Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению
Оценка 4.8

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
биология
9 кл
05.01.2019
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению
Важный шаг воспитательного процесса: довести до детей современную природоохранную информацию, требования и запреты, показать на лучших примерах, как надо заботиться о лесе, земле и воде, изучать и охранять ландшафт, научить их помогать родной природе. Краеведческое образование - это, прежде всего образование нравственное, направленное на формирование духовной культуры человека. Конечная цель данного воспитания учащихся состоит в том, чтобы превратить моральные требования в области охраны окружающей среды в нравственные личные принципы каждого. На примере своей работы,я показываю ,как воспитываю любовь к малой Родине.
организация.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» с. Грушевского Александровского района Ставропольского края Автор работы:  Горгосова Любовь Николаевна  учитель биологии Организация научно­исследовательской деятельности учащихся по  биологии с использованием материала по краеведению  356 326   Россия, Ставропольский край село Грушевское улица Ленина, №66/1 1 Содержание                                                       стр. I. Аннотация II. Пояснительная записка 2 3­4 III. «Организация научно­исследовательской деятельности учащихся по  биологии с использованием материала по краеведению». 4­7 IV. Развитие навыков исследовательской деятельности  во внеурочное время через использование проектной технологии  7­8 по краеведению. V. Заключение VI. Рекомендации VII. Список литературы     9            9­10             10 VIII. Приложение (электронный вариант) 1. Презентация проекта «Экология, флора и фауна разных мест обитания  Пашкова пруда». 2. Презентация проекта «Антропогенное загрязнение среды и растения». 2 I. Аннотация Природа окружает человека с момента рождения до последнего дня жизни и  во многом определяет его поведение, устремления, взгляды, характер. И  ныне, при высоком уровне развития цивилизации, жизнь людей по­прежнему  подчинена биологическим законам, хотя на эти законы и оказывают сильное  влияние социальные факторы. Следует помнить, что довести до всех детей современную природоохранную  информацию, требования и запреты, показать на лучших примерах, как надо  заботиться о лесе, земле и воде, изучать и охранять ландшафт, научить их  помогать родной природе — это очень важный, но только первый шаг  воспитательного процесса. За ним должно следовать обобщение опыта,  накопление природоохранных навыков и умений, превращение полученных  знаний в твердую убежденность в необходимости изучения природы родного  края и заботливого обращения с природными богатствами Земли. «Создавать  творцов и покровителей леса еще важнее, чем выращивать самый лес» ­ писал  Л.Леонов.  Экологическое, краеведческое образование ­ это, прежде всего образование  нравственное, направленное на формирование духовной культуры человека. Конечная цель данного воспитания учащихся состоит в том, чтобы превратить моральные требования в области охраны окружающей среды в нравственные  личные принципы каждого. Добиться того, чтобы каждый вступающий на  туристскую тропу и соприкасающийся с природой человек, расценивал  причиненный ущерб природе как личную боль, чтобы у всех учащихся  сформировалась гражданская ответственность за все принимаемые ими  решения и совершаемые действия по отношению к природе. Под краеведческим образованием понимается всестороннее изучение какой­ либо определенной территории, проводимое на научной основе.  Работа состоит из двух разделов: первый посвящён организации научно­ исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием  материала по краеведению, второй развитию навыков исследовательской  деятельности по биологии через использование проектной технологии и  краеведческого материала. Главным объектом изучения краеведения является родной край. Мотивация изучения родного края определяется исходя из  главной цели обучения и воспитания в школе – формирование всесторонне  развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через  познание окружающего мира и родного края. Основной подход в  экологическом краеведении – биогеоэкологический. Он означает изучение  3 природных условий как среды жизни флоры и фауны, состояние природы и  местных экологических проблем. Необходимость изучения своей малой  Родины в первую очередь связана с большими возможностями школьного  краеведения в создании условий для успешной адаптации и творческой  самореализации подрастающего поколения по месту проживания и  воспитанию чувства любви и уважения к своей маленькой Родине, своему  селу, краю. Используя краеведческие материалы в учебном процессе  учащиеся более глубоко познают  природу своей местности и ее  экологические  проблемы, формируют экологическую культуру, воспитывают бережное отношение к природе, развивают альтернативное  экологическое  мышление, вырабатывают умения принимать ответственные решения, вести  корректно дискуссию, умеют аргументировано отвечать на вопросы и др. На  основе изучаемого краеведческого материала развиваются интересы  учащихся, определяющие впоследствии выбор профессии. II. Пояснительная записка Школьное краеведение строится на общих принципах теории обучения и  воспитания. Педагогические принципы связи обучения и воспитания с жизнью являются методологической основой школьного краеведения. Общими принципами для организации краеведческой работы являются:  принципы соответствия содержания и методов краеведческой работы уровню  развития и подготовки учащихся, развитию творческих способностей  учащихся и привития им навыков исследовательской деятельности .В  современных условиях общеобразовательной школы, например, решение  проблем охраны природы и профессиональной ориентации наряду с другими  проблемами приобретает исключительно важное значение. Анализ  методической литературы позволяет выделить основные принципы  экологического краеведения, которые имеют важное значение в его  организации. Такими принципами, непосредственно лежащими в основе  определения содержания, организационных форм и методов проведения  экологического краеведения, являются: подчинение экологического  краеведения содержанию и задачам учебно­воспитательной работы и  соответствие его уровню развития и подготовленности учащихся,  комплексный подход в организации краеведческой работы по экологии,  систематичность и непрерывность, поисково­исследовательский характер  краеведения, общественно­полезная значимость, природоохранная  направленность. Краеведческая работа, основанная на этих принципах,  обогащает учебный процесс, уроки действительным педагогическим  средством активизации учебно­воспитательной работы в школе. Положение о  подчинении краеведения содержанию и задачам учебно­воспитательной  работы в школе и соответствие его уровня развития и подготовки учащихся  определяет педагогическую целенаправленность краеведческой работы.  Наиболее ярко это может отражаться в учебной краеведческой работе,  4 организуемой в соответствии с дидактическими требованиями учебной  программы по экологии. Учебное и внеклассное краеведение тесно связаны  между собой. Едины у них образовательные и воспитательные задачи.  Внеклассная краеведческая работа диктуется дидактической необходимостью осуществления краеведческого подхода в учебном процессе. Кроме того,  внеклассная краеведческая работа основана на требованиях примерных  программ по воспитательной работе. Принцип комплексного подхода в  организации краеведческой работы означает всестороннее изучение родного  края – его истории, природы, хозяйства. Краеведческая работа дает  эффективные результаты в том случае, если в ее организации соблюдаются  систематичность и непрерывность. Принцип систематичности и  непрерывности направлен на последовательное расширение и углубление  краеведческих знаний и умений школьников. Он предполагает организацию  краеведческой работы в определенно плановой системе в течение всего  учебного года, как на уроках, так и во внеклассной работе. Краеведческий  материал, собранный учащимися в процессе внеклассной работы становятся  интереснее и содержательнее. Поисково­исследовательский характер  краеведения является основой формирования и развития познавательного  интереса учащихся. Поисково­исследовательский принцип в организации  краеведческой работы предполагает вооружение учащихся элементарными  приемами научного исследования , привитие им умений и навыков  самостоятельного приобретения знаний, повышение познавательной  активности и развития творческих способностей.  Современный процесс обучения ориентирован на управление учителем  познавательной деятельностью школьников, и к концу обучения в школе он  должен осуществляться по такой схеме: планирование учениками своей  деятельности на уроке – выбор ими (или обоснование выбора) источников  информации (заранее адаптированных для урока, но не содержащих готовых  ответов на задаваемые вопросы) ­ освоение и присвоение новых знаний в  процессе самостоятельной деятельности с этими источниками – самоанализ  школьниками результатов работы. Таким образом, меняется роль учителя:  учитель – организатор деятельности детей. III. Организация научно­исследовательской деятельности учащихся по  биологии с использованием материала по краеведению. 1. Введение Цель: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село,  (его традиции, памятники природы, истории и культуры).  Задачи: 5 ­ создать условия для освоения знаний об основных биологических понятиях,   особенностях природы своей местности во всем её   разнообразии и  целостности. ­ научить применять биологические знания и умения в повседневной жизни  для сохранения окружающей среды и социально­ответственного поведения в  ней;   ­ самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как  сферы жизнедеятельности Актуальность. Важность школьного периода в жизни человека заключается в  том, что в это время закладываются основы и намечаются общие направления  в формировании моральных и социальных установок личности. Школьник  ищет общения, свободы, активности, жаждет деятельности, хочет  попробовать себя во всём. И нужно дать возможность ребёнку реализовать,   проявить творческие способности, которые помогают становлению личности,  осознанию  собственной значимости, способствует повышению уровня  самооценки. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю  определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания  учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле,  уважению к традициям и культуре своего народа. Ожидаемый результат: ­суть понятия «краеведение», методы краеведческих исследований; ­проблемы села Грушевского и Ставропольского края; ­ знать флору и фауну края и села; ­   природные и антропогенные причины возникновения проблем; меры по  сохранению природы и защите людей от стихийных природных явлений; Формы и методы работы: Работа основывается на принципах дидактики, гуманизации, краеведческого  подхода, учитывает уровень экологических знаний детей, углубляет и  конкретизирует их. Используется широкий спектр методов, приёмов, в том  числе и нетрадиционных. Формы работы так же различны: лекция, беседа,  экскурсия, исследовательская работа. Из опыта работы: В наше время быстрых перемен, постоянного внедрения новых технологий,  новых знаний, современное общество как никогда нуждается в  высокообразованных молодых специалистах, умеющих применять на практике полученные знания, имеющие опыт самостоятельной исследовательской  работы. Современный темп жизни предъявляет свои требования. Таким  6 образом, предъявляются новые требования к системе образования, потому что такие качества должны вырабатываться с детства.  Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия  рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником,  им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную  литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний.  Именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести  школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно  раскрыть свои способности.  Велико значение творческой исследовательской работы школьников в плане  изменения содержания образования и связанной с этим модернизации  образовательной среды. Процесс будет развиваться успешно в условиях  деятельностного подхода, когда учитель и ученик становятся партнерами.  Для педагога­практика весьма важным является организация детского  исследования, его постановка и логика прохождения. Для комплексного  анализа этой проблемы представляется необходимым рассмотреть сам  феномен исследования в методологическом плане. Под исследованием  следует понимать разновидность творческой деятельности, направленной на  получение качественно нового знания. При этом характер полученного знания может быть различным, а  краеведение создает условия для работ  исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой  инициативы и целенаправленному использованию энергии школьников.  Краеведение включает следующие основные моменты: приобретение  учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из учебного пособия;  самостоятельное добывание знаний («переоткрытие » известных фактов и  явлений окружающей жизни); изучение родного края в процессе  исследования. Все эти виды краеведения реализуются в процессе урочной,  внеклассной работы. Например, краеведческие объекты предлагаются в  качестве источников для изучения морфологии, анатомии и физиологии  растений и животных. ( В качестве летнего задания учащиеся собирают  растения для гербария, который впоследствии используется для изучения  морфологии растений, делают коллекции семян). В программе выделены часы на изучение многообразия растений и животных Ставропольского края.  В  разделе «Человек» предполагается знакомство учащихся со статистикой  заболеваний тех или иных органов по Ставропольскому  краю и селу  7 Грушевскому.  При изучении общей биологии краеведческий акцент делается  на изучение экологических проблем края, села. В старших классах средней  школы изучение местных экологических проблем возможно с помощью  организации ролевых игр. Для проведения таких игр возможно использование  в первую очередь краеведческих материалов. Для того, чтобы игра прошла  интересно и принесла результаты, учителю совместно с учащимися  необходимо провести серьезную предварительную работу: определить состав  участников, разработать сценарий будущей игры, дать ученикам  определенные задания. Ученики должны при помощи учителя самостоятельно сконструировать свои выступления сообщения. Сообщение не следует  превращать в простой пересказ прочитанного или выученного. Целесообразно  в процессе подготовки к игре использовать компьютер, периодическую  печать. В газетных статьях, как правило, приводятся новейшие данные,  сведения о выносимых на обсуждение проблемах. Важнейшими источниками  являются официальные документы, материалы природоохранных ведомств. В  процессе игры обсуждаются основные проблемы. Поиск решений  осуществляется путем обсуждения, дискуссии. В заключительный период  проводится анализ результатов игры ее делового эффекта (подведение  педагогических и воспитательных итогов). Использование лабораторных  работ в учебном процессе делает его более интенсивным, повышает качество  обучения, усиливает практическую направленность преподавания,  способствует развитию познавательной активности обучающихся (в ходе  исследовательской деятельности), их логического мышления и творческой  самостоятельности. Выполняя творческие задания, учащиеся 7,8 классов  готовят презентации. Создание ученических презентаций, значительно  расширяет возможности активизации деятельности школьников, формирует  положительное отношение учащихся к изучаемому материалу. Очень важно  знать, что растет и живет вокруг, как называется, где и когда можно увидеть,  и как грамотно и правильно использовать. Информационные технологии  помогают детям стать более активными и независимыми учениками.  Прививают навыки коммуникативного общения, благодаря возможностям  совместно работать над проектами цикла «Край, в котором мы живем». IV. Развитие навыков исследовательской деятельности во внеурочное  время через использование проектной технологии по краеведению. В течение многих лет я работаю по организации проектно­исследовательской  деятельности во внеурочное время,  используя  в своей  работе проект  как   8 интерактивный метод обучения биологии и экологии. Мои учащиеся  выступают с проектами, разработанными на основе краеведческого  материала, который способствует реальной адаптации школьников к  социально­природным условиям района и воспитанию у них экологической  культуры.  Школьное краеведение отличается от общественного тем, что оно  осуществляется только учащимися и развивается в соответствии с учебными  и воспитательными задачами школы. Одно из условий школьного краеведения  — руководящее участие в нем учителя. Исходя из программы, состава  учащихся класса и местных возможностей, он определяет объекты для  исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учащихся  и руководит их работой. Остановлюсь подробнее на организации  исследовательской работы по изучению своей местности. Проводя  исследовательскую работу, дети развивают интеллект, приобретают умения и  навыки под руководством педагога. Моя задача состоит в том, чтобы помочь  ученику в развитии творческой деятельности при этом учитывая его  индивидуальные способности и склонности. Необходимо учитывать, что такая деятельность не должна отнимать у ребят слишком много времени. А, чтобы  увлечь их проектной технологией, нужно продумать посильные интересные  формы работы. Одна из проблем – выбор тематики: в одном случае она  направлена на развитие способности  учащихся, независимо от его интереса к  биологии, в другом, тема – предмет активного интереса ученика, который  выступает как объект изучения, так и собственно исследования. Если в  первом случае объект работ невелик, то во втором – трудно предусмотреть  какие шаги придётся совершить исследователю для достижения поставленной цели. Постановка проблемы исследования, выдвижение гипотезы, проведение  новых экспериментов – следующий шаг в проектной деятельности. Считаю,  что учитель должен  выполнять  роль  консультанта и научного руководителя,  основная доля ответственности за работу ложится на юного исследователя. К  завершению проекта ученик должен показать результаты своей работы,  защитить проект, убедить экспертов в практической значимости, показать  свою компетентность  специальных вопроса касающихся проекта. Таким  образом, у учащихся формируется целостное представление о проекте,  происходит осознание его законченности, и конечно, значимости своей  исследовательской деятельности. Над проектом работаю в течении года: в  первом полугодии  ученики овладевают правилами оформления, во втором –  готовят проект, естественно, обучение идёт индивидуально. Метод проектов  9 даёт возможность организовать работу в интересной форме и тогда  практические занятия становятся увлекательными, целенаправленными,  освоение новой информации – осмысленным, работа учащихся –  познавательно мотивированной.  В качестве примеров предлагаю две завершённые презентации работ  учащихся:  «Экология, флора и фауна разных мест обитания Пашкова пруда »,  цель работы:  изучить состояние воды, природу и историю водоема, осознать  значимость сохранения пруда как источника жизни окружающего мира.  «Антропогенное загрязнение среды и растения», цель работы:  изучить  способы антропогенного загрязнения атмосферы, определить значение  зелёных растений в создании здоровой обстановки для жителей села  Грушёвского. Задания выполняются в спокойной обстановке, в отсутствии  жестких «рамок» урока, применяя при этом фотоаппараты, привлекая  родителей, удивляя их своей увлечённостью и  творчеством. V. Заключение У каждого учителя свой творческий путь, основой которого является  труд. Ему необходимы глубокие разносторонние знания предметов,  неиссякаемая трудоспособность, высокая ответственность, требовательность  к себе, творческий подход к педагогической деятельности, любовь к детям.  Изучением новых технологий, опыта  передовых учителей, постоянный поиск  крупиц нового, интересного детям, развивающие их способности – всё это  залог успеха в работе. Бесталантных детей нет, а  есть занятые не своим  делом, счастлив тот ребёнок, которому встретился учитель, понимающий, что ученик должен пройти по собственному пути, а не повторять чей­то чужой.  Многого достигает тот, кто осознал  необходимость самовыражения и  самореализации. Школа – это место, где человек проживает  одиннадцать  долгих лет личностного становления. Создание ученических презентаций в  Pomer Point, значительно расширяет возможности активизации деятельности  школьников, формирует положительное отношение учащихся к изучаемому  материалу. Очень важно знать, что растет и живет вокруг, как называется, где  и когда можно увидеть, и как грамотно и правильно использовать.  Информационные технологии помогают детям стать более активными и  независимыми учениками. Прививают навыки коммуникативного общения,  благодаря возможностям совместно работать над проектами цикла «Край, в  котором мы живем».  10 VI. Рекомендации Учебно­исследовательская   деятельность   требует   определённой подготовки,  как учащегося,  так и педагога. В этой совместной работе успех зависит от подготовленности каждого из её участников. Нужно помнить:  1.   Правильное   определение   сферы   научно­исследовательской деятельности, темы и  её актуальность;  2.   Не   давать   руководителю   готовый     перечень   литературы     по   лишая   исследователя   навыка   приобретения выбранной   теме, самостоятельности в обращении с дополнительной литературой;                   3.   Гипотеза   должна   быть   проверяемой,   соответствовать   фактам, содержать предположения, быть логически непротиворечивым;   4.   Формулировать   задачи   тщательно,   так   как   описание   их   решения составит содержание,  глав;  5.   При   проведении   научного   исследования   составить   план,   что позволит надёжно, шаг за шагом познать новые факты и закономерности;  6.   Изучить   правила   оформления   основных   структурных   элементов научно­исследовательской работы;  7.   Спокойное   и   последовательное,   аргументированное   изложение материала импонирует слушателям;  8 Изучение края должно вестись комплексно, краеведческие объекты  нужно изучать всесторонне.                9. Краеведческий материал должен быть достоверным. Рассказы,  предания, легенды, вещественный и документальный материал всегда  нуждается в предварительном уточнении, прежде чем использовать его в  педагогическом процессе;                10.Важно, чтобы краеведение носило систематический характер и не  было представлено набором разрозненных сведений, сообщаемых учащимся;             11.Помнить, что обучение на краеведческой основе оказывает  положительное влияние на общее развитие школьников, обеспечивает более  эффективное усвоение материала, способствует обогащению словаря и  развитию связной речи учащихся; в процессе выполнения творческих работ  развивается мышление, воображение. VII. Список литературы 11 1. Вешнякова В.Ф. Экология Ставропольского края: учебник для 9 – 11 классов   общеобразовательных   школ   Ставропольского   края.   –   Ставрополь: Сервис школа, 2000.  2. Статья   из   журнала:   Арцев   М.Н.   –   Научно­исследовательская работа  //Завуч для администрации школ. – 2005, № 6. – С.4 – 29.    3.Ивановский В. А., Занимательное  краеведение. – Ставрополь, 2003.       4.Дронов А. В. Родные просторы / Савельева В. В., Румынина Н. С.  – Ставрополь, 2001.  12

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2019