В настоящее время одной из основных образовательных задач, решаемых школой, является обучение учащихся работе с различными источниками информации. Современный урок должен быть привлекательным и содержательным для обучающихся с разными образовательными способностями. Одной из продуктивных форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке является использование рабочих листов, которые учитель может предложить учащимся на различных этапах урока.

Рабочий лист – это специально разработанный учителем лист с заданиями, которые необходимо выполнить по ходу объяснения материала или после изучения темы.

Главной задачей рабочего листа является обучение ребенка, учить его учиться и показать, что сам процесс обучения может быть интересным и, если ученик приложит некоторые усилия, то он не только добьется результата, но и испытает радость от процесса обучения, то есть от понимания и от собственных успехов.

С помощью рабочего листа можно организовать самостоятельную работу вместе с учебным материалом на уроке, активизировать деятельность учащихся на любом этапе урока, получить обратную связь.

Рабочие листы - это задания, требующие умение анализировать, сравнивать, применять знания в новых ситуациях. С их помощью теоретические основы материала изучаются на примерах, различных практических заданий. Учащиеся добывают знания самостоятельно и сравнивают свои выводы с теоретическими данными из учебника или других источников.

Какие же рабочие листы могут быть? Выделить различные виды позволяет цель применения таких листов:

 

- обучающий рабочий лист. Особенностью этого вида рабочего листа является то, что обучающиеся как получают знания в готовом виде, так и добывают их самостоятельно. Обучающий лист предполагает самостоятельную работу с учебником, освоение ранее не изученного материала, его воспроизведение и переработку;

- тренировочный рабочий лист. Цель – отработка знаний и способов действий. Формы и содержание заданий могут быть разнообразными .Основу, например, тренировочного рабочего листа должны составлять разноуровневые задания, направленные на усвоение новых знаний и овладение способами действий. –

 исследовательский рабочий лист. Цель – найти способ решения учебной проблемы - предполагает выдвижение гипотезы, проведение эксперимента, доказательства или опровержение;

- рефлексивный рабочий лист. Его рационально использовать при повторении раздела или темы;

- комбинированный рабочий лист.

 

Какие могут быть задания?

Составленные по блокам с заданиями разной сложности, направленные на контроль или актуализацию знаний.

На уроках открытия нового материала могут иметь блок формирования новых понятий и терминов, включающий задания для структуризации материала или составлению разноуровневых кластеров. Кроме этого существует возможность составить задание с элементами,  соответствующими стандартам второго поколения - самооценивания работы на уроке. И самое важное, что в структуру рабочего листа включены задания на формирование различных УУД.

Задания рабочего листа могут дополнять и иллюстрировать материал уроков, на которых изучаются наиболее сложные темы, что позволяет расширить информационное пространство урока, а также сделать процесс усвоения материала более эффективным. Кроме того, заполнение листа непосредственно по ходу урока позволяет сразу теоретические знания переводить в практическую форму.

К инструменту «Рабочий лист» не относятся:

  • лист с заданиями;
  • лист на отметку;
  • ксерокопия заданий из книги;
  • рабочая тетрадь;
  • перечень заданий на проверку памяти (тесты, открытые вопросы и т.д.).

 

Структура «Рабочего листа» выглядит следующим образом:

  • Тема (чаще всего пустое поле, которое необходимо заполнить);
  • Инструкция (понятная максимально, соответствующая возрасту обучающихся);
  • Целеполагание (используем опорные слова для детей младшего школьного возраста);
  • Задания (очень простое - простое - сложное - твое собственное задание).

Всё это способствует повышению мотивации к обучению. Наиболее часто создаю рабочие листы с использованием текстов, рисунков, таблиц. Создавая рабочий лист с картинкой, можно использовать следующие задания:

  • найди соответствие;
  • раскрась;
  • подпиши;
  • соедини и т.д.

«Рабочий лист» - это уникальный инструмент, благодаря которому каждый ребенок вовлечен в процесс обучения.

В рабочий лист можно добавить информационный блок, где обучающиеся найдут для себя новую информацию, благодаря которой каждый найдет для себя новое, что в результате повысит интерес к предмету, и, как следствие, мотивирует на успешное обучение.

Несомненно, при использовании Рабочих листов необходимо корректировать и план урока, прописывая все этапы работы с Рабочими листами. Только тогда можно контролировать формирование основных компетенций учащихся, предвидеть результат, контролировать и сопровождать процесс обучения.

Процесс создания рабочего листа  можно разделить на следующие этапы:

1.     Выделяем объем блока проверки (урок, тема, глава)

2.     Подбираем материал (задания, схемы, формулы, исторические справки, развивающие и творческие задачи)

3.     Формулируем вопросы и задания

4.     Моделируем рабочий лист (продумываем структуру и композицию, располагаем материал на листе)

5.     Эстетически оформляем материал ( проверяем шрифт, строчки, читаемость и визуальное восприятие)

6.     Выполняем сами все задания в умеренном темпе ( определяем контрольное время, проверяем связность заданий).

 

Отдельно нужно сказать о преимуществах, которые дает работа по Рабочим листам учителю. Если обучающийся работает непосредственно в Рабочем листе, то есть возможность оценить, как каждый вид работы в отдельности, так и выполнение работы в целом. Учитель может оценить индивидуальные возможности каждого, прослеживать формирование УУД и участие в процессе обучения, видеть пробелы в изучении темы, корректировать процесс обучения индивидуально, что делает обучение более эффективным. Использование Рабочих листов на уроках и анализ их позволяет проследить личностный рост каждого ребёнка. Работа по алгоритму облегчает и процедуру самооценивания для ученика, поскольку по заполненному листу обучающийся может оценить весь объём выполненной им работы, планировать дальнейшие успехи.

Что касается минусов рабочих листов, то процесс разработки и подготовки как урока, так и Рабочего листа очень трудоёмкий. Большое количество бумаги и краски.

Таким образом, каждый рабочий лист – это модель урока, которую можно корректировать, дополнять, а затем использовать как опорный материал для закрепления или повторения материала. Кроме того, рабочий лист можно дополнить информационным листом, где каждый найдёт для себя новую интересную информацию, что в конечном итоге повышает интерес к предмету, то есть мотивирует на успешное обучение.

 

Вывод

·         Рабочий лист позволяет организовать продуктивную работу учащихся с учебным материалом на уроке, помогает активизировать учеников на любом этапе урока, является замечательным средством получения обратной связи.

·         Разработанный специально к уроку, рабочий лист помогает ученику разобраться в композиции урока, увидеть, от чего и к чему он в процессе учёбы «двигался». Значит, ученику легче сделать выводы по уроку, оценить, насколько он был активен на уроке, насколько продуктивно «учился», есть возможность оценить себя.

·         Учитель на таком уроке не выполняет главенствующую роль, не является основным вещателем знаний, а становится консультантом, координатором и наблюдателем, тогда как ученики становятся исследователями.

·         Что делать с заполненными Рабочими листами? Некоторые учителя давно использующие рабочие листы в своей деятельности пришли к выводу, что их можно накапливать в портфолио по предмету (как результат продвижения обучающегося), можно сводить промежуточные данные по учащимся, полученные в Рабочих листах.

·         Считаем, что «Рабочий лист» является эффективным инструментом в работе учителя, который помогает решать множество задач в рамках системно-деятельностного подхода и помогает детям понять, что учёба равно удовольствие.


 

·        

Организация образовательного пространства

Организация образовательного пространства

На уроках открытия нового материала могут иметь блок формирования новых понятий и терминов, включающий задания для структуризации материала или составлению разноуровневых кластеров

На уроках открытия нового материала могут иметь блок формирования новых понятий и терминов, включающий задания для структуризации материала или составлению разноуровневых кластеров

Формулируем вопросы и задания 4

Формулируем вопросы и задания 4

деятельностного подхода и помогает детям понять, что учёба равно удовольствие.

деятельностного подхода и помогает детям понять, что учёба равно удовольствие.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2023