Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика на тему "Этикет - форма для содержания этики" (4 класс)
Оценка 5

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика на тему "Этикет - форма для содержания этики" (4 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
02.06.2017
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика  на тему "Этикет - форма для содержания этики" (4 класс)
Цели урока по линиям развития личности. 1-я линия развития личности: Готовить к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. 2-я линия развития личности: Учить делать выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него. Учить договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций. Предметные умения: Анализировать и оценивать положительные и отрицательные поступки ребят в школе. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм и требований школьной жизни. Замечать и объяснять, какие поступки противоречат школьным правилам. Предлагать, что можно сделать для исправления видимых нарушений. Предметные умения: Анализировать и оценивать положительные и отрицательные поступки ребят в школе. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм и требований школьной жизни. Замечать и объяснять, какие поступки противоречат школьным правилам. Предлагать, что можно сделать Предметные умения: Анализировать и оценивать положительные и отрицательные поступки ребят в школе. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм и требований школьной жизни. Замечать и объяснять, какие поступки противоречат школьным правилам. Предлагать, что можно сделать для исправления видимых нарушений. для исправления видимых нарушений.Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. (4-й класс) Урок 14. «Этикет – форма для содержания этики». Цели урока по линиям развития личности. 1-я линия развития личности: Готовить к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. 2-я линия развития личности: Учить делать выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него. Учить договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций. Предметные умения: Анализировать и оценивать положительные и отрицательные поступки ребят в школе. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм и требований школьной жизни. Замечать и объяснять, какие поступки противоречат школьным правилам. Предлагать, что можно сделать для исправления видимых нарушений. Оборудование: листы и маркеры для групповой работы.
1 Открытый урок для родителей 3.docx
Открытый  урок для родителей 3­х классов, проведённый 17.03.2017 в 4 «Б» классе Основы духовно­нравственной культуры народов России.  Светская этика.  (4­й класс) Урок 14. «Этикет – форма для содержания этики». Цели урока по линиям развития личности. 1­я линия развития личности: Готовить к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию. 2­я линия развития личности: Учить делать выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него. Учить договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных            ситуаций. Предметные умения: Анализировать и оценивать положительные и отрицательные поступки ребят в школе. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм и требований школьной жизни. Замечать и объяснять, какие поступки противоречат школьным правилам. Предлагать, что можно сделать для исправления видимых нарушений. Оборудование: листы и маркеры для групповой работы. Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания I.Проверка  домашнего  задания.  1 2 4 1 2 3 4 5 1 2 3 1 2 – Соедините пословицы, выберите из них ту, которая отражает тему  вашего проекта, поясните, почему. Грамоте учиться – а для жизни мы учимся. Чтобы других учить, сильнее станешь.  Не для школы, страшно, когда знать не  хочется.  Больше узнаешь – всегда пригодится. Не бойся, когда не знаешь:  надо свой разум наточить.  Заслушиваются ответы детей, внимание обращается на выставку  детских проектных работ по теме. II. Актуализация знаний. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 1 2 3 6 1 2 – Пользуясь словарём, объясните значения слов: мораль, нравственность, этика.  –  Обсудите в парах, почему эти слова могут употребляться как синонимы. учебных успехов) Познавательные УУД 1.Извлекать информацию из  разных источников (текст,  серия рисунков). 2. Строить речевое  высказывание в устной  форме. 3. Читать художественные и  познавательные тексты,  выделять существенную  информацию из текстов  разных видов. 4. Устанавливать причинно­ следственные связи. Регулятивные УУД 1.Определять цель  деятельности на уроке. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. III. Решение  проблемы,  открытие новых  знаний. Приведите примеры.  Мнения детей заслушиваются, но не обсуждаются. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 5 1 2 Работа с текстом «Слова – форма для выражения мыслей» до чтения. – Как вы думаете, что играет самую важную роль в этикетном выражении  отношений к людям? (Наша речь.) Cпрогнозируйте по заголовку, о чём  будет этот текст. Работа с текстом «Слова – форма для выражения мыслей» во время  чтения. Учитель организует комментированное чтение текста.  3. Принимать и сохранять  учебную задачу. 4. Планировать свои  действия. 5. Осуществлять  познавательную и личностную рефлексию. Правила отношений между людьми называют моралью, этическими  нормами. Они на первый взгляд просты: не обманывай, не бери чужого,  поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой и другие. Однако следовать этим правилам на деле не всегда бывает просто. (Как  думаете, почему?)Врать нехорошо, но как быть, если боишься наказания?  Конечно, толкаться плохо. А если ты очень торопишься? Известно, что  нельзя говорить со взрослым, как со своим сверстником, но если  незнакомый человек на улице отчитывает тебя за шумное поведение,  может возникнуть желание грубо ему ответить.(Бывает такое?)Эти вредные  мысли наверняка приходили в голову каждому.(Приходили?)Как с ними  бороться? Как не нарушить правила морали, этики? В некоторых случаях на помощь человеку может прийти этикет. Так  называют принятый порядок поведения в различных ситуациях: при  Коммуникативные УУД 1.Слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии  с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Договариваться о правилах  общения и поведения. 5. Учитывать разные мнения и стремиться к координации встрече, за обеденным столом, во время урока, на празднике и так далее.  Для каждого из этих случаев правила этикета предлагают свои формы  фраз, жестов, одежды. Например, полагается есть с закрытым ртом, чтобы  не издавать неприятных звуков; при встрече младший первым говорит:  «Здравствуйте», а потом уже отвечает старший. (Вы знали об этом?)Формы  этикета помогают не забыть о содержании правил этики, об их смысле.  Например, одно из правил этики (морали) требует, чтобы люди были веж­ ливы по отношению друг к другу – таково его содержание. А этикет под­ держивает внутренний смысл этого правила внешней формой обращения:  незнакомые взрослые люди должны говорить друг другу«вы». различных позиций в  сотрудничестве. 6.Адекватно использовать  речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач,  строить монологические  высказывания, владеть  диалогической формой речи. В подобные формы этикет «одевает» содержание наших мыслей и  поступков. «Одежда» для мыслей – это слова. Этикет требует, чтобы на  уроке мы общались между собой так: «Я не совсем согласен с тем, что  сказал...»(А мы этим пользуемся на уроке?) Однако вне школы, в дружеской  обстановке люди могут строить фразы иначе. Работа с текстом «Слова – форма для выражения мыслей» после  чтения. – Что же помогает людям вести себя правильно в той или иной ситуации? – Каково содержание правил этики (морали)? – В чём внешне выражается внутреннее уважение человека к другому  человеку? – Зачем нужно соблюдать форму в отношениях между людьми в школе? Личностные результаты 1. Определять и высказывать  самые простые, общие для  всех людей правила. 2. Ориентироваться в  нравственном содержании и  смысле своих и чужих  поступков. – А как могут быть связаны форма одежды, вежливая форма обращения на «вы» и поведение человека? – Действительно ли одежда (форма) влияет на поведение школьника,  помогает соблюдать правила уважения старших? Работа с текстом «Действия – форма для поступков» во время чтения. Учитель организует комментированное чтение текста. Этика – внутренний смысл нравственных правил поведения – важнее его  внешней формы (этикета).(Вы согласны с этим утверждением?)Однако без знания  этикета можно попасть в неловкую ситуацию.(А если хорошо знать правила  этикета?)При встрече с незнакомым человеком мы вначале оцениваем, как он одет, как обращается к нам, какие использует выражения, тон,  интонации, жесты, какое у него выражение лица. Всё это – внешние формы поведения. Например, двое ребят знакомятся во время игры на улице.  Обоим интересно друг с другом. Оба знают содержание правила морали,  этики: «Нельзя обижать другого». Однако один из ребят не обращает  внимания на внешнюю форму поведения – этикет. Он широко зевает, не  прикрывая рта, плюёт на пол. (Вы встречали таких?)В результате второй делает  неправильный вывод: «Ему со мной неинтересно, похоже, он хочет меня  обидеть». И всё потому, что первый приятель «одел» свои поступки не в  те жесты и формы – не знал этикета. Свой этикет существует и в одежде. Надевая праздничный костюм,  человек словно говорит себе: «Сегодня я иду на день рождения к другу, а не просто попить с ним чаю – надо поздравить друга и сделать ему  приятный подарок!» Возвращаясь из туристического похода, человек  меняет пропахшую дымом костра куртку и джинсы на деловой костюм.  Тем самым он напоминает себе, что на работе или в школе нельзя кричать  и дурачиться, как в лесу. Одежда, жесты, особые фразы – всё, что называется формами этикета, –  помогают нам соблюдать правила этики, не забывать их смысла и  содержания.(Согласны ли вы с этими правилами?)Можно ли обойтись без внешних  форм и условностей? Бывает, что и можно. Но так будет труднее держать  себя в руках, поступать как достойный, нравственно воспитанный,  культурный человек. Знание этикета не гарантирует, что поведение человека будет этичным. (А  такие ситуации вы встречали?)Ведь этикет только форма. Может быть и такое:  человек всегда говорит другим «вы», но при этом обманывает их и не  краснеет за свою ложь. Всё­таки содержание важнее формы. Работа с текстом «Действия – форма для поступков» после чтения. – Попробуйте назвать несколько форм этикета и привести несколько  примеров правильного поведения для каждой из этих форм. – Что вы думаете о форме одежды? – А есть ли смысл в нормах, обязывающих вести себя определённым  образом, а не иначе? – Если человек соблюдает правила этикета, означает ли это, что он  поступает правильно, достойно? IV. Выражение решения  проблемы. V. Выполнение  продуктивных  заданий по теме. – Что же важнее: форма или содержание внутреннего мира человека? 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 6 1 2 – Какую проблему мы поставили в начале урока?  Зачем нужна форма в школе? – Какой вывод вы можете сделать? Один из возможных ответов такой: «Внешний вид человека должен  соответствовать его внутреннему миру, а также той обстановке, в  которой он сейчас находится. Поэтому в школу  ученик надевает  школьную форму, на работу взрослые – деловой костюм, в театр или в  гости – праздничную одежду». – Сравните свой вывод с авторским (с. 69.)  «Этикет – внешние формы поведения, в том числе фразы, жесты,  одежда, которые помогают человеку соблюдать внутренний смысл  правил этики (морали)». 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 61 2 Учитель предлагает выполнить в группах  задания на с. 69. – Объясните смысл высказываний, приведите примеры из жизни или  произведений художественной литературы.  1­я группа:«Все правила достойного поведения давным­давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться». (Блез Паскаль) 2­я группа: «Нравственные правила похожи на знаки, которые  указывают путь на поприще жизни и показывают подводные камни». (Пьер Буаст) 3­я группа: «Человек без твёрдых правил почти всегда лишён  характера: будь у него характер, он почувствовал бы, как необходимы  ему правила». (Никола Шамфор) 4­я группа:Как вы теперь точнее объясните название учебника «Основы духовно­нравственной культуры народов России»? По окончании работы каждая группа представляет результаты.  Учитель предлагает решить жизненную задачу на с. 69.  1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 6 1 2 – Давайте вернёмся к проблеме урока. Что мы хотели выяснить?  (Почему  этикет можно назвать формой для содержания этики.)  – Итак, этикет – это внешние формы поведения, в том числе фразы, жесты, одежда, которые помогают человеку соблюдать внутренний смысл правил  этики (морали). – Что вам захотелось рассказать своим друзьям, о чём поговорить с ними? – Какие ситуации в жизни вам вспомнились, когда мы говорили об  этикете? – Как вы думаете, легко ли соблюдать правила этикета? В качестве домашнего задания можно выполнить один из проектов,  предлагаемых в учебнике (с. 69.), или другой, придуманный  самостоятельно.  VI. Итог урока.  Рефлексия. VII. Домашнее  задание. Задание 1.  – Соедините пословицы, выберите из них ту, которая отражает тему нашего урока, поясните, почему. Работа в группе № 1. Грамоте учиться – а для жизни мы учимся. Чтобы других учить, сильнее станешь.  Не для школы, Больше узнаешь – страшно, когда знать не хочется.  всегда пригодится. Не бойся, когда не знаешь:  надо свой разум наточить. Задание 2.  – Пользуясь словарём, объясните значения слов: мораль, нравственность, этика.  –  Обсудите в группе, почему эти слова могут употребляться как синонимы. Приведите примеры.  Задание 3.  – Какую проблему мы поставили в начале урока?  Зачем нужна форма в школе? – Какой вывод вы можете сделать? Вставьте недостающие слова. «Внешний вид человека должен соответствовать его _______________ миру, а также той обстановке, в которой он сейчас находится. Поэтому в школу  ученик надевает ______________, на работу взрослые – ___________­ костюм, в театр или в гости – праздничную ______________». Задание 4.  ­ Объясните смысл высказываний, приведите примеры из жизни или произведений художественной литературы.  1­я группа:«Все правила достойного поведения давным­давно известны, остановка за малым – за умением ими  пользоваться». (Блез Паскаль) Сделайте вывод:Как вы теперь точнее объясните название учебника «Основы духовно­нравственной культуры  народов России»? По окончании работы каждая группа представляет результаты.  Задание 1.  – Соедините пословицы, выберите из них ту, которая отражает тему нашего урока, поясните, почему. Работа в группе № 2. Грамоте учиться – а для жизни мы учимся. Чтобы других учить, сильнее станешь.  Не для школы, страшно, когда знать не хочется. Больше узнаешь – всегда пригодится. Не бойся, когда не знаешь:  надо свой разум наточить. Задание 2.  – Пользуясь словарём, объясните значения слов: мораль, нравственность, этика.  –  Обсудите в группе, почему эти слова могут употребляться как синонимы. Приведите примеры Задание 3.  – Какую проблему мы поставили в начале урока?  Зачем нужна форма в школе? – Какой вывод вы можете сделать?  Вставьте недостающие слова. «Внешний вид человека должен соответствовать его _______________ миру, а также той обстановке, в которой он сейчас находится. Поэтому в школу  ученик надевает ______________, на работу взрослые – ___________­ костюм, в театр или в гости – праздничную ______________». Задание 4. ­ Объясните смысл высказываний, приведите примеры из жизни или произведений художественной литературы.  2­я группа: «Нравственные правила похожи на знаки, которые указывают путь на поприще жизни и показывают  подводные камни». (Пьер Буаст) Сделайте вывод:Как вы теперь точнее объясните название учебника «Основы духовно­нравственной культуры  народов России»? По окончании работы каждая группа представляет результаты.  Работа в группе № 3. Задание 1.  – Соедините пословицы, выберите из них ту, которая отражает тему нашего урока, поясните, почему. Грамоте учиться – а для жизни мы учимся. Чтобы других учить, сильнее станешь. Не для школы, Больше узнаешь – страшно, когда знать не хочется.  всегда пригодится. Не бойся, когда не знаешь:  надо свой разум наточить. Задание 2.  – Пользуясь словарём, объясните значения слов: мораль, нравственность, этика.  –  Обсудите в группе, почему эти слова могут употребляться как синонимы. Приведите примеры Задание 3.  – Какую проблему мы поставили в начале урока?  Зачем нужна форма в школе? – Какой вывод вы можете сделать? Вставьте недостающие слова. «Внешний вид человека должен соответствовать его _______________ миру, а также той обстановке, в которой он сейчас находится. Поэтому в школу  ученик надевает ______________, на работу взрослые – ___________­ костюм, в театр или в гости – праздничную ______________». Задание 4.  ­ Объясните смысл высказываний, приведите примеры из жизни или произведений художественной литературы.  3­я группа: «Человек без твёрдых правил почти всегда лишён характера: будь у него характер, он почувствовал бы,  как необходимы ему правила». (Никола Шамфор) Сделайте вывод:Как вы теперь точнее объясните название учебника «Основы духовно­нравственной культуры  народов России»? По окончании работы каждая группа представляет результаты.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика на тему "Этикет - форма для содержания этики" (4 класс)

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика  на тему "Этикет - форма для содержания этики" (4 класс)

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика на тему "Этикет - форма для содержания этики" (4 класс)

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика  на тему "Этикет - форма для содержания этики" (4 класс)

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика на тему "Этикет - форма для содержания этики" (4 класс)

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика  на тему "Этикет - форма для содержания этики" (4 класс)

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика на тему "Этикет - форма для содержания этики" (4 класс)

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика  на тему "Этикет - форма для содержания этики" (4 класс)

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика на тему "Этикет - форма для содержания этики" (4 класс)

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика  на тему "Этикет - форма для содержания этики" (4 класс)

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика на тему "Этикет - форма для содержания этики" (4 класс)

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика  на тему "Этикет - форма для содержания этики" (4 класс)

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика на тему "Этикет - форма для содержания этики" (4 класс)

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика  на тему "Этикет - форма для содержания этики" (4 класс)

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика на тему "Этикет - форма для содержания этики" (4 класс)

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика  на тему "Этикет - форма для содержания этики" (4 класс)

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика на тему "Этикет - форма для содержания этики" (4 класс)

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика  на тему "Этикет - форма для содержания этики" (4 класс)

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика на тему "Этикет - форма для содержания этики" (4 класс)

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика  на тему "Этикет - форма для содержания этики" (4 класс)

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика на тему "Этикет - форма для содержания этики" (4 класс)

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика  на тему "Этикет - форма для содержания этики" (4 класс)

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика на тему "Этикет - форма для содержания этики" (4 класс)

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика  на тему "Этикет - форма для содержания этики" (4 класс)

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика на тему "Этикет - форма для содержания этики" (4 класс)

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика  на тему "Этикет - форма для содержания этики" (4 класс)

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика на тему "Этикет - форма для содержания этики" (4 класс)

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика  на тему "Этикет - форма для содержания этики" (4 класс)

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика на тему "Этикет - форма для содержания этики" (4 класс)

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика  на тему "Этикет - форма для содержания этики" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2017