Организация познавательной деятельности на уроках биологии через применение игровых технологий
Оценка 5

Организация познавательной деятельности на уроках биологии через применение игровых технологий

Оценка 5
Занимательные материалы
doc
биология +1
Взрослым
06.10.2017
Организация познавательной деятельности на уроках биологии через применение игровых технологий
Обобщение личного педагогического опыта. Благодаря игровым технологиям удается решить очень важные проблемы обучения, а именно повысить познавательный интерес учащихся в освоении новых знаний, применить уже имеющиеся знания в конкретных ситуациях, активизировать их познавательную деятельность, повысить самооценку и позволить им самореализоваться.
организация познавательной деятельности на уроках биологии через применение игровых технологий.doc
Работу подготовила учитель биологии Белявина Анастасия Александровна  «Организация познавательной деятельности на уроках биологии через применение игровых технологий» Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И. Песталоцци Активная работа ученика на уроке – залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Какие методы, приемы,   средства   нужно   использовать,   чтобы   интерес   к   предмету   был   не кратковременный,   а   стойкий?   В   развитии   познавательного   интереса   к учебному   предмету   нельзя   полагаться   только   на   содержание   изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых школьники вовлекаются в процесс познания. Урок­игра   ­   это   одна   из   форм   активного   обучения,   такие   уроки предполагают творческий подход всех участников образовательного процесса, освоение   умений   учащимися   в   процессе   активной   познавательной деятельности. Педагогическая игра, в отличие от других видов игр, обладает существенным   признаком   ­   четко   поставленной   целью   обучения   и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно­познавательной  направленностью. Игровая форма занятий создается на   уроках   при   помощи   игровых   приемов   и   ситуаций,   которые   являются средством  побуждения,  стимулирования  учащихся  к   учебной   деятельности [1]. Основная   цель   игры   ­   повысить   учебную   и   познавательную   мотивацию учащихся, и тем самым повысить эффективность обучения [3].  Биология ­ это наука о жизни, а жизнь, как известно, у человека одна, и прожить ее любой человек должен так, чтобы ему было легко и комфортно в любой   жизненной   ситуации.   Для   учащихся   урок­игра   ­   переход   в   иное психологическое   состояние,   это   другой   стиль   общения,   положительные эмоции,   ощущение   себя   в   новом   качестве.   Процесс   игры   позволяет формировать   качества   активного   участника   игрового   процесса,   учиться находить   и   принимать   решения;   развивать   способности   адаптироваться   в изменяющихся условиях [2]. Цель работы: повышение учебной и познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Задачи:  1. Изучить научно­педагогическую и учебно­методическую литературу по теме. 2. Изучить   методику   применения   игровых   технологий   на   уроках   для активизации познавательной деятельности обучающихся. 3. Осуществить   подборку   дидактического   материала   для   активизации учебно­познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Для   изучения   выбранной   темы   была   подобрана   научно­педагогическая   и учебно­методическая литература, а именно: Щуркова Н.Е. «Воспитание детей в   школе»,   Эльконин   Д.Б.   «Психология   игры»,   Верзилин   Н.М.   «Проблемы методики преподавания биологии», Петрусинский В.В. «Игры для активного отдыха   в   процессе   обучения»,   Кулицкая   Е.В.   «Дидактические   сказки   на уроках   биологии»   и   т.д.   Посмотрела   практическое   применение   элементов игровых технологий у коллег, посещая их уроки, смотрела видео­уроки в сети интернет на педагогических сайтах, так же принимала участие в различных видеоконференциях, таких как   Всероссийская педагогическая конференция «Способы   и   приемы   обучения   современного   школьника   через   открытие нового», «Игровые технологии в обучении», «Современные образовательные технологии   реализации   ФГОС»,   «Игровые   технологии   как   эффективное средство   активизации   познавательной   деятельности   в   реализации деятельностного подхода в образовании» и др.  Игровые   технологии   применяю   как   в   классах   нормы,   так   и   в   классах коррекции. Разумно и уместно использовать подобного рода уроки наряду с традиционными   формами.   Увлекаясь   игрой,   например,   путешествием,   у учащихся   создается   почва   для   лучшего   восприятия   большого   и   сложного материала, а так же для закрепления. Применение   игровых   технологий   на   биологии   помогает   в   той   или   иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно,   способствует   развитию   познавательного   интереса   к   учебному предмету.   Немаловажно   также   и   то,   что   игра   способствует   обогащению словарного запаса  обучающихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный   эмоциональный   заряд,   решает   не   только   общеучебные   и развивающие   задачи,   но   и   воспитывает   качества   творческой   личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации. Применяю в своей практике разнообразное количество дидактических игр. Мною разработаны уроки, где фрагментарно применяю игровые моменты, и уроки,   где   игра   –   ведущий   метод.   Пример,   7   класс   тема   «Высшие   или Плацентарные.   Грызуны, Зайцеобразные, Хищные» провожу урок ­ путешествие в мир млекопитающих. Урок идет поэтапно:   Насекомоядные,   Отряды:   Рукокрылые, ­  работа  в парах  (знакомятся  со строением, многообразием и  значением данных животных); ­путешествие по станциям (вопросы и ответы); ­ работа с иллюстрациями.   Работа в прах придает элемент соревнования, повышает познавательный интерес, развивает чувство коллективизма. Формой активной работы служит применение ролевых игр, где учащиеся могут:  ­ выступать от имени определенных персонажей; ­   подбирают   информацию,   которая   позволяет   лучше   понять   и   усвоить предлагаемый материал; ­   инсценируют   условия   воображаемой   ситуации,   а   учащиеся   играют определенные роли. Пример, тема: «Здоровье человека и безопасность жизни» 5 класс,   урок ­ролевая игра.  ­работа   в   группах   по   определенной   ситуации   («Вредные   привычки», «Сильный ветер», «Гроза», «Град», «Первая помощь при кровотечении»);  ­ изучение ситуации;  ­ составление алгоритма действий;  ­ игра ситуации (мини­сценка).   Данную  игру можно использовать во внеклассной работе.  Таким образом, у обучающихся идет развитие речи, тренировка памяти,   они   учатся   общаться, повышение   самооценки,   взаимоуважение, договариваться, прислушиваться друг к другу.  Так же активизацией внимания, мышления и привлечение интереса служит материал, предложенный в виде сказки. В ходе урока учитель рассказывает сказку, постепенно вовлекая учащихся в работу. Пример, 7 класс ОВЗ урок­ практикум   «Определение   основных   групп   семян   овощных   растений». Применяю «Сказ про то, как семена заблудились и доброго волшебника». В ходе   прослушивания   сказа   учащиеся   проявляют   желание   помочь   Хозяйке огорода   рассортировать   семена   по   определенным   группам   тем   самым выступая в роли волшебника. Действуя в необычной ситуации, ученик как бы перешагивает рубеж своих способностей: становиться более раскрепощенным и двигается к поставленной цели без особых усилий. Занимательная форма урока   повышает   интерес   и   вызывает   желание   справиться   с   заданиями, возрастает самооценка. К   завершению   работы   на   данной   ИМТ   собран   дидактический   материал, разработаны презентации и конспекты уроков, подобраны видеосюжеты для учащихся по биологии. Ежегодно в школе проводится декада по биологии. Оформляю стенд: ­ интересная, увлекательная информация; ­ конкурсная программа (для каждого курса биологии разработаны свои конкурсы). Самые активные участники конкурса получают благодарность в приказ.  Значение игровых технологий невозможно исчерпать. Ее феномен состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.   Чаще всего учащиеся приходят в Орловское СУВУ с низкой мотивацией   к   обучению,   малым   запасом   знаний.   Проанализировав диагностики   написанных   работ   по   предмету   в   течение   года   (входная, промежуточная,  итоговая),  можно  сделать   вывод,  что   применение  игровых технологий   или   их   элементов   на   уроках   повысило   мотивацию   к   изучению предмета. Пример, учащийся 6 «в» класса П. Г. в начале учебного года по входной   диагностике   знаний   получил   всего   31%,   а   по   промежуточной   и итоговой диагностике – 70%, Я. В. (7 «в» класс) пришел в этом учебном году, его диагностика знаний составляла  40%, а по итогам – 55%, Д. А. (8 «б» класс) входная диагностика – 33%, промежуточная – 70%, итоговая – 65%, Р. Р. (9 «б» класс) входная – 33%, промежуточная 60%, итоговая – 80%.  У   обучающихся   формируются   общеучебные   и   общекультурные   навыки работы   с   информацией,   устойчивая   внутренняя   мотивация   для   активной познавательной деятельности и развитие умения самостоятельно приобретать новые знания, решать новые проблемы. Таким   образом,   благодаря   игровым   технологиям   удается   решить   очень важные   проблемы   обучения,   а   именно   повысить   познавательный   интерес учащихся   в   освоении   новых   знаний,   применить   уже   имеющиеся   знания   в конкретных   ситуациях,   активизировать   их   познавательную   деятельность, повысить самооценку и позволить им самореализоваться. Игровые технологии способствуют развитию ключевых компетентностей, т. к. здесь происходит получение   и   обмен   новой   информацией,   формируются   навыки   общения   и взаимодействия и, конечно, происходит процесс приобретения и обогащения знаний и личностного опыта, необходимого в дальнейшей жизни.  Литература: 1.  Игры­обучение, тренинг, досуг…/Под ред. В. В. Петрусинского// в четырех книгах. – М.: Новая школа, 1994. ­ 368 с. 2. Щуркова   Н.Е.  «Воспитание   детей   в   школе».   Новые   подходы   и новые технологии. – М.: Новая школа, 1998 ­ 208 с. 3. Эльконин Д. Б.   Психология игры. ­ 2­е изд. ­ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. ­ 360 с.

Организация познавательной деятельности на уроках биологии через применение игровых технологий

Организация познавательной деятельности на уроках биологии через применение игровых технологий

Организация познавательной деятельности на уроках биологии через применение игровых технологий

Организация познавательной деятельности на уроках биологии через применение игровых технологий

Организация познавательной деятельности на уроках биологии через применение игровых технологий

Организация познавательной деятельности на уроках биологии через применение игровых технологий

Организация познавательной деятельности на уроках биологии через применение игровых технологий

Организация познавательной деятельности на уроках биологии через применение игровых технологий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.10.2017