ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
Оценка 5
Лекции +1
docx
психологическая работа +1
Взрослым
22.11.2017
Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи производится на семейном и индивидуальном уровнях, которые включают:
формирование в муниципальном образовании положительного общественного мнения в отношении замещающих семей;
сопровождение замещающей семьи (медицинское, правовое, психологическое, социально-педагогическое);
адресную поддержку замещающей семьи по показаниям, направленную на успешную социализацию детей-сирот;
обучение замещающих родителей (предотвращение возникающих семейных проблем, формирование компетентности родителей);
помощь в воспитании приемных детей, просветительская деятельность (лектории, консультации и т. д.);
помощь в создании благоприятного микроклимата в замещающей семье в период кризиса, коррекция внутрисемейных отношений.
статья 2.docx
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
С.В. Митросенко
ЛПИ – филиал СФУ
Замещающая семья – это любая семья, в которой ребенок
воспитывается некровными родителями. Основная ее функция, по мнению
Ю.В. Поздняковой,
заключается в замене (замещении) для ребенка
потерянных им родителей. 1
В настоящее время замещающее воспитание сирот признается наиболее
эффективной формой воспитания, так как приемная, опекунская семья
наиболее полно отвечает потребностям ребенка, формирует у него нормы
социальным поведения, создает условия для формирования социально
активной личности с развитой гражданской позицией.
Согласно юридической практике любая семья, в которой ребенка
воспитывают не кровные родители, называется замещающей. Однако
очевидно, что новая семья может принять ребенка, но не может заменить
кровной семьи. К принимающим семьям относятся семьи усыновителей,
опекунские и замещающие, детские дома семейного типа, все формы
патронатных семей, а также другие формы семейного устройства, связанные с
необходимостью решения медицинских, воспитательных, социальных проблем
детей (семейная воспитательная группа, устройство на каникулы и др.).
В замещающие семьи определяют детей, оставшихся без попечения
родителей, относящихся к категории социальных сирот.
Учитывая
особенности каждой конкретной семьи, можно выделить специфические
принципы, характерные для процесса сопровождения замещающих семей:
сопровождение замещающей семьи как целостной системы;
соответствие запросам и потребностям замещающей семьи;
сопровождение на основе опережающих действий;
опора на успешные замещающие семьи;
создание условий для непрерывного профессионального роста
замещающих родителей;
междисциплинарный принцип работы.
Существующие формы принимающих семей
Г.Т.
Базарова
классифицирует по разным основаниям:
по профессиональным признакам;
по срокам устройства;
по возможности семьи получать регулярную поддержку от
профессионаловспециалистов;
1 Позднякова Ю.В. Понятие «замещающая семья» в России: сущность и содержание / Ю.В.
Позднякова // Вестник Университета Российской академии образования. Выпуск № 5(58),
2011. С. 8384. по объему ответственности за воспитание и развитие ребенка, его
устройство в самостоятельной жизни.2
Необходимо отметить, что в настоящее время в качестве специальных
замещающих семей оказываются и семьи опекунов, и патронатные семьи, и
замещающие семьи.
А. Газарян определил зоны адаптационного риска, что позволяет
очертить области повышенной трудности и актуальное содержание мер по
социальной адаптации детейсирот в замещающей семье.3
Основными формами работы с замещающими семьями, на наш взгляд,
являются:
телефон социальнопедагогической поддержки;
школы приемных родителей;
клуб выходного дня;
индивидуальные консультации;
психологопедагогический лекторий;
семейный клуб;
семинары, тренинги;
обмен опытом;
плановые проверки и др.
Процесс педагогического сопровождения – это цикличный процесс, он
представляет собой механизм следующих действий:
1) планирование процесса психологопедагогического сопровождения;
2) реализацию разработанных программ программ;
3) анализ результатов.
Психологопедагогическое сопровождение
замещающей семьи
производится на семейном и индивидуальном уровнях, которые включают:
формирование в муниципальном образовании положительного
общественного мнения в отношении замещающих семей;
сопровождение замещающей семьи (медицинское,
правовое,
психологическое, социальнопедагогическое);
адресную поддержку замещающей семьи по показаниям,
направленную на успешную социализацию детейсирот;
обучение замещающих родителей (предотвращение возникающих
семейных проблем, формирование компетентности родителей);
помощь в воспитании приемных
детей, просветительская
деятельность (лектории, консультации и т. д.);
2 Базарова, Е.Б. Замещающая семья как институт социализации детейсирот и детей,
оставшихся без попечения родителей / Е.Б.Базарова // Вестник Бурятского
государственного университета. 2011. № 5. С. 236243.
3 Газарян А. Социальная адаптация детейсирот: краткий обзор вопроса / А. Газарян//
http://www.uspeshnyesiroty.ru/roditelyam/popechitelyamdetey/sotsialnaYaadaptatsiyadetey
sirotkratkiYobzorvoprosa.htшl
помощь в создании благоприятного микроклимата в замещающей
семье в период кризиса, коррекция внутрисемейных отношений;
посредничество между замещающей семьей и организациями и
учреждениями, взаимодействующими с семьей (юридическая, медицинская,
психологическая).
Выделим наиболее распространенные формы взаимодействия с
приёмными семьями:
круглый стол «Обеспечение прав ребенка в семье»;
тренинг с детьмисиротами «Мы за здоровый образ жизни»;
школа личностного роста для детейсирот;
спортивный праздник «Папа, мама, я спортивная семья»;
тренинг для приемных мам;
семинар «Поговорим о сексе, любви и продолжении рода»;
семинар «О пользе похвалы»;
детскородительский форум «Город улыбается детям»
круглый стол «Положительный опыт семейного воспитания»;
семинар с тренингом «Основы семейной дипломатии», «Ребенок,
семья, школа», «Проблемы детей с отклонениями в развитии. Помоги
ребенку» и др.
органов здравоохранения,
Участниками встреч, семинаров, «круглых столов» являются
представители
инспекции по делам
несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетних, приглашаются
работники отдела семьи управления социальной защиты населения города
Лесосибирска, общественности и бизнеса. Совместно проводятся рейды
(специалистами органов социальной защиты в рамках межведомственного
взаимодействия организовано 28 рейдов с привлечением общественности и
студентов будущих социальных педагогов Лесосибирского педагогического
института), социальная помощь оказана 2084 семьям (гуманитарная,
денежная, консультативная).
Отдельной строкой обозначен в деятельности по защите прав детей
контроль и сопровождение замещающих семей. Система сопровождения
замещающих семей может быть представлена следующим образом: табл. 1.
Система сопровождения замещающих семей
Таблица 1.
№ Мероприятие
1.
2.
Семинар «Речевое развитие
детей. Роль родителей в
речевом развитии детей»
Культурнопатриотическое
мероприятие,
посвященное
празднованию Дня защитника
Сроки
проведения
январь
февраль
Организаторы
Психологи, логопеды
Студенты ЛПИ –
филиала
СФУ,
центральная
Отечества
Психологический
«Счастье быть папой»
8 Марта
Психологический
«Профессия –мама»
Неделя детской книги
тренинг
февраль
март
тренинг
март
март
5 апреля
«Веселые
посвященное Дню здоровья
старты»,
Детскородительский тренинг
«В согласии по жизни»
апрель
Семинар «К вам пришел
приемный ребенок»
апрель
Семинар «Творим вместе с
детьми: тестопластика»
Форум замещающих семей
«Семейный очаг»
20 апреля
май
Семинар «Готовность к
школьному обучению»
май
мероприятие
Спортивное
«Спартакиада 2014»
Деловая игра «Дети и деньги» июнь
Майиюнь
сентябрь
Семинар «Творим вместе с
детьми: рисуем красками и
гуашью»
Семинар – практикум «Как
наблюдать и оценивать
развитие ребенка раннего
возраста»
Праздничное мероприятие,
посвященное Дню матери
«Папа может все что угодно!» ноябрь
ноябрь
сентябрь
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
библиотека
Психологи
Детский дом, студенты
ЛПИ – филиала СФУ
Психологи
Центральная детская
библиотека
Студенты ЛПИ, отдел
спорта и молодежной
политики
Социально
реабилитационный
центр
Педагоги дошкольного
образования
клуб
педагоги
Семейный
«Родничок»
Отдел опеки и
попечительства, Клуб
«Родничок»
Психологи,
образовательных
учреждений
Отдел молодежи и
спорта
Центр
дополнительного
образования
Молодежный центр
Психологи
Центральная городская
библиотека
Студенты ЛПИ –
филиала СФУ 19 Семинар «Творим вместе с
ноябрь
20
21
22
23
детьми: аппликация»
«Новогодний огонек»
Психологический
тренинг
«Вместе по дороге детства:
родители и дети»
Группы личностного роста
для подростков
Организация и проведение
встреч семейного клуба
«Родничок»
декабрь
декабрь
В течение
года
Последняя
суббота
каждого
месяца.
«Родничок»,
Клуб
волонтеры
Студенты ЛПИ –
филиала СФУ
Психологи, волонтеры
семейного
детей
Центр
устройства
сирот
Отдел опеки и
попечительства
Таким образом, основная задача специалистов – совместно с замещающими
родителями обеспечить успешную социализацию приемных детейсирот,
поддерживать стабильность семейного устройства, оказывать своевременную
адресную помощь замещающей семье и ребенку
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.