Организация работы по профилактике правонарушений и безнадзорности

  • docx
  • 12.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Организация работы по профилактике правонарушений и безнадзорности.docx

Организация работы по профилактике правонарушений и безнадзорности в КГУ

«Береговая средняя школа отдела образования акимата района Беимбета Майлина»

В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптация детей и подростков. Ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, снижается ответственность родителей (законных представителей) за содержание и воспитание детей. Растет количество безнадзорных подростков. И как следствие бродяжничество, нежелание учиться, пропуски уроков, безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитация.

Перед образовательным учреждением стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Работа с различными группами учащихся, наблюдение за их пове­дением в коллективе, условиями проживания в семье, родительски-детскими отношениями позволили выявить  следующие факторы «риска»:

· неблагополучие в семье (в том числе недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье);

· экономическая и социальная незащищённость;

· педагогическая запущенность ребенка (плохая успеваемость, отсутствие интереса к обучению);

· влияние дурной компании, окружения, социума;

· отчужденность детей от семьи, школы и общества;

· частые случаи раннего антисоциального поведения.

Принимая во внимание выше изложенное и то, что ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите, школа определяет главную цель  профилактической работы: создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение числа  правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения, реализация государственных гарантий прав граждан на получение ими основного общего образования.

Задачи:

1.   Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.

2.   Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении.

3.   Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.

4.   Обеспечение внеурочной и каникулярной  занятости учащихся и привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности.

5.   Реализация системы мер, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, воспитание здорового образа жизни.

6.   Обеспечение успешной адаптации ребенка к школе и преемственности при переходе от одной  ступени образования  к другой.

В школе создаются условия для нормального воспитания и развития личности ребенка. Разработан и ведётся утверждённый ежегодный план работы.

С целью организации работы по предупреждению асоциальных явлений в образовательной среде школа руководствуется следующими нормативными документами:

- Конвенция о правах ребёнка;

- Закон «Об образовании»;

- Положение о формировании, ведении и использовании единого областного банка данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении и порядок взаимодействия органов и учреждении системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних по выявлению, учёту и организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении

-  Межведомственный план по снижению уровня преступлений на территории района Беимбета Майлина; 

- План работы межведомственной комиссии по профилактике правонарушений; план совместных мероприятий по профилактике правонарушений с участковым инспектором.

Ежегодный мониторинг и анализ социального состава семей учащихся позволяет утверждать, что в нашей школе обучаются дети в основном из семей рабочих и служащих со средним специальным образованием, доходы большинства семей сравнительно невысокие (25 % детей из малообеспеченных семей)

  В любой школе, в том числе и нашей, есть дети, живущие в хронически проблемных семьях.  Иногда семейный  кризис  и неблагополучие  достигают такого уровня, что остаётся  только один выход – изъять ребёнка из такой семьи. К сожалению, есть случаи, когда школа была вынуждена выступать с ходатайством о лишении родительских прав.

На основании данных социальных паспортов класса создается банк данных учащихся

Также в  школе систематически  проводятся   классные часы,  тематика которых разнообразна:

Устный журнал: «Спасибо, не курю!»;                                             

Уроки права (8 - 11 классы);                                                                              

«Ваши права, дети!» 

«О правах играя» (1-4 классы);                                                                  

«Права ребёнка в новом веке» (5-6 классы) и др.

 Спортивный праздник с многодетными семьями «Вместе дружною семьёй – мама, папа, я

Оформлены информационные стенды Уголок права; «Ваши права, дети!», «Мир профессий: дороги, которые мы выбираем», «Государственные символы РК», «Правила дорожного движения», «Если тебе сложно - просто позвони!»

В результате проведённых мероприятий уменьшилось количество правонарушений среди несовершеннолетних:

·            уменьшилось бродяжничество детей в вечернее время суток;

·            повысился уровень правовых знаний;

·             появилось стремление вести  здоровый образ жизни. 

  Проводится целенаправленная работа по выявлению детей, не посещающих школу без уважительных причин и вовлечение их в образовательный процесс. В школе ведется ежедневный контроль над посещаемостью, проводится большая работа, обеспечивающая коррекцию поведения (беседа с учащимися, родителями, посещение учащихся на дому, контроль над поведением, успеваемостью).

Единый классный час «Вредные привычки и их последствия» (1-4классы);  

«Привычки и здоровье» (5-6 классы); 

«Я выбираю жизнь! А ты?» (7-8 классы); 

«Алкоголизм -  это ужасно!» (9-11 классы)

·          библиотечная выставка,

·           конкурсы…

Буклеты «Я выбираю жизнь! А ты?», которые впоследствии дети распространяют на территории;

 плакатов «Мой прекрасный мир», «Выбери здоровый образ жизни», «Курить, здоровью вредить»

·          дни здоровья, час здоровья.

Учащиеся активно участвуют во всех мероприятиях, что, несомненно, повышает эффективность формирования навыков здорового образа жизни. Позитивную роль играет физкультурно-оздоровительная работа, реализуемая через уроки и внеклассные мероприятия (спортивные секции, соревнования.

Среди них заметно уменьшилось число курящих, нет токсикоманов и наркоманов, а также зависимых от алкоголя. На школьных дискотеках ребята не курят и не употребляют алкоголь. Курить сигареты среди подростков становится не престижным.

 С целью правового просвещения школьников, формирования навыков законопослушного поведения, навыков здорового образа жизни согласно «Плану  в школе проведены  и будут проводиться следующие мероприятия:

- классные часы  по пропаганде безопасности дорожного движения;  здорового образа жизни; беседы:  «Меры наказания несовершеннолетних за совершение противоправных поступков,  «Последствия оскорбления и драки», «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних», «Правонарушение, проступок, преступление» и др.,

- рейды в семьи «группы риска»,

- профилактические беседы с учащимися и их родителями

-родительские собрания «Жестокое обращение с детьми», «Ответственность родителей за воспитание детей»,

Наиболее интересными по мнению учащихся являются темы: «О дружбе», «О правильном поведении», «Конфликт или компромисс?», «Красота и здоровье», «Моя внешность», «О вреде курения и алкоголя», «Нет безвредного табака», «Как преодолеть отрицательные чувства?», «Поговорим об ответственности», «Моё настроение», «Чувства, которые мы  переживаем», «Как  развивать память», «Экзамены  без  стресса», «Близкие  отношения  и риск».

 Таким образом, в образовательном учреждении реализуется комплекс мер, направленных на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение прав граждан на получение основного общего образования. И все же, остается актуальной задача повышения эффективности профилактической работы с учащимися, усиления роли Совета профилактики, педагогического коллектива образовательного учреждения.