Сухомлинский Василий Александрович (1918-1970)
Советский педагог-новатор, детский писатель, директор школы, создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования. Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы Украинской ССР, Герой Социалистического Труда.
Ученый был убежден, что этика с педагогикой неразрывно связаны в деле воспитания, проникают друг в друга. Решая общие воспитательные задачи, педагог достаточно глубоко исследовал вопросы формирования морального сознания личности.
Справедливо выделяя индивидуально-личностные стороны морали в плане обращения к сущностным, духовным силам ребенка, с целью наиболее полного раскрытия положительных черт его характера, он видел задачу воспитания в формировании ядра морального сознания и самосознания личности и раскрытии деятельностных сил самого школьника, причем подходил к решению этой задачи с позиций глубокой веры в духовные силы и возможности совершенствования каждого ребенка.
Сухомлинский анализировал вопросы:
Организации нравственной деятельности школьников;
Проблемы морального поступка, линии поведения;
Формирования моральных привычек;
Развития гражданской активности;
Особое внимание уделял вопросам организации высоконравственных отношений в детском коллективе, между детьми и взрослыми, в школе и дома.
Основные педагогические разработки Сухомлинского:
Воспитание гражданина;
Воспитание личности в коллективе; коллективом и природой;
Соотношение индивидуального и коллективного воспитания;
Развитие творческого начала у детей;
Семейная педагогика;
Взаимосвязь дошкольного и школьного обучения и воспитания.
Педагогические идеи:
Принцип неповторимости каждого ребенка (положение о неповторимости детей, положение о ребенке как наивысшей ценности)
В центре воспитательной системы— ребенок с его активностью, интересами и индивидуальными творческими способностями.
Принцип признания отсутствия неспособных детей (с положением об отсутствии неспособных, бездарных и ленивых детей в свою очередь связано положение о неравенстве умственных способностей детей)
Наличие такого неравенства обусловлено разными умственными задатками детей. Без учета этого нельзя представить современный учебно-воспитательный процесс.
Важная роль в обучении…
Отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок и художественных произведений. Сухомлинским была создана «Комната мыслей», где и читались «самые умные» книги.
"Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это — желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы"
Не выделяя в дефинициях* функции морали, педагог практически постоянно вел речь о нормативно-регулятивной, ценностно-ориентирующей, воспитательной и познавательной функций морали.
Все это позволяет определить общее наследие В.А. Сухомлинского как этико-педагогическое и отметить значимость его для марксисткой этики в плане исследований в области теории морали и нравственного воспитания.
Дефиниция (лат. definitio - определение) - логическая операция: раскрывающая содержание (смысл) имени посредством описания существенных и отличительных признаков предметов или явлений, обозначаемых данным именем.
Сухомлинский показывал возможности решения общесоциальных проблем — формирования морального сознания, организации нравственной деятельности, взаимоотношения людей.
В. А. Сухомлинский подошел к решению задач не традиционно, а избрал одной из ее магистральных путей педагогическую этику, науку о формировании нравственных основ человеческой личности, уделив при этом большое внимание вопросам воспитания посредством слова. Он включил категории этики — долг, честь, достоинство, добро, долженствование, свобода и другие — в структуру педагогической науки, придал им педагогическое содержание, наполнил их широким общественным, подлинно гуманистическим смыслом.
Специальной работой по педагогической этике является книга «Как воспитать настоящего человека». Она построена в виде бесед, поучений, наставлений и заповедей педагога, обращенных к учителям и ученикам. Ее органичным продолжением стали сказки, легенды, притчи, рассказы, раскрывающие сущность проблем нравственности. Эти художественные миниатюры вошли в предлагаемую читателям «Хрестоматию по этике», над которой Василий Александрович трудился многие годы.
«Хрестоматия по этике» органично вписывается в строго продуманную и логично построенную педагогическую систему, созданную В. А. Сухомлинским, является важной ее гранью. Через художественные образы Василий Александрович рассмотрел проблемы формирования у подрастающего поколения морального сознания, нравственных отношений, нравственной деятельности, моральных ценностей, т. е. все стороны нравственно зрелой личности.
Весь этот комплекс вопросов воспитания у подрастающего поколения коммунистической нравственности, вобравшей в себя и освоение непреходящих нравственных ценностей человеческого общества, сгруппирован в хрестоматии в восьми разделах.
Разделы хрестоматии:
В раздел «Красота – радость жизни» вошли истории о красоте человеческих поступков, о разнообразии и многоликости окружающей ребенка природы, о желании ее сберечь и приумножить.
В раздел «Человек – это сила духа» включены художественные миниатюры, раскрывающие силу человеческого духа. Значительная часть рассказов этого разделапосвящена героизму советских воинов в годы Великой Отечественной войны, их подвигам. (Этот раздел очень патриотический, т.к. рассказы писались в советские времена).
Раздел «Человек – высшая ценность» содержит рассказы о долге человека перед человеком, идеи любви и уважения к людям, способности чувствовать настроения и желания окружающих людей.
Раздел «Уважение и почитание старших – закон нашей жизни» – это рассказы и притчи о чутком и бережном отношении к бабушке и дедушке, нежном отношении к матери, уважении к отцу. О жизни одиноких пожилых людей, о почитании старших, заботе о них, уважительное отношение к их труду.
Раздел «Путешествия к истокам мысли» состоит из рассказов о важности школы, знаний и учителя в жизни ребёнка.
Сложные вопросы рождения и смерти человека, детской дружбы, юношеской любви вошли в раздел «Человек оставляет себя прежде всего в человеке».В этот же раздел вошли рассказы, повествующие о чувстве дружбы и любви у детей, о том, что даже незначительные события влияют на развитие и закрепление этих чувств.
Раздел «Гармония труда, счастья и долга» состоит из историй о том, насколько важен труд, умение прилагать усилия к достижению цели.
Раздел «Развивай в себе чуткость» посвящен вопросам формирования чувства совести у человека.
Интернет источники:
http://metodichka.x-pdf.ru/15pedagogika/325279-2-professionalnaya-etika-pedagoga-kemerovo-2014-sostavitel-kandidat-pedagogicheskih-nauk-docent-mezhvuzovskoy-kafedri.php
https://prezi.com/levmu0zxaioy/presentation/
http://www.dslib.net/etika/jetiko-pedagogicheskie-vzgljady-v-a-suhomlinskogo.html
https://en.ppt-online.org/280517
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.