Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС
Оценка 4.7
Лекции
docx
окружающий мир
Взрослым
27.06.2018
Организация проектной деятельности одна из самых актуальных проблем современной системы образования младших школьников в рамках введения ФГОС. Организация проектной и исследовательской деятельности реализуется во внеурочной и в учебной деятельности, так как в современных программах и учебниках это уже заложено.
Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом.
Таким образом, можно сказать, что проектно – исследовательская деятельность развивает способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться.Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом.
Таким образом, можно сказать, что проектно – исследовательская деятельность развивает способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться.
Использование проектной деятельности в рамках ФГОС .docx
Из опыта работы проектной деятельности в рамках
ФГОС в начальной школе
непрерывное самообразование,
Подгорнова Ольга Николаевна,
учитель начальных классов МАОУ «СОШ №44»
За последние годы в мире произошли значительные изменения
приоритетов в образовании: переориентация на компетентностный
подход,
овладение новыми
информационными технологиями и др. Система общего образования
должна обеспечивать достаточную готовность ее выпускников к жизни
в информационном обществе.
Такому обществу нужны
высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному
саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной
готовности молодые люди. Поэтому все более актуальным становится
использование в образовательном процессе приемов и методов,
которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания,
собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы,
делать выводы и умозаключения.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном
процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-
исследовательской деятельности определены как одно из условий
реализации основной образовательной программы начального общего
образования.
Подгорнова Ольга Николаевна
учитель начальных классовМАОУ «СОШ №44»
Из опыта работы проектной деятельности в рамках ФГОС в начальной
школе
За последние годы в мире произошли значительные изменения приоритетов в
образовании: переориентация на компетентностный подход, непрерывное
самообразование, овладение новыми информационными технологиями и др.
Система общего образования должна обеспечивать достаточную готовность ее
выпускников к жизни в информационном обществе. Такому обществу нужны
высококвалифицированные, инициативные, способные к постоянному
саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности
молодые люди. Поэтому все более актуальным становится использование в
образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение
самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию,
умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе
технологий деятельностного типа, методы проектноисследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной
образовательной программы начального общего образования.
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в
частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов
составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в
создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного
материала в процессе выполнения проектов.
Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через
постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся,
развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к
результатам работы. Проектный метод позволяет организовать деятельность
учащихся не только с опорой на личный опыт, но и развивать такие черты
характера, как самостоятельность, любознательность, развивать социальные
навыки в процессе групповых взаимодействий, приобретать опыт
исследовательской деятельности, формировать креативность мышления,
интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки.
Особую роль проектные задачи играют в становлении учебного
сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя в группе, дети понимают,
что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться
между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять
обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. Таким
образом, решение проектных задач способствует воспитанию чувства
ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко
относиться к сверстникам. Кроме того, ученик выполняя собственный проект,
решая какуюлибо практическую, исследовательскую задачу, включается в
реальную деятельность, овладевает новыми знаниями.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В
одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов
образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно
выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему
предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и
способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и
самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на
собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие,
прикладные.
Поэтому, начиная с первого полугодия 1ого класса, я вовлекала
учащихся в проектную деятельность. Первым проектом, над которым
работали весь год ребята, стал проект «Птицы нашего края».
Цель проекта: развитие творческого потенциала детей через изучение птиц
нашего края, подготовка коллективного творческого дела. Задачи проекта:
Познакомить школьников с видами птиц нашей местности.
Сформировать экологическую культуру учащихся.
Расширить читательский и культурный кругозор учащихся.
Сформировать у учащихся навыки проектной и исследовательской
деятельности.
Развивать у учащихся познавательный интерес.
Развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности
за порученное дело.
Учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с
использованием различных источников, работать в группах,
обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать
свою точку зрения и обосновывать ее;
Воспитывать бережное отношение к родной природе
Анализировать и оценивать собственные творческие и деловые
возможности.
Приобщить детей к чтению научной литературы.
Гипотеза:
Изучение птиц нашего края позволит обучающимся начальной школы в
игровой форме познакомиться с природой родного края, расширит их
кругозор, будет способствовать развитию личности ребенка, развитию его
творческих, исследовательских и коммуникативных навыков.
Актуальность проекта: Важно знать птиц, находящихся на территории
нашего края, недостаток знаний учащихся о птицах нашей местности
отсутствие бережного отношения к природе.
Этапы работы над проектом
Этап 1. Разработка проектного задания
Задачи этапа– определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и
распределение в них ролей, определение источников информации, постановка
задач, выбор критериев оценки результатов. Класс получает задания:
подобрать загадки о птицах, оформить их в книжкумалышку;
придумать сказки про птиц, оформить в книжку;
проиллюстрировать некоторых птиц;
выполнить поделки птиц из бумаги и картона;
изготовить кормушки для птиц (для дальнейшего их развешивания в
лесу с кормом в зимнее время).
Этап 2. Разработка проекта
Задачи этапа– сбор и уточнение информации.
Ученики самостоятельно, а также под руководством учителя работают над
проектными заданиями с информацией индивидуально, в группах и парах,
анализируют и синтезируют идеи.
Проектные задания:
зимующие птицы нашего края;
птицы нашего края, занесенные в Красную книгу;
удивительные птицы;
подготовить доклад на тему «Птица, обитающая в нашем крае» и
рассказать его с презентацией;
составить и провести викторину «Птицы нашего края»
подготовить и провести праздник, посвященный прилету птиц.
Этап 3. Оценка результатов
Задачи этапа– анализ выполнения проектных заданий.
Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке
презентации.
Этап 4. Защита проекта. Урокпрезентация
Задача этапа– коллективная защита проекта.
Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.
Продуктами проекта стали:
книжкималышки с загадками, сказками собственного сочинения о
птицах; поделки птиц из бумаги, пластилина;
рисунки с изображением птиц;
кормушки для птиц;
презентации и доклады о птицах.
Список литературы
1. Поливанова К.Н. Проектная деятельность. М.: Просвещение, 2011.
2. Проектные задачи в начальной школе /под ред. Воронцова А.Б. М.:
Просвещение,2011.
3. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность
младших школьников. Волгоград: Учитель, 2012.
Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС
Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС
Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС
Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС
Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.