Особенности использования тренажеров при реализации образовательных программ
Оценка 4.7

Особенности использования тренажеров при реализации образовательных программ

Оценка 4.7
Особые потребности
doc
другое
Взрослым
03.10.2023
Особенности использования тренажеров при реализации образовательных программ
Особенности использования тренажеров при реализации образовательных программ (на примере подготовки специалистов железнодорожного транспорта). Реализация образовательных программ в области подготовки специалистов железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с путевым хозяйством, включает в себя не только теоретическую и практическую подготовку, но и тренажёрную. В настоящее время наиболее развивающейся областью внедрения тренажеров в образовательный процесс является подготовка специалистов для транспортной отрасли. Важной составляющей железнодорожного транспорта является система обеспечения безопасности движения поездов с учетом профессиональных стандартов.
Особенности использования тренажеров при реализации образовательных программ.doc

Особенности использования тренажеров при реализации образовательных программ

(на примере подготовки специалистов железнодорожного транспорта)

 

Реализация образовательных программ в области подготовки специалистов железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с путевым хозяйством, включает в себя не только теоретическую и практическую подготовку, но и тренажёрную. В настоящее время наиболее развивающейся областью внедрения тренажеров в образовательный процесс является подготовка специалистов для транспортной отрасли. Важной составляющей железнодорожного транспорта является система обеспечения безопасности движения поездов с учетом профессиональных стандартов.

Тренажёрные технологии в обучении — это комплексы, системы моделирования и симуляции, компьютерные программы и физические модели, специальные методики, позволяющие подготовить личность к принятию качественных и быстрых решений.

Таким образом, цель нашей деятельности: Создание условий для подготовки специалистов железнодорожного транспорта, способных эффективно выполнять профессиональные задачи, работать в команде, стремиться к профессиональному и личностному развитию посредством тренажерных технологий.

Тренажёры дают возможность реализовывать интерактивные методики обучения, строить подготовку на базе проблемно-ситуационного подхода. В случае дистанционного обучения использование компьютерных тренажёров является единственно возможным путём получения необходимых навыков на завершающих этапах подготовки специалистов, поскольку обеспечивает использование всех видов дидактических приёмов. Подход, основанный на использовании дорогостоящего оборудования, которое ограничивает диапазон действий пользователя только стандартными рабочими ситуациями, уступает компьютерным тренажерам, с использованием технологий мультимедиа которые позволяют проводить практически любые эксперименты и отрабатывать всевозможные нештатные ситуации.

В развитии компьютерных тренажёрных комплексов можно выделить несколько этапов, сопоставимых с поколениями автоматизированных обучающих систем.

Главная особенность тренажёров – возможность полисенсорного воздействия на обучаемого и ориентация на индивидуальное обучение. В тренажёрных комплексах используются возможности формирования индивидуальных вариантов объяснения задания.

На сегодняшний день для работников Дирекции по ремонту пути разработано программное обеспечение тренажёра виртуальной реальности по переборке изолирующего стыка на накладках «АпАТэк» со скреплением ЖБР-65, по замене железобетонных шпал. Тренажёр виртуальной реальности предназначен для обучения сотрудников дистанций пути (монтёров пути и бригадиров пути) которые смогут научиться выполнять все операции по переборке стыка в очах виртуальной реальности.

Комплекс программного обеспечения для тренажера состоит из двух частей – обучающей и тестирующей для закрепления знаний. Тестирование в виртуальной реальности позволит не только закрепить навыки технологических операций по ремонту пути, но и оценить степень готовности работника к выполнению работ в соответствии с технологическим процессом. Технологии виртуальной реальности в отличие от традиционного обучения не требуют выхода работника на пути для тренировки механической памяти соблюдения этапов выполнения техпроцесса – «цифровые двойники» участка пути и инструментов полностью воссоздают картину будущей работы. Это безопасно и эффективно для самих работников. Кроме того, в программном обеспечении прописаны разные сценарии под различные виды ремонтных работ с детализацией всего техпроцесса. Обучающие системы виртуальной реальности разработаны в соответствии с технологическим процессом и последовательностью действий. В Железнодорожном колледже накоплен первоначальный опыт применения тренажеров в обучении.

Название первого класса тренажеров для эксплуатации железных дорог следует понимать как «базовые симуляторы». В качестве базового симулятора будем рассматривать тренажерVR-симулятор «Последствия нарушений требований охраны труда», действующий преимущественно на основе стандартных устройств персонального компьютера и предназначенный для их начальной профессиональной метапредметной подготовки. В настоящее время в образовании используют интернет-тренажеры (онлайн-тренажеры), созданные с помощью веб-сервисов и интерактивные тренажеры (https://youtu.be/q2OOEzCg7M0).

К достоинствам базовых симуляторов относятся:

- возможность отработки начальных навыков; - возможность быстрого введения развития в отрасли; - малая стоимость и отсутствие специализированного оборудования; - возможность относительно быстро оборудовать ими образовательные учреждения; - возможность оперативно менять подходы к эксплуатации на отдельных дистанциях пути; - общность программного обеспечения с другими тренажерами.

Использование тренажерной технологии образовательного VR-модуля «Технология производства работ по сборке стыка АпАТэК» (https://youtu.be/YW7FJY1SSs8) в колледже позволяет создать условия для продолжения активного внедрения тренажёров в учебный процесс и улучшения технических знаний у будущих специалистов железнодорожного транспорта.

Наиболее успешным видится применение данного тренажера по МДК 02.02 Текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Главная цель использования тренажера для монтера пути - формирование у обучающихся знаний основ правил производства путевых работ, нормативов содержания пути, необходимых при текущем содержании железнодорожного пути для обеспечения безопасности движения поездов.

Обучение на учебном тренажере предполагает полное погружение в производственный процесс или сопровождается одновременным изучением теоретических дисциплин в колледже.

В процессе работы на тренажере обучающийся должен изучить: нормы содержания рельсовой колеи по ширине и уровню, нормы содержания стыковых зазоров и износа рельсов. Научиться пользоваться различными измерительными приборами и инструментом, применять полученные знания на практике, уметь выполнять контрольные промеры и измерения.

Особое место следует отвести тренажёрному комплексу «Авикон-11Т», предназначенному для обучения операторов дефектоскопных тележек навыкам работы на съёмных дефектоскопах, соблюдению технологии контроля рельсов и расшифровке дефектограмм ультразвукового контроля. Этот комплекс в нашем колледже применяется при подготовке специалистов по образовательной программе 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство во время освоения модуля ПМ.06 Выполнение работ по профессии 15572 Оператор дефектоскопной тележки. Тренажёр включает в себя компьютер с установленным специализированным программным обеспечением, беговую дорожку и экран с большой диагональю для отображения дефектоскопа «Авикон-11».

Во время работы на тренажёре имитируется процесс проверки рельсов, уложенных в путь, моделируются дефекты в рельсах, и проверяется правильность действий оператора. Предусмотрены два режима работы – тренировка и экзамен.

Данные образовательные тренажеры помогают работникам путевого хозяйства изучать:- технологию выполнения работ по обслуживанию и ремонту пути; - эксплуатацию специализированных путевых машин и комплексов; - требования по охране труда, поведение в нестандартных ситуациях и др.

Тренажерные комплексы помогают формированию профессиональных компетенций.

Студент после обучения на данных тренажерах в реальных условиях не теряется в кнопочках и переключателях, умеет разговаривать с наставником на техническом языке. При этом уменьшается срок адаптации обучающего на производственном участке. Наставнику интересно работать с таким студентом. Отсюда и успех на производственной практике нашего обучающегося.

Тренажер - эффективная помощь в образовании для студентов от начальных теоретических занятий до подготовки дипломной работы.

Преподаватель должен поддерживать постоянную связь с производством, изучать все новое, прогрессивное в области технологии производства путевых работ, следить за переизданием инструкций, выходом в свет новых официальных документов ОАО «РЖД» по вопросам обеспечения безопасности движения поездов и своевременно корректировать содержание учебного материала для отработки навыков на тренажере. Учебный тренажер рассматривается теперь как инструмент, предоставляющий педагогу высокую степень свободы, допускающий совершение проб и ошибок для студентов и создающий на этой основе возможности для профессиональной идентификации - определение личности студента не как будущего, а как настоящего молодого специалиста.

Применение тренажеров в учебном процессе позволяет преподавателю: индивидуализировать процесс обучения, сократить его время, более объективно оценивать и анализировать результаты обучения, сократить количество ошибок.

Активная роль студента в обучении выражается в том, что он является непосредственным участником динамических, интерактивных и симуляционных процессов, происходящих на тренажёрах. Такое обучение происходит в основном индивидуально и характерно для подготовки по профилю, характеризуется высокими темпами усвоения практического материала.

Пассивно-активная роль студента ориентирована на сочетание лекционного курса с упражнениями и заданиями на тренажёрах, применима при узкопрофильной подготовке специалиста, обслуживания путевой инфраструктуры и в основном характерна для обучения в малых группах. Важнейшим условием эффективности такого обучения является самостоятельность студента и его степень активности, способность организовать собственную деятельность, навыки осознанного и ответственного решения профессиональных задач. Тренажеры можно использовать, интегрировав их с любой системой дистанционного обучения или использовать при обучении в колледже — на занятиях и дома при самостоятельной подготовке.

По методико-педагогическим характеристикам тренажеры, возможно, охарактеризовать по следующим признакам: простота использования, реализация требований к визуализации и звуку (разборчивость и чёткость изображения, цветовая гамма, расположение текста на экране), реализация требований к длительности тренажёрной подготовки, реализация требований к надёжности и безопасности эксплуатации; к уровню звука, к минимизации операций при подготовке к работе, к устойчивости от несанкционированного нажатия клавиш, к возможности легкого возврата на исходные позиции, к возможности неоднократного обращения к программе в случае неудачной попытки.

Методически обоснованным является подход к обучению студентов на конкретных этапах и в конкретных условиях. Такой подход предоставляет возможность построить более систематизированную программу обучения с акцентом на деятельностную составляющую, и призван увеличить эффективность обучения в целом. Это очень важно при подготовке специалистов, профессиональная деятельность которых будет непосредственно связана с движением поездов, эксплуатационной и маневровой работой.

Немаловажным представляется и своего рода мотивационный фактор. Сегодня среднее профессиональное образование неотделимо от современных технологий, отсутствие или недостаточное их использование в обучении студенты легко замечается. Это, конечно, полностью применимо и к подготовке студентов железнодорожного транспорта.

Активная профориентационная работа - еще один положительный момент. После первого опыта работы на тренажерах мы смогли заинтересовать школьников в профессиях, по которым осуществляется обучение в нашем колледже. Если раньше они с сомнением смотрели на строительство и эксплуатацию железных дорог, то компьютерная версия тренажера им все наглядно показала.

Внедрение в образовательный процесс высокотехнологичных тренажёров должно обеспечить улучшение технических знаний у студентов, что является гарантией эффективного формирования практических навыков будущих специалистов и снижения сроков их адаптации на рабочем месте.

Тренажеры, предназначенные для формирования учебных и практических навыков обучающихся, занимают свое место в ряду технических средств обучения наряду с техническими средствами передачи информации, техническими средствами контроля знаний, техническими средствами обучения и самообучения, а также вспомогательными и комбинированными техническими средствами обучения. Их функциональное назначение, основные характеристики и правила подтверждения соответствия установлены в ФГОС СПО.

Тренажерная практика в железнодорожной отрасли становится ключевой составляющей обучения. Тренажеры дают возможность тренироваться в безопасных условиях и выпускники уже без страха выходят на работу.

Таким образом, благодаря большому выбору программных комплексов, тренажёры в современном образовании занимают важное место при формировании и закреплении знаний, умений и навыков, формировании общих и профессиональных компетенций обучающегося и выполняют роль педагогического инструмента позволяющего повысить качество образовательного процесса.

Литература

Векслер В. А., Рейдель Л. Б. Интерактивные тренажеры и их значение в учебном процессе // Novainfo.Ru. 2016. Т. 1, № 41.

Долгов М. В., Куренков С. А., Дюбина А. Ю. Виртуальный тренажёр - новое направление в технической учебе // Автоматика, связь, информатика. М.: Изд-во РЖД, 2016. № 1.


Скачано с www.znanio.ru

Особенности использования тренажеров при реализации образовательных программ (на примере подготовки специалистов железнодорожного транспорта)

Особенности использования тренажеров при реализации образовательных программ (на примере подготовки специалистов железнодорожного транспорта)

Комплекс программного обеспечения для тренажера состоит из двух частей – обучающей и тестирующей для закрепления знаний

Комплекс программного обеспечения для тренажера состоит из двух частей – обучающей и тестирующей для закрепления знаний

Обучение на учебном тренажере предполагает полное погружение в производственный процесс или сопровождается одновременным изучением теоретических дисциплин в колледже

Обучение на учебном тренажере предполагает полное погружение в производственный процесс или сопровождается одновременным изучением теоретических дисциплин в колледже

Применение тренажеров в учебном процессе позволяет преподавателю: индивидуализировать процесс обучения, сократить его время, более объективно оценивать и анализировать результаты обучения, сократить количество ошибок

Применение тренажеров в учебном процессе позволяет преподавателю: индивидуализировать процесс обучения, сократить его время, более объективно оценивать и анализировать результаты обучения, сократить количество ошибок

Активная профориентационная работа - еще один положительный момент

Активная профориентационная работа - еще один положительный момент
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.10.2023