Большое значение для здоровья и благополучного развития ребенка имеет правильная организация режимных моментов.Режимные моменты занимают большую часть времени, которое малыш проводит в детском саду. Они не должны рассматриваться как простое обеспечение физиологических нужд ребенка. Все процедуры и то, как они проводятся, составляют важную часть педагогического процесса.
Организация режимных моментов.
Большое значение для здоровья и благополучного развития ребенка
имеет правильная организация режимных моментов.
К режимным моментам относятся:
1. Прием детей.
2. Утренняя гимнастика.
3. Подготовка к завтраку, завтрак.
4. Подготовка к непосредственно образовательной деятельности.
5. Подготовка к 1 прогулке, прогулка.
6. Подготовка к обеду, обед.
7. Организация сна детей.
8. Организация подъема детей и закаливающих процедур.
9. Подготовка к полднику, полдник.
10. Подготовка ко 2 прогулке, прогулка.
11. Подготовка к ужину, ужин.
Режимные моменты занимают большую часть времени, которое малыш
проводит в детском саду. Они не должны рассматриваться как простое
обеспечение физиологических нужд ребенка. Все процедуры и то, как они
проводятся, составляют важную часть педагогического процесса.
В эти моменты открывается возможность индивидуального общения
воспитателя с малышом. Их нужно использовать для установления до
верительных отношений, укрепления эмоциональной связи с ребенком. В ходе
ежедневных процедур, беседуя с ребенком, взрослый называет предметы и
действия, чтото объясняет, спрашивает, отвечает на вопросы, рассказывает,
обсуждает. Все это способствует познавательноречевому, нравственному
развитию ребенка. В процессе умывания, одевания, приема пищи малыш
обучается различным действиям: берет мыло и намыливает руки, открывает
кран, надевает колготки, застегивает и расстегивает застежки на одежде,
обуви. Постепенно ребенок учится самостоятельно умываться, одеваться и
пр. Участвуя вместе с воспитателем в повседневных делах, следуя примеру
взрослых, ребенок приобретает социальные навыки.
Организуя режимные моменты, воспитатель должен создавать до
брожелательную атмосферу сотрудничества.
Следует учитывать
индивидуальные особенности каждого ребенка: не торопить медлительного
ребенка, не предлагать непосильные для малыша действия, не выполнять за
него то, что он может сделать сам.
Прием детей, осмотр, игры, утренняя гимнастика
Прием детей воспитателем может осуществляться в группе или на
участке, что необходимо заранее указать при планировании работы. Самое
главное — это создать хорошее настроение, как ребенку, так и его родителям.
Это обеспечивает позитивный настрой на предстоящий день и являетсязалогом взаимопонимания и взаимодействия детского сада и семьи
воспитанника.
Перед приемом детей воспитатель проветривает группу.
Во время утреннего приема необходимо обращать внимание на внешний
вид детей. Конечно же, пришедшие дети должны здороваться с воспитателем
и другими детьми группы, включаться в игры, разговаривать при этом
негромко, не кричать.
Воспитатель обеспечивает интересную, содержательную деятельность детей и
следит, чтобы они не ссорились, не мешали друг другу. В случае если ребенок
стеснителен, застенчив, не в настроении или по какимлибо другим причинам
не может самостоятельно выбрать себе занятие, воспитатель должен помочь
ему: подключить к играющим детям, помочь в выборе игрушек, поиграть с
ребенком или дать ему какоелибо конкретное поручение.
Также воспитатель обеспечивает условия для разнообразной и
интересной самостоятельной деятельности детей в группе или на участке. Для
этого систематически вносит новые (или уже подзабытые) пособия, которые
будут способствовать возникновению игровых или творческих замыслов у
детей.
В утренний отрезок времени воспитатель проводит гимнастику с
детьми. При этом воспитатель занимается вместе с детьми и, при
необходимости, поправляет, корректирует выполнение упражнений детьми.
Подготовка к завтраку, завтрак
В ДОУ для детей организуется 5ти разовое питание.
Для обеспечения преемственности питания в детском саду и дома,
родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая
ежедневное меню.
Организация умывания перед приемом пищи проводится постепенно,
небольшими группами детей. Следует напомнить детям правила поведения в
умывальной комнате дети не должны разбрызгивать воду, должны
поддерживать порядок и чистоту, после мытья рук сразу же закрывать воду и
ни в коем случае не оставлять краны открытыми. Необходимо обратить
внимание и на действия детей — они должны закатать рукава, намыливать
руки и выполнять прочие процедуры над раковиной. Дети должны знать, что
пользоваться можно только своим полотенцем, а после процедуры
умывания нужно аккуратно вешать его на свое место. Данные процедуры
должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке, что
обеспечит хорошее настроение детям во время приема пищи.
Для того чтобы дети осваивали нормы этикета, стол сервируют всеми
необходимыми приборами: тарелкой, ножом, вилкой, столовой и чайной
ложками. На середину стола ставят бумажные салфетки, хлеб в хлебнице.В организации питания, начиная со средней группы, принимают
участие дежурные воспитанники группы. Учитывается и уровень
самостоятельности детей. Огромное значение в работе с детьми имеет пример
взрослого. Исходя из этого, предъявляются высокие требования к культуре
каждого сотрудника дошкольного учреждения.
При организации завтрака воспитатель обращает внимание детей на то,
как накрыты столы к завтраку, дает позитивную оценку детямдежурным. В
зависимости от меню можно уточнить названия некоторых блюд. Важно
отметить заботу няни и поваров о детях, в нескольких словах обозначить
важность и необходимость данных профессий.
В процессе еды воспитатель контролирует осанку детей, мотивирует,
чтобы дети съели всю предложенную пищу. Однако если аппетита у ребенка
нет, и он отказывается от еды, то лучше не заставлять. Насильственный прием
пищи ничего хорошего не даст ни для физического, ни для психологического
здоровья ребенка. Также, в процессе завтрака решаются задачи воспитания
культурногигиенических навыков приёма пищи. Воспитатель объясняет
детям, как пользоваться столовыми приборами, салфеткой, как правильно
есть ( класть пищу в рот небольшими кусочками и хорошо ее
пережевывать), после окончания приема пищи полоскать рот и др.
Игры и детские виды деятельности
В группе воспитатель создает условия для организации детьми разных
видов деятельности, а в плане отражает, для каких видов деятельности
создана предметноразвивающая среда — с указанием названия и цели
деятельности. При индивидуальной работе с детьми, необходимо указать и
тему, и цель, с уточняющими подробностями.
Непосредственная образовательная деятельность
Непосредственная образовательная деятельность должна органично
вытекать из тех видов деятельности, которыми были заняты дети на
предыдущем этапе. Проводится НОД согласно перспективному плану, в
котором указаны программное содержание и цели.
Подготовка к прогулке, прогулка
Прежде чем отправиться на прогулку необходимо навести порядок в
группе: собрать игрушки и расставить их по местам, убрать пособия и
материалы, которые использовались в непосредственной образовательной
деятельности.
Перед одеванием воспитатель напоминает детям правила поведения в
раздевальной комнате. В данном режимном моменте воспитатель формирует у
детей навыки одевания и культуры поведения при одевании, решает широкий
круг образовательных задач: название одежды и ее назначение, названиедеталей одежды и активизация словаря на тему «Одежда». Воспитатель
обращает внимание детей на последовательность одевания, а перед выходом
на прогулку на внешний вид детей. Если в процессе одевания у коголибо
проявляются очевидные ошибки, воспитатель устраняет их вместе с другими
детьми группы, вызывая при этом у детей желание помочь друг другу и
пресекая насмешки со стороны сверстников.
Можно использовать так называемый фронтальный метод одевания
детей, когда они одновременно надевают сначала рейтузы, затем обувь,
кофты, шапки и в последнюю очередь пальто (куртки). Не следует при это
забывать о соблюдении последовательности и постепенности, а также –
детям.
индивидуальном
подходе
к
Организация прогулки.
Ежедневная продолжительность прогулки детей в ДОУ составляет
около 4 4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую
половину дня – до обеда и во вторую половину дня после дневного сна
и (или) перед уходом
детей домой. При температуре воздуха ниже 15°С и скорости ветра
более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не
проводится при
температуре воздуха ниже 15°С и скорости ветра более 15 м/с для
детей
до 4 лет, а для детей 57 лет при температуре воздуха ниже 20°С и
скорости ветра более 15 м/с.
Прогулка состоит из следующих частей:
наблюдение,
подвижные игры,
труд на участке,
самостоятельная игровая деятельность детей,
индивидуальная работа с детьми по развитию физических качеств,
самостоятельная двигательная активность.
В зависимости от предыдущей образовательной деятельности и погодных
условий – изменяется и последовательность разных видов деятельности детей
на прогулке. Так, если до прогулки с детьми организовывалась
образовательная деятельность, требующая больших умственных усилий,усидчивости, то на прогулке необходимо вначале провести подвижные игры,
пробежки, а затем перейти к наблюдениям. Если до прогулки было
физкультурное или музыкальное занятие, то начинают с наблюдений,
спокойных игр.
В процессе прогулки воспитатель способствует организации детьми
интересной и разнообразной деятельности. Для этого в наличии должны быть
игрушки и вспомогательный инвентарь, правилам обращения с которым
воспитатель обучает детей на прогулке или предварительно в группе. Во
время прогулки у воспитателя есть возможность понаблюдать за содержанием
игр и взаимоотношениями детей и скорректировать их при необходимости.
Перед уходом с прогулки дети приводят участок в порядок, собирают
выносной материал. Перед входом в детский сад ребята вытирают ноги и
приучаются заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу,
мальчики пропускают девочек вперед. В раздевалке воспитатель следит за
процессом переодевания и прививает детям бережное отношение к вещам и
навыки аккуратности.
Подготовка к сну, дневной сон
Спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в
помещении на 3—5 градусов, при этом дверь из спальни в группу должна быть
закрыта. Перед тем, как детям зайти в спальню окна в спальне необходимо
закрыть.
Лучше, чтобы период подготовки ко сну был спокойным,
уравновешенным. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми,
эмоциональными разговорами. При раздевании воспитатель формирует
бережное отношение к вещам, аккуратность. Обстановка в спальне должна
быть спокойной и расслабляющей. Нужный настрой, положительное
отношение к дневному сну помогут создать нежная спокойная музыка,
народные потешки и приговорки. Необходимо проверить: удобно ли дети
расположились в своих кроватях, а еще лучше подойти к каждому, поправить
одеяло, погладить по голове и пожелать спокойного сна. Так вы покажете
ребенку свою любовь и заботу, создадите умиротворенное настроение,
способствующее хорошему сну. Во время сна детей педагог должен
находиться в спальне и наблюдать за детьми.
Подъем после сна, водные процедуры, закаливающие мероприятия
Подъем проводится постепенно, по мере пробуждения детей, еще в
кроватках проводится зарядка пробуждения, после подъема организуются
закаливающие процедуры, проведение которых педагог согласовывает с
медсестрой.
После сна дети закрепляют навыки самостоятельного одевания, а
воспитатель помогает им при необходимости. Продолжается работа повоспитанию аккуратности, самостоятельности. Дети приводят в порядок
прически. Девочкам с длинными волосами помогает воспитатель.
Игры, прогулка, уход детей домой
Организуется аналогично пунктам «Подготовка к прогулке», «Игры» и
«Прием детей».
На вечерней прогулке, в присутствии ребенка воспитатель может
проинформировать родителей о его достижениях в развитии, успехах в
группе. Для наглядности было бы неплохо продемонстрировать работы детей.
Кроме того воспитатель информирует родителей о проблемах, возникших у
ребенка, и способах их решения, дает консультации по интересующим
родителей вопросам.
ВАЖНО! Порядок именно такой: сначала положительное, потом проблема.
Каким бы ни был ребенок, сколько бы неудобств он вам не доставлял, но
положительное найти нужно обязательно и похвалить в присутствии
родителей. И только потом о проблемах. Тактично, ненавязчиво, грамотно, но
настойчиво. И обязательно индивидуальный подход к каждой семье: кому, как
и что можно сказать, а что нельзя.
Отдельно стоит обратить внимание на уход ребенка из детского сада.
Ребенок должен не забыть о правилах хорошего тона, а именно попрощаться с
воспитателем и детьми группы. Воспитателю и родителям необходимо
формировать положительное отношение ребенка к детскому саду и
настраивать детей на следующие посещения.