Цель современного образования
формирование функционально грамотной личности, обладающей инициативностью, способностью творчески мыслить и находить нестандартные решения, умением выбирать профессиональный путь.
Функциональная грамотность
Если формальная грамотность - это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность - это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста - для его понимания, сжатия, трансформации
Критерии готовности учителя
Овладение основными понятиями, связанными с функциональной грамотностью.
Овладение практиками формирования и оценки функциональной грамотности.
Понимание роли учебных задач как средства формирования функциональной грамотности.
Умение отбирать или разрабатывать учебные задания для формирования и оценки функциональной грамотности.
Овладение практиками развивающего обучения.
Умение работать в команде.
Особенности заданий
Задание – это задача, поставленная вне предметной области и решаемая при помощи предметных знаний.
В каждом из заданий описывается жизненная ситуация, близкая и понятная обучающемуся.
Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни.
Ситуация требует осознанного выбора модели поведения.
Вопросы изложены простым, ясным языком и немногословны, требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области.
Используются иллюстрации – рисунки, таблицы.
Читательская грамотность
Традиционная формулировка задания | Формулировка задания для формирования читательской грамотности |
Преобразуйте текстовую информацию в табличную. Дайте названия столбцам и заполните таблицу. | При помощи внешних источников уточните, какие из алмазов были разделены на отдельные бриллианты. Проверьте достоверность изложенной в тексте информации. Составьте обобщающую таблицу на основе изученной информации. Отсортируйте алмазы по весу и постройте столбчатую диаграмму. |
Самый крупный на земле алмаз с названием «Куллинан» весил 3106 карат (в 1 грамме 5 карат). Он был найден в 1905 году. Следующий по весу алмаз — «Эксцельсиор», найден в 1893 году. Он весил 995 карат. Третий алмаз — «Звезда Сьерра-Леоне» весом 970 карат был найден в 1972 году. Алмаз «Великий Могол» весом 787 карат был найден в Индии в XVII веке. «Алмаз Победы» весом 770 карат был найден в 1945 году в Западной Африке.
Математическая грамотность
Традиционная формулировка задания | Формулировка задания для формирования математической грамотности |
Дан массив А[1..N],1 | Системный администратор раз в неделю создаёт архив пользовательских файлов. Однако объём диска, куда он помещает архив, может быть меньше, чем суммарный объём архивируемых файлов. Администратор хочет сэкономить место на диске для хранения архивов. Из-за этого он выбирает 4 наибольших по объему архивов и удаляет их. Тем самым сэкономив место на диске. Известно, какой объем занимает файл каждого пользователя. |
Естественно-научная грамотность
Традиционная формулировка задания | Формулировка задания для формирования естественно-научной грамотности |
Дан массив, состоящий из 31 элемента, заполненных случайными целых числами из диапазона от 15 до 35. Найдите индекс элемента линейного массива, имеющего максимальное значение. | Сотрудник метеостанции каждый день фиксировал дневную температуру воздуха в июне. Определите числа месяца с максимальной дневной температурой. |
Финансовая грамотность
Традиционная формулировка задания |
Составьте трассировочную таблицу к программе. |
Формулировка задания для формирования финансовой грамотности |
Определите по программе, в каком году будет куплен автомобиль, если начальная сумма – 500 000р., требуемая сумма – 1 350 000 р., годовой процент составляет 8%. |
Дана программа:
Program avto;
var S, Smax: real;
y:integer;
begin
read(S);
read(Smax);
read(y);
read(pr);
while S
S:=S+S*pr;
y:=y+1;
end;
writeln(y);
end.
Креативное мышление
Формулировка задания для формирования креативного мышления |
Организаторы движения «Нет вредным привычкам!» подготовили заготовку для логотипа. Для создания логотипа вы можете использовать инструменты Paint для рисования, наборы форм и шаблонов. |
Глобальная грамотность
Формулировка задания для формирования глобальной грамотности |
Ставится проблема: «Роботизация может стать проблемой для человечества». Группам участников выдается лист, размеченный на 9 клеток (3х3). За 2 минуты лист нужно заполнить связанными с проблемой словами. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.