Особенности обучения иностранному языку на начальной ступени обучения

  • Особые потребности
  • docx
  • 28.12.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Обзор теоретического материала по раннему обучению
Иконка файла материала педагогическая копилка.docx

       Особенности обучения иностранному языку на начальной ступени обучения.

   ФГОС начального образования и новые программы закрепляют линию на раннее обучение. Это положительно сказывается на развитии иноязычной коммуникативной компетенции и общей коммуникативной компетенции учащихся. Компетенции должны соответствовать уровню и возрасту учащихся и  выражаться в аудировании, чтении и письме.

  Предмет иностранный язык имеет деятельностный характер, что соответствует природе младшего школьника (уровню психического, физиологического развития), его энергичности воспринимающего мира: целостно, эмоционально и активно. Пассивное обучение в начальной школе неестественно, оно должно быть направлено на деятельностный подход, он гармонирует с психологическими особенностями учащихся, с их эмоциональным развитием, с их активностью, энергичностью. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности: игровую, познавательную, художественную, эстетическую.

  Активное использование данных видов деятельности позволяет эффективно решать учебные задачи. Среди которых:

-формирование представлений об иностранном языке как о средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими/пишущими на иностранном языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты.

-расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных лингвистических представлений для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарном уровне

-обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру (очень важный аспект в обучении на начальной ступени).

-развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом.

                        

 

 

 

  Игра как один из основополагающих видов деятельности и как эффективное средство обучения.

Для детей младшего школьного возраста игра является естественным и преобладающим состоянием в деятельности. Поэтому применение игровых приемов является весьма эффективным средством обучения и повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Языковая среда, которая создается в игре, позволяет более непринужденно общаться. Существует огромное количество игровых приемов, способствующих более успешному овладению иностранным языком и повышающих мотивацию:

- Ball game (отработка лексики)

- Animal noises guessing game (отработка лексики)

- A mime game (отработка звуков)

- A simple memory game (отработка лексики) и т.д.

 

   Игровое образование, игра являются природосообразным, естественнозаложенным и естетственнопонятным для человеческого мозга способом передачи информации и мы можем общаться в игре с детьми напрямую.

  Игра – естественный для растущего организма способ получения информации. Исторически сложилось, что игра позволяет очень хорощо отрабатывать новые навыки, игра является отработкой навыка.

 Очень важным в игре является то, что обучение происходит исподволь, незаметно. Дети или взрослые входят в игру, им становится интересно, у них идет мотивирующий, вовлекающий их процесс и они даже не понимают, как так получилось, что они приобрели большое количество знаний и навыков. Игра создает желание снова быть в игре и репетативные моменты воспринимаются интереснее.

   Игры – наиболее эффективный образовательный инструмент, чем фронтальная работа. Применение игровой технологии в обучении иностранному языку широко применимо и показывает свою безусловную эффективность.

  На начальном этапе эффективны игры с карточками (активизация лексики), приемы применения карточек можно варьировать (угадывать индивидуально, все вместе, один ведущий). Дети с удовольствием угадывают названия продуктов, членов семьи и слова других тематических групп. При отработке звуков актуальна “Mime game” (учащийся шепчет звук другому и другой угадывает звук), игра развивает фонематический слух.

   Можно использовать игровые приемы: «Собери слова из букв» ( на этапе обучения чтению), «Посади пассажиров в поезд» ( на начальном этапе формирования грамматических навыков, при рассмотрении особенностей построения английского предложения).

     В целом, при формировании всех видов речевой деятельности на начальном этапе применение игровой методики показало свою эффективность.

 

 

                        Метод импритинга в обучении английскому языку.

Автором методики является Мещерякова В.Н. Импритинг ( imprit – оставлять след, запечатлевать, фиксировать)- восприятие первых (ярких, необычных) впечатлений (зрительных, тактильных, слуховых и т.д.), запоминание и непринужденное воспроизведение.

  Импритинг – это психофизиологический механизм, в соответствии с которым впечатление или образ, воспринятые в определенный критический период развития, прочно запечатлевается в сознании обучающегося, превращаясь в устойчивую поведенческую программу. Очень схож с механизмом мнемотехник. Запоминание признаков иностранных слов, их произношение происходит в основном непринужденно.

    Авторская методика уделяет особое внимание раннему обучению аудированию. Преимуществом такого обучения говорению является тот факт, что дети. Начинающие говорить после длительного этапа аудирования (что приближено к естественному пути в овладении языком) не нуждаются в  постановке английских звуков, дети имеют хорошее произношение.

  Действительно, на практике, этот подход показал свою эффективность, так как звучащее слово первично ( исторически) и учащиеся после того, как достаточно долго слушали и повторяли звуки, слова в непринужденной форме ( в форме песен также) не боятся в дальнейшем говорить и общение происходит в естественной для детей и интересной форме.

  Первоначально происходит развитие таких видов речевой деятельности как аудирование ( восприятие на слух) и говорение, затем одновременно письмо и чтение ( фо\иксация и воспроизведение слов). Основы письма закладываются в игровой форме. Дети разгадывают слова, кроссворды, составляют слова из букв и.т.д.

   Обучение звукопроизносительной стороне речи подразумевает, что изучение языку происходит с устным опережением, т.е. прежде чем ребенок овладевает навыками письменной речи, навыками чтения, он начинает произносить звуки, слова. Методика может строиться с овладения звуко-произносительной стороны речи: знакомство со словами ( визуальным, графическим образом слова: картинкой и словом), т.е. одновременно вводится буквенная оболочка слова и звуковая и ребенок знакомится с произношением (звуком) и буквой ( написанием слова). Происходит знакомство в трех направлениях: 1. Знакомство с алфавитом; 2. Знакомство со звуком; 3. Обучение произношению слов.  Ребенок может научиться читать слова, если он их видит ( не знает ещё звуков и правил чтения) и запоминает их произношение (природосообразно) и затем воспроизводит. На этом этапе можно использовать приемы запоминания слов. Практика показала, что эта методика достаточно эффективна.

    Основная задача методики, основанной на импритинге – создание в мозгу ребенка образа основных структур языка. Поскольку в данном возрасте речевые механизмы  еще не полностью сформированы, и действует механизм импритинга, наиболее эффективным представляется естественный путь создания образа языка у ребенка – через многократное прослушивание отработанных структур.

   При разработке программы автором учитывались психофизиологические и возрастные особенности детей. Автор ориентировался на непроизвольность  памяти и внимания, способность к импритингу и на игру как на основной вид деятельности.

  У детей в этом возрасте непроизвольное внимание преобладает над произвольным вниманием, целесообразно частую смену видов деятельности ( что соответствует развитию полушарий мозга).

  Это делает уроки максимально насыщенными и даёт учителю  возможность концентрироваться непосредственно на учебном процессе, не отвлекаясь на восстановление дисциплины. Сменой видов деятельности считается не только переход от сидения к активным играм и наоборот, но и чередование различных заданий и демонстрационного материала ( в среднем каждый урок состоит из 12-16 пунктов, это означает смену деятельности каждые 2-3 минуты).

 

                                      Литература:

Мещерякова В.Н.:      Книга  для учителя – Казань, 2011г.

Подковырова Е.В.:    io.nios.ru