ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Оценка 4.6
Мероприятия
docx
воспитательная работа
11 кл
08.05.2018
Статья "ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"
В статье описана воспитательная работа в школе по противодействию коррупции.В процессе этой работы происходит осознание учащимися основных способов жизнедеятельности и решения жизненных проблем. Одной из них становится проблема взаимодействия с представителями власти.
В работе с учащимися 9–11-х классов решается основная задача системы антикоррупционного воспитания: формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения.В процессе этой работы происходит осознание учащимися основных способов жизнедеятельности и решения жизненных проблем. Одной из них становится проблема взаимодействия с представителями власти.
В работе с учащимися 9–11-х классов решается основная задача системы антикоррупционного воспитания: формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения.
Антикорруп.деят-ть в школе.docx
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО
ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
в
в
определяющих
сущность
коррупции как
Бытовая коррупция
своих интересах и
Создание системы антикоррупционного воспитания предполагает уточнение ряда
терминов,
социального явления.
уу
Корр пция (от лат. corrumpere – «растлевать») – использование должностным лицом своих
властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее
установленным правилам (законодательству). Наиболее часто термин применяется по отношению
к бюрократическому аппарату и политической элите. Коррупции может быть подвержен любой
человек, обладающий властью над распределением по своему усмотрению какихлибо не
принадлежащих ему ресурсов (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов,
администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом коррупционного поведения является
возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных
полномочий, а главным сдерживающим фактором – риск разоблачения и наказания.
Выделяют отдельные проявления коррупции.
порождается
взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и
услуги должностному лицу и членам его семьи. Деловая коррупция возникает при взаимодействии
власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться
поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу. Коррупция верховной власти
относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она
касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении
политики
ущерб интересам избирателей.
Системное рассмотрение позволяет выделить ряд взаимодополняющих взглядов на сущность
явления
коррупции:
• коррупция как особый вид правонарушений, связанный с превышением должностных
полномочий;
• коррупция как особый образ жизни людей, обладающих властью, который предполагает ряд
традиционных действий (взяточничество, проявление своеволия, подбор «нужных» людей);
• коррупция как особый способ решения проблем в обход существующих законов и правил с
использованием
лиц;
• коррупция как особый подход к людям, обладающим властью, связанный с демонстрацией им
своего
потребностей.
Такое многообразие взглядов на коррупцию порождает многочисленные сложности при его
искоренении и необходимость системных усилий со стороны общества, государства, каждого
человека
коррупцией.
Выделяются
коррупции:
1. Принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы.
2.
согласию.
3.
преимущества.
4.
действия.
Цель антикоррупционного воспитания – воспитывать ценностные установки и развивать
способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в
коррупции.
отношении
воспитания:
Задачи
последствиями.
•
•
коррупции.
•
коррупцией.
Выделим основные компоненты системы антикоррупционного воспитания в образовательном
учреждении:
• отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;
• антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного
действия
правоведения;
• обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе взаимодействия педагогов
и
учащихся;
• педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного
мировоззрения.
Выделим ряд задач, последовательно решаемых в образовательном учреждении. Понятие
«коррупция» вводится и объясняется в процессе преподавания права и обществоведения. Особого
смысла
существует.
Познакомить с явлением коррупции:
Поощрять
Продемонстрировать
причинами,
проявлениям
с
стороны
стороны
обоюдному
и
выгоды
действуют
получают
по
незаконные
антикоррупционного
скрыть
с
признаки
сутью,
к
удовлетворения
борьбе
возможности
борьбы
нетерпимость
должностных
не
раньше
следующие
стараются
уважения
вводить
это
понятие
свои
Стороны
их
подкупа
уроках
Обе
Обе
по
и
на Основной результат антикоррупционного воспитания видится в подготовке человека, способного
выполнять властные полномочия или взаимодействовать с представителями властных структур на
правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других неправовых действий. Для достижения
этого результата необходима работа с ребенком в различные возрастные периоды. В связи с тем,
что в начальной школе особое внимание обращается на формирование культуры поведения и
потребности в соблюдении правил, то антикоррупционное воспитание может строиться на анализе
отношений рядовых граждан с хранителями общественного порядка. Это позволяет определить
основную задачу антикоррупционного воспитания как формирование потребности в соблюдении
правил в процессе взаимодействия с хранителями порядка. С нашей точки зрения, это базовая
задача системы антикоррупционного воспитания. Если человек убежден, что хранитель порядка
всегда будет действовать по правилам, то он не будет нарушать правила и предлагать взятки за их
нарушения. К сожалению, большинство граждан нашей страны уверено, что любой хранитель
порядка (милиционер, учитель, директор) готов за личные услуги обойти существующие правила.
В связи с этим возникает необходимость введения особого раздела в содержание воспитания 1–4х
классов: «Хранители порядка». В рамках этого раздела педагоги будут знакомить детей с
различными профессиями и должностями, носители которых являются хранителями порядка, и
правилами взаимодействия с людьми этих профессий. Помимо информационнопросветительского
блока особое внимание следует обращать на привлечение учащихся к поддержанию порядка в
классе. Учащимся предлагается выполнять небольшие поручения, связанные с соблюдением
порядка. Наиболее простое поручение из них – это дежурный, контролирующий соблюдение
отдельных правил. Подчинение дежурному, отказ от угроз и подкупа дежурному будет
показателем формирования уважительного отношения к хранителю правил. Создание системы
ролевых игр будет способствовать закреплению этой роли, выращиванию человека, который
гордится тем, что он является хранителем правил, сам их соблюдает и не позволяет нарушать эти
правила никому даже в случае подкупа и угрозы. При этом учитель должен быть примером,
выступать в качестве основного хранителя правил школьной жизни и независимо от того, как к
нему относятся учащиеся класса, не позволять их нарушать. Кроме этого, в жизни класса должно
быть как можно меньше ситуаций, когда делается исключение из правил. Особенно важно не
нарушать правила для поощрения деятельности учащегося (к примеру, мы нарушим правила и
закончим урок пораньше, потому, что вы себя хорошо вели). Учащиеся должны понимать, что
учитель не сам придумывает и меняет правила жизни, а выступает в качестве хранителя общих
правил
обществе.
В 5–7х классах возможно решение более сложной проблемы, направленной на формирование
совместного создания и сохранения правил. Необходимо, чтобы к концу 7го класса большинство
учащихся обладали практическими навыками по организации взаимодействия друг с другом на
основе соблюдения правил. Это позволяет в систему и содержание воспитательной работы в 5–7х
классах добавить новый раздел: «Организаторы порядка». Ведущей технологией реализации этого
раздела
деятельности.
В 8–9х классах возникает необходимость осознанного принятия учащимися правил решения
жизненных проблем. Для этого необходимо создание ситуаций, в которых учащиеся обретают
опыт продуктивного решения своих проблем в отношениях с властью. Это позволяет в рамках
системы воспитания добавить еще один раздел под названием «Успех без нарушений». В рамках
этого раздела помимо информационнопросветительной составляющей, направленной на
изложение способов честного решения проблем, создаются ситуации решения жизненных проблем
на основе индивидуального выбора. Основная задача представляется достаточно сложной:
демонстрация учащимися эффективности жизнедеятельности по существующим нормам и
правилам. Ведущей формой воспитательной работы становится деловая игра, в ходе которой
учащиеся самостоятельно решают поставленную задачу. Элементом социальной практики может
стать организация ученического самоуправления в классе, увеличение числа поручений для
учащихся класса с определенными властными полномочиями.
Важным элементом
антикоррупционного воспитания становится система практикумов по овладению навыками вне
коррупционного решения проблем. Желательно, чтобы составной частью этих практикумов стали
реальные жизненные ситуации. В процессе этой работы происходит осознание учащимися
основных способов жизнедеятельности и решения жизненных проблем. Одной из них становится
проблема
власти.
В работе с учащимися 9–11х классов решается основная задача системы антикоррупционного
воспитания: формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, позволяющего
осознанно отказаться от практики коррупционного поведения. В процессе решения данной задачи
учащиеся на уроках права и обществоведения подробно изучают данный вид правонарушений и
причины его появления. В процессе внеурочной деятельности особое внимание обращается на
представителями
взаимодействия
коллективной
организация
творческой
будет
принятых
с
в
жизни, проведение дискуссий по данной теме, способствующих выявлению жизненной позиции учащихся
по
вопросу.
данному
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.