Выступление Хорошаевой О.В., педагога-психолога МБОУ СОШ № 5 имени Героя Советского Союза Г.Е.Попова г.Николаевска-на-Амуре Хабаровского края
«Особенности осуществления профилактической работы по предупреждению
девиантного поведения у обучающихся»
«Необходимо предъявлять к ребенку твердые,
непререкаемые требования общества,
вооружать нормами поведения, чтобы он знал,
что можно и чего нельзя,
что похвально и что наказуемо»
А.С. Макаренко
Огромное большинство окружающих нас людей
живут нормальной жизнью.
Они работают, учатся, отдыхают, занимаются спортом, ездят за город, чтобы
полюбоваться природой, любят своих близких и друзей, заботятся друг о друге,
помогают друг другу. Их действия подчинены нормам, принятым в нашем обществе.
Но иногда это нормальное взаимодействие людей с окружающей средой нарушается и
очень часто это происходит в детском или подростковом возрасте.
В психологическом словаре понятие «отклоняющееся поведение» определяется как система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам.
Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания детей с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной коррекции проявлений девиантности, агрессии и других негативных качеств.
Состояние перехода социально-экономической системы России на новый уровень развития вызвало ряд дестабилизирующих процессов в обществе, которые не могли не отразиться на школьном образовании и потребовали изменения некоторых его функций. При смене экономической формации школа столкнулась с рядом социальных болезней: токсикоманией, алкоголизмом, подростковым рэкетом и другими проявлениями девиантного поведения детей и подростков. Как следствие кризиса общества и основных институтов социализации - семьи и школы, резко выросла кривая роста числа социальных сирот.
Такая ситуация вызвала необходимость перестройки воспитательной системы школы и смещения акцента с общих воспитательных мероприятий на постановку и решение задач профилактики деструктивных явлений в подростковой среде: безнадзорности и правонарушений школьников.
Главной причиной появления «трудных» детей является неспособность родителей эффективно воспитывать своих детей, недостаток знаний у родителей о том, как заниматься их воспитанием, чрезмерная занятость родителей, недостаток контроля с их стороны, частые конфликты в семье, авторитарное воспитание (излишний контроль и запреты со стороны родителей.)
Так же со стороны школы можно выявить ряд причин, влияющих на воспитание «трудного ребёнка»:
- неумение, а часто и не желание учителей работать с «трудными детьми», осуществлять их социальную реабилитацию,
- недостаточное взаимодействии семьи и школы,
- формальное исполнении учебно-воспитательной работы, недостатки в её организации,
- отсутствие преемственности и непрерывности воспитания учащихся,
- подмена воспитательных воздействий администрированием, сдерживание личной инициативы и социальной активности участников образовательного процесса, включая родителей,
- запущенности и принижении значимости внешкольной и внеклассной работы,
- так же школьник в условиях традиционно организованного образовательного процесса не всегда имеет достаточно возможностей для пробы сил в разных, значимых для него видах деятельности, освоении необходимого социального опыта. В большинстве учреждений проводятся различные мероприятия, акции, существуют кружки, секции, общественные организации, включая школьное самоуправление. Однако дети «группы социального риска» крайне редко включаются в эту деятельность.
- слабое или одностороннее взаимодействии школьных специалистов с органами и ведомствами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Школа наряду с семьёй является основным институтом социализации ребёнка. Вся система образования направлена не только на обучение, но и на передачу образцов культуры и социального опыта от поколения к поколению. Дезадаптированные дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам и часто прогуливают уроки.
Учебная дезадаптация может иметь следующие стадии
Стадии дезадаптации |
Формы девиантного поведения |
Учебная декомпенсация |
Неподчинение детей, критика действий взрослых, отрицательное отношение к учёбе. Ношение «вызывающей одежды, причёсок, украшений |
Школьная дезадаптация |
Нарушение правил поведения в школе, срывы уроков. Прогулы, отказ от выполнения заданий. Курение. Грубость, сквернословие |
Социальная дезадаптация |
Хулиганство. Раннее начало половой жизни. Драки, нанесение телесных повреждений. Употребление алкоголя, пьянство. Унижение других. Проба наркотиков, токсикомания. Побеги из дома |
Криминализация среды |
Следование воровским законам. Воровство. Вымогательство, рэкет, шантаж. Употребление наркотиков |
Проблемы управления профилактической работой деструктивных проявлений в подростковой среде обусловлены не только субъективными, но и объективными причинами.
К объективным причинам можно отнести:
1. Ориентацию школ на выполнение отчётности по показателям обучения, а не на личностное развитие и социализацию детей, их активное включение в жизнь общества.
2. Отсутствие программ и проектов, разрабатываемых и реализуемых школами по профилактике девиантного поведения детей.
3. Недостаток полномочий и ресурсов (административных, материальных) у школ для осуществления полного цикла профилактической деятельности для получения устойчивых положительных результатов.
4. Отсутствие у государственных и общественных структур реальных рычагов влияния на родителей, которые не хотят выполнять свои основные функции по нормальному содержанию и воспитанию своих детей.
5. Не разработанность механизмов реализации законов, обеспечивающих приоритет детства и защиту прав детей, их слабое ресурсное и нормативно-правовое обеспечение на региональном и муниципальном уровнях.
В настоящее время в России нет четко структурной системы социальных служб и учреждений, работающих с детьми группы риска.
Разобщённость действий, отсутствие общей стратегии и координирующего центра в деятельности органов и ведомств, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не даёт серьёзного результата в их работе.
Для дифференцированного подхода к работе с детьми «группы риска» следует разделить их на группы, имеющие свои отличия.
1) дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-патологической характеристики;
2) дети из неблагополучных семей;
3) дети, оставшиеся без попечения родителей по разным причинам, в силу разных обстоятельств;
4) дети из семей, нуждающихся в социально-психологической поддержке и защите своих прав.
5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации
В первую группу входят дети, как правило, имеющие проблемы в умственном развитии и соответственно проблемы в обучении, вызванные тем или иным умственным дефектом. К этой же группе также относятся дети-инвалиды и дети, имеющие различные хронические заболевания. Чаще всего с этими детьми в школе работают психологи, логопеды, медицинские работники.
Вторую, самую многочисленную группу составляют дети из так называемых неблагополучных семей. В этих семьях родители (или один из родителей) пьют, употребляют наркотики, занимаются тунеядством, проституцией; устраивают на квартире притоны; надолго оставляют детей одних дома без еды; жестоко обращаются с ними.
В третью группу входят дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (как правило это дети тех родителей, в отношении которых рассматривается вопрос о лишении родительских прав; когда родители в бегах, находятся в заключении или психиатрической лечебнице). Дети попадают в эту группу вследствие смерти родителей или лишения, (ограничения) их родительских прав.
Четвёртую группу составляют в основном дети из бедных, многодетных, приёмных, опекунских семей, где факторами риска являются причины экономического, демографического и педагогического характера, а также сложности адаптации детей к новым условиям обучения и проживания.
Пятая группа: подростки этой группы характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушениями самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины. В отношениях с взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека
В отношении каждой «группы риска» необходимо подбирать свои технологии сопровождения, учитывающие её актуальную проблематику.
Говоря об осуществлении профилактической работы в нашем учебном заведении, то необходимо отметить, что данный вид деятельности я, как педагог-психолог и социальный педагог школы осуществляем в рамках работы в социальной гостиной.
Для осуществления данной деятельности нами был отремонтирован кабинет, поклеены обои, кабинет пополнился различными цветами, есть рабочее место, где ребенок может поработать отдельно от группы (отдельный стол) и место для групповой работы. Для развития творческих способностей наших «трудных» подростков и детей, мы пригласили педагога дополнительного образования.
Так с первого сентября 2018-2019 учебного года в нашей школе начала работу социальная гостиная. Главной задачей, которой является создание благоприятной среды для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Проводя исследование по классам, было решено, что необходимо выделить две возрастные группы учащихся для организации работы.
Первая группа – дети начальной школы. Эти дети по внутрисемейным причинам часто остаются дома одни, и чтобы предупредить раннее бродяжничество, необходимо выбрать правильное направление работы для развития данной категории детей в дополнительном образовании. Также нашей задачей является социализация детей в обществе и в образовательном пространстве: умение выстраивать безконфликтные взаимоотношения с ровесниками и педагогами; правильно формулировать свои мысли и чувства и т.д. созданные условия, по нашему мнению, будут способствовать предотвращению развития асоциального поведения.
Основная наша категория «трудных» это девочки (7-9 класс), которые попали в эту группу по разным причинам: недостатки семейного воспитания, педагогическая запущенность, противоречия в личностном развитии подростков.
У данных девочек-подростков падает успеваемость, наблюдаются острые конфликты с окружающими, болезненные переживания, их поведение приобрело протестующий характер. Для них характерна импульсивность, повышенная возбудимость, легко переходящая в запальчивость, неуравновешенность, порождающая склонность к колебаниям настроения и даже аффективным вспышкам. Отрицательные эмоциональные порывы зачастую не компенсируются в должной степени соответствующими центрами торможения. Порой девочки сначала что-то сделают, а потом подумают, часто осознавая, что следовало бы поступать наоборот.
Наши девочки постоянно пытаются испробовать, «чего они может добиться». Отсюда частое противопоставление себя другим, часто негативное. В результате ученицы нередко оскорбляют окружающих людей только потому, что хочет испытать собственную независимость. У наших девочек уже нет наивной веры в авторитет родителей и педагогов.
Основные направления системы профилактики:
1. Выявление и включение в зону особого внимания и заботы детей, имеющих риск возникновения школьной дезадаптации, а именно часто не посещающих школу, большую часть времени проводящих на улице, имеющих проблемы в обучении, отношениях со сверстниками и учителями;
2. Проведение мониторинга социальной ситуации развития ребёнка, имеющего признаки дезадаптивного поведения, дифференцируя детей по группам возможного риска и стадиям дезадаптивного процесса.
3. Создание программы индивидуальной поддержки и сопровождения ребёнка, попавшего в зону особого внимания с учётом социальной ситуации его развития, с опорой на сильные стороны его личности и значимое для него окружение. Если значимые другие представляют угрозу его позитивной социализации необходимо переориентировать ребёнка на окружение с позитивной направленностью, создавая ему ситуацию успеха в новом для него окружении.
4. Обучение детей навыкам социальной компетентности (коммуникативным навыкам, навыкам саморегуляции и самоорганизации, умению управлять конфликтами, справляться со сложными состояниями сознания, преодолевать горечь утраты и т.п.);
5. Организация допрофессиональной подготовки подростков, что предполагает поддержку личности и семьи ребёнка в создании нормальных условий взаимодействия с социальным окружением, подготовку подростка к жизни в современном обществе, профессиональное самоопределение и овладении средствами и навыками трудовой деятельности.
Остановлюсь на реализации обозначенных направлений работы в контексте профилактики девиантного поведения у подростков более подробно.
Одно из направлений в профилактической работе по предупреждению девиантного поведения у подростков является информирование. Суть этого направления заключается в воздействии на когнитивные процессы личности с целью повышения способности личности к принятию конструктивных решений. Информирование целесообразно сопроводить беседами, в ходе которых можно обсудить возможные последствия различных видов девиаций.
С целью информирования девочек подросткового возраста мы используем следующие формы работы: беседы, дискуссии, диспуты, информационные часы, просмотр и обсуждение фильмов. Наиболее распространенной формой информирования девочек-подростков служит беседа, которую мы организуем совместно с инспектором ОДН, беседы проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме. Тематика бесед по профилактике девиантного поведения у подростков может быть следующей: «Эмоционально-личностная дезадаптация и ее профилактика», «Девиантное поведение: причины, особенности, формы проявления и меры воздействия», «Стресс. Формы и методы снятия стрессового напряжения», «Семейные ценности».
Диспут предполагает столкновение различных точек зрения и удовлетворяет потребность участников в общении, позволяет компетентно и плодотворно обсуждать проблемы, доказывать и убеждать, аргументировано отстаивать свою точку зрения. Темами для диспута могут выступить такие вопросы, как: «Чем рискуют девочки-подростки, употребляя алкоголь и наркотики», «Я в мире людей», «Половой вопрос», «Я будущая мама» и др.
Наиболее яркой и наглядной формой работы по информированию подростков становится просмотр и обсуждение фильмов. Сюда также можно отнести просмотр различной социальной рекламы и небольших видео-блоков на тему девиантного поведения у девочек подросткового возраста. Большое значение в этом методе имеет то, что он несет в себе большое количество наглядной информации, которая действует более эффективно, чем словесная.
Еще одним направлением работы по профилактике девиантного поведения у подростков является формирование у них адекватной самооценки, способности критически относиться к самой себе. Адекватная самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние несовершеннолетних девочек, стимулирует их деятельность, вселяет в них уверенность в достижении намеченных целей. Девочка-подросток с адекватной самооценкой обладает полноценной рефлексией себя и своих поступков, умеет адекватно и гармонично реализовывать себя во взаимоотношениях со сверстниками и в социально полезной деятельности. Мы должны помочь подросткам укрепить свою самооценку, научить их переживать конфликты и справляться с ними, предоставлять им возможность осознать собственный и чужие чувства.
В результате такой целенаправленной деятельности у подростков формируются здоровые ценности и здоровое отношение к окружающему миру. Кроме того, дети обретают навыки выражать и отстаивать свое мнение, осознавать собственные потребности, способности, достоинства и недостатки, конструктивно к ним относиться, бороться со своими слабостями.
Большим потенциалом в вопросе формирования адекватной самооценке девочек-подростков и способности критически относиться к самому себе обладает тренинг. Тренинг - особая разновидность обучения через непосредственное «проживание» и осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта, который не сводится ни к традиционному обучению через трансляцию знаний, ни к психологическому консультированию или психотерапии.
Еще одно направление по решению рассматриваемой проблемы - развитие эмоционально-волевой сферы личности: развитие волевых качеств, умение управлять собой, своим эмоциональным состоянием, адекватно реагировать на педагогические воздействия. У девочек подросткового возраста следует формировать такие волевые качества как: тормозить стремления и мотивы, способные привести к поступкам, наносящим вред обществу; концентрировать усилия на главном, наиболее важным в настоящее время; ставить перед собой продуманные не противоречащие праву цели, подчиняя им мимолетные влечения.
Подросток с несформированными волевыми качествами легко идет на нарушение общественных норм, подчиняясь чужой воле, чужим нравственным идеалами. Галагузова М.А. отмечает, что у подростков, допускающих аморальные выходки, поступки и преступления, отсутствуют сформированные волевые качества. Одной из форм работы в контексте данного направления является тренинг.
Следующее направление - это включение подростков в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном виде деятельности. По мнению, А.Д. Гордеева, важнейшая человеческая потребность - быть активным, сто-то совершать, действовать, реализовывать. Взрослые по-разному сдерживают активность ребенка, которому приходится мирится «с превосходящими силами взрослых». Однако, подрастая, у девочек возрастает потребность проявить себя в деятельности. Впоследствии эта потребность может быть удовлетворена разными способами - через созидание или через разрушение.
О включении девочек-подростков в социально значимые виды деятельности говорил А.С. Макаренко, понимая их, как виды деятельности, направленные на удовлетворение каких-либо общественных потребностей, будь то потребности школы, дошкольных учреждений, предприятий и организаций, находящихся в социальном окружении школы. Будучи универсальной по многообразию содержания, форм и методов, социально значимая деятельность воздействует на нравственные и эстетические, умственные и физические силы и свойства учащихся, расширяет возможности приложения их девочек на позитивные виды деятельности.
Данное направление социальный педагог может реализовывать через включение девочек-подростков в различные кружки, конкурсы. В данном направлении мы тесно сотрудничаем с педагогами дополнительного образования. Не менее важным направлением работы социального педагога по профилактике девиантного поведения является развитие отношений сотрудничества и кооперации между девочками-подростками и сверстниками, обеспечивающими возможность позитивного личностного развития. Развитие личности, степень уверенности в себе, эмоциональное благополучие в целом определяется в значительной степени сложной системой взаимодействия отдельных подсистем личностной микросреды, в процессе взаимодействия с которой и активной деятельности в ней формируются личностные качества девочек-подростков. Одной из таких подсистем является группа сверстников. Для девочек очень важно принадлежать к какой-либо группе, но когда они не могут контролировать процессы, в которые включены, лишены возможности стремиться к общей цели и ощущать собственное назначение в группе и организации не сформированы отношения к деятельности ведущей для коллектива, как к средству самовыражения, то следствием этого становится отчуждение. Отчуждение девочек-подростков от позитивно ориентированной группы может привести к серьезным последствиям: начиная с замкнутости и заканчивая переходом девочек-подростков в криминальную группу.
Данное направление работы социального педагога по профилактике девиантного поведения у девочек-подростков можно реализовать через следующие формы работы: деловая игра, дискуссия, диспут, проект и т.п.
Таким образом, результативность профилактики девиантного поведения у подростков достигается определением и реализацией направлений работы педагогов, которые направлены на информирование подростков, формирование у них адекватной самооценки, способности подростков критически относиться к самой себе, развитие у подростков эмоционально-волевой сферы, включение подростков в социально значимые виды деятельности, предоставляющие девочкам-подросткам возможность самоутверждения и самореализации, развитие благоприятных отношений сотрудничества между девочками подросткового возраста и сверстниками, обеспечивающими возможность позитивного личностного развития подростков. Организуя работу при соблюдении всех условий успешности этой деятельности и заинтересованности самих педагогов, они могут добиться высоких результатов в профилактике девиантного поведения у подростков.
В нашей работе много сложностей и трудностей т.к. для нас как специалистов этот опыт новый и неапробированный. Поэтому своей первостепенной задачей видим снижение факторов риска.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.