Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №18»
городского округа Самары
Проект
для детей среднего дошкольного возраста
«Осень - дивная пора».
Разработали:
педагоги МБДОУ
Долгополова О.Н.
г. Самара
2020 г.
Проект для средней группы «Осень - дивная пора»
Актуальность: познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В.А. писал: «Мир, окружающий ребёнка,- это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться.
Учитывая, что представление детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом еще недостаточно устойчиво, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой.
Вид, тип проекта: среднесрочный, исследовательско - творческий, групповой.
Цель проекта: активизация исследовательской деятельности по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени у детей средней группы, а также создание условий, способствующих творческому выражению впечатлений детей в создании декоративных композиций.
Сроки проведения: сентябрь - ноябрь 2020г.
Возраст детей: с 4до 5 лет (средняя группа).
Ожидаемые результаты :
• осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
• активизация исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
• развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов;
• воспитание экологического сознания детей группы;
• вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
• оформление картотеки наблюдений;
• конкурс на выразительное чтение стихов об осени;
План - схема осуществления проекта " Осень – дивная пора"
Образовательные области программы, виды детской деятельности.
Познание
Беседы об осени: « Осень – добрая волшебница» , « Перелётные птицы», «Листопад», «Растительный мир осенью», «Что мы знаем про осень?», «Витамины с грядки», «Правила поведения в лесу».
Д/и « Чей детёныш?», «Когда это бывает?», « С какого дерева лист?», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Две корзинки», «Узнай на ощупь», «Что где растёт», «Что лишнее?»;
Описание природы в сентябре – октябре – ноябре.
Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью»
Упражнения ФЭМП «Пересчитай листья»
Рассматривание тематических альбомов: «Овощи», «Фрукты», «Деревья и кустарники осенью».
Здоровье
Ежедневные прогулки;
П/и «Тучи», «Пугало», « Волшебная палочка» , «Ягоды, грибы, орехи», «Гуси и волк» , «Змейка» , «Сыч и мышата» , «Ветер и деревья».
Хороводные игры «Лети, листок, ко мне в кузовок», «Огородная –хороводная», «Мишка».
Физкультминутки: «Листики», « Собираем сливы», « Подсолнух», «Деревья»;
Коммуникация
Творческое рассказывание детей по темам: «Что я видел в парке», « Мы гуляли на участке»;
Рассматривание сюжетных картин;
Пальчиковые игры: «Грибы», «Капуста», «Птицы», «Осенние листья», «Ягоды», «Вышел дожди погулять»;
Составление описательных рассказов с помощью схем: «Овощи – фрукты», «Времена года», «С какого дерева лист»;
Игры: «Найди ошибку», «Подбери слово», «Назови ласково», «Назови правильно»;
Загадки на тему осени;
Чтение художественной литературы
Пословицы, загадки, поговорки, потешки;
Чтение и заучивание стихотворений об осени;
Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»;
Чтение сказки «Осень на пороге» Н. Сладкова;
Чтение «Как птицы и звери к зиме готовятся» Г. Снигерёва;
Чтение рассказа "Последний лист" П. Молчанова;
Чтение М.Пришвина « Осенние листики»;
Чтение Е.Исаевой «Секреты осеннего леса»;
Чтение Скребицкого « Осень»;
Художественное творчество
Рисование красками: «Грибы», «Гроздь рябины », «Золотая берёзка»;
Лепка: «Лукошко ягоды», «Овощи», «Грибы»;
Аппликация: «Дары осени», коллективная работа «Разноцветная осень»;
Создание коллажа из осенних листьев;
Работа с родителями
Консультации: «Золотая Осень», «Осенняя прогулка», «Осенние забавы», «Осень без простуды».
Заготовка природного материала для рассматривания и ручного труда.
Совместные прогулки по улицам, наблюдения за изменениями в природе.
Изготовление костюмов, атрибутов для драматизации, праздников и развлечений.
Участие в выставке – конкурсе «Мозайка из осенних листьев».
Совместный труд на участке, на клумбе, на огороде детского сада.
Социализация
Сюжетно – ролевые игры: «Овощной магазин», «Огород», «Семья собирается на прогулку»;
Игра – драматизация сказки «Под грибом»;
Игра «Что нам осень принесла»;
Д/и «Чудесный мешочек», «Что растет на грядке?», «Овощи и фрукты»;
П/и «Найдите дерево», «Лети, листок, ко мне в кузовок»;
Труд: «Дары осени» - сбор природного материала на прогулке;
Участие в выставке детского сада «Мистер Кабачок» (поделки из кабачков);
Практический этап
- реализация комплексного проекта « Осень – дивная пора" с участниками проекта.
В работе с детьми использовались разнообразные методы обучения: наблюдения и экскурсии, экологические сказки, познавательное чтение, конкурсы, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы познавательно-эвристического характера, экологические игры – путешествия.
В уголке природы были помещены дары осени - овощи и фрукты, ягоды, семена цветов, собранных детьми с клумб участка, осенние букеты из листьев, поделки - сотворчество с родителями из природного материала.
Были организованы с детьми наблюдения неживой природы: солнца (количества тепла и света), характер осадков, ветер, длительность дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи;
холодно - лужи долго не высыхают;
солнце нет - пасмурно, темно;
дует ветер - по небу быстро двигаются облака;
ночью заморозок - на лужах появился тонкий лёд;
солнце днём очень низко над горизонтом.
Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, а затем листопад, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше; земля становится влажной, холодной, затем замерзает; дуют холодные ветры.
Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.
Во время прогулок организовывали разнообразные дидактические игры и упражнения с природными материалами - "Раз, два, три к дереву беги!", "Чей лист?", "Детки на ветке", "Найди такой же".
С целью обогащения педагогического опыта родителей и привлечения их к совместному творчеству в детском саду проводился конкурс поделок из природного материала «Мистер Кабачок», в котором наша группа приняла самое активное участие.
Аналитический этап: анализ эффективности работы по проекту, обобщение опыта.
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, активизировать исследовательскую деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени у детей, а также способствовать творческому выражению впечатлений детей в создании декоративных композиций. Поспособствовало накапливанию у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, психологических этюдов, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.