Этические категории – наиболее общие понятия, выражающие главные стороны нравственных отношений и морального сознания.
Свойства этических категорий:
1. Нормативно-оценочный характер.
2. Сочетание объективного и субъективного.
3. Бинарный характер категорий:
Добро – зло
Долг – безответственность
Справедливость – несправедливость…
6. Ведущую, фундаментальную роль категорий «добро – зло».
Общая характеристика категорий этики:
1) добро и зло – понятия-полюса, объективные критерии различения нравственного и безнравственного;
2) смысл жизни, идеалы, счастье – мировоззренческие понятия;
3) долг, честь, достоинство, совесть – понятия регулятивного механизма.
ТЕМА 3. Основные категории моральноэтического
сознания
(2 часа)
1. Общая характеристика системы этических категорий.
ПЛАН СЕМИНАРА.
2. Идеалы целевые установки теории и практики морали.
3. Диалектика добра и зла.
4. Категории морального долга, смысла и цели жизни, чести и
достоинства личности, справедливости, совести, правды, счастья, любви и
дружбы.
Список основной литературы
1. Словарь по этике. Любое издание последних лет.
2. Анисимов С.Ф. О первоценности морали в структуре человеческой
духовности /// Вестник Моск. Унта. – 2001. № 1. – С. 2636 (Сер. 7
«Философия»).
3. Апресян Р.Г. Постижение добра. М., 1986.
4. Богат Е. Ничто человеческое... М., 1979.
5. Громова Н. Тайна жизни: совесть// 1е сент. 1998. N 7. С.3.
6. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 2000.
7. Кадол Ф. Воспитание чести и достоинства// Восп. школьников. 1998. N
2. С. 713.
13.Разин А.В. Этика: Учеб. для студентов философ. специальностей. – М.,
2003. –624 с.
14.Сабиров В.Ш. 2 лика зла: Размышления русских мыслителей о добре и зле.
М., 1992. (Серия «Знание». «Этика»).
15.Смирнов Г.Н. Этика деловых отношений: Учеб. для вузов. – М.: ТК Велби,
Издво Проспект, 2006. – 184 с.
16.Тарасов А. Совесть. М., 1985.
17.Учитель: Сборник. М., 1990.
18.Фирсов С. Экспроприация совести// Звезда. 1997. N 9. С. 178.
19.Этика: Словарь афоризмов и изречений. М., 1994.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Айтматов Ч. Плаха. Тавро Кассандры: Романы. Любое издание.
2. О.Генри. Последний листок.
3. Павлов О. Конец века.
4. Пушкин А. Маленькие трагедии.5. Шекспир В. Король Лир. Гамлет. Макбет.
6. Козлов Ю. Колодец пророков: Роман. Любое издание.
7. Ивеншев Н. Рассказы.
8. Трапезников А. Нам ли бояться!: Повесть.
1. Общая характеристика системы этических категорий.
Этические категории – наиболее общие понятия, выражающие главные
стороны нравственных отношений и морального сознания.
Свойства этических категорий:
1. Нормативнооценочный характер.
2. Сочетание объективного и субъективного.
3. Бинарный характер категорий:
Добро – зло
Долг – безответственность
Справедливость – несправедливость…
6. Ведущую, фундаментальную роль
категорий «добро – зло».
Общая характеристика категорий этики:
1) добро и зло – понятияполюса, объективные критерии различения
нравственного и безнравственного;
2) смысл жизни, идеалы, счастье – мировоззренческие понятия;
3) долг, честь, достоинство, совесть – понятия регулятивного
механизма.
2. Идеалы целевые установки теории и практики морали.
Идеалы – образ совершенства в отношениях между людьми или такое
устройство общества, которое обеспечивает это совершенство;
высший образец нравственной личности.
М. Горький говорил, что идеал нужен КАЖДОМУ человеку, как посох
путнику в пути.
НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ наиболее общее, универсальное нрав
ственное представление о благом и должном; образ совершенства в
отношениях между людьми или такое устройство общества, которое
обеспечивает это совершенство; безусловный высший образец нравственной
личности.Исторические идеалы нравственной личности:
Античный мир
Средневековье
Новое время
ХХй век
Настоящее время
Мудрец
Бог. Иисус Христос
Романтик (герои произведений
Байрона, Гете, Жуковского)
Революционер
Патриот ??????
Необходимо осознать важность идеала лично для себя,
своего
нравственноэтического выбора. Как элемент нравственного сознания идеал
является одновременно ценностным представлением (им утверждается
положительное содержание поступков) и императивным (вменяется человеку
в обязательное исполнение). Роль идеала оценивается поразному. По тому,
признается ли существование универсального и абсолютного идеала в
качестве критерия выбора ценностей и оценки и т.д. В предпочтении идеала
присутствует свобода выбора.
Кант И. писал: «Идеал есть то, к чему надо стремиться и чего никогда
не достигнешь», это необходимое руководство человеческому разуму Идеал,
Канту, неизменен для всех времен, оторван от реальной жизни.
Гегель Г.Ф. утверждал, что идеал является противоположностью
действительности; развивается через это противоречие; реализуется в плодах
действия мирового разума.
Личный моральный идеал человека – это стремление к счастью,
удовлетворенности жизнью. Моральный идеал человека должен иметь
социальную значимость.
Функции идеала:
1) определение цели нравственной жизни человека;
2) побуждение человек к нравственным поступкам;
3) объединение должного и сущего;
4) определение морального облика человека.
3. Диалектика добра и зла.
ДОБРО и ЗЛО наиболее общие формы разграничения и противо
поставления нравственного и безнравственного, имеющего положительное и
отрицательное моральное значение, того,
отвечает содержанию
требований нравственности, и того, что противоречит им.
чтоОпределением фундаментальной значимости этих категорий для
системы понятий этики служат слова Толстого Л.Н.: «Добро есть то, что
никем не может быть определено, но что определяет все остальное».
Специфика ДОБРА: люди в нем выражают свои наиболее общие
интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее, которые
выступают в виде абстрактной моральной идеи о том, что должно быть и
заслуживает одобрения.
Специфика ЗЛА: противоположно ДОБРУ, обобщенное выражение
представлений о безнравственном, противоречащем требованиям морали,
заслуживающем осуждения.
Диалектика ДОБРА и ЗЛА:
«Зло в добре, добро во зле, полетим в нечистой мгле» (В. Шекспир).
Производные понятия ДОБРА:
гуманизм
доброта
благородство (возвышенность мыслей и поступков)
вежливость
зло большое (историческое): войны, эксплуатация, …
зло малое: грубость
вина (нарушение нравственных норм)
Производные понятия ЗЛА:
цинизм
предательство
конформизм (приспособленчество)
равнодушие
грубость
3. Основные категории моральноэтического сознания
(долг, смысл и цель жизни, честь и достоинство личности, справедливость,
совесть, правда, свобода, счастье, любовь и дружба).
«У нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь,
никогда не сорвешься чувство долга» (Тургенев И.С.).
МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ осознание личностью безусловной необ
ходимости исполнения того, что заповедуется моральным идеалом, что
следует из морального долга.
Связь с категориями общественной необходимости, свободой,
моральной ответственностью.Основы выполнения долга:
1) влияние общественного мнения;
2) совесть, внутренние убеждения человека.
СМЫСЛ ЖИЗНИ регулятивное понятие, которое оправдывает и
истолковывает свойственные морали нормы, показывает, во имя чего
необходима предписываемая ими деятельность.
Задача смысла жизни: не только разумно осуществлять какиелибо цели
жизни, но делать эти цели – разумными.
ЦЕЛЬ ЖИЗНИ ориентиры, которые человек ставит перед собой в
жизни и стремится их достигнуть. Цели осмысливают жизнь при условии, что
они достигаются нравственными способами.
Однако цель не тождественна смыслу. Иначе при ее достижении жизнь
бы теряла смысл.
ДОСТОИНСТВО – а) это объективная, общественнонравственная
ценность личности, которую в обязательном порядке в равной степени на всех
гарантирует общество;
б) потребность человека в самоуважении, в осознании своей высокой
нравственной ценности.
ЧЕСТЬ это признание обществом ценности человека (на основе его
заслуг в труде, творчестве, общественной деятельности), нравственное
одобрение его поступков и мотивов; потребность человека в одобрении его
поведения общественным мнением.
ЧЕСТЬ – регулятор поведения человека и отношение к нему со стороны
окружающих.
Отличие достоинства от чести:
достоинство общество дает (гарантирует) в обязательном порядке
каждому человеку независимо от возраста, пола, национальности,
имущественного положения и т.д. Человек должен это достоинство
поддерживать;
честь человек должен заслужить трудом, творчеством и т.д.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ –соотношение между ролью отдельных людей,
классов в жизни общества и их социальным положением, между деянием и
воздаянием (преступлением и наказанием), достоинством людей и его
вознаграждением, правами и обязанностями.
Несоответствие между ними – есть несправедливость.
СОВЕСТЬ способность человека, критически оценивая свои
поступки, мысли, желания, осознавать и переживать своенесоответствие должному; способность личности осуществлять моральный
самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные
обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку
совершаемых поступков.
ПРАВДА – то, что соответствует действительности; порядок,
основанный на справедливости; истина.
«Не в силе Бог, а в правде» (Иисус Христос).
Дилеммы правды:
1) «рубить правдуматку» в глаза
2) умолчание
3) ложь – искажение истины
4) клевета – ложное, умышленное обвинение в эгоистичных целях.
Философия правды:
СВОБОДА это характеристика действия, совершенного со знанием и
учетом объективных ограничений по собственному произволению (не по
принуждению) и в условиях выбора возможностей.
«Счастье есть удовольствие без раскаяния» (Л.Н. Толстой).
СЧАСТЬЕ состояние человека, которое соответствует наибольшей
внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и
осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.
СЧАСТЬЕ – а) это состояние высшей удовлетворенности своей жизнью
в целом;
б) моральное удовлетворение от выполненного общественного и
личного долга, высшая оценочная форма морального сознания.
«Секрет» счастья: чувство счастья зависит не от достижения
определенных благ, а от внутренней способности человек быть счастливым.
НЕСЧАСТЬЕ –
это состояние длительной,
крайней
неудовлетворенности жизнью.
КОНЦЕПЦИИ СЧАСТЬЯ:
1) счастье как наслаждение (сильная положительная эмоция) –
гедонизм;
2) счастье как преобладание положительных эмоциональных состояний
над отрицательными, как разумное наслаждение – эвдемонизм
(Демокрит, Аристотель, Фейербах, Гельвеций, Дидро).
А) эвтихия – ценность, основанная на отношении вещей;Б) эвдемония – ценность блага, относящегося к внутреннему
состоянию.
3) счастье как спокойное состояние духа, граничащее с безразличием
атараксия;
1) счастье как обладание благом;
2) счастье как общая позитивная оценка жизни.
3) (счастье как удача, счастливый случай).
ЛЮБОВЬ чувство, соответствующее отношениям общности и бли
зости между людьми, основанным на их взаимной заинтересованности и
склонности.
ДРУЖБА – чувство взаимной привязанности и духовной общности
людей.
ДРУЖБА
вид устойчивых,
индивидуальноизбирательных
межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью
их участников, усилением процессов аффилиации, взаимными ожиданиями
ответных чувств и предпочтительности.
Со времен Сократа считалась одной из основных добродетелей. Причем
высшей добродетелью считалась дружба, основанная на почтении,
открытости, доверии. Настоящая дружба обязательно несет в себе элемент
внешней свободы,
что наделяет ее силой раскрепощения свободы
внутренней.
ВЫВОД:
1.
2.
3.
Основные категории этики – фундамент науки
Категории складывались тысячелетиями, из практики человечества
впитывали свою гуманистическую сущность, которую призваны донести до
потомков.
Эти качества необходимо формировать в молодом поколении
сознательно, профессионально, в том числе в ходе реализации форм
педагогического общения.