Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
биология
9 кл
05.01.2019
Важный шаг воспитательного процесса: довести до детей современную природоохранную информацию, требования и запреты, показать на лучших примерах, как надо заботиться о лесе, земле и воде, изучать и охранять ландшафт, научить их помогать родной природе. Краеведческое образование - это, прежде всего образование нравственное, направленное на формирование духовной культуры человека.
Конечная цель данного воспитания учащихся состоит в том, чтобы превратить моральные требования в области охраны окружающей среды в нравственные личные принципы каждого. На примере своей работы,я показываю ,как воспитываю любовь к малой Родине.
организация.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
с. Грушевского Александровского района
Ставропольского края
Автор работы:
Горгосова Любовь Николаевна
учитель биологии
Организация научноисследовательской деятельности учащихся по
биологии с использованием материала по краеведению
356 326
Россия, Ставропольский край
село Грушевское
улица Ленина, №66/1
1 Содержание стр.
I. Аннотация
II. Пояснительная записка
2
34
III. «Организация научноисследовательской деятельности учащихся по
биологии с использованием материала по краеведению».
47
IV. Развитие навыков исследовательской деятельности
во внеурочное время через использование проектной технологии 78
по краеведению.
V. Заключение
VI. Рекомендации
VII. Список литературы
9
910
10
VIII. Приложение (электронный вариант)
1. Презентация проекта «Экология, флора и фауна разных мест обитания
Пашкова пруда».
2. Презентация проекта «Антропогенное загрязнение среды и растения».
2 I. Аннотация
Природа окружает человека с момента рождения до последнего дня жизни и
во многом определяет его поведение, устремления, взгляды, характер. И
ныне, при высоком уровне развития цивилизации, жизнь людей попрежнему
подчинена биологическим законам, хотя на эти законы и оказывают сильное
влияние социальные факторы.
Следует помнить, что довести до всех детей современную природоохранную
информацию, требования и запреты, показать на лучших примерах, как надо
заботиться о лесе, земле и воде, изучать и охранять ландшафт, научить их
помогать родной природе — это очень важный, но только первый шаг
воспитательного процесса. За ним должно следовать обобщение опыта,
накопление природоохранных навыков и умений, превращение полученных
знаний в твердую убежденность в необходимости изучения природы родного
края и заботливого обращения с природными богатствами Земли. «Создавать
творцов и покровителей леса еще важнее, чем выращивать самый лес» писал
Л.Леонов.
Экологическое, краеведческое образование это, прежде всего образование
нравственное, направленное на формирование духовной культуры человека.
Конечная цель данного воспитания учащихся состоит в том, чтобы превратить
моральные требования в области охраны окружающей среды в нравственные
личные принципы каждого. Добиться того, чтобы каждый вступающий на
туристскую тропу и соприкасающийся с природой человек, расценивал
причиненный ущерб природе как личную боль, чтобы у всех учащихся
сформировалась гражданская ответственность за все принимаемые ими
решения и совершаемые действия по отношению к природе.
Под краеведческим образованием понимается всестороннее изучение какой
либо определенной территории, проводимое на научной основе.
Работа состоит из двух разделов: первый посвящён организации научно
исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием
материала по краеведению, второй развитию навыков исследовательской
деятельности по биологии через использование проектной технологии и
краеведческого материала. Главным объектом изучения краеведения является
родной край. Мотивация изучения родного края определяется исходя из
главной цели обучения и воспитания в школе – формирование всесторонне
развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через
познание окружающего мира и родного края. Основной подход в
экологическом краеведении – биогеоэкологический. Он означает изучение
3 природных условий как среды жизни флоры и фауны, состояние природы и
местных экологических проблем. Необходимость изучения своей малой
Родины в первую очередь связана с большими возможностями школьного
краеведения в создании условий для успешной адаптации и творческой
самореализации подрастающего поколения по месту проживания и
воспитанию чувства любви и уважения к своей маленькой Родине, своему
селу, краю. Используя краеведческие материалы в учебном процессе
учащиеся более глубоко познают природу своей местности и ее
экологические проблемы, формируют экологическую культуру, воспитывают
бережное отношение к природе, развивают альтернативное экологическое
мышление, вырабатывают умения принимать ответственные решения, вести
корректно дискуссию, умеют аргументировано отвечать на вопросы и др. На
основе изучаемого краеведческого материала развиваются интересы
учащихся, определяющие впоследствии выбор профессии.
II. Пояснительная записка
Школьное краеведение строится на общих принципах теории обучения и
воспитания. Педагогические принципы связи обучения и воспитания с жизнью
являются методологической основой школьного краеведения.
Общими принципами для организации краеведческой работы являются:
принципы соответствия содержания и методов краеведческой работы уровню
развития и подготовки учащихся, развитию творческих способностей
учащихся и привития им навыков исследовательской деятельности .В
современных условиях общеобразовательной школы, например, решение
проблем охраны природы и профессиональной ориентации наряду с другими
проблемами приобретает исключительно важное значение. Анализ
методической литературы позволяет выделить основные принципы
экологического краеведения, которые имеют важное значение в его
организации. Такими принципами, непосредственно лежащими в основе
определения содержания, организационных форм и методов проведения
экологического краеведения, являются: подчинение экологического
краеведения содержанию и задачам учебновоспитательной работы и
соответствие его уровню развития и подготовленности учащихся,
комплексный подход в организации краеведческой работы по экологии,
систематичность и непрерывность, поисковоисследовательский характер
краеведения, общественнополезная значимость, природоохранная
направленность. Краеведческая работа, основанная на этих принципах,
обогащает учебный процесс, уроки действительным педагогическим
средством активизации учебновоспитательной работы в школе. Положение о
подчинении краеведения содержанию и задачам учебновоспитательной
работы в школе и соответствие его уровня развития и подготовки учащихся
определяет педагогическую целенаправленность краеведческой работы.
Наиболее ярко это может отражаться в учебной краеведческой работе,
4 организуемой в соответствии с дидактическими требованиями учебной
программы по экологии. Учебное и внеклассное краеведение тесно связаны
между собой. Едины у них образовательные и воспитательные задачи.
Внеклассная краеведческая работа диктуется дидактической необходимостью
осуществления краеведческого подхода в учебном процессе. Кроме того,
внеклассная краеведческая работа основана на требованиях примерных
программ по воспитательной работе. Принцип комплексного подхода в
организации краеведческой работы означает всестороннее изучение родного
края – его истории, природы, хозяйства. Краеведческая работа дает
эффективные результаты в том случае, если в ее организации соблюдаются
систематичность и непрерывность. Принцип систематичности и
непрерывности направлен на последовательное расширение и углубление
краеведческих знаний и умений школьников. Он предполагает организацию
краеведческой работы в определенно плановой системе в течение всего
учебного года, как на уроках, так и во внеклассной работе. Краеведческий
материал, собранный учащимися в процессе внеклассной работы становятся
интереснее и содержательнее. Поисковоисследовательский характер
краеведения является основой формирования и развития познавательного
интереса учащихся. Поисковоисследовательский принцип в организации
краеведческой работы предполагает вооружение учащихся элементарными
приемами научного исследования , привитие им умений и навыков
самостоятельного приобретения знаний, повышение познавательной
активности и развития творческих способностей.
Современный процесс обучения ориентирован на управление учителем
познавательной деятельностью школьников, и к концу обучения в школе он
должен осуществляться по такой схеме: планирование учениками своей
деятельности на уроке – выбор ими (или обоснование выбора) источников
информации (заранее адаптированных для урока, но не содержащих готовых
ответов на задаваемые вопросы) освоение и присвоение новых знаний в
процессе самостоятельной деятельности с этими источниками – самоанализ
школьниками результатов работы. Таким образом, меняется роль учителя:
учитель – организатор деятельности детей.
III. Организация научноисследовательской деятельности учащихся по
биологии с использованием материала по краеведению.
1. Введение
Цель: главной целью краеведения является воспитание гражданина России,
патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село, (его
традиции, памятники природы, истории и культуры).
Задачи:
5 создать условия для освоения знаний об основных биологических понятиях,
особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и
целостности.
научить применять биологические знания и умения в повседневной жизни
для сохранения окружающей среды и социальноответственного поведения в
ней;
самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как
сферы жизнедеятельности
Актуальность. Важность школьного периода в жизни человека заключается в
том, что в это время закладываются основы и намечаются общие направления
в формировании моральных и социальных установок личности. Школьник
ищет общения, свободы, активности, жаждет деятельности, хочет
попробовать себя во всём. И нужно дать возможность ребёнку реализовать,
проявить творческие способности, которые помогают становлению личности,
осознанию собственной значимости, способствует повышению уровня
самооценки. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю
определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания
учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле,
уважению к традициям и культуре своего народа.
Ожидаемый результат:
суть понятия «краеведение», методы краеведческих исследований;
проблемы села Грушевского и Ставропольского края;
знать флору и фауну края и села;
природные и антропогенные причины возникновения проблем; меры по
сохранению природы и защите людей от стихийных природных явлений;
Формы и методы работы:
Работа основывается на принципах дидактики, гуманизации, краеведческого
подхода, учитывает уровень экологических знаний детей, углубляет и
конкретизирует их. Используется широкий спектр методов, приёмов, в том
числе и нетрадиционных. Формы работы так же различны: лекция, беседа,
экскурсия, исследовательская работа.
Из опыта работы:
В наше время быстрых перемен, постоянного внедрения новых технологий,
новых знаний, современное общество как никогда нуждается в
высокообразованных молодых специалистах, умеющих применять на практике
полученные знания, имеющие опыт самостоятельной исследовательской
работы. Современный темп жизни предъявляет свои требования. Таким
6 образом, предъявляются новые требования к системе образования, потому что
такие качества должны вырабатываться с детства.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия
рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить
таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником,
им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную
литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний.
Именно в школе важно выявить всех, кто интересуется различными областями
науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести
школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно
раскрыть свои способности.
Велико значение творческой исследовательской работы школьников в плане
изменения содержания образования и связанной с этим модернизации
образовательной среды. Процесс будет развиваться успешно в условиях
деятельностного подхода, когда учитель и ученик становятся партнерами.
Для педагогапрактика весьма важным является организация детского
исследования, его постановка и логика прохождения. Для комплексного
анализа этой проблемы представляется необходимым рассмотреть сам
феномен исследования в методологическом плане. Под исследованием
следует понимать разновидность творческой деятельности, направленной на
получение качественно нового знания. При этом характер полученного знания
может быть различным, а краеведение создает условия для работ
исследовательского характера, что очень помогает развитию творческой
инициативы и целенаправленному использованию энергии школьников.
Краеведение включает следующие основные моменты: приобретение
учащимися знаний о крае из рассказа учителя или из учебного пособия;
самостоятельное добывание знаний («переоткрытие » известных фактов и
явлений окружающей жизни); изучение родного края в процессе
исследования. Все эти виды краеведения реализуются в процессе урочной,
внеклассной работы. Например, краеведческие объекты предлагаются в
качестве источников для изучения морфологии, анатомии и физиологии
растений и животных. ( В качестве летнего задания учащиеся собирают
растения для гербария, который впоследствии используется для изучения
морфологии растений, делают коллекции семян). В программе выделены часы
на изучение многообразия растений и животных Ставропольского края. В
разделе «Человек» предполагается знакомство учащихся со статистикой
заболеваний тех или иных органов по Ставропольскому краю и селу
7 Грушевскому. При изучении общей биологии краеведческий акцент делается
на изучение экологических проблем края, села. В старших классах средней
школы изучение местных экологических проблем возможно с помощью
организации ролевых игр. Для проведения таких игр возможно использование
в первую очередь краеведческих материалов. Для того, чтобы игра прошла
интересно и принесла результаты, учителю совместно с учащимися
необходимо провести серьезную предварительную работу: определить состав
участников, разработать сценарий будущей игры, дать ученикам
определенные задания. Ученики должны при помощи учителя самостоятельно
сконструировать свои выступления сообщения. Сообщение не следует
превращать в простой пересказ прочитанного или выученного. Целесообразно
в процессе подготовки к игре использовать компьютер, периодическую
печать. В газетных статьях, как правило, приводятся новейшие данные,
сведения о выносимых на обсуждение проблемах. Важнейшими источниками
являются официальные документы, материалы природоохранных ведомств. В
процессе игры обсуждаются основные проблемы. Поиск решений
осуществляется путем обсуждения, дискуссии. В заключительный период
проводится анализ результатов игры ее делового эффекта (подведение
педагогических и воспитательных итогов). Использование лабораторных
работ в учебном процессе делает его более интенсивным, повышает качество
обучения, усиливает практическую направленность преподавания,
способствует развитию познавательной активности обучающихся (в ходе
исследовательской деятельности), их логического мышления и творческой
самостоятельности. Выполняя творческие задания, учащиеся 7,8 классов
готовят презентации. Создание ученических презентаций, значительно
расширяет возможности активизации деятельности школьников, формирует
положительное отношение учащихся к изучаемому материалу. Очень важно
знать, что растет и живет вокруг, как называется, где и когда можно увидеть,
и как грамотно и правильно использовать. Информационные технологии
помогают детям стать более активными и независимыми учениками.
Прививают навыки коммуникативного общения, благодаря возможностям
совместно работать над проектами цикла «Край, в котором мы живем».
IV. Развитие навыков исследовательской деятельности во внеурочное
время через использование проектной технологии по краеведению.
В течение многих лет я работаю по организации проектноисследовательской
деятельности во внеурочное время, используя в своей работе проект как
8 интерактивный метод обучения биологии и экологии. Мои учащиеся
выступают с проектами, разработанными на основе краеведческого
материала, который способствует реальной адаптации школьников к
социальноприродным условиям района и воспитанию у них экологической
культуры.
Школьное краеведение отличается от общественного тем, что оно
осуществляется только учащимися и развивается в соответствии с учебными
и воспитательными задачами школы. Одно из условий школьного краеведения
— руководящее участие в нем учителя. Исходя из программы, состава
учащихся класса и местных возможностей, он определяет объекты для
исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учащихся
и руководит их работой. Остановлюсь подробнее на организации
исследовательской работы по изучению своей местности. Проводя
исследовательскую работу, дети развивают интеллект, приобретают умения и
навыки под руководством педагога. Моя задача состоит в том, чтобы помочь
ученику в развитии творческой деятельности при этом учитывая его
индивидуальные способности и склонности. Необходимо учитывать, что такая
деятельность не должна отнимать у ребят слишком много времени. А, чтобы
увлечь их проектной технологией, нужно продумать посильные интересные
формы работы. Одна из проблем – выбор тематики: в одном случае она
направлена на развитие способности учащихся, независимо от его интереса к
биологии, в другом, тема – предмет активного интереса ученика, который
выступает как объект изучения, так и собственно исследования. Если в
первом случае объект работ невелик, то во втором – трудно предусмотреть
какие шаги придётся совершить исследователю для достижения поставленной
цели. Постановка проблемы исследования, выдвижение гипотезы, проведение
новых экспериментов – следующий шаг в проектной деятельности. Считаю,
что учитель должен выполнять роль консультанта и научного руководителя,
основная доля ответственности за работу ложится на юного исследователя. К
завершению проекта ученик должен показать результаты своей работы,
защитить проект, убедить экспертов в практической значимости, показать
свою компетентность специальных вопроса касающихся проекта. Таким
образом, у учащихся формируется целостное представление о проекте,
происходит осознание его законченности, и конечно, значимости своей
исследовательской деятельности. Над проектом работаю в течении года: в
первом полугодии ученики овладевают правилами оформления, во втором –
готовят проект, естественно, обучение идёт индивидуально. Метод проектов
9 даёт возможность организовать работу в интересной форме и тогда
практические занятия становятся увлекательными, целенаправленными,
освоение новой информации – осмысленным, работа учащихся –
познавательно мотивированной.
В качестве примеров предлагаю две завершённые презентации работ
учащихся:
«Экология, флора и фауна разных мест обитания Пашкова пруда »,
цель работы: изучить состояние воды, природу и историю водоема, осознать
значимость сохранения пруда как источника жизни окружающего мира.
«Антропогенное загрязнение среды и растения», цель работы: изучить
способы антропогенного загрязнения атмосферы, определить значение
зелёных растений в создании здоровой обстановки для жителей села
Грушёвского. Задания выполняются в спокойной обстановке, в отсутствии
жестких «рамок» урока, применяя при этом фотоаппараты, привлекая
родителей, удивляя их своей увлечённостью и творчеством.
V. Заключение
У каждого учителя свой творческий путь, основой которого является
труд. Ему необходимы глубокие разносторонние знания предметов,
неиссякаемая трудоспособность, высокая ответственность, требовательность
к себе, творческий подход к педагогической деятельности, любовь к детям.
Изучением новых технологий, опыта передовых учителей, постоянный поиск
крупиц нового, интересного детям, развивающие их способности – всё это
залог успеха в работе. Бесталантных детей нет, а есть занятые не своим
делом, счастлив тот ребёнок, которому встретился учитель, понимающий, что
ученик должен пройти по собственному пути, а не повторять чейто чужой.
Многого достигает тот, кто осознал необходимость самовыражения и
самореализации. Школа – это место, где человек проживает одиннадцать
долгих лет личностного становления. Создание ученических презентаций в
Pomer Point, значительно расширяет возможности активизации деятельности
школьников, формирует положительное отношение учащихся к изучаемому
материалу. Очень важно знать, что растет и живет вокруг, как называется, где
и когда можно увидеть, и как грамотно и правильно использовать.
Информационные технологии помогают детям стать более активными и
независимыми учениками. Прививают навыки коммуникативного общения,
благодаря возможностям совместно работать над проектами цикла «Край, в
котором мы живем».
10 VI. Рекомендации
Учебноисследовательская деятельность требует определённой
подготовки, как учащегося, так и педагога. В этой совместной работе успех
зависит от подготовленности каждого из её участников. Нужно помнить:
1.
Правильное определение сферы научноисследовательской
деятельности, темы и её актуальность;
2. Не давать руководителю готовый перечень литературы по
лишая исследователя навыка приобретения
выбранной теме,
самостоятельности в обращении с дополнительной литературой;
3. Гипотеза должна быть проверяемой, соответствовать фактам,
содержать предположения, быть логически непротиворечивым;
4. Формулировать задачи тщательно, так как описание их решения
составит содержание, глав;
5. При проведении научного исследования составить план, что
позволит надёжно, шаг за шагом познать новые факты и закономерности;
6. Изучить правила оформления основных структурных элементов
научноисследовательской работы;
7. Спокойное и последовательное, аргументированное изложение
материала импонирует слушателям;
8 Изучение края должно вестись комплексно, краеведческие объекты
нужно изучать всесторонне.
9. Краеведческий материал должен быть достоверным. Рассказы,
предания, легенды, вещественный и документальный материал всегда
нуждается в предварительном уточнении, прежде чем использовать его в
педагогическом процессе;
10.Важно, чтобы краеведение носило систематический характер и не
было представлено набором разрозненных сведений, сообщаемых учащимся;
11.Помнить, что обучение на краеведческой основе оказывает
положительное влияние на общее развитие школьников, обеспечивает более
эффективное усвоение материала, способствует обогащению словаря и
развитию связной речи учащихся; в процессе выполнения творческих работ
развивается мышление, воображение.
VII. Список литературы
11 1. Вешнякова В.Ф. Экология Ставропольского края: учебник для 9 – 11
классов общеобразовательных школ Ставропольского края. – Ставрополь:
Сервис школа, 2000.
2. Статья из журнала: Арцев М.Н. – Научноисследовательская
работа //Завуч для администрации школ. – 2005, № 6. – С.4 – 29.
3.Ивановский В. А., Занимательное краеведение. – Ставрополь, 2003.
4.Дронов А. В. Родные просторы / Савельева В. В., Румынина Н. С. –
Ставрополь, 2001.
12
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся по биологии с использованием материала по краеведению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.