РУССКИЙ ЯЗЫК
Основа предложения (подлежащее и сказуемое)
Цели: формировать представление о главных членах предложения, уметь определять их в предложениях, учить детей работать в тетрадях без печатной основы, учить добывать информацию, анализировать, выделять главное, делать выводы, обобщать; развивать умение списывать с печатного текста, составлять предложение из слов, оформлять его на письме, отрабатывать орфографические навыки письма, развивать связную речь обучающихся, память, мышление, словарный запас, воспитывать трудолюбие, старание аккуратно выполнять работу, поддерживать интерес к учению, желание дружить, помогать друг другу.
Ход урока
I. Оргмомент
На уроке будь старательным!
Будь спокойным и внимательным!
Все пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
II. Мотивация учебной деятельности
-
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в одну Главную страну, где живут
необычные жители. Каждый из жителей самый главный. Он имеет своё имя. А как их
зовут? Нам предстоит это узнать!
- Вы готовы совершить путешествие?
- Тогда, вперёд!
- Только хочу вас предупредить, что дорога будет не простая, а готовит нам множество сюрпризов!
- Только смелым и умелым, дружным и сообразительным всё по плечу!
III. Актуализация опорных знаний
1. «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»:
Когда мы с вами говорим, то произносим ...(речь).
Речь состоит из ...(предложений).
Предложения делятся на ...(слова).
Слова можно разделить на ...(слоги).
Слоги состоят из ...(звуков).
Звуки делятся на 2 группы: на ...(гласные и согласные).
На какие две группы можно разделить согласные?
Назовите буквы, которые составляют пары по звонкости - глухости.
Третья буква в алфавите (В)
Какая гласная в русском языке всегда стоит под ударением? (ё)
Сколько гласных звуков в русском алфавите? (6)
Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)
Какие буквы в русском языке звуков не обозначают? (ъ, ь)
2. Минутка чистописания
- Откроем тетради.
Я свою тетрадь открою,
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
осно ва
у
Буква У прохладным Утром
УлыбнУлась пёстрым Уткам,
И Утятам, дрУжно крякавшим,
И Улитке в крУглой ракУшке.
Д
Ты найдёшь её везде:
В сеДине на бороДе,
И на самом Дне в воДе.
Догадался?
Это-Д!
3. Игра «Доскажи словечко»
- Давайте вспомним! На какие вопросы отвечают данные слова - отгадки!
4. Физкультминутка
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели – вновь за дело!
5. Игра «Узнай пословицу»
Дело мастера боится.
Как вы думаете, какое значение имеет пословица?
Восхищённое «Дело мастера боится» звучит, когда речь идёт о прекрасно сделанной работе и о высоком искусстве мастера.
В. И. Даль в своих «Пословицах русского языка» приводил полный вариант этого старинного русского выражения – «Дело мастера боится (а иной мастер дела боится)». Первоначальный смысл этого фразеологического оборота заключался в том, что каждый должен заниматься своим делом, и только если за него возьмётся мастер (согласно тому же В. И. Далю, «ремесленник, человек, занимающийся каким-либо ремеслом, мастерством или рукодельем; особенно сведущий или искусный в деле своём»), оно будет сделано должным образом, что созвучно с другой русской пословицей «В умелых руках дело спорится».
Звуко – буквенный разбор слова «дело»
Дело – 2 сл., 4 зв., 4 б.
IV. Сообщение темы и целей урока
Путешествие наше продолжается!
На доске: Е ГЛАВ НЫ
НЫ ЧЛЕ
ЛО Я ПРЕД НИ ЖЕ
- Из слогов в каждой строчке составьте слова.
- О чем будем говорить сегодня на уроке?
На доске
1 строка: ходит дверь большой
2 строка: Дети идут в школу.
- Посмотрите внимательно и скажите, в какой строке записано предложение? Обоснуйте свой ответ!
Вывод: Предложение – это слова, связанные между собой по смыслу. Предложение мы пишем с большой буквы и в конце предложения ставим точку.
Упростите это предложение, так, чтобы смысл его не потерялся.
Дети идут? Что это? Соедините два слога из минутки чистописания. ( Основа предложения.)
- Ребята, как вы думаете, чему мы сегодня с вами будем учиться на уроке русского языка? (Находить основу предложения, правильно её подчёркивать, составлять предложения, писать слова, предложения)
IV. Изучение нового материала
-Запишем предложения.
Кира идёт на каток. Блестит лёд. Девочка надела коньки. Она катается на коньках.
-О ком говорится в первом предложении? На какой вопрос отвечает слово «Кира»?
Это главное слово в предложении, которое отвечает на вопрос «Кто?», называется подлежащим. Подлежащее подчеркиваем одной чертой.
-О чем говорится во втором предложении?
-На какой вопрос отвечает слово «лёд»?
-Является ли это слово главным в предложении?
-Каким словом мы научились называть главное слово предложения, отвечающее на вопрос «Кто?» или «Что?»?
-Как мы выделяем подлежащее в предложении?
V. Физминутка
Мы писали, мы писали,
А теперь все дружно встали.
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем,
Затем пальчики сожмем,
Сядем и писать начнем.
VI. Продолжение работы по теме урока
Знакомство со сказуемым как одним из главных членов предложения.
-Вернёмся к предложениям, которые вы записали ранее и в которых нашли подлежащее.
-Что в предложении говорится о девочке?
-Вместе слова «Кира идёт» составляют основу предложения.
-Чем является слово «Кира» в предложении?
- Кто знает, чем в предложении является слово «идёт»? (Затрудняются.)
-На какой вопрос отвечает слово «идёт»?
Слово, которое в предложении отвечает на вопрос «Что делает?», называется сказуемым. В предложении подчеркивается двумя чертами.
-Повторите, на какие вопросы отвечает подлежащее в предложении?
- На какой вопрос отвечает сказуемое?
- Подчеркните сказуемое двумя чертами
- Самостоятельно найдите сказуемое в предложении «Яблоки лежат на тарелке»
-Какое слово вы подчеркнули двумя чертами?
-Как называется этот член предложения?
-На какой вопрос отвечает сказуемое?
-Что же такое сказуемое?
Работа с таблицей (справочник)
Физкультминутка
Первоклашки дружно встали,
И зверятами все стали.
Потоптались как слонята,
Повертелись как лисята,
Поскакали как зайчата.
Как жирафы потянулись,
И друг другу улыбнулись,
Вперевалочку, как мишки
Дружно сели все за книжки.
VII. Самостоятельная работа
Вставьте подходящие по смыслу слова, Спишите. . Выделите основу предложения.
-Выполните самопроверку по образцу.
Наше путешествие подходит к завершению! Так какие жители живут в Главной стране?
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Что нового об основе предложения вы узнали?
- Что же мы называем подлежащим, сказуемым?
- На какие вопросы отвечает подлежащее? Сказуемое?
- Как мы подчёркиваем подлежащее, сказуемое в предложении?
- Как мы их выделяем в предложении?
- Чему научились?
Вы очень хорошо все работали! Все молодцы!
Поэтому жители Главной страны дарят вам свою ладошку дружбы. Верят в то, что вы запомните их и никогда не будете ошибаться!
Дети зимой катаются на коньках.
Быстрые санки летят с горы.
Лыжник идёт по зимнему лесу.
Дети зимой катаются на коньках.
Быстрые санки летят с горы.
Лыжник идёт по зимнему лесу.
Дети зимой катаются на коньках.
Быстрые санки летят с горы.
Лыжник идёт по зимнему лесу.
Дети зимой катаются на коньках.
Быстрые санки летят с горы.
Лыжник идёт по зимнему лесу.
Раскрасьте ладошку соответствующим цветом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.