МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В. Архангельского»
Организация работы с одарёнными детьми: реализация требований школы личностного роста (из опыта работы)
Автор: Филиппова Светлана Витальевна,
учитель истории, обществознания
и немецкого языка
Современная школа - это школа, которая ставит перед собой стратегическую ЦЕЛЬ обеспечения личностно-ориентированного подхода в обучении, воспитании и развитии детей с различными способностями, склонностями, особенностями, создание условий для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.
Новая школа требует и учителя нового типа. Учитель XXI века…Какой он? Еще в XIX веке в словаре В. Даля слово учитель имело такое толкование: «Учитель – это преподаватель, наставник». В любое время, в любом веке, в любой стране всегда почитали наставника, учителя. Профессия учителя – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации.
Увлечь за собой с первых мгновений урока, приоткрыть тайну и зажечь страстное желание разгадать её, поддерживать познавательный интерес – ступенька к достижению целей и задач современного урока. Способность к тщательному перспективному планированию отличает учителя XXI века. (ЭТО - УЧИТЕЛЬ-РУКОВОДИТЕЛЬ)
Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача — создать условия для развития творческих способностей, помогать выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Быть рядом с учеником, направлять, помогать, стать старшим наставником, уважать личные достоинства каждого ученика, давать возможность самовыражения - так формируется позитивный имидж современного учителя и один из путей к успеху образовательного процесса. (ЭТО – УЧИТЕЛЬ - ПОДСКАЗЧИК)
Каждый класс – своеобразен, каждый ученик в нём неповторим и уникален. Только учитель, зная всё своеобразие и оригинальность класса, индивидуальность своих учеников может написать эффективный и продуктивный сценарий своего урока. Даже простая формулировка «выполнение программно-методических требований к уроку» скучна и официальна, но в силах учителя добиться этого выполнения яркими, творческими, личностными, запоминающимися и действенными технологиями и приёмами! (ЭТО – УЧИТЕЛЬ - ОРГАНИЗАТОР)
Одним из принципов работы по новым технологиям является то, что на уроке учитель и ученик сотрудничают на равных. Однако практически добиться этого очень сложно, поэтому по-прежнему сохраняется исторически сложившаяся роль учителя на уроке, когда он выступает как источник знаний, которые необходимо донести до учеников. При этом учитель уже не является единственным источником правильных знаний, а его мнение существует на уроке наряду с мнениями учащихся. (ЭТО - УЧИТЕЛЬ-ИСТОЧНИК)
Прежде всего, учитель должен быть другом и наставником ребенку. Его основная задача – не заставить выучить необходимый материал, а зародить у ребенка интерес, вызвать любопытство. Любопытство – двигатель прогресса. Здесь я не могу не согласиться с древним философом Дарием, который утверждал, что "человеческое любопытство должно направлять к разумным познаниям". А как учитель может вызвать любопытство ребенка? На мой взгляд, один из самых верных способов – это личный пример. (ЭТО - УЧИТЕЛЬ- УЧАСТНИК)
Дети любознательны, они любят учиться, но немаловажно добавить: хорошо учиться. Однако стоит помнить о том, что способности у детей разные: кто-то прирожденный математик, а другой – перспективный спортсмен. В современной школе учитель должен уметь организовывать условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося. Распознать скрытые способности и помочь им раскрыться в полном объеме – это еще один аспект моей педагогической философии. (ЭТО - УЧИТЕЛЬ-ТЬЮТОР)
Задача учителя – не дать ребенку объем знаний, актуальный и соответствующий сегодняшнему дню, а научить добывать информацию и пополнять свои знания самостоятельно, ориентироваться в стремительном потоке информации и перерабатывать ее. Вот поэтому я и должна научить своих учеников учиться. (ЭТО - УЧИТЕЛЬ- КООРДИНАТОР)
Сегодня речь идет о создании новой культуры образования, в пространстве которой ребенок развивает себя, опираясь на школу. В этой культуре формируется способность к конструированию собственного знания, необходимого для перехода от понимания условий учебной задачи к ее самостоятельному решению. Инструкционизм («делай как я») в отношениях «учитель – ребенок» заменился конструкционизмом, при котором учитель выполняет иную роль – роль предметного эксперта. Это уже другой тип отношений, «конструктор – эксперт». Из источника и транслятора знания, учитель стал превращаться в эксперта по учебной деятельности. (ЭТО - УЧИТЕЛЬ-ЭКСПЕРТ)
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. Сегодня необходимо организовывать образовательный процесс, опираясь на следующие основания:
• научить познавать;
• научить делать;
• научить жить вместе;
• научить жить в ладу с самим собою.
Собственно говоря, эти основы и
являются целями современного образования.
Раскрою компоненты этих целей образования.
• Помочь учащимся научиться познавать окружающий мир.
Задача научиться познавать давно стала составной в системе задач образовательных организаций. Необходимо создавать условия для развития у учащихся вкуса к исследовательской деятельности и овладению исследовательскими умениями.
• Помочь учащимся научиться работать (действовать).
Другой основой развития образования является решение задачи научиться работать, что связано с необходимостью совершенствования в сфере своей профессиональной деятельности: приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными ситуациями (в том числе и непредвиденными). Прежде всего, следует научиться использовать знания на практике, применять их к решению теоретических проблем. Для этого необходимо содействовать развитию у школьников системного, критического мышления. Особо следует отметить необходимость воспитания такого качества у школьников как лидерство. Оно может быть связано не только с наукой или управлением, но и с практической деятельностью. Лидер - это, прежде всего, профессионал в конкретной области. Другая черта лидера - это умение увидеть проблему, а значит необходимо обладать способностью к проблемно-ориентированному анализу, критическому анализу. Третья черта лидера - это умение найти пути и средства решения найденной проблемы. Здесь требуются от человека широкие профессиональные знания и умения. И, наконец, четвертая характеристика лидера - это умение организовать вокруг себя людей для решения проблемы. Лидер - это человек, который способен реализовать себя в любимом деле.
Таким образом, воспитание лидера сегодня становится одной из важных целей образования. При этом в виду имеется лидер, способный к сопереживанию другому человеку, стремящийся к принятию этого другого и оказанию ему помощи.
• Помочь учащимся научиться жить
вместе - еще одна цель современного образования.
Важно научиться жить вместе, воспитывая в себе принятие и понимание
другого человека, отношение к нему как к ценности. Для современных условий
необходимо уже в школе способствовать воспитанию у школьников стремлений и
умений жить вместе в группе, в классе, в семье, в социуме, в мире. В этой связи
исключительно важным является разбудить и поддерживать у детей чувство
понимания взаимозависимости в мире, развивать у них коммуникативность, умения
предупреждать и снимать конфликты.
Основополагающим в коммуникации, безусловно, является осознание того, что
другой человек является ценностью.
• Четвертая важнейшая основа
развития образовательного процесса состоит в том, чтобы научиться жить,
обеспечивая расцвет собственной личности. Чтобы научиться познавать, нужно
хотеть познавать, поэтому необходимо создавать в школе условия для саморазвития
у учащихся мотивации в познании, духовных потребностей, собственной
индивидуальности: памяти, мышления, эстетических чувств, физических
возможностей.
Сейчас важнейшей задачей является помощь учащимся в самопознании, ибо только
таким путем ученик может построить траекторию своего развития.
Естественно, что выделенные цели образования требуют определения основного пути развития массовой школы и всей системы образования. Превращение школы из массовой, общеобразовательной (так называемой школы навыков) в школу личностного роста - это именно тот ориентир, который определяет развитие школы сегодня. Поэтому мы должны стремимся к созданию такого образовательного пространства школы, которое позволит обеспечить личностный рост учащегося и его подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества. Педагогическое кредо современности включает такие положения, как признание:
· ценности и уникальности личности (самоценности и индивидуальности каждого ребенка, любого человека);
· приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого индивидуума;
· необходимости ориентации на зону ближнего развития каждого ученика;
· права на субъективность и субъектность ребенка по отношению к учебно-воспитательному процессу (свобода выбора ребенком сфер приложения сил в организации школьной жизни как урочной, так и внеурочной).
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады и творческие конкурсы. Слово «олимпиада» и творческий конкурс ассоциируется с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, региональных, Всероссийских и Международных очных олимпиадах и творческих конкурсах. На таких уровнях сама цель олимпиад и творческих конкурсов – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.
В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад и творческих конкурсов по всем учебным предметам. Цель олимпиад и творческих конкурсов этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.
Участие школьников в заочных олимпиадах и творческих конкурсах муниципального, межмуниципального, регионального, Всероссийского и Международного уровней имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:
- дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
- создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;
- некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ, «Русский медвежонок») проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
- по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим; каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио.
Траектория подготовки к олимпиадам и творческим конкурсам
Система подготовки участников олимпиад и творческим конкурсам:
- базовая школьная подготовка по предмету;
- подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
- самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
- целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Алгоритм подготовки школьников к олимпиадам и творческим конкурсам
1. Выявление наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:
наблюдения в ходе уроков;
организацию исследовательской, проектной работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
2.Создание творческой группы, команды школьников, готовящихся к олимпиадам и творческим конкурсам, которая позволяет:
реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;
уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).
3.Планирование работы.
оптимально выстраиваются индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);
основной формой работы на занятиях - различные формы индивидуальной и парной работы.
4.Расширение кругозора:
чтение книг, журналов
работа в Интернете
общение дистанционно
участие в интенсивных школах и т.д.
творческих и интеллектуальных конкурсах.
К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:
- имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности
- имеют доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность
испытывают радость от умственного труда
- для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления
Таким образом, целью учебно - воспитательной работы педагога является создание благоприятных условий для умственного, духовного, нравственного развития; формирования и развития личности ребенка, его инициативы, стремления к самообразованию, саморазвитию и самореализации. Процитирую слова И. С. Якиманской, которые, на мой взгляд, очень четко и конкретно определяют назначение массовой российской школы: «Школа - это тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. ...Это адаптивная многопрофильная школа, в которой через организацию единой для всех, но разнородной образовательной среды создаются условия для внутренней дифференциации каждого ученика на основе изучения его личностных проявлений; определения индивидуальной образовательной траектории, способствующей проявлению познавательных интересов и потребностей, личностно значимых ценностей и жизненных установок».
Используемая литература:
Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей [ Текст] : программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение / Н. В. Алексеева – Волгоград : Учитель, 2011. – 182 с.
Джумагулова Т. Н., Соловьева И. В. Одаренный ребенок: дар или наказание [Текст]/ Т. Н. Джумагулова, И. В. Соловьева. – Санкт-Петербург: Речь, 2009. – 160с.
Монина Г. Б., Рузина М. С. Ох, уж эти одаренные дети. Талант и синдром дефицита внимания: двойная исключительность [Текст]/ Г. Б. Монина, М. С. Рузина. – Санкт-Петербург: Речь, 2010. – 128.
Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей: классические тексты [Текст]/ под. ред. А. М., Матюшкина, А. А. Матюшкина. – М.: Омега-Л, 2008. – 368с.
https://ru.wikipedia.org/wiki
citaty.info/man/sokrat
hpsy.ru/authors/x1436.htm
Приложение
Список одарённых учащихся
Предмет: история, обществознание
№ |
Фамилия, имя, отчество |
Класс |
1. |
Касимова Алина Тахировна |
8а |
2. |
Понамарёв Павел Владимирович |
8а |
3. |
Вшивцева Яна Дмитриевна |
8б |
4. |
Терентьева Ольга Владимировна |
8б |
5. |
Конева Ольга Владимировна |
8б |
6. |
Валеева Валерия Сергеевна |
11а |
7. |
Вихляев Григорий Андреевич |
11б |
8. |
Камина Виолетта Александровна |
11б |
9. |
Тасьманова Галина Юрьевна |
11б |
11. |
Филиппова Анна Андреевна |
11б |
12. |
Самбулова Ксения Викторовна |
11б |
План подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников
Предмет: история
Тема занятия |
Форма занятия |
Сроки |
Обзор учебной литературы по предмету и принципы ее использования при подготовке к ВОШ. Принципы выбора дополнительной литературы по предмету. |
Лекция |
сентябрь |
Основные типы олимпиадных вопросов и как с ними работать. Анализ критериев оценки. Чего следует избегать участникам ВОШ. |
Лекционно-практическое занятие |
сентябрь |
Диагностика уровня знаний по теме «История России с древнейших времён до конца 18 (20) века» |
Тестирование |
октябрь |
Повторение и углубление теоретических знаний по курсу «Отечественная история: История России с древнейших времён до конца 18 (20) века»: Тема 1. История России с древности до конца XVI в. 1. Восточные славяне в древности. 2. Русские земли и княжества в XII- середине XV века. 3. Формирование единого Русского государства. Тема 2. История России XVII- п.п. XVIII вв. 1.Россия в XVII в. 2. Россия в конце XVII- первой половине XVIII в. |
Повторительно-обобщающее занятие |
ноябрь |
Тема 3. История России в.п. XVIII вв.- XIX в. 1.Россия во второй половине XVIII в 2. Россия в XIX в. |
|
декабрь |
Совершенствование навыков работы с тестовыми заданиями |
Тестирование |
январь |
Развитие умения критически анализировать исторические документы. |
Работа с документами |
февраль |
Выполнение тестовых материалы, имеющие формат олимпиадных заданий |
Тестирование |
март |
Использование ресурсов Федерального портала российских олимпиад школьников, в том числе и задания разных этапов олимпиад прошлых лет |
Дистанционное тестирование |
апрель |
Выполнение нестандартных исторических задач на логику мышления |
Решение исторических задач |
май |
Выполнение заданий повышенной трудности и "повышенной интересности", базирующиеся на реально существующих проблемах современной истории. Задачи предваряются краткой теорией, даются их подробные решения. |
Решение исторических задач |
сентябрь |
Совершенствование навыков написания эссе |
Подготовка эссе |
октябрь |
Диагностика уровня подготовленности. Перспективы нового образовательного маршрута |
Тестирование |
ноябрь |
План подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников
Предмет: обществознание
Тема занятия |
Форма занятия |
Сроки |
Обзор учебной литературы по предмету и принципы ее использования при подготовке к ВОШ. Принципы выбора дополнительной литературы по предмету. |
Лекция |
сентябрь |
Основные типы олимпиадных вопросов и как с ними работать. Анализ критериев оценки. Чего следует избегать участникам ВОШ. |
Лекционно-практическое занятие |
сентябрь |
Диагностика уровня знаний по теме «Человек и общество». |
Тестирование |
октябрь |
Повторение и углубление теоретических знаний по курсу «Человек и общество»: Тема 1. Человек. Природа. Общение. Тема 2 Человек и закон. Тема 3 Человек. Природа. Общество. Тема 4. Гражданин. Право. Мораль |
Повторительно-обобщающее занятие |
ноябрь |
Совершенствование навыков работы с тестовыми заданиями: задания с одним правильным ответом; задания на установление соответствия и с выбором нескольких правильных ответов.
|
Тестирование |
декабрь |
Развитие умения критически анализировать документы (тексты): Выбрать из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. |
Работа с документами |
январь |
Автоматизация понятийного аппарата: соотнести термин и определение; заполнить схему и т.д. |
Тестирование |
февраль |
Использование ресурсов Федерального портала российских олимпиад школьников, в том числе и задания разных этапов олимпиад прошлых лет |
Дистанционное тестирование |
март |
Выполнение тестовых материалы, имеющие формат олимпиадных заданий |
Тестирование |
апрель |
Выполнение заданий повышенной трудности и "повышенной интересности", базирующиеся на реально существующих проблемах современности. Задачи предваряются краткой теорией, даются их подробные решения. |
Решение исторических задач |
май |
Совершенствование навыков написания эссе |
Подготовка эссе |
сентябрь |
Диагностика уровня подготовленности. Перспективы нового образовательного маршрута |
Тестирование |
октябрь |
Результативность педагогической деятельности по развитию одарённости обучающихся
Достижения обучающихся 2015-2016 учебный год:
1. 1 место - Филиппова Лидия Петровна, учащаяся 11б класса: школьный конкурс по вопросам безопасности и противопожарной тематике «Я - спасатель»
2. 1 место - Сосновская Ксения Олеговна, учащаяся 11б класса: районный конкурс рисунков «Я - молодой избиратель»
3. 1 место - Никифорова Любовь Алексеевна, учащаяся 11б класса: районная викторина в области избирательного законодательства, посвящённая дню молодого избирателя
4. 2 место - Никифорова Любовь Алексеевна, учащаяся 11б класса: районный конкурс мультимедийных презентаций «Мой выбор - Россия», посвящённый дню молодого избирателя
5. 2 место - Никифорова Любовь Алексеевна, учащаяся 11б класса: районный конкурс открыток «Ровеснику Ямала», посвящённый 85-летию ЯНАО и ШР
6. 3 место - Балин Павел Ромульевич, учащийся 11б класса: муниципальный конкурс детского творчества «Все различны - все равны (толерантность глазами детей)»
7. Филиппова Лидия, Никонова Ксения, учащиеся 11б класса: участие в патриотической акции «Солдатский платок», посвящённой 71-годовщине Победы в ВОВ.
8. 2 место - Касимова Алина Тахировна, учащаяся 7а класса: районная интернет-викторина, посвящённая всемирному Дню Космонавтики и 55-летию полёта человека в космос.
9. 3 место - коллектив учащихся 7а класса: районный конкурс селфи «Я выбираю Ямал».
10. 1 место – Темирбаева Камилла Маратовна, учащаяся 7а класса: районная интернет-викторина, посвящённая всемирному Дню Космонавтики и 55-летию полёта человека в космос.
11. 1 место – Понамарёв Павел Андреевич, учащийся 7а класса: районная викторина в области избирательного законодательства, посвящённая дню молодого избирателя.
12. 1 место – Понамарёв Павел Андреевич, учащийся 7а класса: районный конкурс мультимедийных презентаций «Мой выбор - Россия», посвящённый дню молодого избирателя
13. 1 место - Касимова Алина Тахировна, учащаяся 7а класса: районный этап XII Международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадёры, вперёд!»; номинация «Слово о русской земле, её героях и победах»
14. 2 место - Касимова Алина Тахировна, учащаяся 7а класса: районный конкурс сочинений «Моя малая родина»; номинация «Любимый уголок».
15. 1 место - Никифорова Любовь Алексеевна, учащаяся 11б класса: районный творческий конкурс среди обучающихся МО ШР «Стерх- белокрылая птица надежды» номинация «сочинение-размышление».
Достижения обучающихся 2016-2017 учебный год:
1. Участник Седьмой районной детской краеведческой конференции «От краеведения к краелюбию» пгт. Берёзово - Самбулова Ксения Викторовна , учащаяся 11б класса
2. Участник окружного конкурса творческих работ к 65-летию со дня рождения Анны Павловны Неркаги «Немолчащее сердце»- Касимова Алина Тахировна, учащаяся 8а класса.
3. Участник окружной jn-lain викторины «Граф русской истории», посвящённой 250-летию со дня рождения Н.М.Карамзина – Филиппова Анна Андреевна, учащаяся 11б класса.
4. Окружной конкурс творческих работ «Красота Божьего мира»- Понамарёв Павел Андреевич, учащийся 8а класса (3 место)
5.Заочный сельский конкурс видеороликов «Моя малая Родина» - Филиппова Анна Андреевна, Красильникова Виктория Александровна, учащиеся 11б класса (2 место)
6. Научно-исследовательская конференция «Ступень в будущее», муниципальный этап- Филиппова Анна Андреевна, учащаяся 11б класса (2 место)
7. Районный конкурс рисунков, сочинений, коллажей «Мы разные - мы вместе»- Лихтнер Алёна Владимировна, учащаяся 9в класса (2 место)
8. Школьный конкурс творческих работ ДПИ «ГТО - залог здоровья» - Барель Татьяна Вячеславовна, учащаяся 9в класса (1 место)
9.Школьный конкурс плакатов «Оригинальные законы мира» - Барель Татьяна Вячеславовна, учащаяся 9в класса (2 место)
10. Участник конкурса чтецов «Моя малая Родина» - Енова Ольга Владимировна, учащаяся 9в класса
11. Школьный этап ВОШ по истории – Филиппова Анна Андреевна, учащаяся 11б класса победитель
12.Школьный этап ВОШ по обществознанию – Филиппова Анна Андреевна, учащаяся 11б класса победитель
13. Участник окружного творческого конкурса «Экология глазами детей» - Касимова Алина Тахировна, учащаяся 8а класса.
14. Международная акция «Totales Diktat» (номинация «8-9 классы») – Яковлева Анастасия, учащаяся 8в класса (3 место)
15. Участник окружной он-лайн викторины, посвящённой 125-летию со дня рождения Джона Рональда Руэла Толкина «Волшебный мир Толкин»– Филиппова Анна Андреевна, учащаяся 11б класса.
16. Школьный конкурс чтецов памяти Н.В. Архангельского «Мы этой памяти верны» - Енова Ольга Владимировна, учащаяся 9в класса (2 место)
17. Школьный конкурс работ ДПИ «Новогодняя игрушка» - Енова Ольга Владимировна, учащаяся 9в класса (3 место).
18. Участник Международной акции «Тест по истории Отечества»– Филиппова Анна Андреевна, учащаяся 11б класса.
19. Региональный этап Всероссийского конкурса молодёжных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий, «Моя страна - моя Россия»- Касимова Алина Тахировна, учащаяся 8а класса (3 место).
20. Фестиваль художественного творчества «Славься район, мы гордимся тобой», посвящённого 86-летию Шурышкарского района, конкурс творческих проектов "Моя семья в истории Шурышкарского района" победители:
в номинации «Листая страницы семейного альбома» Тасьманова Галина Юрьевна, автор творческого проекта «Моё родовое древо»
в номинации «Семья — хранитель традиций» Воронцова Татьяна Сергеевна, автор творческого проекта «Моя родословная»
в номинации «Верность национальной культуре» Игнатьева Светлана Сергеевна, автор творческого проекта «Культурное наследие народа ханты»
в номинации «Дом, наполненный теплом» Касимова Алина Тахировна, автор творческого проекта «Семейные традиции»
в номинации «Память сердца: мы помним, мы гордимся!» Самбулова Ксения Викторовна, автор творческого проекта «Семейный альбом».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.