Конспект занятия
по развитию речи
с детьми старшего дошкольного возраста
«Про снежный колобок»
Подготовила: Нечаева С.Ю
2022
Конспект занятия по развитию речи.
«Про снежный колобок»
Задачи:
Закреплять умение подбирать родственные (однокоренные) слова, активизировать словарь детей по теме. Побуждать внимательно слушать текст рассказа. Упражнять детей в пересказе рассказа связно, последовательно по опорной мнемосхеме в условиях звукозаписи. Упражнять в делении слов на слоги. Формировать у детей стремление к самоанализу и самооценке. Развивать память, слуховое внимание. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Ребята к нам на занятие пришли гости.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорим мы всем «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Воспитатель Ребята в одном стихотворении потерялись слова. Только дружные ребята, которые умеют слушать друг друга, помогать друг другу смогут вернуть слова на место.
Игра «Доскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю ………снег
С неба всё скользят пушинки-
Серебристые …….снежинки
На посёлки, на лужок
Тихо падает …………Снежок
Вот веселье для ребят всё сильнее ………Снегопад
Все бегут в перегонки, все хотят играть в …..снежки
Словно в белый пуховик
Нарядился …….Снеговик
Рядом снежная фигурка
Это девочка ……Снегурка
На снегу-то посмотри
С красной грудкой ……снегири
Словно в сказке, как во сне
землю всю укутал ……..снег
Воспитатель – Какие слова вы добавляли?
На какое слово они все похожи?
Воспитатель – Правильно. Слова, которые имеют общее для всех слово называются родственными.
Воспитатель Давайте подберём похожие родственные слова к слову – ЛЁД, ХОЛОД, МОРОЗ
Воспитатель Молодцы, присаживайтесь на стулья. И не забывайте внимательно слушать друг друга, будьте вежливыми.
(На стулья заранее приклеить три белых круга)
Воспитатель Я сегодня расскажу вам интересную историю, которая произошла в одном детском саду, с мальчиком Алёшей. Рассказала эту историю детская писательница Надежда Дмитриевна Калинина, она не только писала интересные рассказы, но и сама была замечательной рассказчицей, записывала их на пленку, чтобы дети слушали их по радио. «Про снежный колобок»
«Про снежный колобок»
Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега бабу. Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки – сделал глаза; нашел палочки - сделал рот и нос. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше оставлять на дворе колобок. Взял он его и положил в карман.
Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Пообедали ребята, после обеда спать легли. А когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика – лужа. Что такое?
Открыли дверку, посмотрели, а там из кармана – кап –кап –кап – вода капает.
Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка.
Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.
А колобок где?
Воспитатель – Где же произошла эта история?
Чем были заняты ребята во дворе?
Как появился у Алёши снежный колобок?
Что случилось со снежным колобком?
Воспитатель. Я предлагаю вам стать рассказчиками. Как автор истории, пересказать рассказ самостоятельно, а мы запишем его на телефон, а потом прослушаем. Чтобы вам было легче рассказать нам поможет, схема.
Давайте послушаем рассказ еще раз, будем соотносить рассказ со схемой и запоминать.
Повторное чтение рассказа с опорой на мнемосхему.
«Про снежный колобок»
Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега бабу. Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки – сделал глаза; нашел палочки - сделал рот и нос. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше оставлять на дворе колобок. Взял он его и положил в карман.
Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Пообедали ребята, после обеда спать легли. А когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика – лужа. Что такое?
Открыли дверку, посмотрели, а там из кармана – кап –кап –кап – вода капает.
Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка.
Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.
А колобок где?
Для пересказа вызываются три ребёнка.
(Пересказывают те, у кого круг на стуле)
Рассказы мы с вами потом прослушаем, и другие ребята расскажут нам его вечером.
Воспитатель Давайте мы с вами тоже поиграем, встанем на ноги
Стою и снежинки в ладошки ловлю (поднимают руки вверх)
Я зиму и снег, и снежинки люблю (хлопки в ладоши)
Но где же снежинки (сжимают кулачок)
В ладошке вода (разжимают кулачки)
Куда же исчезли снежинки? ((сжимают, разжимают кулачки)
Растаяли хрупкие льдинки – лучи (потряхивание руками)
Так как ладошки мои горячи (потирание ладошек)
Воспитатель: А сейчас приглашаю вас за столы, там приготовлено еще одно задание. Упражнение «Найди схему для картинки»
У детей схемы слов: 1 слог, 2 слога, 3 слога, 4 слога.
Картинки: Снег, снежки, снегири, снеговик, Снегурочка.
Дети работают за столами. Один ребёнок у доски.
Воспитатель Давайте вместе проверим правильно ли вы выполни задание.
Анализ слов. Работа с образцом.
Воспитатель: У кого работа выполнена правильно, тот может взять себе смайлик.
Подведение итога.
Какие слова называются родственными?
Как назывался рассказ?
За что вы получили смайлики?
Воспитатель Сегодня мы с вами говорили о снеге холоде, морозе, но скоро это всё пройдёт.
Зима окраску поменяет
Забудет снега белизну
Весна прекрасная настанет
И будем рады мы теплу.
Воспитатель: Занятие закончено. Я предлагаю послушать рассказы ребят.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.