Основные категории морально-этического сознания

  • Рабочие листы
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Этические категории – наиболее общие понятия, выражающие главные стороны нравственных отношений и морального сознания. Свойства этических категорий: 1. Нормативно-оценочный характер. 2. Сочетание объективного и субъективного. 3. Бинарный характер категорий: Добро – зло Долг – безответственность Справедливость – несправедливость… 6. Ведущую, фундаментальную роль категорий «добро – зло». Общая характеристика категорий этики: 1) добро и зло – понятия-полюса, объективные критерии различения нравственного и безнравственного; 2) смысл жизни, идеалы, счастье – мировоззренческие понятия; 3) долг, честь, достоинство, совесть – понятия регулятивного механизма.
Иконка файла материала Лекция 3 (2).doc
ТЕМА 3.     Основные категории морально­этического  сознания  (2 часа) 1. Общая характеристика системы этических категорий. ПЛАН СЕМИНАРА. 2. Идеалы ­ целевые установки теории и практики морали. 3.  Диалектика добра и зла.   4.   Категории   морального   долга,   смысла   и   цели   жизни,   чести   и достоинства   личности, справедливости, совести, правды, счастья, любви и дружбы. Список основной литературы 1. Словарь по этике. Любое издание последних лет. 2. Анисимов   С.Ф.   О   первоценности   морали   в   структуре   человеческой духовности /// Вестник Моск. Ун­та. – 2001. ­ № 1. – С. 26­36 (Сер. 7 «Философия»). 3. Апресян Р.Г. Постижение добра. ­ М., 1986. 4. Богат Е. Ничто человеческое... ­ М., 1979. 5. Громова Н. Тайна жизни: совесть// 1­е сент. ­ 1998. ­ N 7. ­ С.3. 6. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. ­ М., 2000. 7. Кадол Ф. Воспитание чести и достоинства// Восп. школьников. ­ 1998. ­ N 2. ­ С. 7­13. 13.Разин А.В. Этика: Учеб. для студентов философ. специальностей. – М., 2003. –624 с. 14.Сабиров В.Ш. 2 лика зла: Размышления русских мыслителей о добре и зле. ­ М., 1992. (Серия «Знание». «Этика»). 15.Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений: Учеб. для вузов. – М.: ТК Велби, Изд­во Проспект, 2006. – 184 с. 16.Тарасов А. Совесть. ­ М.,  1985. 17.Учитель: Сборник. ­ М., 1990. 18.Фирсов С. Экспроприация совести// Звезда. ­ 1997. ­ N 9.  ­ С. 178.  19.Этика: Словарь афоризмов и изречений. ­ М., 1994.                             ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Айтматов Ч. Плаха. Тавро Кассандры: Романы. Любое издание. 2. О.Генри. Последний листок. 3. Павлов О. Конец века. 4. Пушкин А. Маленькие трагедии.5. Шекспир В. Король Лир. Гамлет. Макбет. 6. Козлов Ю. Колодец пророков: Роман. ­ Любое издание.  7. Ивеншев Н. Рассказы. 8. Трапезников А. Нам ли бояться!: Повесть. 1. Общая характеристика системы этических категорий. Этические категории – наиболее общие понятия, выражающие главные стороны нравственных отношений и морального сознания. Свойства этических категорий: 1. Нормативно­оценочный характер. 2. Сочетание объективного и субъективного. 3. Бинарный характер категорий:  Добро – зло Долг – безответственность Справедливость – несправедливость… 6. Ведущую, фундаментальную роль  категорий «добро – зло». Общая характеристика категорий этики: 1) добро  и  зло  – понятия­полюса,  объективные  критерии  различения нравственного и безнравственного; 2) смысл жизни, идеалы, счастье – мировоззренческие понятия; 3) долг,   честь,   достоинство,   совесть   –   понятия   регулятивного механизма. 2. Идеалы ­ целевые установки теории и практики морали. Идеалы – образ совершенства в отношениях между людьми или такое  устройство общества, которое обеспечивает это совершенство; ­ высший образец нравственной личности. М. Горький говорил, что идеал нужен КАЖДОМУ человеку, как посох  путнику в пути. НРАВСТВЕННЫЙ   ИДЕАЛ   ­   наиболее   общее,   универсальное   нрав­ ственное   представление   о   благом   и   должном;   образ   совершенства   в отношениях   между   людьми   или   такое   устройство   общества,   которое обеспечивает это совершенство; безусловный высший образец нравственной личности.Исторические идеалы нравственной личности: Античный мир Средневековье Новое время ХХ­й век Настоящее время      Мудрец Бог. Иисус Христос Романтик (герои произведений Байрона, Гете, Жуковского) Революционер Патриот ­ ?????? Необходимо   осознать   важность   идеала   лично   для   себя,     своего нравственно­этического выбора. Как элемент нравственного сознания идеал является   одновременно   ценностным   представлением   (им   утверждается положительное содержание поступков) и императивным (вменяется человеку в обязательное исполнение). Роль идеала оценивается по­разному. По тому, признается   ли   существование   универсального   и   абсолютного   идеала   в качестве критерия выбора ценностей и оценки и т.д. В предпочтении идеала присутствует свобода выбора. Кант И. писал: «Идеал есть то, к чему надо стремиться и чего никогда не достигнешь», это необходимое руководство человеческому разуму Идеал, Канту, неизменен для всех времен, оторван от реальной жизни. Гегель   Г.Ф.   утверждал,   что   идеал   является   противоположностью действительности; развивается через это противоречие; реализуется в плодах действия мирового разума. Личный   моральный   идеал   человека   –   это   стремление   к   счастью, удовлетворенности   жизнью.   Моральный   идеал     человека   должен   иметь социальную значимость. Функции идеала: 1) определение цели нравственной жизни человека; 2) побуждение человек к нравственным поступкам; 3) объединение должного и сущего; 4) определение морального облика человека. 3. Диалектика добра и зла. ДОБРО   и   ЗЛО   ­   наиболее   общие   формы   разграничения   и   противо­ поставления нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное   моральное   значение,   того,     отвечает   содержанию требований нравственности, и того, что противоречит им.   чтоОпределением   фундаментальной   значимости   этих   категорий   для системы   понятий  этики  служат   слова   Толстого   Л.Н.:  «Добро  есть   то,  что никем не может быть определено, но что определяет все остальное». Специфика   ДОБРА:   люди   в   нем   выражают   свои   наиболее   общие интересы,   устремления,   пожелания   и   надежды   на   будущее,   которые выступают   в виде абстрактной моральной идеи о том, что должно быть и заслуживает одобрения.  Специфика   ЗЛА:   противоположно   ДОБРУ,   обобщенное   выражение представлений   о   безнравственном,   противоречащем   требованиям   морали, заслуживающем осуждения.  Диалектика ДОБРА и ЗЛА: «Зло в добре, добро во зле, полетим в нечистой мгле» (В. Шекспир). Производные понятия ДОБРА: гуманизм ­ ­ доброта ­ благородство (возвышенность мыслей и поступков) ­ вежливость              зло большое (историческое): войны, эксплуатация, … зло малое: грубость вина (нарушение нравственных норм)  Производные понятия ЗЛА: ­ ­ ­ ­ цинизм ­ предательство ­ ­ конформизм (приспособленчество) ­ равнодушие грубость 3.   Основные   категории   морально­этического   сознания (долг, смысл и цель жизни, честь и достоинство   личности, справедливость, совесть, правда, свобода, счастье, любовь и дружба). «У   нас   у   всех   есть   один   якорь,   с   которого,   если   сам   не   захочешь, никогда не сорвешься ­ чувство долга» (Тургенев И.С.). МОРАЛЬНЫЙ   ДОЛГ  ­   осознание   личностью   безусловной   необ­ ходимости   исполнения   того,   что   заповедуется   моральным   идеалом,   что следует из морального долга. Связь   с   категориями   общественной   необходимости,   свободой, моральной ответственностью.Основы выполнения долга: 1) влияние общественного мнения; 2) совесть, внутренние убеждения человека. СМЫСЛ   ЖИЗНИ  ­   регулятивное   понятие,   которое   оправдывает   и истолковывает   свойственные   морали   нормы,   показывает,   во   имя   чего необходима предписываемая ими деятельность. Задача смысла жизни: не только разумно осуществлять какие­либо цели жизни, но делать эти цели – разумными. ЦЕЛЬ   ЖИЗНИ   ­   ориентиры,   которые   человек   ставит   перед   собой   в жизни и стремится их достигнуть. Цели осмысливают жизнь при условии, что они достигаются нравственными способами. Однако цель не тождественна смыслу. Иначе при ее достижении жизнь бы теряла смысл. ДОСТОИНСТВО  –   а)   это   объективная,   общественно­нравственная ценность личности, которую в обязательном порядке в равной степени на всех гарантирует общество;  б) потребность человека в самоуважении, в осознании своей высокой нравственной ценности. ЧЕСТЬ  ­ это признание обществом ценности человека (на основе его заслуг   в   труде,   творчестве,   общественной   деятельности),   нравственное одобрение его поступков и мотивов; потребность человека в одобрении его поведения общественным мнением. ЧЕСТЬ – регулятор поведения человека и отношение к нему со стороны окружающих. Отличие достоинства от чести: ­ ­ достоинство  общество  дает (гарантирует) в обязательном порядке каждому   человеку   независимо   от   возраста,   пола,   национальности, имущественного   положения   и   т.д.   Человек   должен   это   достоинство поддерживать; честь человек должен заслужить трудом, творчеством и т.д. СПРАВЕДЛИВОСТЬ   –соотношение   между   ролью   отдельных   людей, классов в жизни общества и их социальным положением, между деянием и воздаянием   (преступлением   и   наказанием),   достоинством   людей   и   его вознаграждением, правами и обязанностями. Несоответствие между ними – есть несправедливость. СОВЕСТЬ   ­  способность   человека,   критически   оценивая   свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать своенесоответствие   должному;   способность   личности   осуществлять   моральный самоконтроль,   самостоятельно   формулировать   для   себя   нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и   производить самооценку совершаемых поступков.   ПРАВДА  –   то,   что   соответствует   действительности;   порядок, основанный на справедливости; истина. «Не в силе Бог, а в правде» (Иисус Христос). Дилеммы правды: 1) «рубить правду­матку» в глаза 2) умолчание 3) ложь – искажение истины 4) клевета – ложное, умышленное обвинение в эгоистичных целях. Философия правды:  СВОБОДА ­ это характеристика действия, совершенного со знанием и учетом   объективных   ограничений   по   собственному   произволению   (не   по принуждению) и в условиях выбора возможностей.   «Счастье есть удовольствие без раскаяния» (Л.Н. Толстой).  СЧАСТЬЕ  ­   состояние   человека,   которое   соответствует   наибольшей внутренней   удовлетворенности   условиями   своего   бытия,   полноте   и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. СЧАСТЬЕ –  а) это состояние высшей удовлетворенности своей жизнью в целом; б)   моральное   удовлетворение   от   выполненного   общественного   и личного долга, высшая оценочная форма морального сознания. «Секрет»   счастья:   чувство   счастья   зависит   не   от   достижения определенных благ, а от внутренней способности человек быть счастливым. НЕСЧАСТЬЕ   –     это   состояние   длительной,   крайней неудовлетворенности жизнью. КОНЦЕПЦИИ СЧАСТЬЯ: 1) счастье   как   наслаждение   (сильная   положительная   эмоция)   – гедонизм;  2) счастье как преобладание положительных эмоциональных состояний над   отрицательными,   как   разумное   наслаждение   –   эвдемонизм (Демокрит, Аристотель, Фейербах, Гельвеций, Дидро). А) эвтихия – ценность, основанная на отношении вещей;Б)   эвдемония   –   ценность   блага,   относящегося   к   внутреннему состоянию. 3) счастье как спокойное состояние духа, граничащее с безразличием ­ атараксия;  1) счастье как обладание благом; 2) счастье как общая позитивная оценка жизни. 3) (счастье как удача, счастливый случай). ЛЮБОВЬ  ­   чувство,   соответствующее   отношениям   общности   и   бли­ зости   между   людьми,   основанным   на   их   взаимной   заинтересованности   и склонности. ДРУЖБА  –   чувство   взаимной   привязанности   и   духовной   общности людей.  ДРУЖБА  ­   вид   устойчивых,   индивидуально­избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Со времен Сократа считалась одной из основных добродетелей. Причем высшей   добродетелью   считалась   дружба,   основанная   на   почтении, открытости, доверии. Настоящая дружба обязательно несет в себе элемент внешней   свободы,     что   наделяет   ее   силой   раскрепощения   свободы внутренней. ВЫВОД: 1. 2. 3. Основные категории этики – фундамент науки Категории складывались тысячелетиями, из практики человечества впитывали свою гуманистическую сущность, которую призваны донести до потомков. Эти   качества   необходимо   формировать   в   молодом   поколении сознательно,   профессионально,   в   том   числе   в   ходе   реализации   форм педагогического общения.