Гендерный подход в образовании индивидуальный подход проявлению ребенком своей индентичности.Первый социальный опыт ребенок получает в детском саду.Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ построена с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка для самостоятельной деятельности.С родителями ведется совместная работа по гендерному воспитанию.
Гуляева Оксана Николаевна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад «Кэскил» с. ТуораКюель, Таттинского
улуса Республики Саха (Якутия)
mail
.1968@
list
gulyaeva
. ru
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом гендерных особенностей
Аннотация: статья посвящена вопросам развития личности ребенка, его
гендерной принадлежности, о любви к родному краю и культуре своего народа ,
пробуждения в ребенке национального самосознания, воспитания чувства
уважения к другим нациям, обучению основным правилам поведения в обществе.
Ключевые слова: личность ребенка, народная педагогика, гендерное
воспитание, обычаи, обряды, толерантность.
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к
проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку
большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и
уметь использовать разные возможности поведения. Общеизвестно, что среда
является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его
индивидуальных знаний и социального опыта Первый социальный опыт ребенок
получает в детском саду. Предметнопространственную, развивающую среду в
группе мы создавали с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и
потребностей каждого ребёнка для самостоятельной деятельности. Для
мальчиков я изготовила различные макеты: «АЗС», «Парковка», «МЧС», «Булчут
маласала» имеется форма полиции ,военных ,моряков ,летчика ,капитана и др.
Для девочек оформлены сюжетные игры «Ателье», «Салон красоты»,
«Маленькая хозяйка», «Цветочница» и другие, имеются сарафаны ,халаты.
Наряду с этим, с родителями ведется совместная работа по гендерному
воспитанию. Оформлена наглядная агитация: папкапередвижка: "Что такое
гендерное воспитание? "Консультации: «Семьяглавный фактор в становлении
«Как воспитывать девочку»,
гендерной идентичности ребенка»,
«Психологическое развитие мальчиков». Ничто не сближает родителей и детей
как совместное проведение досугов и развлечений. В группе проводим
различные мероприятия, досуги , внедряем проекты. Так например, хочу
рассказать о мероприятии для мальчиков и пап «Баай Байанай» и конкурс для
девочек и мам «Я и моя мама». Развлечение «Баай Байанай» прошло с целью
формирования у детей и воспитания бережного отношения к природе, любви к
животным, соблюдения традиций на охоте. Наши родители приняли самое
активное участие, в команде болельщиков были даже бабушки. Дети группы и
родители все были одеты в камуфляжную форму. Оформление группы
соответствовало тематике развлечения. Был показ слайдов «Жизнь зимующих
зверей и птиц». Папы принесли в подарок поделки и макеты атрибутов охотника
и рыболова. Предварительно было дано задание найти материал, о каком либо
диком животном и оформить стенд про него. Дети показали свой фотоколлаж
стенд о диких животных с рассказом, как питается, где живет и разные
интересные факты о них. Потом провели эстафету:
1. Кто самый меткий ?
2. Ходьба на лыжах3. Кто правильно соберет рюкзак на охоту ?
4. Угадай, что он делает?
5. Вместе с папой мы вдвоем
Сюрпризным моментом было появление охотника. Охотник показал детям
снаряжения для охоты. Дети поняли ,что нужно беречь традиции и чтить обычаи
предков. По окончании соревнований команды награждены грамотами и
сертификатами. Для девочек группы и их мам проведен конкурс “Я и моя мама”.
С целью обогащения знаний и значимости и роли женщины матери ,как
хранительнице семйного очага.
1. Я с мамой .
Выход участниц в одинаковых платьях и нарядах.
2. Красивая прическа
Мама делает прическу дочке.
3. Любимое блюдо нашей семьи .
Показ и реклама своего блюда.
4. Поделка тряпичной куклы.
Изготовление куклы из лоскутков материала.
Осуществление работы по данному направлению будет продолжено. Важно
с раннего детства пробудить в ребенке глубокое чувство уважения к своей
культуре и культуре другого народа. Изучение истории, традиций и обрядов
народа способствует воспитанию толерантной личности, носителя и
продолжателя национальной культуры. Обучая детей родному языку и обычаям,
формируем их национальное самосознание. Воспитание и образование в
современном обществе не могут эффективно функционировать, не могут даже
просто существовать вне народной педагогики, без этнопедагогики. Народная
педагогика – педагогика национального развития возрождения, самовоспитания,
создающая личность патриота, человека с высокоразвитым чувством
национальной гордости и достоинства.
Ссылка на источники:
1. Гендерная педагогика: учеб. пособие/Л.В. Градусова. — М.: ФЛИНТА:
Наука, 2011. — 176 с
2. Репина Т. А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском
саду//Вопр. психол. 1984. — № 7. — 62–70 с.
3. Петрова В. И. Нравственное воспитание в детском саду программа и
методические рекомендации для занятий с детьми 27 лет / В. И. Петрова, Т. Д.
Стульник. – М. : МозаикаСинтез. 2006.