Основы финансовой и бюджетной политики государства В рыночной экономике большая часть производственных факторов находится в руках самих граждан. Поэтому государство не вправе указывать владельцам, как им использовать свою собственность. Но интересы собственника порой могут не совпадать с общественным интересом. Чтобы обеспечить баланс интересов, государство берет на себя регулирующую функцию. Однако в рыночной экономике оно действует не путем прямых приказов и распоряжений, а используя тот же рыночный механизм. Располагая финансовыми средствами, полученными в виде налогов, правительство может выходить на рынок в качестве инвестора или потребителя, обеспечивая производство общественно необходимой продукции либо путем создания государственного предприятия, либо размещая оплаченный заказ в частной фирме. Источником финансирования подобного рода проектов является государственный бюджет. Финансовая политика Финансовые отношения являются "кровеносной системой" любой экономики. Показатели состояния финансов являются надежным индикатором состояния национальной экономики в целом. Ведь в них прямо или косвенно отражаются все наиболее важные аспекты хозяйственной деятельности, будь то структура производства, эффективность отдельных отраслей или динамика изменений уровня жизни населения.
Но роль финансовой системы государства не ограничивается лишь тем, что в ней фиксируются и отражаются все процессы производства и распределения общественного продукта и национального дохода. Она служит одним из важнейших регуляторов развития национальной экономики. Общее направление финансовой политики зависит от характера задач, вытекающих из экономического состояния страны. Так, при экономическом спаде финансовая политика ориентирована на стимулирование производства. Соответственно, при оживлении экономики меняется и направление финансовой политики: повышаются, например, налоговые ставки и увеличиваются расходы по социальным программам. Общей тенденцией современной экономики является повышение роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему. Эта тенденция проявляется в росте доли национального дохода, перераспределяемого государством. В большинстве индустриально развитых стран эта доля возросла с 20% в 50-е гг. прошлого века до 25–30% к его окончанию. Ведущим звеном реализации финансовой политики является государственный бюджет. Именно с его помощью государство осуществляет регулирующие функции, контролируя и направляя развитие национальной экономики. Государственный бюджет Государственный бюджет является важным инструментом экономической политики государства. Его роль не ограничивается только тем, что он выступает источником финансирования государственных проектов. Сам процесс его формирования и расходования может оказывать существенное влияние на общий экономический климат в стране. Например, если правительство намерено сократить безработицу путем увеличения платежеспособного спроса на товары и услуги, оно может намеренно тратить на социальные программы денег больше, чем составляет доход, получаемый от налогообложения, создавая тем самым бюджетный дефицит. При этом в результате увеличения доходов населения его покупательная способность возрастет, платежеспособный спрос повысится, и производители получат дополнительный стимул к расширению выпуска товаров. Если же правительство, опасаясь роста инфляции, намерено сократить платежеспособный спрос на товары и услуги, оно будет стремиться к бюджетному профициту (избытку), когда затраты бюджетных средств будут меньше поступлений от налогообложения. В результате покупательная способность населения уменьшится. Дефицит государственного бюджета – это сумма, на которую расходы бюджета превосходят его доходы. Наличие бюджетного дефицита означает, что правительство расходует денег больше, чем получает от налоговых поступлений. Возникновение бюджетного дефицита может быть вызвано: – спадом общественного производства; – возрастанием издержек общественного производства; – массовым выпуском "пустых" денег; – неоправданно раздутыми социальными программами; – возрастанием затрат на военно-промышленный комплекс (ВПК); – крупномасштабным возрастанием оборота теневого капитала; – непроизводительными расходами, хищениями или потерями произведенной продукции. Для покрытия бюджетного дефицита правительству необходимо изыскивать дополнительные средства. Источниками таких дополнительных средств могут быть: – государственные займы (внешние и внутренние); – увеличение налогообложения; – эмиссия (выпуск необеспеченных денег и ценных бумаг). Бюджетный дефицит относится к отрицательным экономическим явлениям, однако они являются необходимым элементом экономической системы. Опасен не сам по себе дефицит, а его неограниченный, неконтролируемый рост. Поэтому бездефицитность бюджета еще не означает здоровой экономики. Суммы, взятые взаймы для покрытия бюджетного дефицита, становятся государственным долгом. |
Государственный долг
Государственный долг – это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов, для покрытия которых привлекались заемные средства. Средства для покрытия бюджетного дефицита могут приобретаться за счет:
– продажи долгосрочных ценных бумаг;
– продажи краткосрочных ценных бумаг;
– продажи облигаций выигрышных займов и государственных сберегательных сертификатов;
– займов у собственных банков;
– займов за границей.
В результате подобных операций и образуется государственный долг, т.е. долг центрального правительства, который государство обязано вернуть с процентами в установленные сроки. Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны между собой. Во-первых, государственные займы – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита. Во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета невозможно без анализа величины государственного долга. Различают внешний и внутренний государственный долг.
Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам, который ложится на страну наибольшим бременем, так как страна должна отдавать ценные товары или оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг.
Внутренний долг – это долг собственному населению. Он приводит к перераспределению доходов внутри страны. При этом утечка товаров и услуг за рубеж не происходит, но во внутренней экономической жизни страны могут возникнуть изменения, последствия которых иногда бывают весьма значительными.
Обычно в неконтролируемом росте государственного долга экономисты видят опасность, поскольку наличие долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия:
– выплата процентов по внутреннему государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств оказывается сконцентрированной у наиболее состоятельной части населения;
– повышение ставок налогов с целью изыскания средств для погашения долга может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к инвестициям в новые рискованные предприятия;
– погашение внешнего долга предполагает передачу части (иногда весьма значительной) созданного внутри страны продукта за рубеж;
– рост внешнего долга снижает международный авторитет страны, подрывает доверие к ее кредитоспособности.
Помимо чисто экономических, можно отметить и социально-психологические последствия неконтролируемого роста государственного долга, связанные с нарастанием чувства неуверенности населения страны в завтрашнем дне. Тем не менее наличие государственного долга само по себе не является экономической катастрофой. Большинство государств мира в те или иные периоды своей истории прибегали к внутренним и зарубежным займам. В настоящее время разработаны такие экономические механизмы обслуживания государственного долга, которые позволяют смягчать его отрицательное влияние на экономику. К ним можно отнести:
– рефинансирование, когда при наступлении срока погашения долговых обязательств правительство выпускает и продает новые облигации, используя выручку для выплаты держателям погашенных облигаций;
– взимание новых налогов с целью получения доходов, достаточных для выплаты процентов по долгу и основной его суммы;
– эмиссия – выпуск в обращение дополнительных денежных средств.
Инфляция
Инфляция – это быстрый рост общего уровня цен на товары и факторы производства. При инфляции цены растут не на какие-то отдельные виды продукции, а на все товары сразу. Такое глобальное повышение цен можно интерпретировать как результат снижения стоимости денег, вследствие чего резко падает их покупательная способность и происходит скачкообразный рост цен. Уровень инфляции измеряется процентом изменения цен за определенный период времени.
Существует несколько видов инфляции:
– умеренная – цены растут менее чем на 10% в год, а стоимость денег сохраняется почти стабильной;
– галопирующая – рост цен на 20–200% в год, контракты привязываются к росту цен, деньги стремительно обесцениваются, поэтому их становится невыгодно держать и все стараются как можно быстрее переводить их в товары и запасы;
– гиперинфляция – цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, разоряются мелкие и становятся убыточными даже крупнейшие предприятия.
Инфляция может достигать очень высокого уровня. Так, в середине 80-х гг. прошлого века инфляция в Бразилии достигала 200%, а в Боливии – более 20 000% в год. Самый впечатляющий пример гиперинфляции наблюдался в Германии в 20-е гг. XX в. В течение 1923 г. цены выросли в 1 млрд раз! Денежной единицей Германии того периода была марка. Так вот, если в начале года стоимость почтовой марки была меньше одной денежной, то к концу его одна почтовая марка стоила уже 20 000 000 000 денежных марок!
Умеренная инфляция – вполне нормальное явление, характерное для экономики почти каждой страны. Но приближение ее темпов к галопирующей уже становится опасным, когда же она достигает стадии гиперинфляции, то последствия для национальной экономики могут быть катастрофическими. Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции становится совершенно невозможно, поскольку полученные утром деньги уже к вечеру ничего не стоят. В таких условиях речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт выживания – сворачивание торговли, отказ от денежных расчетов и натурализация хозяйства: переход к автономности и самодостаточности; упрощение производства, сокращение внешних связей, а там, где без обменных операций никак не обойтись, их предпочитают осуществлять методом бартера – прямого обмена одного товара на другой, без посредства денег.
Вот почему одной из важнейших проблем государственного регулирования экономики является контроль за инфляцией и сдерживание ее роста, чтобы не допустить перерастания умеренной инфляции в галопирующую или в гиперинфляцию.
Бюджетная политика оказывает значительное влияние на условия реализации денежно-кредитной политики: на темпы роста экономики и ее структуру, на динамику цен товаров и услуг. Поэтому Банк России учитывает меры бюджетной политики при подготовке макроэкономического прогноза и принятии решений по ключевой ставке.
Применение бюджетного правила с проведением операций на валютном рынке снижает колебания реального курса рубля из-за изменений конъюнктуры сырьевых рынков. Это способствует повышению конкурентоспособности российских товаров и формированию в стране условий для развития производства в несырьевых отраслях, а значит, и постепенному изменению структуры экономики. Кроме того, государственные инвестиции в развитие отдельных значимых отраслей также выступают фактором структурных изменений в экономике. Влияние бюджетной политики на структуру экономики и темпы ее роста учитывается Банком России при подготовке макроэкономического прогноза.
Подход к формированию государственного бюджета является важным фактором, влияющим на динамику цен. Несбалансированность бюджетных потоков и существенное наращивание бюджетных расходов могут иметь инфляционные последствия. Сохранение стратегии бюджетной консолидации в настоящее время обеспечивает отсутствие инфляционного давления по бюджетному каналу. Кроме того, бюджетное правило сглаживает влияние изменений внешнеэкономической конъюнктуры на внутренние условия, в том числе на динамику курса рубля и спроса в экономике. Это ведет к меньшей волатильности цен, что создает благоприятные условия для реализации денежно-кредитной политики. Изменения налогов, как правило косвенных, ведут к разовой подстройке цен и не требуют реакции со стороны денежно-кредитной политики, если инфляционные ожидания субъектов экономики закреплены на низком уровне. Однако в настоящее время сохраняется существенная чувствительность инфляционных ожиданий к проинфляционным факторам. Соответственно, устойчивый рост инфляционных ожиданий на фоне повышения налогов может привести к продолжительному отклонению инфляции вверх от цели, что учитывает Банк России при реализации денежно-кредитной политики.
Минфин России и Минэкономразвития России при подготовке проекта федерального бюджета и прогноза социально-экономического развития также учитывают цель по инфляции и влияние денежно-кредитной политики на экономику и динамику цен. При этом взаимный учет мер денежно-кредитной и бюджетной политики достигается за счет постоянного взаимодействия Банка России с Минфином России и Минэкономразвития России. В частности, проводятся регулярные совместные совещания для обсуждения макроэкономического прогноза, взаимной сверки оценок и факторов, влияющих на динамику основных макроэкономических показателей. При этом важную роль в повышении доверия к денежно-кредитной и бюджетной политике и их действенности играет непротиворечивость коммуникации по смежным вопросам.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.