Основные мотивы в творчестве лермонтова
Оценка 5

Основные мотивы в творчестве лермонтова

Оценка 5
doc
31.05.2021
Основные мотивы в творчестве лермонтова
основные мотивы творчества лермонтова.doc

 

Тема урока: Особенности поэтического мира М. Лермонтова: глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики.                                                   

 

Цели урока:

1.                  Восстановить сведения о личности и творчестве М.Ю.Лермонтова, полученные в прошлые годы.

2.                  Расширить представления о жизненном и творческом пути поэта.

3.                  Познакомить учащихся с разнообразной тематикой произведений М.Ю. Лермонтова.

4.                  Выявить основные мотивы в лирике поэта.

5.                  Способствовать развитию интереса учащихся к творчеству поэта и его личности.

Задачи: совершенствовать навык анализа текста; стимулировать самостоятельное мышление учащихся; умение конспектировать.

 

 

 

Ход урока:

Оргмомент.

1.                  Актуализация темы.

На предыдущем уроке мы закончили изучение творчества А.С.Пушкина, но с его именем и произведениями мы встретимся еще неоднократно. А.С.Пушкин – великий поэт-классик, творчество которого будет освещать путь каждого из нас на протяжении всей нашей жизни. А.С.Пушкина не стало 28 января 1837 года. И практически сразу же по городу  разнеслись гневные и трагические строки из стихотворения «Смерть поэта»:

Погиб Поэт! – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой…

Это стихотворение  принадлежало молодому человеку, еще малоизвестному, но завоевавшему российского читателя мгновенно. Россия обрела нового гениального поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова.

-        Запишите тему сегодняшнего урока. Сформулируйте цели занятия (повторить сведения о М.Ю.Лермонтове, его творчестве, узнать что-то новое из его биографии, рассмотреть основные мотивы его лирики).

-        Кто может объяснить, почему Лермонтова можно назвать художником? (Поэт – это художник слова. При помощи слов и художественных образов он точно и красочно может что-либо передать читателю. Михаил Юрьевич был не только поэтом, но и художником в прямом смысле этого слова – живописцем, он оставил после себя настоящие шедевры живописи, но об этом чуть позже)

 

2.   Работа по теме урока.

-        Кто помнит, когда родился М.Ю.Лермонтов?

- М.Ю. Лермонтов родился в 1814 году в Москве, в доме генерал-майора Толя у Красных ворот, на месте которого сейчас находится высотное здание. Отец его – Юрий Петрович Лермонтов, офицер в отставке. Мать Мария Михайловна Арсеньева – единственная дочь в богатой семье. Она умерла, когда сыну еще не исполнилось 3 года, и воспитывала будущего поэта его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Она обещала дать мальчику хорошее образование, после ее смерти все состояние должно было отойти к внуку, но с обязательным условием: он должен жить у нее.

И бабушка делала все, чтобы внук мог учиться, развиваться физически. Вместе с ранним развитием умственных способностей очень рано пробудились у Лермонтова любовь к природе, поэтическое восприятие мира. Современники вспоминали, что едва лепетавший ребенок с удовольствием прислушивался к созвучиям, что он, еще плохо умея ходить, очень любил рисовать на полу.

Беспокоясь о слабом здоровье любимого внука, бабушка трижды – 1818, 1820 и1825 г. – вывозила Лермонтова на Кавказ для лечения. Лермонтов на всю жизнь сохранил чувство восхищения дикой поэтической природой Кавказа и мужеством местного населения. Вскоре поэту предстояло снова увидеть эту величественную красоту. После стихотворения «Смерть Поэта» его взяли   под арест, а затем перевели в Нижегородский драгунский полк, который находился на Кавказе, где шла война с горцами.

Бабушка хлопотала за внука, и вот он снова на родине, но недолго пробыл поэт дома. За дуэль с французом Барантом его опять сослали на Кавказ. В Пятигорске  на одном из вечеров он повздорил с Мартыновым, состоялась дуэль, на которой поэт был убит.

Убит! К чему теперь рыданья.

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья -

Судьбы свершился приговор.

Эти слова Лермонтов посвятил А.С.Пушкину, но он не знал, что через 3 года сам будет  убит безжалостной рукой.

Раннее творчество Лермонтова важно для понимания его мировоззрения, пройденной эволюции и в целом не уступает среднему уровню романтической литературы 20—30-х гг. Уже тогда была четко заявлена как основная для него идея деятельности ( «Так жизнь скучна, когда боренья нет.», Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал, как тень Великого героя, и понять Я не могу, что значит отдыхать. («1831-го июня 11 дня»))

К лирике Лермонтова больше, чем к пушкинской и вообще предшествующей, применимо понятие «лирический герой». Герой разных его стихотворений обладает некими, пусть абстрактными, биографическими чертами. Он уверен в своей избранности, он соотносит себя с Байроном и с океаном. То с каким-то удивительным подвигом, то с поэзией связывается право на бессмертие, приобщение к высшему, небесному миру здесь, на земле. Человек в стихах Лермонтова наделяется демоническими чертами, и контрасты в его душе служат оправданием страдающего «высокого зла» (как и в «Герое нашего времени») (Лишь в человеке встретиться могло Священное с порочным. Все его Мученья происходят оттого. («1831-го июня 11 дня»). Лирический герой тяготеет к совершенству, и только побочным результатом этого становится слава («Слава», 1831). Фатальная обреченность человека не препятствует его героическому стремлению к высокому, он готов ради самого этого стремления и на неизбежное поражение, и на гибель. Кроме философской темы у раннего Лермонтова представлены темы любовная (циклы, обращенные к Е. А. Сушковой, Н. Ф. Ивановой, В. А. Бахметевой) и гражданская — с апофеозом древнего Новгорода (о том же поэма «Последний сын вольности», 1831), интересом к народным восстаниям во Франции, как в стихотворении «30 июля. — (Париж) 1830 года», или в будущей России, как в стихотворении «Предсказание» («Настанет год, России черный год...», 1830).

Вечная неудовлетворенность поэта воплощена в его юношеском шедевре — «Парусе» (1832). Он не был напечатан Лермонтовым, во-первых, из-за неоговоренной цитаты, составившей первый стих («Белеет парус одинокой» — из поэмы А. А. Бестужева), и, во-вторых, из-за автобиографического подтекста. Лермонтов, оставив МУи девушку, ответившую ему взаимностью после двух его тяжелых личных неудач, только что переехал в Петербург и резко изменил свою жизнь, решив пойти в военную службу.» Поэт бежал от счастья в противоположность своему лирическому персонажу, олицетворенному парусу, но, словно он, просил от жизни «бури, /Как будто в бурях есть покой!». Автор и персонаж все больше сближаются на протяжении трех строф стихотворения. В первой парус далеко, я автор только гадает о том, что он кинул и что ищет. Во второй мы уже как бы на корабле, слышим скрип мачты; теперь поэт уверенно восклицает: «Увы, — он счастия не ищет /И не от счастия бежит!» В этой фразе еще заключается скрытое противопоставление себя и паруса. Последняя же строфа — противопоставление ясной, тихой погоды и бури, которую предпочитают оба, и автор, и персонаж-парус. Оба предпочитают бурю не только покою, но и счастью («он счастия не ищет»), хотя это и тягостно («Увы»), буря им заменяет счастье. Таковы мятущиеся, романтические, всегда неудовлетворенные жизнью натуры.

Лирика 1836—1841 гг., хотя ее гораздо меньше, намного разнообразнее, несводима к нескольким темам. Меньше стало любовных стихов, меньше авторского «я» (которое теперь соотносится с образом поколения), появляется ирония, разрабатывается иносказательная «повествовательная» лирика, внешний мир изображается в ней и в поэмах гораздо отчетливее и детальнее, без прежних штампов. Имитируется устное высказывание, обращенность к широкой аудитории; предполагается и некий отклик — либо враждебный, либо сочувственный. В стихотворениях «Валерик», «Завещание», «Родина», «Свиданье», стихотворной записи «Любил и я в былые годы...» в альбоме С. Н. Карамзиной очевидна реалистическая установка, так же как в поэмах «Сашка» (1835—1836), «Тамбовская казначейша» (1838), «Сказка для детей» (1840), романе «Герой нашего времени». Но преобладают у Лермонтова романтические лирика и поэмы, включая выросшие из раннего творчества «Демон» и «Мцыри». Даже в произведениях, бесспорно приближающихся к реализму, представлен романтическийисторизм, акцентирующий не закономерную связь, а разрыв, противопоставление эпох. Так и в «Бородине» (1837), основную идею которого В. Г. Белинский отождествлял с идеей «Песни про царя Ивана Васильевича...» («Да, были люди в наше время...»), и в «Думе», и в «Поэте» (оба — 1838), и в других социально-критических стихотворениях.

В зрелой лирике Лермонтова возникают мотивы умиротворенности, приятия жизни (даже умиленного). Однако они чередуются с прежними мотивами бунтарства, непримиримости - «Ветка Палестины», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва» ( лирический герой молиться о счастье любимой женщины) написаны между страстной инвективой «Смерть поэта» ( на смерть Пушкина) и гражданско-обличительными «Думой»( обличение поколения, дети заменили дело чтением, перед опасностью постыдно малодушны, и перед властию – презренные рабы. Ошибки отцов – поздний ум) и «Поэтом» ( поэт – осмеянный пророк, кинжал – игрушка, но потом – оружие поэта, железный стих) 1841 г. после «Родины» ( написанная тем, кто отказывал Лермонтову в патриотизме) написано «Прощай, немытая Россия...», а самые последние произведения Лермонтова — философски умудренное «Выхожу один я на дорогу..», баллада «Морская царевна» о столкновении разных миров, печальном для них обоих, и «Пророк», полемичный по отношению к «Пророку» Пушкина, — о пророке отвергнутом, гонимом и презираемом людьми, но не оставленном Богом. Теперь он не горд, однако он остаётся пророком и тогда, когда ему не верят, но именно в этой перспективе ценность пророка для автора несомненна.

У Лермонтова завершается процесс ликвидации жанровых границ в поэзии. Большинство его поэтических текстов — «стихотворения» вообще, часто синтезирующие особенности разных жанров.

 

Основные темы в творчестве поэта: тема одиночества, родины, природы, поэта и поэзии, любви.

Слова, которые встречаются на страницах произведений М.Ю.Лермонтова:

“один” – 1472 раза, “нет” – 1006 раз, “любовь” – 605 раз, “бог” – 589 раз, “небо” – 415 раз, “земля” – 385 раз, “казаться” – 336 раз, “минута” – 333 раз, “ночь” – 328 раз, “сон” – 277 раз, “смерть” – 273 раза, “надежда” – 263 раза, “играть” – 183 раза, “скала” – 164 раза, “страдание” – 149 раз, “могила” – 144 раза, “камень” – 142 раза, “зло” – 136 раз, “напрасно” – 134 раза, “обмануть” – 129 раз, “рай” – 127 раз, “ночной” – 122 раза, “миг” – 121 раз, “небесный” – 95 раз, “злодей” – 92 раза, “крест” – 92 раза, “грозный” – 85 раз, “страдать” – 81 раз, “воспоминание” – 72 раза, “гроза” – 65 раз, “волшебный” – 64 раза, “ложь” – 60 раз.

Вывод.

Всё творчество поэта – это его размышления о смысле жизни, о судьбе и назначении отдельного человека и целого поколения, о смерти и бессмертии, о вечности и природе. Тема одиночества представлена в лирике Лермонтова широко и многогранно. Он осмыслил эту тему как глубоко личную трагедию, испытывая неудовлетворённость самим собой, судьбой, политической обстановкой, обществом, но в его поэзии нет равнодушия к жизни, нет полной безнадёжности.

Несомненно, Лермонтова можно назвать народным поэтом. Он вошёл в историю русской литературы как достойный преемник А.С. Пушкина.

Домашнее заданиеподготовить анализ стихотворения «Когда мне ангел изменил».


Скачано с www.znanio.ru

Тема урока: Особенности поэтического мира

Тема урока: Особенности поэтического мира

После стихотворения «Смерть Поэта» его взяли под арест, а затем перевели в

После стихотворения «Смерть Поэта» его взяли под арест, а затем перевели в

В стихотворениях «Валерик», «Завещание», «Родина», «Свиданье», стихотворной записи «Любил и я в былые годы

В стихотворениях «Валерик», «Завещание», «Родина», «Свиданье», стихотворной записи «Любил и я в былые годы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021