Организация внеурочной деятельности современных школьников.
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. В последнее время в школьном образовании появились новые технологии обучения, методы и приемы, которые призваны обеспечить высокую мотивацию к обучению. Для многих педагогов сегодня уже стали привычными методы критического мышления, проблемного обучения, модульного обучения, игровых технологий, информационно-коммуникационных технологий, методы проектов. Инновационные технологии необходимы и в процессе воспитания, так как он является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
В настоящее время серьезные изменения происходят во всех сферах социальной жизни, которые неизменно требуют новых подходов к определению содержания деятельности педагогов. Безусловно, ключевая роль при решении задач воспитания в условиях школы принадлежит классному руководителю.
Основная цель деятельности классного руководителя – содействие развитию личности, реализации ее творческих способностей через коллективную деятельность. Построение системы воспитательной работы в классе является объективной необходимостью. Однако проблема состоит в том, чтобы найти наиболее эффективные формы и методы создания и развития такой системы в классе, создать условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе.
Исходя из вышесказанного, для реализации намеченной цели мной, как классным руководителем, были определены следующие задачи:
ü изучать личность ребёнка, его индивидуальные и возрастные особенности, интересы, склонности, способности,
ü взаимодействовать с социальным педагогом, психологом, учителями-предметниками,
ü взаимодействовать с семьями учащихся,
ü выявлять уровень воспитанности детского коллектива, составить программу воспитания и социализации детского коллектива,
ü организовывать различные виды деятельности учащихся.
К основным направлениям воспитательной деятельности отнесены:
ü воспитание социально-активной личности;
ü работа с родителями;
ü профориентационная работа;
ü проектная деятельность;
ü гражданско-патриотическая работа;
ü правовое воспитание и культура безопасности;
ü экологическое воспитание;
ü духовно- нравственное воспитание;
ü формирование ЗОЖ;
ü психолого-педагогическое сопровождение развития личности обучающихся.
Каждое направление программы включает следующие этапы: анализ ситуации, определение основных проблем, формулировку приоритетных задач, мероприятия по решению поставленных задач, согласованные по срокам, исполнителям, показатели эффективности.
Неотъемлемой частью моей работы как классного руководителя является систематическое общение с учителями-предметниками с целью выяснения уровняуспеваемости учащихся и дисциплины на уроке. Считаю, что для полной реализации способностей, интересов, склонностей школьников необходима совместная работа классного руководителя, психолога и социального педагога.
Общение с родителями в ходе подготовки и проведения различных совместных мероприятий помогло детям увидеть их со стороны, позволило в определенной степени презентовать свою семью и получить дополнительную информацию о семьях своих одноклассниках. По инициативе родителей в классе активно проводятся совместные мероприятия родителей и детей. Особенно яркими, полезными, эмоциональными получились: «Здравствуй, любимая школа», «Наши права и обязанности», «День матери», «Новогодний праздник», поход в зимний лес, экскурсионные поездки.
Основная цель данных мероприятий – привлечь родителей к жизни класса, сделать так, чтобы они интересовались победами и проблемами своих детей, жили их жизнью, не оставались равнодушными, не ставили барьеров между семьей и школой.
Важную роль при работе с родителями отводится их педагогическому и психологическому просвещению. Я провожу тематические собрания, индивидуальные беседы, заседания родительского совета, регулярно посещаю семьи школьников. Тематика родительских собраний разрабатывается с учетом возрастных особенностей школьников и пожеланий родителей. Так, в план педагогического лектория были включены следующие темы:
· «Предупреждение вредных привычек или как уберечь детей от беды».
· «О родных и близких людях с любовью. Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребёнка!».
· «Как научить своего ребёнка жить в мире людей».
· «Проблемы преемственности обучения в начальной и средней школе: пути и способы решения».
· «Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим: «До новой встречи!»
Как правило, итогом совместной работы классного руководителя и родителей становится дружный, сплочённый коллектив единомышленников, способный самостоятельно решать важные жизненные вопросы.
В рамках реализации компетентностного подхода в организации урочной и внеурочной деятельности учащихся одним из важных действий классного руководителя по отношению к коллективу становится регуляция процесса самоуправления.
Главной задачей самоуправления является привлечение к жизни класса каждого учащегося.Главным органом самоуправления в классе является общее собрание. Общее собрание планирует работу в классе, подводит итоги, распределяет обязанности между членами коллектива.
На общем собрании избирается лидер класса и лидеры всех направлений, которые, в свою очередь, набирают в свои направления рядовых членов. В результате формируется чёткая структура коллектива. Каждый школьник знает свои обязанности, а в процессе совместной деятельности дети учатся руководить и подчиняться, пробуя себя в роли организаторов и исполнителей.
В процессе создания условий для личностной самореализации учащихся класса мной используются различные воспитательные технологии: технология коллективного творческого дела, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии саморазвития и самовоспитания, технология педагогического разрешения конфликта, технология сотрудничества, информационно-коммуникационные технологии.
Кроме этого, в своей деятельности я стараюсь использовать воспитательные технологии, актуальные на современном этапе развития образовательной системы, такие как технология информационного взаимодействия, технология построения культурного пространства, технология культурной коммуникации, технология формирования эстетического вкуса и нравственной позиции, технология развития творческих способностей, технология социального проектирования и рефлексивная технология.
Немаловажным в работе классного руководителя остается метод проектов. Метод проектов – это технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Интересными проектами стали «Загляните в семейный альбом», «С русским воином через века», «Что знаю я о городе своем…».
Результатом использования технологий интерактивной деятельности является формирование благоприятного психологического климата в коллективе, выработка активной жизненной позиции учащихся, а желание проявить себя реализовывается через традиционные классные часы. Наиболее интересными получились классные часы на темы: «Международный женский день «Ваше величество - женщина – мама», «Экскурсии на предприятия города «Профессии, необходимые нашему городу», «Народные промыслы в нашей жизни», «Конкурс стихов «Строки, опалённые войной…», «Праздник «Неразлучные друзья – взрослые и дети», «Круглый стол «Разговор о правильном питании», «Кинолекторий «Азбука здоровья», «Конкурс рисунков «Мы наследники Победы», «Проект «Игрушек новогоднее мерцание».
Особое внимание уделяю здоровьесберегающей технологии. Привлекаю в работу родителей,пропагандирую здоровый образ жизни на родительских собраниях и классных мероприятиях, таких как походына природу, спортивные старты и др. Эта технология необходима для сохранения физического и психического здоровья ребенка (физкультминутки, цветотерапия, гимнастика для глаз, правила здорового питания, инсценировки по профилактике болезней, обеспечение двигательной активности: пешие и велосипедные походы, посещение катка).
Игровые технологии использую также при проведении классных часов и при проведении семейных праздников («Папа, мама, я- шахматная семья», Новогоднее представление и праздники к 23 февраля, 8 марта совместно с родителями).
Групповую технологию и технологию сотрудничества объединяю и использую при проведении классных часов и родительских собраний. При этом часто использую такие приемы как «аквариум», «мозговой штурм» и др.
Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов, не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей.
Учащимися класса формируется «Дневник моих достижений». Эта копилка успехов учеников отражает учебные и внеучебные результаты ребят, их интеллектуальные и творческие победы.
Для классного руководителя очень важно объективно оценить результаты своей работы, причем сделать это профессионально грамотно, сформулировав цель и подобрав нужную исследовательскую методику. Так, при оценке качества своей профессиональной воспитательной деятельности как классного руководителя я ориентируюсь на следующие критерии:возрастающая упорядоченность жизнедеятельности классного коллектива, взросление классного коллектива, возрастание его сплоченности и удовлетворенности учащихся своим коллективом, общий устойчивый эмоционально-положительный психологический климат в классе, социальная защищенность каждого члена коллектива и его комфортность, повышение уровня воспитанности и общей культуры учащихся, активное участие класса в школьных воспитательныхмероприятиях, степень вовлечения родителей учащихся в дела классного коллектива.
Классный руководитель должен быть интересен своим ученикам. Поэтому я стараюсь повышать свои знания, участвовать в мероприятиях по повышению психолого-педагогической и воспитательной компетентности, идти в ногу со временем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.