Особенности профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, а это значит выбрать профессию и свой жизненный путь. Необходимо помочь обучающемуся с ОВЗ выбрать именно ту профессию, овладение которой ему по силам, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями. Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах. Профессиональная ориентация – это не только знакомство обучающихся с ОВЗ с профессией «Повар», но и формирование у них установок на выбор этой профессии и устойчивых интересов к труду. Здесь важна система обучения, которой будет подчинена вся программа работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, формирование интереса к профессии «Повар», эмоционально окрашенного отношения к ней происходит на основе определенных профессиональных представлений и служит исходным пунктом для образования профессиональных диспозиций личности.
Профориентация - это система государственных мероприятий. Любой аспект коррекционно-воспитательной работы в образовательном учреждении, в том числе и профориентация, предполагает глубокое изучение состава обучающихся, поэтому профессиональная ориентация немыслима без понимания их особенностей.
У большинства обучающихся с ограниченными возможностями здоровья заметно снижена работоспособность: они быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы при физической нагрузке. Объясняется это дефектами эмоционально-волевой сферы, в результате чего, они не способны проявить волевые усилия, там, где это требуется.
Как известно, обучающиеся со значительным снижением умственного развития требуют к себе пристального внимания. У некоторых из них возникают трудности в обучении по профильному направлению. Но и у таких подростков можно найти другие качества, на которые можно опереться – исполнительность, трудолюбие, терпение, выносливость. Но для того, чтобы добиться раскрытия этих качеств необходимо рассмотреть их в ребенке и помочь раскрыть.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья зачастую затрудняются объяснить свой интерес к той или иной профессии. У многих может обнаруживаться значительное несоответствие между профессиональными интересами и содержанием профессионального обучения. Многие профессии, информация о которых транслируется в СМИ, могут быть недоступны для таких детей. Именно поэтому профориентационная работа с такими подростками должна быть непрерывной. То есть начинаться уже в младшей школе.
В профессиональной ориентации таких детей должен реализовываться индивидуальный и личностно ориентированный подход. Перед тем, как проводить профориентацию, мы как педагоги должныучитывать специфику заболевания обучающихся с ОВЗ, а именно интеллектуальные нарушения.
В своей профоринтационной работе мы всегда учитываем диапазон различий в развитии подростков с ОВЗ, так как он велик: от подростков, практически нормально развивающихся, испытывающих небольшие трудности в обучении, развитии и общении, до детей с тяжёлыми отклонениями и поражениями ЦНС, нуждающихся в индивидуальной программе образования. Важно помнить, что всё это может осложнить профориентационную работу.
Итак, профориентационная работа нашего техникума включает в себя:
1. Профориентационное информирование – информирование выпускников коррекционной школы №11 - по профессиональной подготовке по профессии «Повар».
2. Участие в организации и проведении специализированных ярмарок
учебных мест, выставок образования совместно со службами занятости населения и управлениями образования г.Димитровграда;
3. Проведение дня открытых дверей в техникуме;
4. Проведение профориентационных экскурсий для подростков с ОВЗ и их родителей в техникуме.
5. Просмотр видеороликов и рекламных материалов.
6. Профориентационная работа с выпускниками коррекционной школы № 11 г.Димитровграда.
7. Выступление на родительских собраниях в этой же школе, а также индивидуальное консультирование по возникшим вопросам.
8. Мастер-классы, конкурсы профмастерства (включая чемпионат Абилимпикс).
9. Взаимодействие с территориальными органами государственной службы занятости населения.
Профориентационная работа с обучающимися в нашем техникуме, имеющими ограниченные возможности здоровья имеет большое своеобразие в силу особенностей умственного развития подростков. Так как у подростков с такими нарушениями может отсутствовать ясная жизненная позиция, недостаточно сформирована способность оценки своих возможностей в выборе профессии, как правило, самооценка завышена, неадекватна.
Поэтому главным направлением профориентационной работы в ДТПТ является воспитание у обучающихся интересов и склонностей к профессии «Повар» с учётом их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения.
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.