ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
СУИЦИДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
В образовательном учреждении подростки проводят большую часть дня, поэтому оно является идеальной средой для проведения программы предотвращения самоубийств. Большая нагрузка в этом направлении ложится на педагога-психолога учреждения.
Профилактической работой необходимо охватить все уровни формирования суицидального поведения несовершеннолетних, а также сформулировать цели и продумать систему мер по предупреждению суицидального поведения.
Цель работы по профилактике суицида в образовательной среде: систематизация мер, предпринимаемых в образовательном учреждении без понимания всего диапазона возможных ситуаций, связанных с проблемой суицида.
Принципы работы:
- Принцип ценности личности, включающий в себя ценность каждого участника процесса образования.
- Принцип уникальности личности – признание индивидуальности каждого участника образовательного процесса.
- Принцип приоритета личностного развития, заключается в том, что обучение является не самоцелью, а средством развития личности каждого ребенка.
- Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого обучающегося.
- Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
Ожидаемый результат:
Проведение социальной и психологической защиты детей, снижение количества детей с девиантным поведением и исключение суицидальных попыток, организация работы по оптимизации детско-родительских взаимоотношений.
Этапы профилактической работы
Первый уровень – общая профилактика
Цель - повышение сплоченности классного коллектива, всех обучающихся в школе.
Мероприятия:
Создание общешкольных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, с целью создания у детей чувства заботы, уюта, любви. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия семьи и школы, включая все сообщество.
Учащиеся, ощущающие себя частью школы, справедливость учителей, чувствующие, что у них есть близкие люди в школе, намного реже думают или пытаются совершить самоубийство.
Задачи педагога-психолога на данном этапе:
- Изучение психолого-педагогических особенностей и статуса каждого учащегося с целью проведения своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
- Формирование системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных категорий в воспитательно-образовательном процессе, а так же в период трудной жизненной ситуации (составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).
- Привлечение заинтересованных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи, защиты законных прав и интересов несовершеннолетнего.
- Формирование позитивного Я-образа, уникальности и неповторимости собственной личности и личности других людей.
- Привитие установленных в обществе социальных норм поведения, воспитание милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
Второй уровень – первичная профилактика
Цель - выделение детей группы суицидального риска; сопровождение детей и их семей с целью предупреждения суицида.
Мероприятия
1. Диагностика суицидального поведения
Задачи педагога-психолога:
- Выявление детей «группы риска».
- Работа с семьей обучающегося, попавшего в трудную жизненную ситуацию или находящегося в кризисном состоянии.
- Оказание экстренной помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
2. Индивидуальные и групповые занятия, направленные на формирование умения регулировать своё поведение; воспитание у ребёнка чувства защищённости, его способности быть счастливым; поиска социальной поддержки, принятие её, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.
Задачи педагога-психолога:
- Сопровождение детей и подростков группы риска с целью предупреждения суицида: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию подростками себя и позволяющих эффективно преодолевать напряжённые ситуации.
- Работа с семьей ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуацию или в кризисном состоянии.
3. Классные часы, круглые столы, информационные стенды.
Задачи педагога-психолога:
- Изучение отечественной и зарубежной литературы по данному направлению с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование полученной информации в работе с педагогами и родителями.
- Повышение осведомленности педагогов, родителей и учащихся об особенностях суицидального поведения подростков, факторах риска и возможных путях выхода из данной ситуации.
С педагогами проводится просветительская и консультативная работа по вопросам дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, сообщается информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков.
Родителей необходимо познакомить с причинами, факторами, динамикой суицидального поведения, подготовить рекомендации о том, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения, куда можно обратиться с данной проблемой.
С детьми беседы о суициде необходимо вести с позиции их помощи товарищу, который оказался в трудной жизненной ситуации. Бесспорно, подростки в трудной ситуации чаще всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно поэтому они должны быть осведомлены о том, что суицид это бегство от решения проблемы, от наказания, позора, унижения, отчаяния, разочарования, утраты.
4. Разработка алгоритма действий в случае самоубийства, в который включаются действия по выявлению учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства.
Задачи педагога-психолога:
- Разработка общего плана действий с учётом созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).
- Формирование своей позиции и алгоритма действий при выявлении учащегося группы риска, при угрозе учащегося закончить жизнь самоубийством, и в ситуации самоубийства.
Третий уровень – вторичная профилактика
Цель - Предотвращение суицида
Мероприятия
1. Оценка риска суицида.
Определение формы реализации суицидальных действий:
- Истинный (у подростка есть действительно твёрдые намерения совершить самоубийство, выработан чёткий план, имеется средство совершения самоубийства. Чаще всего попытки удаются, если подростку кто-то препятствует, то происходит повтор.)
- Аффективный или чувствительный (возникает под влиянием сиюминутных сильных чувств. Если попытка самоубийства не удаётся, то скорее всего, повтора не будет).
- Демонстративный (основная цель – привлечь к себе внимание. Попытки могут повторяться многократно, почти никогда (если только дело случая) не заканчиваются самоубийством).
Задачи педагога-психолога:
- Педагог-психолог может выступить в роли консультанта или взять на себя роль волонтёра, решиться вступить в контакт с учащимся, который угрожает покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага.
- Психолог входит в состав группы по предотвращению самоубийства.
2. Оповещение родителей. Направление их на консультацию к врачу суицидологу психоневрологического диспансера.
Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть чётко определены и проработаны.
3. Информирование администрации школы и членов группы по предотвращению самоубийства, относительно стратегий и плана работы.
Если официальной причиной смерти учащегося признается самоубийство, тогда в сообщении о причине смерти в среде учащихся должно звучать слово «самоубийство», а не «несчастный случай» или «неизвестная причина смерти». Однако ни в коем случае не должно упоминаться средство совершения самоубийства.
Задачи педагога-психолога:
- Оказание психологической помощи близким друзьям погибшего ученика
- Друзьям и одноклассникам можно разрешить посетить похороны и проститься с погибшим. Но они не должны нести гроб.
- В исключении увеличения возможности эпидемии самоубийств, не проводить вечера памяти в честь погибшего учащегося.
Четвертый уровень – третичная профилактика
Цель - Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев суицида, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.
Мероприятия
1. Информирование педагогов, учащихся, их родителей, оказание психологом консультативной помощи, внимание к состоянию эмоционального климата в школе и его изменениям.
Задачи педагога-психолога:
- Оказание экстренной психологической помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, педагоги).
2. Направление на консультацию к врачу суицидологу, медицинскому психологу.
Мероприятия, проводимые педагогом-психологом
образовательного учреждения
Диагностическая работа.
Суицидальное поведение – это последнее звено в цепи дезадаптационного процесса. Профилактическую работу по предупреждению самоубийств необходимо строить как систему, включающую в себя все уровни превенции, а также мероприятия на предотвращение повторных покушений.
И.А. Погодин провел исследование на основе контент-анализа отечественной и зарубежной литературы по проблеме адаптации. Это позволило выделить основные и наиболее диагностичные критерии оценки эффективности адаптации несовершеннолетних.
1. Субъективные критерии оценки эффективности адаптации. Психологическому уровню эффективности адаптации соответствуют:
№ |
Успешная адаптация |
Дезадаптация |
1. |
Эмоциональный комфорт; высокая степень удовлетворенности отноше-ниями с окружающими, социальным статусом, основными формами деятельности, реализацией основных потребностей, самореализацией и пр. |
Эмоциональный дискомфорт, низкая степень удовлетворенности отноше-ниями с окружающими, социальным статусом, основными формами деятельности, реализацией основных потребностей, самореализацией и пр. |
Диагностика: опросник социально-психологической адаптации личности К. Роджерса и Р. Даймонда, шкала субъективной удовлетворенности, опросник САН |
||
2. |
Низкий уровень ситуативной и личностной тревожности |
Высокий уровень ситуативной и личностной тревожности |
Диагностика: опросник ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина, шкала личностной тревожности (Дж. Тейлор) |
||
3. |
Самоприятие, адекватные самооценка и уровень притязаний, минимальное разведение Я-реального и Я-идеаль-ного, самооценки и уровня притязаний
|
Неприятие себя, неадекватные самооценка и уровень притязаний, максимальное разведение Я-реального и Я-идеального, самооценки и уровня притязаний |
Диагностика: методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн, методика исследования уровня притязаний Ф. Хоппе, методика исследования самоотношения Р.С. Пантелеева, методика исследования самооценки А.С. Будасси, опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда, тест Т. Лири |
||
4. |
Отсутствие тенденций к невротизации и депрессии |
Выраженные невротизация и депрессия |
Диагностика: психодиагностический тест Л.Т. Ямпольского, шкала депрессивности Бека, MMPI и его модификации
|
||
5. |
Интернальный локус контроля |
Экстернальный локус контроля |
Диагностика: методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера, тест-опросник субъективной локализации контроля (СЛК) СР. Пантелеева и В.В. Столина |
||
6. |
Ощущение включенности в деятельность группы |
Субъективное ощущение одиночества |
Диагностика: методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, шкала одиночества Дж. Янга |
2. Объективные критерии оценки эффективности социально-психологической адаптации. На социальном уровне критериями эффективности адаптации являются:
№ |
Успешная адаптация |
Дезадаптация |
1. |
Высокая степень интеграции индивида со средой, включенность в деятельность группы |
Низкая степень интеграции (вплоть до дезинтеграции) индивида со средой |
2. |
Высокий социальный и социометрический статус, высокая эмоциональная экспансивность |
Низкий социальный и социометрический статус, низкий уровень эмоциональной экспансивности |
3. |
Самостоятельность в принятии решений, отстаивание своего мнения |
Зависимость, конформность |
4. |
Наличие глубоких личностных контактов, широкий круг общения |
Отсутствие глубоких личностных контактов, ограниченный крут общения |
5. |
Умение обеспечить свои основные потребности |
Неумение обеспечить свои основные потребности |
6. |
Социальная активность |
Социальная пассивность, замкнутость |
7. |
Высокие работоспособность и успешность деятельности, профессиональный рост |
Низкие работоспособность и успешность деятельности (иногда – вплоть до дезорганизации), отсутствие профессионального роста |
8. |
Достаточные коммуникативные навыки, построение отношений с окружающими на основе взаимоуважения, адекватность поведенческих паттернов |
Недостаточные коммуникативные навыки, использование малоадаптивных паттернов поведения (конфликтность, агрессивность, необоснованные лидерские устремления) |
9. |
Относительная стабильность эмоциональной сферы, адекватность аффективных реакций |
Быстрая смена настроения, эмоциональная неустойчивость, неадекватность аффективных реакций, чаще – доминирование астенического и депрессивного эмоционального фона |
10. |
Соматическое благополучие |
Жалобы на состояние здоровья, быструю утомляемость, нарушение аппетита и т.д. |
Диагностика: включенное и невключенное наблюдение, анализ документов и продуктов деятельности, экспертный опрос, интервью, тестирование (социометрия, референтометрия, шкала приемлемости и т.д.) |
Таким образом, в целях более полного анализа рассматриваемой проблемы необходимо отметить, что ведущим в структуре адаптации является психологический аспект.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.