Организация внеклассной работы по химии
Оценка 5

Организация внеклассной работы по химии

Оценка 5
Документация +1
doc
химия +1
Взрослым
03.04.2019
Организация внеклассной работы по химии
Основная задача, стоящая перед учителями химии, заключается, прежде всего, в том, чтобы качественно организовать учебно-воспитательный процесс, направленный на овладение языка химической науки. Существуют три фактора, которые заставляют детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет к цели. Если дети равнодушны к предмету, учеба становится неинтересной и скучной. Каждый учитель заинтересован в том, чтобы увлечь учеников своим предметом.
Организация внеклассной работы по химии.doc
Из опыта работы учителя химии МОУ «СОШ №13 им. Ю.А.Гагарина» г. Магнитогорска Артамоновой Светланы Михайловны «Организация внеклассной работы по химии». Развитие научно-технического прогресса невозможно без подготовки творчески мыслящих специалистов всех отраслей народного хозяйства, в том числе по химии. Решение этой задачи возложено на высшую и среднюю школу, которая призвана подготовить образованного человека, уделив главное внимание индивидуальным особенностям учащихся. Основная задача, стоящая перед учителями химии, заключается, прежде всего, в том, чтобы качественно организовать учебно-воспитательный процесс, направленный на овладение языка химической науки. Существуют три фактора, которые заставляют детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет к цели. Если дети равнодушны к предмету, учеба становится неинтересной и скучной. Каждый учитель заинтересован в том, чтобы увлечь учеников своим предметом. Надо признать, что за последние годы уровень знаний по химии у школьников значительно снизился. Среди учащихся немало таких, которые не имеют четких представлений даже о самом предмете химии, об основных понятиях и законах, плохо усвоили химическую символику, не умеют решать стандартные задачи. Даже подготовленные ученики не понимают логической связи между отдельными химическими явлениями. Причины негативных изменений, которые появились в обучении химии за последние годы, хорошо известны. Это, прежде всего нарастание сложности программного материала и сокращение учебного времени на его усвоение. Из-за усложнения программы учителю приходится тратить дополнительное время на устное объяснение материала за счет времени, отводимого на проведение химического эксперимента и решения задач. А это значит, что сокращается самостоятельная работа учащихся, а следовательно, меньше внимания уделяется осмыслению и закреплению школьниками учебного материала. Негативно сказывается и недостаточное оснащение материальными средствами (реактивами и химическим оборудованием) кабинетов химии. Снижение интереса школьников к химии и соответственно уровня их знаний объясняется также и недостаточной внеклассной работой по химии. Внеклассные занятия по химии, наряду с уроками, - одна из главных форм организации учебно-воспитательного процесса в школе. Не секрет, что ученики на уроках устают от “сухого” преподавания весьма объемного материала по курсу химии, многое из которого нужно еще и заучить без отчетливого осмысления. Внеклассная же работа предоставляет исключительно большие возможности для возбуждения интереса учащихся к химической науке. Основная цель внеклассной работы – выявление и развитие склонностей и способностей учеников в ходе углубленного освоения программных вопросов, а также вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию учащихся. Важной задачей внеклассных занятий по химии является развитие у школьников умения самостоятельно работать с литературой и умений экспериментальной работы в лаборатории. Очень важен воспитательный элемент внеклассных занятий – выполнение общественно полезных заданий вырабатывает у учащихся чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям, уважение к труду, а также объединяет учеников в коллективы, связанные общими интересами и увлечениями, воспитывает их в духе товарищества. В большей степени, чем уроки, внеклассные занятия приспособлены для развития у школьников творческой самодеятельности и изобретательности, к формированию ценных практических навыков и умений, самореализации личности учащихся. Изучение педагогической, психологической и методической литературы выявило ряд проблем в организации и проведении внеклассной работы. На мой взгляд, связано это, прежде всего, с тем, что данному вопросу уделяется мало внимания, а немногочисленные разработки и рекомендации, предложенные в методической литературе, не вполне доступны для рядовых учителей. Поэтому в своей работе я попыталась отобрать наиболее важные интересные рекомендации по организации внеклассной работы по химии и проверить их в ходе педагогического эксперимента в условиях своей школы. Для этого мне потребовалось решить ряд следующих задач: изучить педагогическую, психологическую и методическую литературу на предмет постановки и организации внеклассной работы по химии; разработать методику организации и проведения внеклассной работы по химии. Внеклассную работу можно представить как систему, состоящую из отдельных элементов. Как и в обучении химии, так и в целом, во внеклассной работе определяющим является содержание, которое отбирается произвольно. Тематика ее очень разнообразна. Тем не менее, содержание внеклассной работы по химии подчиняется строго определенным требованиям: научность; доступность; актуальность; практическая значимость; занимательность Как подготовить и провести в школе день или неделю химии В ряде школ с целью пропаганды химических знаний среди всех учащихся школы проводятся Дни химии, Недели. Это не только популярные лекции, занимательные беседы и экскурсии. Это своеобразный праздник, подводящий итоги работы школьного коллектива юных любителей химии за продолжительный период. Проводится День или Неделя химии один раз в год, и готовятся к этому событию следует не меньше 3-х месяцев. Штаб или Совет по проведению Дня (Недели) химии разрабатывает его программу, в которой четко определяется что будет делать каждый класс, каждый член кружка или школьного химического общества; какие лекции или беседы прослушает, какие сам подготовит и прочтет, о чем будет идти речь на утренниках и вечерах, какие экскурсии будут проведены, какие выставки организованы. В период проведения Недели химии целесообразно организовать конкурсы на лучшую газету, рисунок, рассказ, фотографию; можно провести школьную олимпиаду. Если в школе проводится День химии, то все это, конечно, надо провести накануне. Накануне же рекомендуется провести конкурс на лучший прибор, модель, макет. С особой тщательностью следует готовить беседы и уроки, которые будут проводится в эти дни для школьников первого-шестого классов. Как правило, их проводят лучшие химики-старшеклассники. Необходимо, чтобы такие беседы были короткими, доступными для понимания и в то же время научными. Тщательно должен быть отработан эксперимент. Хорошо, если такие беседы или уроки будут соответствовать программам по природоведению, географии, биологии в этих классах. При планировании лекций и встреч для учащихся старших классов следует помнить, что по своей тематике они должны прежде всего соответствовать запросам школьников, уровню их подготовки и увлеченности химической наукой. В некоторых случаях, в связи с этим, придется организовать весьма и весьма популярные лекции, в некоторых – лекции по сложным вопросам науки. Будет очень хорошо, если к проведению таких лекций для старшеклассников удастся привлечь не только специалистов, но и отдельных учащихся школы. Для старшеклассников целесообразно провести также научную конференцию. Информировать школьников о проведении Дня или Недели химии в школе следует заранее, за несколько дней до праздника, подробную программу его необходимо вывесить в школе на самом видном месте. Такая афиша должна быть обязательно красочна, чтобы привлечь к себе внимание и учащихся, и учителей школы, и родителей. Приведу примерную программу Недели химии, посвященную 90-летию г. Магнитогорска и Магнитогорского металлургического комбината в нашей школе. 1. Беседы с учащимися начальных классов «Химия на ММК и охрана природы» (с демонстрацией занимательных опытов). 2. Интегрированный урок в 5-6 классах «Великие ученые — химики в искусстве» (с демонстрацией занимательных опытов). 3. Викторина для обучающихся 7-8 классов «Мой любимый город». 4. Мероприятие для начальной школы «Чудесная наука» с участием обучающихся 8 классов. 5. Мероприятие для 7 классов «Давайте познакомимся!» 7. Химическая игра «Что? Где? Когда?» для обучающихся 10,11 классов, посвященная юбилею г. Магнитогорска. 8. Подведение итогов Недели химии. Награждение лучших химиков школы.

Организация внеклассной работы по химии

Организация внеклассной работы по химии

Организация внеклассной работы по химии

Организация внеклассной работы по химии

Организация внеклассной работы по химии

Организация внеклассной работы по химии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2019