ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

  • docx
  • 12.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ.docx

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

СУИЦИДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

 

В образовательном учреждении подростки проводят большую часть дня, поэтому оно является идеальной средой для проведения программы предотвращения самоубийств. Большая нагрузка в этом направлении ложится на педагога-психолога учреждения.

Профилактической работой необходимо  охватить все уровни формирования суицидального поведения несовершеннолетних, а также сформулировать цели и продумать систему мер по предупреждению суицидального поведения.

Цель работы по профилактике суицида в образовательной среде: систематизация мер, предпринимаемых в образовательном учреждении без понимания всего диапазона возможных ситуаций, связанных с проблемой суицида.

Принципы работы:

-     Принцип ценности личности, включающий в себя ценность каждого участника процесса образования.

-     Принцип уникальности личности – признание индивидуальности каждого участника образовательного процесса.

-     Принцип приоритета личностного развития, заключается в том, что обучение является не  самоцелью, а средством развития личности каждого ребенка.

-     Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого обучающегося.

-     Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

Ожидаемый результат:

Проведение социальной и психологической защиты детей, снижение количества детей с девиантным поведением и исключение суицидальных попыток, организация работы по оптимизации детско-родительских взаимоотношений.

 

Этапы профилактической работы

 

Первый уровень – общая профилактика

Цель - повышение сплоченности классного коллектива, всех обучающихся в школе.

Мероприятия:

Создание общешкольных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, с целью создания у детей чувства заботы, уюта, любви. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия семьи и школы, включая все сообщество.

Учащиеся, ощущающие себя частью школы, справедливость учителей, чувствующие, что у них есть близкие люди в школе, намного реже думают или пытаются совершить самоубийство.

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

-     Изучение психолого-педагогических особенностей и статуса каждого учащегося с целью проведения своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

-     Формирование системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных категорий в воспитательно-образовательном процессе, а так же в период трудной жизненной ситуации (составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).

-     Привлечение заинтересованных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи, защиты законных прав и интересов несовершеннолетнего.

-     Формирование позитивного Я-образа, уникальности и неповторимости собственной личности и личности других людей.

-     Привитие установленных в обществе социальных норм поведения, воспитание милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

 

Второй уровень – первичная профилактика

Цель - выделение детей группы суицидального риска; сопровождение детей и их семей с целью предупреждения суицида.

Мероприятия

1. Диагностика суицидального поведения

Задачи педагога-психолога:

-     Выявление детей «группы риска».

-     Работа с семьей обучающегося, попавшего в трудную жизненную ситуацию или находящегося в кризисном состоянии.

-     Оказание экстренной помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

2. Индивидуальные и групповые занятия, направленные на формирование умения регулировать своё поведение; воспитание у ребёнка чувства защищённости, его способности быть счастливым; поиска социальной поддержки, принятие её, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.

Задачи педагога-психолога:

-     Сопровождение детей и подростков группы риска с целью предупреждения суицида: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию подростками себя и позволяющих эффективно преодолевать напряжённые ситуации.

-     Работа с семьей ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуацию или в кризисном состоянии.

3. Классные часы, круглые столы, информационные стенды.

Задачи педагога-психолога:

-     Изучение отечественной и зарубежной литературы по данному направлению с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование полученной информации в работе с педагогами и родителями.

-     Повышение осведомленности педагогов, родителей и учащихся об особенностях суицидального поведения подростков, факторах риска и возможных путях выхода из данной ситуации.

С педагогами проводится просветительская и консультативная работа по вопросам дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, сообщается информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков.

Родителей необходимо познакомить с причинами, факторами, динамикой суицидального поведения, подготовить рекомендации о том, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения, куда можно обратиться с данной проблемой.

С детьми беседы о суициде необходимо вести с позиции их помощи товарищу, который оказался в трудной жизненной ситуации. Бесспорно,  подростки в трудной ситуации чаще всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно поэтому они должны быть осведомлены о том, что суицид это бегство от решения проблемы, от наказания, позора, унижения, отчаяния, разочарования, утраты.

4. Разработка алгоритма действий в случае самоубийства, в который включаются действия по выявлению учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства.

 

Задачи педагога-психолога:

-     Разработка общего плана действий с учётом созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).

-     Формирование своей позиции и алгоритма действий при выявлении учащегося группы риска, при угрозе учащегося закончить жизнь самоубийством, и в ситуации самоубийства.

 

Третий уровень – вторичная профилактика

Цель - Предотвращение суицида

Мероприятия

1. Оценка риска суицида.

Определение формы реализации суицидальных действий:

-     Истинный (у подростка есть действительно твёрдые намерения совершить самоубийство, выработан чёткий план, имеется средство совершения самоубийства. Чаще всего попытки удаются, если подростку кто-то препятствует, то происходит повтор.)

-     Аффективный или чувствительный (возникает под влиянием сиюминутных сильных чувств.  Если попытка самоубийства не удаётся, то скорее всего, повтора не будет).

-     Демонстративный (основная цель – привлечь к себе внимание. Попытки могут повторяться многократно, почти никогда (если только дело случая) не заканчиваются самоубийством).

 Задачи педагога-психолога:

-     Педагог-психолог может выступить в роли консультанта или взять на себя роль волонтёра, решиться вступить в контакт с учащимся, который угрожает покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага.

-     Психолог входит в состав группы по предотвращению самоубийства.

2. Оповещение родителей. Направление их на консультацию к врачу суицидологу психоневрологического диспансера.

Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть чётко определены и проработаны.

3. Информирование администрации школы и членов группы по предотвращению самоубийства, относительно стратегий и плана работы.

Если официальной причиной смерти учащегося признается самоубийство, тогда в сообщении о причине смерти в среде учащихся должно звучать слово «самоубийство», а не «несчастный случай» или «неизвестная причина смерти». Однако ни в коем случае не должно упоминаться средство совершения самоубийства.

Задачи педагога-психолога:

-     Оказание психологической помощи близким друзьям погибшего ученика

-     Друзьям и одноклассникам можно разрешить посетить похороны и проститься с погибшим. Но они не должны нести гроб.

-     В исключении увеличения возможности эпидемии самоубийств, не проводить вечера памяти в честь погибшего учащегося.

 

Четвертый уровень – третичная профилактика

Цель - Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев суицида, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.

Мероприятия

1. Информирование педагогов, учащихся, их родителей, оказание психологом консультативной помощи, внимание к состоянию эмоционального климата в школе и его изменениям.

Задачи педагога-психолога:

-     Оказание экстренной психологической помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, педагоги).

2. Направление на консультацию к врачу суицидологу, медицинскому психологу.

 

Мероприятия, проводимые педагогом-психологом

образовательного учреждения

 

Диагностическая работа.

Суицидальное поведение – это последнее звено в цепи дезадаптационного процесса. Профилактическую работу по предупреждению самоубийств необходимо строить как систему, включающую в себя все уровни превенции, а также мероприятия на предотвращение повторных покушений.

И.А. Погодин провел исследование на основе контент-анализа оте­чественной и зарубежной литературы по проблеме адапта­ции. Это позволило выделить основные и наиболее диагностичные критерии оценки эффективности адаптации несовершеннолетних.

 

1. Субъективные критерии оценки эффективности адаптации. Психологическому уровню эффективности адаптации соответствуют:

 

Успешная адаптация

Дезадаптация

1.

Эмоциональный комфорт; высокая степень удовлетво­ренности отноше-ниями с ок­ружающими, социальным статусом, основными форма­ми деятельности, реализа­цией основных потребностей, самореализацией и пр.

Эмоциональный дискомфорт, низкая степень удовлетворен­ности отноше-ниями с окружаю­щими, социальным статусом, основными формами деятель­ности, реализацией основных потребностей, самореализацией и пр.

Диагностика:

опросник социально-психологической адаптации личности К. Роджерса и Р. Даймонда, шкала субъективной удовлетворенности, опросник САН

2.

Низкий уровень ситуативной и личностной тревожности

Высокий уровень ситуативной и личностной тревожности

Диагностика:

опросник ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина, шкала личностной тревожности (Дж. Тейлор)

3.

Самоприятие, адекватные самооценка и уровень притя­заний, минимальное разведе­ние Я-реального и Я-идеаль-ного, самооценки и уровня притязаний

 

Неприятие себя, неадекватные самооценка и уровень притяза­ний, максимальное разведение Я-реального и Я-идеального, самооценки и уровня притяза­ний

Диагностика:

методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн, методика исследования уровня притязаний Ф. Хоппе, методика исследования самоотношения Р.С. Пантелеева, методика исследования самооценки А.С. Будасси, опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда, тест Т. Лири

4.

Отсутствие тенденций

к невротизации и депрессии

Выраженные невротизация и

депрессия

Диагностика:

психодиагностический тест Л.Т. Ямпольского, шкала депрессивности Бека, MMPI и его модификации

 

5.

Интернальный локус контроля

Экстернальный локус контроля

Диагностика:

методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера, тест-опросник субъективной локализации контроля (СЛК) СР. Пантелеева и В.В. Столина

6.

Ощущение включенности в деятельность группы

Субъективное ощущение одино­чества

Диагностика:

методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, шкала одиночества Дж. Янга

 

2. Объективные критерии оценки эффективности социаль­но-психологической адаптации. На социальном уровне критериями эффективности адап­тации являются:

 

Успешная адаптация

Дезадаптация

1.

Высокая степень интеграции индивида со средой, включен­ность в деятельность группы

Низкая степень интеграции (вплоть до дезинтеграции) инди­вида со средой

2.

Высокий социальный и социометрический статус, высокая эмоциональная экспансивность

Низкий социальный и социометри­ческий статус, низкий уровень эмо­циональной экспансивности

3.

Самостоятельность в при­нятии решений, отстаива­ние своего мнения

Зависимость, конформность

4.

Наличие глубоких лич­ностных контактов, ши­рокий круг общения

Отсутствие глубоких личностных контактов, ограниченный крут общения

5.

Умение обеспечить свои основные потребности

Неумение обеспечить свои основные потребности

6.

Социальная активность

Социальная пассивность, замкну­тость

7.

Высокие работоспособ­ность и успешность дея­тельности, профессиональ­ный рост

Низкие работоспособность и успеш­ность деятельности (иногда – вплоть до дезорганизации), отсутст­вие профессионального роста

8.

Достаточные коммуника­тивные навыки, построе­ние отношений с окружа­ющими на основе взаимо­уважения, адекватность поведенческих паттернов

Недостаточные коммуникативные навыки, использование малоадап­тивных паттернов поведения (конф­ликтность, агрессивность, необос­нованные лидерские устремления)

9.

Относительная стабиль­ность эмоциональной сфе­ры, адекватность аффек­тивных реакций

Быстрая смена настроения, эмоцио­нальная неустойчивость, неадекват­ность аффективных реакций, чаще – доминирование астенического и де­прессивного эмоционального фона

10.

Соматическое благополу­чие

Жалобы на состояние здоровья, быструю утомляемость, нарушение аппетита и т.д.

Диагностика:

включенное и невключенное наблюдение, анализ документов и продуктов деятельности, экспертный опрос, интервью, тестирование (социометрия, референтометрия, шкала приемлемости и т.д.)

 

Таким образом, в целях более полного анализа рассматриваемой проблемы необходимо отметить, что ведущим в структуре адаптации является психологический аспект.