Организация развивающей среды для повышения познавательной активности.
Оценка 4.6

Организация развивающей среды для повышения познавательной активности.

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
воспитательная работа
Детсад
25.03.2018
Организация развивающей среды для повышения познавательной активности.
Познавательная активность - способность и желание познавать окружающий мир, стремление проникнуть в его многообразие, умение устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, понимать его противоречивость. Возраст от 3 до 7 лет — сензитивный период развития познавательной активности личности детей в период подготовки к школьному обучению. Наиболее эффективным средством формирования познавательной активности дошкольников является развивающая среда.
доклад оля.docx
Организация развивающей среды для повышения познавательной активности. Познавательная активность ­ способность и желание познавать  окружающий мир, стремление проникнуть в его многообразие, умение  устанавливать причинно­следственные связи, закономерности, понимать его   противоречивость. Возраст от 3 до 7 лет — сензитивный период развития познавательной  активности личности детей в период подготовки к школьному обучению. Наиболее эффективным средством формирования познавательной  активности дошкольников является развивающая среда. Развивающая среда (с позиций Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В.  Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина) ­  определенным  образом упорядоченное образовательное пространство, в котором  осуществляется развивающее обучение. В   центре   развивающей   среды   стоит   образовательное   учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности   ребенка,   раскрытия   его   индивидуальных   возможностей.   ДОУ обеспечивает оптимальные условия для интенсификации психических процессов в рамках альтернативных и вариативных программ, а развивающая среда в свою очередь   способствует   стимулированию   познавательной   активности   личности дошкольника. Основные параметры построения развивающей среды. Во­первых,  это   параметр   целеполагания,   ориентирующий   педагога дошкольного образовательного учреждения на понимание развивающей среды как   специально   организованного   педагогического   пространства, предоставляющего каждому включенному в нее ребенку широкий простор для оптимального развития и адекватной самореализации разных видов активности как базового основания личности. Второй   параметр  в   построении   развивающей   среды   как   средства формирования познавательной активности личности связан с анализом позиции педагога,   организующего   и   направляющего   активную   познавательную деятельность   дошкольника   в   процессе   совместного   с   ним   деятельностного общения. Третий   параметр  связан   с   отбором   методов,   приемов   и   средств, позволяющих   в   условиях   развивающей   среды   дошкольного   образовательного учреждения   моделировать   специальные   педагогические   ситуации, стимулирующие активную познавательную деятельность ребенка. Принципы организации развивающей среды. ( с позиций В. А. Петровского, Л. М. Клариной, Л. А. Смывиной, Л. П. Стрелковой) 1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. 2. Принцип активности. 3. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды. 4.Принцип комплексирования и гибкого зонирования. 5.Принцип   эмоциональности   среды,   индивидуальной   комфортности   и эмоционального благополучия. 6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. 7. Принцип открытости — закрытости. 8. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первоочередное   условие   личностно­ориентированного   взаимодействия взрослых   и   детей   —   установление   контакта   между   ними.   Личностно­ ориентированная позиция педагога — партнерская. Принцип активности. В   устройстве   детского   сада   заложена   возможность   формирования активности   у   детей   и   проявления   активности   взрослых.   Они   становятся творцами своего предметного окружения в процессе личностно­развивающего взаимодействия. Принцип   стабильности   —   динамичности   развивающей   среды. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало   возможность   построения   непересекающихся   сфер   активности.   Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. Среда   должна   пробуждать   у   детей   активность,   давать   им   возможность осуществлять   разнообразные   виды   деятельности,   получать   радость   от   них,   и вместе   с   тем   окружающая   обстановка   должна   иметь   свойства   при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Принцип открытости — закрытости. Этот принцип представлен в нескольких аспектах. ­   Открытость   Природе   —   такое   построение   среды,   которое   способствует единству Человека и Природы. Это организация «зеленых комнат» — маленьких внутренних двориков, которые могут быть остекленными, с растущими в них растениями: деревьями, кустарниками, травой. Это проживание вместе с детьми домашних животных: кошек, собак, за которыми дети ухаживают. ­   Открытость   Культуре   —   присутствие   элементов   настоящей   «взрослой» живописи, литературы, музыки. ­   Открытость   Обществу   —   обстановка   детского   сада   соответствует   сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделены родители. ­ Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает   построение   среды   с   учетом   половых   различий, предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. С целью анализа структурных компонентов развивающей среды были выделены ее основные элементы: 1. Предметно­игровая среда, которая должна включать: крупномасштабные игровые и дидактические пособия; – возможность изменения цветовой и звуковой среды; – вариативное использование предметов; – полифункциональное использование помещений; – зоны для релаксации; – наличие личного пространства каждого ребёнка. – 2. Характер взаимодействия педагога с детьми: – – – 3.  Использование современных технологий для воспитания и обучения детей с целью максимального развития их способностей: – – – – – – интегрированные занятия; активное обучение; развивающее обучение; обучение­подготовка; обучение с личным примером; проблемное обучение. установление партнерских отношений; учет индивидуальных и личностных особенностей; наличие творческого подхода. Вывод: Дошкольный   возраст   выступает   в   качестве   сензитивного   периода   для формирования   познавательной   активности.   .   Успешное   осуществление формирования   познавательной   активности   дошкольника   возможно   только   в рамках развивающей среды. В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме   развития   и   имеющее   своей   целью   процесс   становления   личности ребенка,   раскрытия   его   индивидуальных   возможностей.   ДОУ   обеспечивает оптимальные   условия   для   интенсификации   психических   процессов   в   рамках альтернативных и вариативных программ, а развивающая среда в свою очередь способствует   стимулированию   познавательной   активности   личности дошкольника. Литература: 1. Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников //  Вопросы психологии. 1984.  № 1. 2. Литвиненко С.В. Психолого­педагогические пути развития  познавательной активности дошкольников как компоненты школьной  готовности. // Начальное образование, 2009.  № 2, № 3. 3. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе  дошкольного возраста. ­ М.: Просвещение, 1986 4. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве// Пособие для  педагогов дошкольных учреждений. ­ М.: Мозаика­Синтез, 2006. 5. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения  со взрослыми и сверстниками. // Вопросы психологии, 1982.  № 4. 6.  Мотивационные предпочтения различных форм познавательной  деятельности старших дошкольников// Журнал прикладной психологии. ­  2003.  № 2. 1. Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников //  Вопросы психологии. 1984. № 1. 2. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. ­ М.,  1974. 3. Литвиненко С.В. Психолого­педагогические пути развития познавательной  активности дошкольников как компоненты школьной готовности. //  Начальное образование, 2009. № 2, № 3. 4. Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика [Текст] / Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина. ­ М: Феникс,  2004. ­ С.326. 5. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста  [Текст] / Л.А. Венгер. ­ М.: Просвещение, 1986 6. Веракса Н.Е. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте [Текст] /Н.Е.  Веракса, А.И. Булычева// «Вопросы психологии» 2002. ­№ . 2 7. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов  дошкольных учреждений [Текст]/Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. ­ М.: Мозаика­Синтез, 2006. 8. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и  сверстниками [Текст]/ М.И. Лисина// Вопросы психологии, 1982.­ № 4. 9. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. М.:  Мозаика­синтез, 2007 10. Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших  дошкольников// Журнал прикладной психологии. ­ 2003. ­ № 2. 11.Особенности мотивационных предпочтений различных форм познавательной деятельности у дошкольников// Психология и культура. Материалы Ш Съезда РПО. ­ СПб.: Питер, 2003. ­ №2. 12.Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред.  Венгера Л.А. ­ М.:Просвещение, 1986 13.Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5­6 лет// Психологическая  наука и образование. ­ 2004. ­ №1.

Организация развивающей среды для повышения познавательной активности.

Организация развивающей среды для повышения познавательной активности.

Организация развивающей среды для повышения познавательной активности.

Организация развивающей среды для повышения познавательной активности.

Организация развивающей среды для повышения познавательной активности.

Организация развивающей среды для повышения познавательной активности.

Организация развивающей среды для повышения познавательной активности.

Организация развивающей среды для повышения познавательной активности.

Организация развивающей среды для повышения познавательной активности.

Организация развивающей среды для повышения познавательной активности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2018