Орнамент – образ эпохи.
Каждая историческая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента свои мотивы, символы, формы.
Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.
Орнамент Египта
К ранним формам изобразительного искусства Египта относится геометрический орнамент. Основные мотивы включают: растительные узоры; анималистические изображения; религиозные темы. Одним из основных элементов является цветок лотоса, который олицетворяет божественную силу природы, нравственную чистоту, целомудрие, здоровье, оживление и солнце. В орнаменте также использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. В древнеегипетский орнамент входили стилизованные водные растения: папирус, тростник, лилия.
Основными характерными особенностями орнамента в Египетской культуре являются сдержанность, строгость и утонченность.
Орнамент Египта
К ранним формам изобразительного искусства Египта относится геометрический орнамент.
Основные мотивы включают: растительные узоры; анималистические изображения; религиозные темы.
Одним из основных элементов является цветок лотоса, который олицетворяет божественную силу природы, нравственную чистоту, целомудрие, здоровье, оживление и солнце.
В орнаменте также использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире.
В древнеегипетский орнамент входили стилизованные водные растения: папирус, тростник, лилия.
Основными характерными особенностями орнамента в Египетской культуре являются сдержанность, строгость и утонченность.
Орнамент азиатских народов
Ассирийский орнамент имел большое сходство с египетским. Он носил в основном геометрический характер. В ассирийском и месопотамском орнаменте всегда очень четкое деление на фон и изображение. Большинство мотивов орнаментов построено на сочетании простых кругов, квадратов и треугольников, причем кривых линий почти не было, но при этом орнамент выглядел очень выразительно за счет применения древних традиций графических решений, четкого ритма и наличия в орнаменте больших деталей.
Особенностью индийского орнамента считается использование почти натуралистических композиций и перегруженность деталями. Орнамент сложный, красочный, тесно заполняет пространство. Распространены гирлянды, изображения растений, животных, птиц, цветов.
Персидский орнамент представлял собой смесь ассирийских, египетских и индийских форм.
Китайские орнаменты легко отличаются от других, они содержат крупные и пышные цветы, которые соединяются невзрачными стебельками, изображения завитков волн и облаков, драконов, фантастических птиц. Использовались красный, белый, желтый, синий и зеленый цвета.
У японцев нет орнамента в строгом понимании этого слова. В декоративных элементах преобладают природные мотивы: цветы, травы, бабочки, цветы. Геометрических компонентов почти нет. Отличительная особенность – умышленная асимметрия. Японское искусство способствовало возникновению стиля модерн в Европе.
Орнаменты Греции и Рима
Древние греки использовали растительный орнамент. Его основные формы представляют плетения, каймы, состоящие из пальметт лотоса и чашечек цветка, соединенных ветками. Часто использовался меандровый орнамент – квадратный или круглый.
Римский орнамент развивался под сильным влиянием греческого. Отличительная особенность римского орнамента – его чрезмерная пышность и перегруженность деталями. Основные мотивы – пышные гирлянды, крылатые амуры и грифоны. Цветовая гамма: палевые, голубые и красные изображения на черном фоне или палевые и голубые – на красном.
Древнехристианский и византийский орнаменты
Для византийского орнамента характерно сочетание греческого и восточного орнамента. В его украшениях виден переход от греческого и римского орнамента (листа аканта) к плоскому геометрическому. Он состоял из сложных сплетений звериных мотивов, стилизованных растительных побегов виноградных лоз и геометрических элементов. Характерна причудливая роскошная узорчатость, заимствованная у персов.
Орнамент ислама
Арабский орнамент много позаимствовал из персидского и византийского. Можно выделить два стиля: растительный – «ислими» и геометрический – «гирих» (узел). Как правило, они употребляются порознь, но могут быть использованы и вместе. Исключая чисто геометрические плоские узоры, мотивами для орнамента служили папортниковые растения, шишки, гранаты и вьющиеся растения, которые изображались в строго стилизованном виде.
Романский орнамент
Основные элементы романского орнамента – плетенка, розетки, стилизованные цветы, растения и фантастические животные. Большое место занимает изображение чудовищ (сфинкс, василиск, гарпия и др.). присутствуют декоративные элементы: бордюры, орнаментальные полосы с изображением животных, складок лент и др.
Готический орнамент
Этот стиль произошел из романского. Название «готический» дали этому новому стилю итальянцы, желая тем самым выразить свое презрение к нему как к варварскому, возникшему у готов. Однако он отличается большим изяществом и гармоничностью. Более правильное название было бы «стрельчатый», так как стрельчатая форма дуги – существенная принадлежность готического искусства.
Орнамент возрождения
Главная отличительная и характерная черта его заключается в возвращении к принципам и формам античного искусства, преимущественно римского, и в сближении художников с природой, в большом проникновении в законы симметрии, перспективы, действия света и других естественных явлений.
Орнамент барокко
Название заимствовано от португальского barocco, которым обозначаются предметы, имеющие затейливую форму бус. Характерные признаки стиля барокко: взаимное пересечение геометрических форм,
преобладание криволинейных сложных форм,
широкое использование цветовых контрастов.
Для стиля барокко характерна, прежде всего, показная роскошь. Однако при этом симметрия в нем сохранилась неизменной. Барокко свойственен необыкновенный размах, текучесть сложных форм и слитность.
Орнамент рококо
Для орнамента в стиле рококо характерна светлая цветовая гамма. Наиболее значимые элементы выделяются золотой краской. Также ему свойственна большая декоративная нагруженность и изысканность, наклонная ось композиции, асимметрия.
Орнамент в стиле ампир
В орнаменте стиля ампир появляются победные трофеи, орлы, венки из лавров напоминающие наполеоновские победы, а пирамиды, капители с цветами лотоса и сфинксы – намекают на поход императора Франции в землю фараонов.
Орнамент в стиле модерн
Художники стремились внести что-то новое в традиционные мотивы. Изображение растений упрощаются настолько, что трудно определить вид растений. Там, где орнамент появляется самостоятельной формой или украшением, преобладают свободные натуралистические мотивы, которые строго стилизованы, переданы характерные особенности. Этот новый орнамент обладает бросающейся в глаза ясностью и простотой.
Славянские орнаменты
Славянский орнамент до XII века был подражанием византийскому, но с этого времени стали притекать в него элементы западноевропейские и азиатские, которые, сливаясь с византийской основой и местными народными элементами (славянскими и финскими) образовали особый стиль, поражающий своей оригинальностью, разнообразием и красотой. В него входят геометрический узор и офантазированные формы растительного и животного царства. К числу наиболее характерных славянских орнаментов принадлежит сплетение лентообразных полос, которые ломаются под разными углами, изгибаются, перепутываются между собой и переходят в подобие листьев и в фигуры птиц и других животных, реже – в человеческие облики. Часто орнамент состоит из завитков, образующихся из стеблей вьющегося растения, как бы винограда или хмеля, и заключающих в своей середине нечто вроде цветка, грозди, ананасового плода или шишки хвойного дерева. В некоторых случаях орнамент представляется монохромным с добавлением позолоты и серебрения. В раскраске орнамента главную роль играют чистые, яркие цвета (красный, голубой, жёлтый и зелёный).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.