Основные черты и этапы развития восточно-христианской цивилизации. Практическая работа № 4
Оценка 4.7

Основные черты и этапы развития восточно-христианской цивилизации. Практическая работа № 4

Оценка 4.7
Рабочие тетради
doc
история
Взрослым
10.04.2017
Основные черты и этапы развития восточно-христианской  цивилизации. Практическая работа № 4
Практическая работа по истории включена в сборник Методических указаний для выполнения практических работ по истории, который является частью основной профессиональной образовательной программы БУ «Нижневартовский политехнический колледж» по всем профессиям и специальностям. Разработчики: Иванова Л.Б., Карагичева И.В., Петрова М.В. преподаватели БУ «Нижневартовский политехнический колледж». Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.
ПР 4.doc
Раздел 3.  Цивилизации Запада и Востока в средние века  Тема 3.7.  Основные черты и этапы развития восточно­христианской  цивилизации Практическая работа № 4   Тема:   Основные черты и этапы развития восточно­христианской  цивилизации Учебная цель:     формирование умений изучать письменные источники; умение пользоваться учебной литературой, извлекать из неё новые знания,   использовать ранее полученные знания Учебные   задачи:     научиться   анализировать   письменные   источники;   научиться   работать   с учебной литературой. Предметные       результаты:  сформированность  умения   самостоятельно   определять   цели деятельности   и   составлять   планы   деятельности,   умения   самостоятельно   осуществлять, контролировать и корректировать деятельность  Задачи практической работы 1.  Повторить материал по теме «Становление западноевропейской средневековой цивилизации» 2. Ответить на вопросы 3. Выполнить проверочную работу по теме Обеспеченность занятия  1. Тетрадь для практических занятий 2. Ручка 3. Варианты проверочной работы 4.Учебник: Артемов В.В., Лубченков   Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия,  2014 Краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме   В раннее Средневековье в большей части Европы климат был влажным и теплым. Позднее, в результате   постепенного   похолодания,   он   стал   менее   благоприятным   для   земледелия. Прокормиться   на   прежних   посевных   площадях   было   уже   невозможно.   Земледельцы   вынуждены были   распахивать   пустоши,   выкорчевывать   лес,   осушать   болота.   Процесс   введения   в сельскохозяйственный оборот новых посевных площадей получил название внутренней колонизации. Благодаря успехам в развитии земледелия ремесло постепенно отделялось от сельского хозяйства.    Города  раннего Средневековья,  число которых  было незначительным,  являлись  прежде всего резиденциями церковных и светских феодалов. В Х1­ХУ вв. благодаря отделению ремесла от сельского хозяйства и развитию торговли количество городов выросло.   В X—XIII вв. многие города освободились от власти сеньоров. Некоторые из них выкупали свою свободу за деньги, другие добивались этого в ожесточенной вооруженной борьбе. В своем стремлении   освободиться  от  власти  сеньора  горожане  опирались   на  королевскую  власть.   Давая монарху деньги, помогая ему в борьбе с непокорными вассалами, они рассчитывали получить от него грамоту, дающую городу права самоуправления. Обретя такую грамоту, горожане подчинялись и платили налоги только королю своей страны. Их город становился «вольным». 1 Жители   вольных   городов   были   лично   свободны.   Они   ценили   свое   время,   с   почтением относились   к   своему   труду   и   труду   других   людей.   Прожив   в   городе   один   год   и   один   день, подневольный человек становился свободным. Главную роль в жизни города играли ремесленники и торговцы,   объединенные   в  цехи  и  гильдии.  Цех   представлял   собой   союз   ремесленников   одной специальности   и   защищал   их   интересы.   В   гильдию   входили   купцы,   торговавшие   одинаковым товаром или осуществлявшие торговые операции с какими­либо определенными городами. Члены цехов  и   гильдий,   горожане   —   владельцы   земли   и   домов   были   полноправными   гражданами   — бюргерами, или буржуа.    Успехи   в   развитии   земледелия   и   ремесла,   рост   городов   и   увеличение   численности населения, непосредственно не занятого в производстве (солдаты, чиновники, духовенство и т.п.), увеличение доли налогов, выплачиваемых в звонкой монете, вели к росту торговли.  Возможная   утрата   денег   во   время   путешествий   заставила   купцов   придумать   средство обезопасить свои доходы. Новая система работала следующим образом. Купец, отправлявшийся, например, из Парижа во Флоренцию, выплачивал агенту своих флорентийских партнеров некоторую сумму. Взамен он получал скрепленную печатью специальную бумагу — вексель. В ней было указана сумма   сделки.   Достигнув   Флоренции,   купец   получал   указанные   в   бумаге   деньги   (за   вычетом процента   за   оказанную   услугу).   Так   возникло   банковское   дело.   К   концу   Средневековья   его важнейшими центрами стали Лондон, Париж, Женева, а также Венеция и другие города Северной Италии.     Внутренняя колонизация, развитие ремесла и торговли, рост числа городов, превращение горожан   во   влиятельную   экономическую   и   политическую   силу   не   могли   не   сказаться   на внутриполитическом   развитии   Европы.   Начиная   с  XIII  в.   набирал   силу   процесс   укрепления королевской власти и создания национальных государств.      Укрепив   свои   политические   позиции,   королевская   власть   могла   не   считаться   теперь   с интересами прежних союзников — городов и церкви. Права городов ограничивались, а земли церкви были обложены налогами. На повестку дня встал вопрос о создании сильных централизованных монархий,   объединяющих   людей   не   на   основе   феодальной   иерархии,   а   по   принципу   прямого подчинения подданных власти короны.    В   процессе   формирования   централизованных   государств   по­новому   встал   вопрос   о взаимоотношениях папства и светской власти.  Вопросы для закрепления теоретического  материала к практическому занятию   1.  Почему произошло отделение ремесла от сельского хозяйства? 2. Охарактеризуйте средневековый город. 3. Как развивались торговля и банковское дело в средние века? 4. Охарактеризуйте процесс укрепления королевской власти? 5. Каковы причины создания централизованных государств?   Задания для практического занятия  Проверочная работа по теме «Расцвет Западноевропейской средневековой цивилизации» 2 Вариант 1 1. Докажите   на   примерах,   что   средневековое   общество   возникло   под   воздействием   двух факторов – античного и варварского. Какую роль в этом процессе сыграло Великое переселение народов? 2. Охарактеризуйте специфику вассально­ленных отношений в Западной Европе. 3. Какие аспекты демографической политики обусловили «откат» Европы к варварству? 4. В чем проявились особенности феодальной иерархии в средние века? 5. Что явилось причиной коммунальных революций средневековья. 6. В чем, по вашему, проявилось различие между теологией и философией в мировоззрении человека эпохи средних веков? 7. Что в указанном источнике истинно, а что является вымыслом? Учтите, что с точки зрения средневекового   человека   является   все,   указанное   в   книгах,   являлось   чистой   правдой   и   не подвергалось   сомнению.   Какую   черту   средневекового   сознания   характеризует   этот   фрагмент? Ответ аргументируйте. «Жил   крестьянин   по   имени   Анри,   и   настала   ему   пора   умирать,   и   увидел   перед   собой раскаленный камень, висящий в воздухе. Страдая от обжигающего жара, вскричал он страшным голосом «Как нестерпим жар!» Послали за священником, он исповедовал умершего, но  страдания Анри   не  утихли.   Тогда   священник   спросил   «Вспомни,   не   обидел   ли   ты   кого  с   помощью   этого камня?» Вернувшись мысленно в прошлое, крестьянин сказал: «Вспомнил, я передвинул этот камень за межу, чтобы расширить свое поле» (Ц.Гейстербахский. Диалог о чудесах) Вариант 2 1. В   чем   проявилось   своеобразие   рождения   средневековой   цивилизации?   Почему   её   считают цивилизацией преемственного типа? 2. Представления   средневекового   человека   об   устройстве   общества   отличались   особым антропологизмом.   Французские   мыслители   Герард   Камбрийский   и   Адальберон   Ланский ассоциировали его с частями человеческого тела: устройство общества ­ душа и грудь, руки и ноги. Какая черта феодального общества нашла отражение в этом представлении? Ответ аргументируйте. 3. Какие аспекты обусловили «аграризацию» Европы от цивилизации к варварству? 4. Какую роль в становлении средневековой демократии сыграла католическая церковь? 5. Что явилось итогом коммунальных революций средневековья. 6. Почему города называли «инородным» телом средневековой цивилизации? 7. «..Средневековая цивилизация формировалась в атмосфере физического страха человека перед постоянной угрозой, исходившей от окружающего мира. Во сне и наяву, не только в поле, лесу, но и в   родном   селении   и   собственном   доме   –   он   не   чувствовал   себя   в   безопасности   –   повсюду динамичный   мир   духов,   леших,   чертей   …   дышал,   двигался,   витал,   подсматривал,   подстерегал, строил   козни,   западни,   заманивал,   соблазнял,   колдовал,   вредил,   умерщвлял…»   Какую   черту средневекового сознания характеризует этот фрагмент?. Ответ аргументируйте. Вариант 3 3 1. Определите основные периоды истории формирования средневековой цивилизации. Какие события стали гранью перехода от эпохи древних  цивилизаций к средневековью? 2. «Множественность   вассально   ленных   отношений   была   всячески   неудобной.   В   кризисные моменты   вопрос   выбора   вставал   настолько   остро,   что   общество   не   могло   искать   ответа   как   в теории, так и на практике. Если сеньоры вступили между собой в войну, то на чьей стороне должен быть добропорядочный вассал» (М.Бланк). Какая черта феодального общества нашла отражение в этом представлении? Ответ аргументируйте 3. Укажите  и раскройте не менее трех позитивных  тенденций формирования средневековой цивилизации. 4. Какую роль в становлении средневековой демократии сыграла борьба городов с сеньорами? 5. Объясните,   каким   образом   корпоративная   замкнутость   сословий   обеспечивала охранительную функцию низшим слоям общества. 6. За счет чего город­коммуна обеспечивал личную свободу простолюдину? Какой тип личности формировался в средневековых городах? 7. «..Поистине   не   было   места   и   момента   в   жизни   человека,   когда   он   чувствовал   себя   в безопасности… Феодальная анархия, беззаконие, право сильного создавали для каждого, кто был лишен замка и военного сопровождения, постоянную угрозу стать объектом притеснений, террора, насильственной   смерти»   Какую   черту   средневекового   сознания   характеризует   этот   фрагмент?. Ответ аргументируйте. Вариант 4 1. Охарактеризуйте исторические условия рождения западноевропейской цивилизации. 2. «Множественность вассально ленных отношений была всячески неудобной. Выбор варианта поведения   откровенно   и   простодушно   обнаруживал   те   мотивы,   по   которым   продавалась преданность – больше всего почитать нужно того господина, чей дар был более щедрым» (М.Бланк). Какая черта феодального общества нашла отражение в этом представлении? Ответ аргументируйте 3. Укажите   и   раскройте   не   менее   трех   негативных   тенденций   формирования   средневековой цивилизации. 4. В чем проявилось несовершенство средневековой демократии? 5. Объясните, каким образом корпоративная замкнутость сословий обеспечивала охранительную функцию низшим слоям общества. 6. За счет чего города придали неповторимое своеобразие средневековой цивилизации? 7. «..эти люди постоянно напряжены, предельно чутки, и в полном одиночестве им слышатся «голоса», среди бела дня к ним являются «видения», их одолевают невероятные образы полулюдей­ полуживотных,   полуптиц­полурыб…»   Какую  черту  средневекового   сознания  характеризует   этот фрагмент?. Ответ аргументируйте. Инструкция по выполнению практической работы 1. Прочитайте краткие теоретические и учебно­методические материалы по теме 2.   Устно   ответьте   вопросы   для   закрепления   теоретического     материала   к   практическому занятию 3. Внимательно прочитайте задания проверочной работы 4. Запишите в тетради название практической работы 4 5. Выберите задания из Вашего варианта, обращая внимание на количество возможных баллов. 6. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь  Критерии оценки практической работы Задание 1 – 1 балл Задание 2 – 2 балла Задание 3 – 1 балл Задание 4 – 1 балл Задание 5 – 1 балл Задание  6 – 1 балл Задание 7 – 2 балла Форма контроля выполнения практической работы: Выполненная работа представляется преподавателю в  тетради для выполнения практических работ  Список рекомендуемой литературы и нормативных актов: 2. Артемов В.В., Лубченков   Ю.Н. История: Учебник для студентов учреждений СПО. – М.: Академия,  2014. 3. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX  века: Учебник для 10 класса. – М.: Русское слово, 2014.    3. Шоню П. Цивилизация классической Европы. — Екатеринбург, 2014.       5

Основные черты и этапы развития восточно-христианской цивилизации. Практическая работа № 4

Основные черты и этапы развития восточно-христианской  цивилизации. Практическая работа № 4

Основные черты и этапы развития восточно-христианской цивилизации. Практическая работа № 4

Основные черты и этапы развития восточно-христианской  цивилизации. Практическая работа № 4

Основные черты и этапы развития восточно-христианской цивилизации. Практическая работа № 4

Основные черты и этапы развития восточно-христианской  цивилизации. Практическая работа № 4

Основные черты и этапы развития восточно-христианской цивилизации. Практическая работа № 4

Основные черты и этапы развития восточно-христианской  цивилизации. Практическая работа № 4

Основные черты и этапы развития восточно-христианской цивилизации. Практическая работа № 4

Основные черты и этапы развития восточно-христианской  цивилизации. Практическая работа № 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2017